Научная статья на тему 'Некоторые вопросы защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания'

Некоторые вопросы защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1171
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ / ЗАЩИТА ПРАВ / ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПЕРЕВОЗЧИК / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геворкян Т.В., Надергулова Л.С.

В статье отражены особенности транспортных перевозок, приведен анализ правовой природы договора перевозки пассажиров, выделены характерные черты договора. Детальный анализ транспортного законодательства, законодательства о защите прав пассажиров (потребителей) и правоприменительной практики привел к выводу о несовершенстве и неэффективности сферы защиты прав, о необходимости ее дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАССАЖИРОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

© Геворкян Т.В.*, Надергулова Л.С.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье отражены особенности транспортных перевозок, приведен анализ правовой природы договора перевозки пассажиров, выделены характерные черты договора. Детальный анализ транспортного законодательства, законодательства о защите прав пассажиров (потребителей) и правоприменительной практики привел к выводу о несовершенстве и неэффективности сферы защиты прав, о необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: перевозка пассажиров, защита прав, транспортное законодательство, транспортное обслуживание, перевозчик, потребитель.

Одной из разновидностей гражданско-правовых договоров, заключаемых в сфере транспорта, является договор перевозки пассажиров. «В сфере транспортного обслуживания пассажиров складывается система транспортных договоров, опосредующих организацию перевозки, а также собственно перевозку пассажиров. Непосредственно потребности граждан в перемещении удовлетворяются путем заключения и исполнения договора перевозки пассажира» [1].

Перевозки пассажиров, равно как и грузовые перевозки, могут быть классифицированы по различным основаниям. По территориальному признаку перевозки пассажиров могут быть разделены на внутригосударственные и международные, а также на городские, пригородные и междугородные. В зависимости от вида транспорта выделяют воздушные, морские, внутренние водные, автомобильные и железнодорожные перевозки. При этом возможна дифференциация перевозок применительно к виду транспорта (например, на морском транспорте выделяют каботажные, заграничные, местные и пригородные перевозки). Возможно проведение классификации перевозок и по другим основаниям (прямые, смешанные и т. д.) [2].

Рассмотрим договор перевозки пассажира как основной инструмент регулирования взаимоотношений между пассажиром и перевозчиком, заключаемый в целях перемещения пассажира в пространстве из места от-

* Доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат педагогических наук, доцент.

правления в место назначения, сосредоточив внимание на регулярных перевозках пассажиров, осуществляемых транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ).

В российском гражданском законодательстве перевозке посвящена гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Помимо этого, соответствующие определения договора перевозки пассажира и нормы, регламентирующие перевозку пассажира на том или ином виде транспорта, содержатся в транспортных уставах и кодексах (гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее - ВК РФ), гл. IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года (далее - КТМ РФ), гл. XIII Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 года (далее - КВВТ РФ), гл. 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации 2007 года (далее - УАТ РФ), гл. VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее - УЖТ РФ)).

Предметом договора перевозки пассажира выступают действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа - также указанного багажа и кроме того действия пассажира по внесению платы за проезд и провоз багажа.

В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. По мнению В.А. Егиазарова, «срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий договора перевозки пассажира» [3]. Следует признать, что применительно к договору перевозки пассажира транспортом общего пользования условие о сроке наряду с предметом договора также представляется существенным, указанный срок необходимо четко определить, он не должен измеряться понятием «разумный срок».

Договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.

Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Например, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ РФ перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти

вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу [4]. Согласно ст. 100 ВК РФ «перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации». Эксплуатант воздушного судна - это «гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта» (п. 3 ст. 61 ВК РФ). В соответствии со ст. 3 КВВТ РФ перевозчик - это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения». В соответствии со ст. 8 КТМ РФ в качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как правило, судовладелец, т. е. лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ «перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)».

