Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА'

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС / ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА / АВИАПЕРЕВОЗЧИК / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева В.В.

В статье автор рассматривает вопрос о месте договора воздушной перевозки пассажира в системе российского законодательства, дается характеристика его правовой природы и отличительных черт, отмечается специфичность формы и порядка заключения договора воздушной перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND LEGAL NATURE OF THE PASSENGER'S AIR TRANSPORTATION CONTRACT

In the article the author considers the question of the place of the passenger's air transportation contract in the system of Russian legislation, the characteristics of its legal nature and distinctive features are given; the author also notes the peculiarity of the form and procedure for concluding a passenger air transportation contract.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА»

Понятие и правовая природа договора воздушной перевозки пассажира The concept and legal nature of the passenger's air transportation contract

Тимофеева В.В.

Студент 5 курса Институт публичного права и управления Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина

Россия, Москва e-mail: timofeevawork@yandex. ru

Timofeeva V.

Institute of Public Law and Administration 5th year student Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Russia, Moscow e-mail: timofeevawork@yandex.ru

Аннотация.

В статье автор рассматривает вопрос о месте договора воздушной перевозки пассажира в системе российского законодательства, дается характеристика его правовой природы и отличительных черт, отмечается специфичность формы и порядка заключения договора воздушной перевозки.

Annotation.

In the article the author considers the question of the place of the passenger's air transportation contract in the system of Russian legislation, the characteristics of its legal nature and distinctive features are given; the author also notes the peculiarity of the form and procedure for concluding a passenger air transportation contract.

Ключевые слова: гражданское право, воздушный кодекс, договор воздушной перевозки пассажира, авиаперевозчик, правовая природа.

Key words: civil law, air code, passenger air transportation contract, air carrier, legal nature.

Для начала стоит отметить, что особенностью правового регулирования организации и осуществления воздушной перевозки пассажира является отказ Гражданского кодекса Российской Федерации от подробной регламентации этого процесса путем установления только основных положений. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации не встречается понятие «договора воздушной перевозки пассажира», а согласно части 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются Воздушным кодексом Российской Федерации, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В связи с этим как на нормативном, так и на доктринальном уровне сложились различные подходы к определению понятия и правовой природы данного договора.

Общее понятие для всех видов перевозок содержится в статье 784 ГК РФ. Согласно смыслу указанной статьи перевозка представляет собой действия по перемещению грузов, пассажиров и багажа с помощью использования транспортных средств [1].

Согласно пункту 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажиров применительно к любому виду транспорта одна сторона (перевозчик) обязуется по требованию другой стороны (заказчика) перевезти из пункта отправления в пункт назначения пассажиров, а также, при наличии у пассажиров багажа, и багаж, и затем выдать его управомоченному на получение багажа лицу.

Законодательное определение договора воздушной перевозки пассажира указано в пункте 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации: «по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется

доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу». Как видно, данная дефиниция охватывает не только договор воздушной перевозки пассажира, но и договор воздушной перевозки багажа, который по сути можно рассматривать в качестве отдельного вида договора. Данная позиция подтверждается мнением профессора Савичева Г.П., который утверждает, что «включение в единое понятие перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров» [2, с. 42]. Основное различие данных договоров он видит в их правовой природе, указывая на консенсуальный характер договора перевозки пассажира и на реальный характер договора перевозки багажа.

Подобной точки зрения придерживаются также Смирнов В.Т. и Медведев Д.А., сформулировавшие, в частности, следующее определение: «по договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату» [3, с. 407].

Аналогичную позицию разделяет и Остроумов Н.Н., который среди прочего отмечает, что перевозочные документы предусматривают в том числе багажную квитанцию, как документ, удостоверяющий заключение именно договора перевозки багажа [4, с. 28-31].

