Научная статья на тему 'Государственно-правовое развитие Российской Федерации: этапы, проблемы, особенности'

Государственно-правовое развитие Российской Федерации: этапы, проблемы, особенности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
886
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА СЛОВА / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / LAW / STATE / CONSTITUTION / HUMAN RIGHTS / FREEDOM OF SPEECH / SEPARATION OF POWERS / MULTI-PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Игорь Александрович

В статье представлен анализ государственно-правового развития России в период 20 века. Проанализированы основные документы конституционного значения и Конституции принятые в тот период, дана правовая характеристика и обоснование необходимости их принятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE LAW DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: PHASES, PROBLEMS, FEATURES

The paper presents the analysis of state law development of Russia in the 20th century. The main documents of constitutional importance and the Constitution adopted at that time are analyzed, legal characteristic and justification of the need for their adoption are given.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое развитие Российской Федерации: этапы, проблемы, особенности»

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.4

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ

КУЗНЕЦОВ Игорь Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ государственно-правового развития России в период 20 века. Проанализированы основные документы конституционного значения и Конституции принятые в тот период, дана правовая характеристика и обоснование необходимости их принятия.

Ключевые слова: право, государство, конституция, права человека, свобода слова, разделение властей, многопартийность.

STATE LAW DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: PHASES, PROBLEMS, FEATURES

KUZNETSOV Igor Aleksandrovich

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of State Law of the Institute of Law of the FBSEI HE "Bashkir State University ", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]

The paper presents the analysis of state law development of Russia in the 20th century. The main documents of constitutional importance and the Constitution adopted at that time are analyzed, legal characteristic and justification of the need for their adoption are given.

Key words: law, state, Constitution, human rights, freedom of speech, separation of powers, multiparty system.

Современные отечественные исследователи, анализируя государственно-правовое развитие Российской Федерации, выделяют несколько основных периодов, характеризующих, на наш взгляд, особенности отечественного конституционализма.

Временной отрезок с 1815 г. по 1905 г., принято считать первым, так как здесь можно отметить «Хартию государственного устройства» (Конституция Царства Польского от 1815 года) дарованную Александром I, существовал так называемый проект Тырновской конституции 1879 г., разработанный советником российского министерства юстиции С.И. Лукьяновым, известным российским юристом А.Д. Градовским и другими.

Также в свою очередь нельзя не упомянуть и документы конституционного значения принятые в царской России:

1. Манифест «Об учреждении Государственной Думы» от 6 августа 1905 года.

2. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года.

3. Положение о выборах в Государственную Думу от 06 августа 1905 года.

Манифесты были призваны установить распределение законодательной власти между

императором и законодательным (представительным) органом Государственной Думой Российской Империи. Также, в свою очередь, в них были зафиксированы основные политические права и свободы (напр.: свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности).

В качестве второго периода развития российского конституционализма, хотелось бы обозначить временной отрезок с 1905 по февраль 1917 г. Буржуазно-демократическая рево-

люция 1905-1907 гг. дала возможность перехода Российской Империи к конституционной монархии. Центральным нормативно-правовым актом того времени являлся Свод основных государственных законов от 1906 г.

Под руководством М. М. Сперанского Основные законы были кодифицированы и вошли в Том 1 «Свода законов Российской империи», изданного в 1832 году и введённого в действие 1833 году Манифестом российского императора Николая I. В связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета 23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения. Тем не менее, несмотря на свой ранг, объем и характер, данный Свод большинством ученых не признается в качестве первой в истории российской государственности конституции [5, с.93].

Третий период начинает свой отсчет с буржуазно-демократической революции 1917 г. (Февральская революция) и продолжается до октября 1917 г. В результате буржуазно-демократической революции прекратили свое существование практически все государственные институты конституционной монархии. Ситуация, которая возникла после революции и получившая название «двоевластие» тормозила развитие российского конституционализма. Здесь можно отметить наиболее значимые, на наш взгляд, документы того времени:

1. «Об учреждения по делам печати» от 27.04.1917 года (отменялась цензура).

