Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВ ПАССАЖИРОВ) '

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВ ПАССАЖИРОВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / права человека / пассажиры / договор воздушной перевозки пассажиров / правовые средства защиты прав человека / Constitution of the Russian Federation / human rights / passenger / passenger air transportation contract / legal means of human rights protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шагиева Розалина Васильевна, Ерофеева Диана Валерьевна

В статье применительно реализации прав пассажиров показана роль Конституции Российской Федерации как специально-юридической гарантии их защиты. Авторы показывают, что конституционно-ценностные ориентиры, закрепленные в статьях Основного закона нашей страны, способны сами по себе послужить обеспечительными средствами их охраны. В данной статье проанализировано соотношение и взаимосвязь базовых прав человека с правами участника договора перевозки, а также рассмотрены основные способы защиты прав такого участника. В результате выявлено, насколько законодательно предоставленные способы фактически применимы к данному типу прав, и есть ли какие-либо пробелы в правовом регулировании института прав пассажира. Выводы получены на основе изучения опыта в области договора воздушной перевозки пассажира как наиболее резонансного вида отношений перевозчиков и пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A GUARANTEE OF HUMAN RIGHTS PROTECTION (BY THE EXAMPLE OF PASSENGER RIGHTS)

The article shows the role of the Constitution of the Russian Federation as a special legal guarantee of their protection in relation to the realization of passengers' rights. The authors show that the constitutional and value orientations enshrined in the articles of the Basic Law of our country are capable of serving as security means of their protection by themselves. This article analyzes the correlation and interrelation of basic human rights with the rights of a participant in a contract of carriage, and also considers the basic ways to protect the rights of such a participant. As a result, it was revealed to what extent the legally provided methods are actually applicable to this type of rights, and whether there are any gaps in the legal regulation of the institution of passenger rights. The conclusions are based on the study of experience in the field of passenger air transportation contract as the most resonant type of relationship between carriers and passengers.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВ ПАССАЖИРОВ) »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_249

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВ ПАССАЖИРОВ) THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A GUARANTEE OF HUMAN RIGHTS PROTECTION (BY THE EXAMPLE OF PASSENGER RIGHTS)

ШАГИЕВА Розалина Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры частного права Государственного университета управления,

профессор кафедры теории и истории государства и права Российской таможенной академии. 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4. E-mail: shagsas@mail.ru;

Ерофеева Диана Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры фундаментальной юриспруденции и международного права Российской академии адвокатуры и нотариата, Директор по правовому обеспечению ЗАО «Группа компаний С7». 107120, Россия, г. Москва, Малый Полуярославский пер., 3/5, етр. 1. E-mail: shagsas@mail.ru;

SHAGIEVA Rosalina V.,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Private Law State University of Management,

Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Russian Customs Academy. 4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015, Russia. E-mail: shagsas@mail.ru;

EROFEEFA Diana Valeryevna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Fundamental Jurisprudence and International Law Of the Russian Academy of Advocacy and Notary, Director of Legal Support of CJSC "Group of Companies C7". 107120, Russia, Moscow, Maly Poluyaroslavsky lane, 3.5, p. 1. E-mail: shagsas@mail.ru

Краткая аннотация: В статье применительно реализации прав пассажиров показана роль Конституции Российской Федерации как специально-юридической гарантии их защиты. Авторы показывают, что конституционно-ценностные ориентиры, закрепленные в статьях Основного закона нашей страны, способны сами по себе послужить обеспечительными средствами их охраны. В данной статье проанализировано соотношение и взаимосвязь базовых прав человека с правами участника договора перевозки, а также рассмотрены основные способы защиты прав такого участника. В результате выявлено, насколько законодательно предоставленные способы фактически применимы к данному типу прав, и есть ли какие-либо пробелы в правовом регулировании института прав пассажира. Выводы получены на основе изучения опыта в области договора воздушной перевозки пассажира как наиболее резонансного вида отношений перевозчиков и пассажиров.

Abstract: The article shows the role of the Constitution of the Russian Federation as a special legal guarantee of their protection in relation to the realization of passengers' rights. The authors show that the constitutional and value orientations enshrined in the articles of the Basic Law of our country are capable of serving as security means of their protection by themselves. This article analyzes the correlation and interrelation of basic human rights with the rights of a participant in a contract of carriage, and also considers the basic ways to protect the rights of such a participant. As a result, it was revealed to what extent the legally provided methods are actually applicable to this type of rights, and whether there are any gaps in the legal regulation of the institution of passenger rights. The conclusions are based on the study of experience in the field of passenger air transportation contract as the most resonant type of relationship between carriers and passengers.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, права человека, пассажиры, договор воздушной перевозки пассажиров, правовые средства защиты прав человека.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, human rights, passenger, passenger air transportation contract, legal means of human rights protection.