Таким образом, действующее транспортное законодательство позволяет выступать в качестве перевозчика, как юридическому лицу, так и гражданину. Однако, отмечает Д.П. Стригунова, поскольку деятельность по осуществлению в данном случае перевозок пассажиров носит систематический характер и осуществляется за плату, т. е. является предпринимательской в смысле ст. 2 ГК РФ, очевидным является то, что перевозчик должен иметь статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя.

Между тем в ст. 789 ГК РФ, посвященной перевозке транспортом общего пользования, говорится только о коммерческой организации и ничего не сказано об индивидуальном предпринимателе как о перевозчике.

Согласно п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки пассажира транспортом общего пользования является публичным, правила о котором предусмотрены ст. 426 ГК РФ.

Условия договора перевозки пассажира должны быть сформулированы одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Заключение договора перевозки пасса-

жира, осуществляемого транспортом общего пользования, для перевозчика является обязательным; перевозчик не вправе отказаться от его заключения при возможности предоставить потребителю услугу по перевозке. Перевозчик также не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст. 426 ГК РФ). Помимо прочего, публичный характер рассматриваемого договора предоставляет возможность Правительству РФ издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора перевозки пассажира [4].

Следует отметить, что пассажир как потребитель, помимо указанных выше норм Гражданского Кодекса, пользуется правами, предоставленными ему в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», а также иными правовыми актами.

Рассмотрев существо договора перевозки пассажиров, необходимо обратить внимание на права, обязанности и ответственность сторон по указанному договору. Основная обязанность пассажира - уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне, в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать правила, установленные на каждом виде транспорта. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

При обнаружении в сданном для перевозки багаже предметов, перевозка которых в качестве багажа запрещена, перевозчик имеет право прекратить действие договора перевозки пассажиров и багажа. Отправитель багажа уплачивает при этом штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административной или уголовной ответственности (ст. 131 ТУЖД).

Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связаны с а) заключением и исполнением договора перевозки; б) изменением первоначально заключенного договора и в) отказом от его исполнения.

В самом общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспортных уставах и кодексах. Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона о защите прав потребителей. Прежде всего, пассажир имеет право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров. Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае непредоставления пассажиру места согласно билету, перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном и морском транспорте - до 2 лет, а в городском транспорте - до 7 лет), если он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места.

Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату. Ручную кладь следует отличать от багажа. Последний, как правило, сдается перевозчику и подлежит оплате, в то время как ручная кладь находится при пассажире, и за ее провоз плата не взимается. Если за сохранность (целостность) багажа отвечает перевозчик, то за целостность и сохранность ручной клади - пассажир.

Отдельный документ (квитанция, билет, накладная и т. п.) на ручную кладь не выдается.

Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни - на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).

Далее, пассажир имеет право: а) занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда; б) выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции (вокзала). Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужденным (болезнь, задержка рейса и т. д.) и добровольным. При вынужденном отказе пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету. Последствия добровольного отказа зависят от времени отказа.

Возвращаемая пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорциональна количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется в транспортных уставах и кодексах.

Правам пассажиров соответствуют обязанности транспортных предприятий. Они обязаны обеспечить безопасные условия при перевозках, заботиться о пассажирах, создавать для них максимум удобств.

Так, в силу ст. 106 ВК пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве воздушной перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке или полете.

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств (полетов).

Транспортные предприятия должны обеспечивать своевременность перевозок, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах (судах), своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов, багажа и грузобагажа. Естественно, что понятие качества является оценочным и поэтому ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им грубого нарушения, в частности, задержки отправления поезда на 3-4 часа.

Транспортные предприятия обязаны предоставлять пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям) необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Указанная информация должна располагаться на железнодорожных станциях (портах), на вокзалах, в поездах (судах) и в других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей багажа, грузобагажа, грузоотправителей, грузополучателей предоставляется на русском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Транспортные предприятия обязаны предоставлять по запросам пользователей услуг железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта для ознакомления правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа и правила перевозок грузов на соответствующем транспорте, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти. Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении транспортного средства.

Статья 132 ТУЖД устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. указанная норма носит отсылочный характер.