2. «О собраниях и союзах» от 12.04.1917 года (устанавливалась свобода создания общественных объединений).

3. Манифест о провозглашении России республикой от 01.09.1917 года.

Четвертый период охватывает временные рамки с октября 1917 г. по 1991 гг. Этот

временной отрезок, в юридической науке, принято характеризовать как период советского конституционализма. В это время были приняты Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 годов.

Все эти Конституции имели общие черты:

- отвергание принципа разделения властей;

- построение и функционирование государственной власти на основе принципа единства власти с разделением властно-управленческих функций между государственными органами, но не властей;

- классовый подход;

- ожидание мирового революционного процесса;

- вера в близкую победу социализма во всех странах и установление коммунизма (что особенно касается Конституции РСФСР 1918 года);

- большое внимание уделяется упрочению позиций Коммунистической партии, обоснования ее ведущей и ключевой роли в жизнедеятельности государства и общества.

В свою очередь, нельзя не отметить и тот момент, что советские конституции предоставляли широчайший перечень социально-экономических прав (Конституция РСФСР от 21 марта 1937 г. предоставляла всем гражданам право на всеобщее бесплатное образование, право на материальное обеспечение по старости и инвалидности, всеобщее равенство вне зависимости от расы, пола, национальности [1]. Здесь можно отметить, что Конституция в результате смогла повлиять на положения Устава ООН о защите прав человека и Всеобщей декларации прав человека 1948 г.) [6, с.83].

Конституция РСФСР 1918 - была 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и, как мы уже отмечали выше, носила явно выраженный классовый характер.

Всероссийский Съезд Советов провозглашался как полновластный, в полномочия которого входило принятие законов, бюджета, установление налогов, ратифицирование международных договоров.

В качестве главных особенностей данной конституции можно выделить:

1. Провозглашение РСФСР свободным социалистическим обществом всех трудящихся и социалистической направленности государства.

2. Закрепление принципа диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.

3. Установление системы советов на всех уровнях во главе со Съездом Советов.

4. Отстранение от участия в выборах представителей так называемых «эксплуататорских классов».

5. Провозглашение России федерацией.

О ярко выраженном классовом характере явно свидетельствует тот факт, что от выборов во Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов были отстранены лица, живущие на нетрудовые доходы. Права граждан носили классово-ограниченный характер. В этом смысле очень показательна ст. 23 Конституции РСФСР: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции». Вместе с тем существовали и положения, носившие весьма прогрессивный характер, к примеру: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия» (ст. 22 Конституции РСФСР).

Анализируя Конституцию РСФСР 1918 года, в качестве примера можно вспомнить слова В.И. Ленина, который в одной из своих работ писал о ней, что: «Она концентрирует то, что уже дала жизнь, и будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни» [4, с.21].

Следующим актом в истории советского конституционализма стала Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. Главная причина принятия Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г. являлось образование 30 декабря 1922 года СССР из четырех республик - РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказье). Главной целью Конституции СССР 1924 года была задача отразить природу и структуру СССР, а Конституции РСФСР 1925 года - внести изменения в Конституцию РСФСР 1918 года, в связи с вступление РСФСР в СССР.

В целом, данная Конституция по своему тексту была аналогична предшественнице -Конституции РСФСР 1918 г. Вместе с тем были введены положения, касающиеся предметов ведения высших исполнительных и законодательных органов, отражена система органов власти РСФСР.

Б.С. Эбзеев считает, что данная Конституция имела ряд серьезных недостатков, в частности, по его мнению, конституция советского типа рассматривалась как важное средство успешного решения поставленных партией задач экономических, политических, идеологических и социально-культурных преобразований. Именно в этот исторический период из способа закрепления правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами личности, они стали законом, закрепляющим строй абсолютного государства с неограниченной властью узкого слоя «вождей», являвшегося суррогатом официально декларируемой диктатуры пролетариата [6, с.77].

Следующим этапом развитие конституционализма в России является принятие 21 января 1937 года XVII Чрезвычайным Всероссийским Съездом Советов Конституции РСФСР.