Для цитирования: Шагиева Р.В., Ерофеева Д.В. Конституция Российской Федерации как гарантия защиты прав человека (на примере прав пассажиров) // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 249-252. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_249.

For citation: Shagieva R.V., Erofeeva D.V. The Constitution of the Russian Federation as a guarantee of human rights protection (by the example of passenger rights) //Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 249-252. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_249.

Статья поступила в редакцию: 07.10.2023

Человек в современном обществе ежедневно выступает в самых разнообразных социальных ролях и статусах - гражданин определенного государства, участник гражданско-правового договора, работник, родитель, обладатель социальных льгот - этот список можно продолжать и продолжать, и в каждой роли и статусе ему присущи определенные права и обязанности. Как известно, понятие «право человека» допустимо рассматривать и в более устоявшемся и очевидном значении субъективного права лица, присущего ему, начиная с определенного момента и которым лицо обладает либо безусловно, либо под определенным условием (с рождения, по достижению определенного возраста, с приобретением соответствующего статуса, должности и т.п.). Вместе с тем, классик отечественной юриспруденции С.С. Алексеев развил и усовершенствовал идеи другого классика (в области философии и общеправовой мысли) И. Канта в отношении права человека как категории объективного права. Исследуя феномен права человека, С.С. Алексеев отмечал "возвышение" субъективных прав человека до более совершенного уровня объективного права: "...неотъемлемые права человека переходят в новое состояние. И в результате этого обретают силу действующего права с характерными для него действенными правовыми средствами и механизмами, регулятивными и юридическими конструкциями, "настроенными" на реальное утверждение в жизни содержания позитивного права"1. Такой правовой феномен можно условно поименовать «право прав челове-

1 Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Т. 9: Публицистика. М.: Статут, 2010. С. 14.

ка», характеризующий иную плоскость правовой действительности и ее понимания, нежели понятие "права человека", рассматриваемое в значении субъективных прав"1. Данный термин используется в юриспруденции как в международном праве (международное право прав человека), так и при рассмотрении национальных правовых систем.

В контексте рассматриваемой темы интересно вспомнить позицию В.Н. Бутылина, отмечающего, что "право прав человека и гражданина" можно рассматривать в качестве формирующейся "комплексной отрасли права, которая как бы аккумулирует в своем составе весь комплекс правовых средств, направленных на охрану, обеспечение действия прав и свобод человека и гражданина"2. Следуя данной логике, становится возможным аккумулирование не только всей совокупности прав человека и способов их защиты, а сведение воедино отдельных совокупностей прав физического лица, возникающих у него в рамках отдельных видов отношений, как, например, в отношениях по договору перевозки. Безусловно, подобная деятельность с меньшей степенью вероятности возможна в форме нормотворческого процесса, результатом которого может стать нормативный акт любого уровня в иерархии нормативных правовых актов государства, однако вполне допустимо осуществить обобщение Верховным судом РФ, например, судебной практики в отношении категорий дел, связанных с разнообразными нарушениями прав пассажиров для создания в дальнейшем единообразной судебной практики.

О каких же правах человека как максимально широкой правовой категории можно говорить в контексте более узкой категории прав лица как пассажира? В главе 2 Конституции РФ закреплен широкий круг личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина. Понятно, что большинство декларируемых главой 2 Конституции РФ субъективных прав не имеют прямого отношения к рассматриваемым в настоящей статье вопросам, однако хотелось бы рассмотреть некоторые из гарантированных Конституцией РФ прав, которые в большей или меньшей степени интегрированы в систему взаимоотношений пассажир- перевозчик.

Первым и самым очевидным из прав человека, относимым к личным правам, является право на жизнь. Данное право является в силу положений Конституции РФ неотчуждаемым, принадлежит каждому от рождения и относится к так называемым абсолютным правам. В данном контексте стоит вспомнить, что отличает категорию абсолютных субъективных прав от категории относительных:

1) абсолютному праву соответствует обязанность всех сограждан воздерживаться от действий, не согласных с ним;

2) абсолютные права могут быть выражены в форме запретов;

3) при нарушении абсолютного права субъектом такого нарушения может являться любое лицо, и, соответственно, при защите нарушенного абсолютного права ответчиком по иску также может быть любое лицо;

4) права абсолютные устанавливаются независимо от воли пассивных субъектов3.