Тем не менее, исходя из сущности обязательственных отношений договора воздушной перевозки пассажира, вызывает сомнение обоснованность выделения подобного подхода. Действительно, с одной стороны, в части перевозки багажа договор носит реальный характер, так как оформляется багажной квитанцией при сдаче его перевозчику. Однако стоит обратить внимание на формулировку пункта 2 статьи 105 ВК РФ, где упоминается, что договор воздушной перевозки пассажира удостоверяются соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа [5]. Таким образом, законодатель намерено указывает на данное условие, подчёркивая, что воздушная перевозка багажа вытекает из договора воздушной перевозки пассажира как факультативная обязанность перевозчика - в случае сдачи непосредственно пассажиром багажа, а значит, полностью охватывается его содержанием и не может рассматриваться в отдельности от него. К тому же договор перевозки багажа так или иначе заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету по договору воздушной перевозки пассажира.

Как справедливо заметил Витрянский В.В.: «Очевидно, что действия пассажира по сдаче багажа и действия перевозчика по его доставке в пункт назначения и выдаче багажа пассажиру не выходили за пределы предмета договора перевозки пассажира и должны квалифицироваться как действия сторон по исполнению обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира...При таком подходе, когда перевозка багажа оценивается в качестве действий по исполнению консенсуального договора перевозки пассажира, ни о каком реальном характере перевозки багажа (впрочем, как и о самом договоре) не может быть и речи» [6, с. 910].

Итак, как уже было упомянуто ранее, договор воздушной перевозки пассажиров относится к консенсуальным договорам, а именно считается заключенным в момент достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям данного договора. Сторонами договора выступают пассажир и перевозчик. Пассажир воздушного судна - это физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира (ч. 2 ст. 100 ВК РФ). Перевозчиком считается эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров (ч. 1 ст. 100 ВК РФ). Как следует из определения, единственным существенным условием договора является условие о его предмете - транспортной услуге, заключающейся в действиях перевозчика по доставке пассажира и багажа в пункт назначения указанном в договоре. Соглашение сторон по существенным условиям договора считается достигнутым с момента выдачи пассажиру приобретенного им проездного документа - билета.

В тоже время некоторые ученые, наоборот, считают договор воздушной перевозки пассажиров реальным, определяя время вступления такого договора в силу фактической посадкой пассажира на борт воздушного судна. Например, по мнению правоведа Маковского Ю.Б. «договоры перевозки пассажиров, независимо от времени оформления билета, являются реальными договорами, то есть вступают в силу с момента прибытия пассажира на посадку» [7, с. 53]. Этот вывод разделяет вместе с ним доктор юридических наук Белов В.А., полагая, что договор перевозки пассажира считается заключенным после приобретения гражданином статуса пассажира - его посадки в транспортное средство [8, с. 132].

Впрочем, несмотря на кажущуюся практическую обоснованность, суждение о реальной природе договора перевозки пассажира представляется ошибочным. Это объясняется тем, что деление договоров на реальные и консенсуальные обусловлено моментом их заключения. В свою очередь, Маковский Ю.Б. и Белов В.А. приравнивают фактическое время заключения договора и действительный срок его вступления в силу, которые могут и не совпадать. Следовательно, приходим к выводу, что договор воздушной перевозки пассажира признаётся консенсуальным.

Договор воздушной перевозки пассажиров безусловно относится к публичным договорам, поскольку связан с оказанием услуг коммерческой организацией потребителям. Притом потребители заказывают данный вид услуг исключительно для личных, не связанных с коммерческой или иной хозяйственной деятельностью, целей. Вследствие этого отказать в заключении договора авиаперевозчик не имеет права, за редким исключением. В частности, нахождения пассажира в состоянии алкогольного опьянения, создавая угрозу безопасности полета, или при нарушении пассажиром иных правил пользования воздушным судном. Кроме того, Федеральным законом от 05.12.2017 № 379-Ф3 «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» [9]было установлено исключение, согласно которому в случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушный перевозчик или уполномоченный им агент, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

Будучи публичным, договор также является возмездным и взаимным. Взаимность проявляется в том, что правам и обязанностям одной стороны соответствуют встречные обязанности и права другой. Возмездность выражается в предоставлении транспортной услуги за определенную плату, что обусловливается целью деятельности коммерческой гражданской авиации, направленной на получение прибыли (ст. 423 ГК РФ). Договор будет считаться возмездным и в том случае, когда услуга предоставляется гражданам, имеющим право на перевозку по бесплатным или льготным тарифам. Такие субсидированные тарифы предусмотрены постановлением Правительства РФ от 02.03.2018 № 215 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [10].