Это объяснялось необходимостью дальнейшего развития советской демократии. По этому поводу Пленум ЦК ВКП(б) в своем постановлении от 1 февраля 1935 г. указал на необходимость изменений в действовавшей Конституции СССР 1924 г., в смысле того, что необходима дальнейшая демократизация избирательной системы, уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие с нынешним соотношением классовых сил в СССР [3, с.676].

По данному поводу имеется и другая точка зрения, которую в целом можно свести к тому, что постольку, поскольку к 1934 году в Европе усилилась угроза прихода к власти ультраправых, радикальных партий, коммунистическая партия была вынуждена сближаться и консолидироваться с европейскими социалистическими партиями. Это привело к тому, что сугубо классовый подход к формированию выборных органов власти был пересмотрен в пользу всеобщего избирательного права. Произошел отказ от требования передачи власти рабочим советам. Конституция провозглашала РСФСР социалистическим государством рабочих и крестьян (ст. 1), политическую систему государства Советы депутатов трудящихся (ст. 2), были установлены экономические основы государственной собственности, которая именовалась иначе как «всенародное достояние» (ст.ст. 4-6) и т.д.

Наиболее разработанной с точки зрения объема и систематизации конституционных норм стала Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года принятая на седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Важной новеллой стала ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г., которая прямо отражала роль коммунистической партии, являясь «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» [2]. Конституцией РСФСР 1978 г. уделялось большее внимание основным свободам, права и обязанностям граждан. Показательно, что в прошлой Конституции 1937 года этим вопросам посвящалось 16 статей, при этом аналогичный показатель Конституции 1978 года составлял уже 37 статей.

По своей сути Конституция РСФСР 1978 г. уже представляла собой выражение нового этапа развития демократии и личных прав и свобод человека и гражданина. Это подтверждается ст. 9 Конституции РСФСР 1978 г., которая восприняла соответствующие положения Конституции СССР 1977 г. В данной статье говорится: «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения» [2]. Таким образом, российский конституционализм отказался на данном этапе от идеи диктатуры пролетариата, установленной еще на самом раннем этапе развития советских конституционных институтов, а государство было провозглашено «общенародным», о чем сказано в ст. 1 Конституций СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.

Принятие Конституции РСФСР 1978 г., как уже было сказано выше, закрепило целый ряд социальных, экономических и политических прав человека и гражданина. Все они в равной степени оказали влияние на общественное сознание, способствовали интеграции демократических идей в него.

Во второй половине 1988 г. было положено начало реформированию советской политической системы, которая уже не отвечала сложившимся реалиям общественно-политического развития государства. Данная реформа была обусловлена целым рядом факторов, и не в последнюю очередь благодаря широкой демократизации общества, критическому анализу им своего прошлого и настоящего.

Вместе с тем остро встал вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. в соответствие с изменениями произошедшими в обществе.

Первая поправка к Конституции была принята 27 октября 1989 г. Она изменила порядок формирования и функционирования высших законодательных органов РСФСР. Согласно этой поправке Съезд народных депутатов РСФСР (далее - СНД РСФСР) становился высшим органом государственной власти. Однако, собираясь раз в год, он не являлся постоянно действующим органом. Дважды в год Верховный Совет РСФСР, избираемый Съездом народных депутатов, осуществлял полномочия органа законодательной власти между сессиями СНД РСФСР.

В 1990 году был принят целый ряд поправок, который устанавливал многопартийную систему в РСФСР, было исключено положение о КПСС, как о руководящей и направляющей силе общества. Вслед за этим последовала следующая серия поправок. К примеру, в текст Конституции РСФСР была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина (от 22 ноября 1991 г.), введен институт Президента РСФСР (12 июня 1991 г.), изменено наименование государства с «РСФСР» на «Российская Федерация - Россия» (25 декабря 1991 г.)