Можно ли использовать в качестве средства защиты прав пассажиров ссылку на наличие у пассажира, как и у любого физического лица, права на жизнь? Полагаем, что на данный вопрос можно ответить положительно, принимая во внимание существующие прецеденты в судебной практике. Так, можно в качестве примера вспомнить широко известное дело, рассмотренное Федеральным конституционным судом Германии о применимости отдельных положений законодательства Германии о безопасности полетов. В соответствии с одним из положений упомянутого нормативного регулирования министру обороны были предоставлены особые полномочии о возможности отдать указание сбить воздушное судно при наличии обоснованных предположений о захвате данного судна террористами и последующем использовании данного судна в качестве оружия для поражения цели на земле, причем, данное полномочие министра могло быть использовано при условии, что все прочие средства предотвращения потенциального теракта были использованы безрезультатно. В рамках судебного разбирательства данная норма была признана судом нарушающей право на жизнь пассажиров. При этом судом было отдельно отмечено, что при нахождении на борту воздушного судна только лиц, планирующих использовать его в качестве оружия, министр обороны вправе отдать соответствующее указание, потому что право на жизнь достоинство преступников, остающихся субъектами, а не объектами деятельности, причем действующими умышленно и имеющими возможность отказаться от осуществления своих планов, в этом случае не затрагивается (not impaired)4.

Дополнительно можно отметить, что на государство возложена обязанность по обеспечению и возможности фактической реализации всех прав человека, включая право на жизнь. Данная обязанность осуществляется посредством выработки эффективной нормативной базы, применительно к рассматриваемой специфике, обеспечивающей безопасность полетов и транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, а также с помощью предоставления полномочий компетентным органам принимать превентивные решения, в случае выявления нарушений действующего нормативного регулирования, могущих привести к необратимым последствиям. В частности, в соответствии с Приказом Минтранса России от 19.11.2020 г. № 494, уполномоченный орган вправе в определенных приказом случаях принимать решения о приостановлении, аннулировании либо внесении ограничений в сертификат эксплуатанта. Среди оснований могут быть названы нарушения требований федеральных авиационных правил в части подготовки и выполнения полетов, приведших к авиационному происшествию; нарушения требований федеральных авиационных правил в части подготовки и выполнения полетов, приведших к авиационному происшествию, случаи выявления уполномоченным органом несоблюдения условий специальных разрешений, указанных в спецификации сертификата эксплуатанта, случаи нахождения более 180 дней воздушного судна без действующего сертификата летной годности и (или) договора обязательного страхования и иные5.

1 Пресняков М.В. Право человека в современном конституционно-правовом пространстве // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 1. С. 47

2 Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. № 2. С. 35-45.

3 Карпов Е.А. Право собственности в системе вещных прав // Современное право. 2019. № 10. С. 66

4 Троицкая А.А. Пределы прав и абсолютные права: за рамками принципа пропорциональности? Теоретические вопросы и практика Конституционного Суда РФ // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 2. С. 52.

5 Приказ Минтранса России от 19.11.2020 № 494 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие

В качестве иных личных и социальных прав, зафиксированных в Конституции РФ, которые могут быть рассмотрены в контексте настоящей статьи, следует отметить право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения, далее право на государственную защиту материнства, детства и семьи, а также право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан.

С одной стороны, довольно сложно связать конституционное право на свободу и личную неприкосновенность с взаимоотношениями двух частных субъектов - перевозчика и пассажира, поскольку традиционно полномочиями по ограничению данного права в оговоренных законом случаях обладает исключительно государство. Вместе с тем, воздушное судно - это транспортное средство, источник повышенной опасности, и на практике нередко возникают ситуации, когда действия отдельных пассажиров могут угрожать здоровью, безопасности и даже жизни прочих лиц, находящихся на борту, а при наихудшем развитии событий привести к авиакатастрофе. В целях предотвращения подобных неблагоприятных последствий 5 июня 2022 года вступили в силу поправки к Воздушному кодексу РФ (далее - ВК РФ), фактически предоставляющие экипажу воздушного судно полномочия на законные посягательства в отношении права на свободу и личную неприкосновенность пассажиров, чьи действия создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна1. Данное нормативное новшество предоставляет экипажу своевременно и эффективно реагировать на противоправные действия пассажиров и использовать для этого не подручные, а специальные средства.