Анализ природы договора воздушной перевозки пассажира позволяет также охарактеризовать его как договор присоединения: его условия определяются в формах, разрабатываемых Министерством транспорта РФ или непосредственно авиаперевозчиком, с которыми пассажир вправе либо согласиться, то есть, присоединиться, либо воспользоваться альтернативным видом транспорта (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

Необходимо отметить специфичность формы и порядка заключения договора воздушной перевозки. Нормы Воздушного кодекса Российской Федерации, как и нормы Гражданского Кодекса РФ, не содержат императивных требований к форме договора воздушной перевозки пассажира, поэтому он может быть заключен

как в устной, так письменной форме. В первом случае заключение договора воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). В некоторых случаях стороны заключают договор в письменном виде. Письменная форма будет иметь преимущество по отношению к устной в том в случае, если в последующем возникает вопрос о неисполнении или ненадлежащем исполнении того или иного условия договора, поскольку не в билете, не в багажной квитанции условий как таковых договора конечно не указано. Они презюмируются из общих положений гражданского кодекса и специального регулирования. В связи с этим предъявить какие-либо претензии, например за непредоставление питания во время полета, можно будет только при наличии либо приложения к билету, в котором будут указаны права пассажира в процессе оказания транспортной услуги, либо в результате отдельно заключенного договора. На практике же отдельно заключенные договоры применяются только в случае, если пассажиров отправляет какая-либо организация.

Форма билетов устанавливается в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации и иными законами. Так, ФАП РФ предписал, что билет оформляется либо на бумажной основе, либо в электронном виде (электронный пассажирский документ) [11]. В связи с этим возникает вопрос, к какой форме, устной или письменной, относится электронный пассажирский документ, при оформлении которого пассажир получает возможность воспроизвести условия договора в большем объеме бумажных носителей, чем при покупке обычного билета.

Заметим, что само предложение заключить договор, исходящее от перевозчика, носит характер публичной оферты (п. 2 ст. 437 ГК РФ), а со стороны пассажира, приобретающего билет, ее акцепт совершается в форме конклюдентных действий, выражающих его волю установить правоотношение. Так, применительно к договору воздушной перевозки конклюдентными действиями будет считаться оплата стоимости билета, то есть провозной платы.

Вместе с тем, защищая пассажира как слабую сторону в договоре воздушной перевозки, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления Пленума № 26 указал, что отсутствие или утрата проездного билета сами по себе не являются основанием для признания такого договора незаключенным или недействительным, ибо наличие договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами [12]. Данное положение находит свое отражение и в пункте 69 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее - ФАП РФ), где указано, что «если билет был объявлен пассажиром, утраченным либо неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира» [13]. Тем не менее данное положение не содержится в Воздушном кодексе Российской Федерации, что является явным упущением с точки зрения его значения для практики воздушных перевозок.

Таким образом, договор воздушной перевозки пассажира обладает рядом особенностей, которые не только порождают дискуссии в научном сообществе, но и стимулируют законодателя своевременно реагировать на изменения в этих отношениях, закрепляя их в нормативных актах.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. №5. С. 410.

2. Гражданское право: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов: в 2 т. Т. 2, полутом 2. М., 2006. - 42-43 с.

3. Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. М., 2007. - 407 с.

4. Остроумов Н.Н. Правовой режим воздушных перевозок // Закон. 1997. № 8. - 28-31с.

5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. С. 1383.

6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Стаут, 2011 г. - 910 а

7. Маковский Ю.Б. Транспортное право: учебное пособие/ Ю.Б. Маковский. М.: Былина, 2010. - 53 а

8. Белов В.А. Гражданское право: курс лекций. М., 2010. - 132 а

9. Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.12.2017. № 50 (Часть III). С. 7550.

10. Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.12.2017. № 50 (Часть III). С. 7550.

11. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 № 10186) // Российская газета. № 225. 10.10.2007.

12. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. Август 2018.

13. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 № 10186) // Российская газета. № 225. 10.10.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.