12 июня 1990 г. состоялось одно из самых важных событий в истории российского конституционализма - Первый Съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

Одной из самых значимых поправок стала поправка от 15 декабря 1990 г., которой в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Необходимость разработки и принятия новой конституции была осознана всеми политическими силами Съезда народных депутатов еще 12 июня 1990 г. в процессе принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Старая Конституция РСФСР от 1978 г. с многочисленными поправками не только мешала дальнейшему развитию страны в духе перестроечных реформ, но и создавала множество коллизий и противоречий в деятельности органов государственной власти, прежде всего - Верховного Совета РСФСР и Президента РСФСР.

В качестве основных причин принятия новой конституции можно привести следующие аргументы:

1. Конституция РСФСР 1978 года принималась как конституция республики в составе СССР, а 25 декабря 1991 года СССР распался.

2. Конституция РСФСР была конституцией социалистического государства, а Россия в конце 80-х отказалась от социализма и начала радикальную экономическую реформу.

3. В России появилась многопартийная система.

4. Появился пост Президента России.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу. К числу наиболее ее значимых моментов, на наш взгляд можно отнести следующее:

- закрепление прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами и принципами международного права;

- высшей ценностью объявляются не интересы государства, а права и свободы человека;

- человеку разрешено делать все, что не запрещено законом;

- провозглашается принцип разделения властей;

- юридическое равенство всех субъектов Российской Федерации;

- признание и защита многообразных форм собственности;

- признание идеологического многообразия;

- многопартийность.

Резюмируя, мы отмечаем, что сама сущность конституции не меняется на протяжении уже достаточно длительного времени, и является отражением потребностей общества в определенный период времени. Современная сущность Конституции определяется правовым равенством членов общества и соблюдением их интересов. Говоря об Основном законе Российской Федерации 1993 г., мы приходим к выводу, что её сущность заключается в представлении собой конституции демократического государства, и выражении социального компромисса и солидарности путем консолидации многонационального народа России.

Библиографические ссылки

1. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1937. № 20.

2. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 14 т. Т. 2. / под ред. А. Егорова, К. Боголюбова. М. : Издательство политической литературы, 1983.

4. Ленин В.И. ^бр. соч. В 55 т. Т. 37. М. : Издательство политической литературы, 1958.

5. Чиркин В.Е. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование. М. : Норма ИНФРА-М, 2014.

6. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М. : Проспект, 2014.

References

1. Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Rossiyskoy Sovetskoy Federativnoy Sotsialisticheskoy Respubliki (utverzhdena postanovleniyem Chrezvychaynogo XVII Vserossiyskogo S"yezda Sovetov ot 21 yanvarya 1937 g.) (The Constitution (Basic Law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (approved by the decision of the Extraordinary XVII All-Russian Congress of Soviets of January 21, 1937). Izvestiya TSIK Soyuza SSR i VTSIK, 1937, No. 20.

2. Konstitutsiya (Osnovnoy zakon) Rossiyskoy Sovetskoy Federativnoy Sotsialistiche-skoy Respubliki (prinyata na vneocherednoy sed'moy sessii Verkhovnogo Soveta RSFSR devyatogo sozyva 12 aprelya 1978 g.) (The Constitution (Basic Law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (adopted at the extraordinary seventh session of the Supreme Council of the RSFSR of the ninth convocation on April 12, 1978). Vedomosti VS RSFSR, 1978, No. 15, St. 407.

3. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"yezdov, konferentsiy i plenumov TSK (The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee). V 14 t. T. 2, pod red. A. Yegorova, K. Bogolyubova. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1983.

4. Lenin V.I. Cobr. soch. (Collection Works). V 55 t. T. 37. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1958.

5. Chirkin V.Ye. Konstitutsiya v XXI veke: sravnitel'no-pravovoye issledovaniye (The Constitution in the XXI Century: comparative legal study). Moscow, Norma INFRA-M, 2014.

6. Ebzeyev B.S. Konstitutsiya, vlast' i svoboda v Rossii: opyt sinteticheskogo issledovaniya (Constitution, power and freedom in Russia: the experience of synthetic research). Moscow, Prospekt, 2014.

Дата поступления: 30.08.2019 Received: 30.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.