Командиры воздушного судна смогут отдавать распоряжения о пресечении действий лиц, которые создают непосредственную угрозу не только безопасности полета, но и жизни или здоровью других пассажиров, в том числе мешают экипажу исполнять должностные обязанности.

Экипаж и служба авиационной безопасности на основании такого распоряжения получают право принимать необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении людей, которые несут угрозу и отказываются подчиняться распоряжениям командира. Члены экипажа и сотрудники службы авиационной безопасности при пресечении противоправных действий на борту смогут использовать специальные средства сдерживания (пластиковые наручники и нейлоновые ремни)2. Подобные правонарушения могут быть квалифицированы по целому ряду статей Уголовного Кодекса РФ (далее - УК РФ) и Кодекса РФ об административных правонарушений (далее - КоАП). Например, за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна предусмотрены штрафы или административный арест до 15 суток, а за хулиганство на транспорте общего пользования — до пяти лет лишения свободы (ч. 6 ст. 11.17 КоАП, ст. 213 и 267.1 УК РФ).

В дополнении к вышеназванным полномочиям у перевозчиков еще ранее появилось право на составление так называемых «черных списков», которое можно связать с ограничением еще одного субъективного права лица - права на перемещение, поскольку лицам, включенным в данный список, перевозчик вправе отказать в воздушной перевозке (ст. 107.1 ВЗК РФ). Вместе с тем, необходимо отметить, что отечественные перевозчики практически не используют данную норму закона, поскольку механизм включения пассажира в подобный список достаточно сложен, и обусловлен большим количеством условий и ограничений (только после вступившего в силу решения суда, только на ограниченный срок, может быть обжаловано, и по отдельным маршрутам ограничение неприменимо), в отличие от западной практики, где подобные «черные списки» не урегулированы нормативно, не снабжены таким количеством условий и по этой причине широко распространены и активно используются авиакомпаниями как инструмент.

В рамках исследуемой темы интересно проанализировать, как раскрываются в правах пассажиров право на государственную защиту материнства, детства и семьи, а также право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан. Здесь стоит отметить, что взаимоотношения авиаперевозчиков и пассажиров урегулированы значительным количеством нормативных правовых актов - воздушное законодательство и подзаконные акты, законодательство о защите прав потребителей, законодательство о защите персональных данных, антимонопольное законодательство, законодательство о защите инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, иное. Большая часть данной нормативной базы создана с целью максимально защитить права пассажира, зачастую в ущерб другой стороны договора. В качестве примера можно привести как раз нормативные требования относительно перевозки отдельных категорий пассажиров - детей, пассажиров с ограниченными возможностями, иных категорий. Так, статья 106 Воздушного кодекса РФ устанавливает услуги и льготы, которые должны быть предоставлены пассажирам перевозчиком в безусловном порядке. Применительно к рассматриваемым субъективным правам можно привести обязанность по бесплатному, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевозу с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест. Статья 106.1 устанавливает особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, среди которых обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта); предоставление во временное пользование кресла-коляски. Дополнительно к вышеуказанной статье Приказ Минтранса РФ 82 устанавливает иные права и привилегии для данной категории пассажиров - например, бесплатной перевозки в багаже кресел-колясок и иных вспомогательных устройств передвижения,

требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатан-та), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" // pravo.gov.ru, 06.10.2023

1 Федеральный закон от 06.12.2021 № 400-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2023

2 Постановлению Правительства РФ от 28.05.2022 № 978 "Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.05.2023

используемых пассажиром из числа инвалидов, разрешение на перевозку пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-проводника (без взимания дополнительной платы) и т.д.1

Таким образом, можно констатировать, что базовые права человека, закрепленные в Конституции РФ, последовательно раскрываются и конкретизируются в отдельных правомочиях, предоставляемых лицу процессе его взаимодействия в гражданском обороте, в частности, как это было рассмотрено выше, в рамках заключаемых договоров воздушной перевозки.

Однако насколько данные права прогарантированы и защищены средствами правовой защиты - отдельный вопрос, который также требует рассмотрения.

Под средствами правовой защиты отечественная доктрина понимает комплекс мер, включающий в себя конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, процессуальные и иные средства правовой защиты. Условно можно разделить данную совокупность на публичные и частные меры, обеспечивающие реализацию и защиту прав лица. В данной статье будут рассмотрены частно-правовые средства правовой защиты, поскольку взаимодействие сторон по договору перевозки происходит именно на гражданско-правовом поле, что, не отменяя возможности применять публично-правовые и процессуальные средства, на первый план выводит именно гражданско-правовые меры. Перечень таких мер зафиксирован в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), причем, он не является исчерпывающим, поскольку отдельные дополнительные средства оговариваются в прочих разделах ГК РФ применительно к конкретным правоотношениям.

Не приводя данный перечень полностью, полагаем корректным упомянуть в данной статье о тех средствах, которые применимы в рамках защиты нарушенных прав пассажиров. К таким средствам правовой защиты относятся возможности возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, а также прекращения или изменения правоотношения. Помимо общих норм ГК РФ, средства правовой защиты зафиксированы как в нормах воздушного законодательства (Воздушный кодекс РФ, отраслевые приказы Министерства Транспорта РФ), так и в законодательстве о защите прав потребителей, существует более чем объемная судебная практика, четко определяющая пределы возмещаемых убытков и размер морального вреда, подлежащий выплате пассажиру в отдельных случаях.

Вместе с тем, необходимо отметить, что крупные авиакомпании давно имеют собственную внесудебную практику разрешения конфликтов с пассажирами, поскольку судебные разбирательства подразумевают дополнительные трудозатраты и производственные расходы. В ряде случаев используются такие способы как упрощенный порядок рассмотрения претензий (когда претензия носит шаблонный характер -повреждение багажа, задержка багажа в доставке, задержка рейса, либо очевидно, что требование пассажира правомерно) с последующей компенсационной выплатой в денежном выражении, либо в виде предоставления возможности перелета по согласованному с пассажиром маршрутом. Большую роль в подобных случаях играет наличие у перевозчика собственной программы лояльности часто летающих пассажиров и участие в ней соответствующего пассажира - зачастую недовольство пассажира можно удовлетворить, предоставив накопления в данной программе, что позволяет, с одной стороны, разрешить конфликт (не отменяя в любом случае прав пассажира на судебную и административную защиту в дальнейшем), а с другой стороны - снизить затраты перевозчика.

Хотелось бы также дополнительно отметить еще одно средство защиты прав пассажира, которое, возможно, носит не вполне правовой характер, однако активно применяется пассажирами на сегодняшний день, и приводит к вполне правовым последствиям. Речь о размещении пассажирами сообщений претензионного характера в социальных сетях интернета с описанием случаев нарушения их прав. Неоднократно подобные сообщения приводили к возбуждению административных производств, проверкам правоохранительных органов, поэтому полагаем, что данное средство можно условно обозначить как «квази-правовое», производное от гарантированных Конституцией РФ свободы слова и права на информацию.

В контексте приведенных рассуждений, можно отметить, что система правового регулирования прав пассажиров (то самое «право прав», о котором писал С.С. Алексеев) является, с одной стороны, наследием предшествующей социально ориентированной системы прав пассажиров, когда пассажир в любой момент мог отказаться от перевозки и получить возврат, когда не существовало подобных современным ограничений по перевозке багажа, когда в принципе в воздушном законодательстве отсутствовало право перевозчика на отмену рейса. С другой стороны, прошедшие десятилетия и внедрение современных бизнес-практик в отрасль гражданской авиации и их постепенное отражение в системе российского законодательства позволяет в достаточной степени обеспечить баланс между правами пассажиров и перевозчиков, создавая в итоге в целом гармоничные правила взаимоотношений по договору авиаперевозки.

Библиография:

1. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. № 2. С. 35-45.

2. Карпов Е.А. Право собственности в системе вещных прав // Современное право. 2019. № 10. С. 65-68.

3. Пресняков М.В. Право человека в современном конституционно-правовом пространстве // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 1. С. 47-52.

4. Троицкая А.А. Пределы прав и абсолютные права: за рамками принципа пропорциональности? Теоретические вопросы и практика Конституционного Суда РФ // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 2. С. 45-89.

References:

1. Butylin V.N. Institute of state-legal protection of constitutional rights and freedoms of citizens // Law and power. 2002. No. 2. pp. 35-45.

2. Karpov E.A. The right of ownership in the system of property rights // Modern law. 2019. No. 10. pp. 65-68.

3. Presnyakov M.V. Human rights in the modern constitutional and legal space // Constitutional and municipal law. 2023. No. 1. pp. 47-52.

4. Troitskaya A.A. Limits of rights and absolute rights: beyond the principle of proportionality? Theoretical issues and practice of the Constitutional Court of the Russian

Federation // Comparative Constitutional Review. 2015. No. 2. pp. 45-89.

1 Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" // Российская газета. 2007. 10 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.