Статья 117 ВК предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст. 123 ВК), а также международными договорами Российской Федерации.

По правилам внедоговорной ответственности за причинение вреда возмещается вред, причиненный имуществу пассажира, не сданному им в качестве багажа, а также вред, причиненный пассажиром транспортному предприятию порчей, повреждением оборудования и иного имущества перевозчика, когда транспортным законодательством такая ответственность не предусмотрена.

Забота о целости и сохранности ручной клади лежит на обязанности пассажира (ст. 128 ТУЖД, ч. 7 ст. 138 УАТ). ТУЖД, УВВТ, УАТ не предусматривают ответственности перевозчика за несохранность ручной клади пассажира. На морском транспорте перевозчик отвечает за утрату, недостачу, повреждение ручной клади, если пассажир докажет его вину (действует презумпция невиновности - ч. 2 ст. 176 КТМ).

Ответственность воздушного перевозчика за несохранность находившихся при пассажире вещей конструируется как ответственность по договору. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча, повреждение находившихся при пассажире вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ). Вина перевозчика презюмируется, при этом наличие вины самого пассажира в форме неосторожности не снимает с воздушного перевозчика ответственности за несохранность находящихся при пассажире вещей.

Формулируя изложенное правило, закон исходит из того, что у воздушного перевозчика имеются все возможности (при необходимости -применяется соответствующее воздействие к нарушителям правил полетов, авиационной безопасности), чтобы обеспечить безопасность полетов пассажиров, перевозок багажа, а также сохранность вещей, находящихся при пассажире.

За утрату, порчу, повреждение указанных вещей перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а при невозможности ее установления - в пределах десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 119 ВК).

Багаж - вещи пассажира, принимаемые к перевозке в багажном вагоне (багажном отделении судна, самолета, автомобиля) по проездному билету, которые по размерам и свойствам могут быть предметом перевозки, не причиняя вреда транспорту и багажу других пассажиров.

Из ст. 786 ГК РФ следует, что перевозчик обязан заключить с пассажиром договор о перевозке багажа. Документом, удостоверяющим заключение данного договора, является багажная квитанция. На городских видах транспорта в момент посадки пассажира с багажом в автобус, трамвай и проч. договор перевозки пассажира и его багажа считается заключенным, и перевозчик обязан перевезти пассажира и его багаж, а пассажир, помимо проезда, обязан оплатить и провоз багажа (кроме такси). Уплата за перевозку багажа подтверждается билетом на багаж.

На воздушном транспорте провоз багажа оплачивается по весу, если он превышает установленные перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа (п. 1 ст. 103ВКРФ).

Перевозчик обязан доставить багаж в срок, который определяется временем движения поезда, теплохода, автомобиля до пункта назначения. По истечении 10 суток с момента, когда багаж должен прибыть к пункту назначения, пассажир вправе считать его утраченным и требовать возмещения стоимости (ст. 101 ТУЖД, ст. 139 УАТ). За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере от 10 до 50 % провозной платы (ст. 138 УАТ). На воздушном транспорте размер штрафа аналогичен штрафу за просрочку доставки груза, на железнодорожном -взимаются пени в размере трех процентов за каждые сутки просрочки, но в пределах платы за проезд (ст. 127 ТУЖД).

Ответственность за несохранность багажа, как и за несохранность груза, ограничена его стоимостью.

Размер ответственности перевозчика за утрату и недостачу багажа зависит от того, была ли объявлена его ценность. Транспортное предприятие возмещает убытки в размере объявленной ценности багажа (ст. 796 ГК РФ, ст. 126 ТУЖД, ст. 177 КТМ, ст. 138 УАТ). Если же ценность не была объявлена, ущерб возмещается в размере, соответствующем его действительной стоимости. За перевозку с объявленной ценностью на воздушном транспорте взимается дополнительная плата.

Соответственно, стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца, а при отсутствии счета продавца - исходя из рыночной цены аналогичного товара (ст. 126 ТУЖД).

Кроме стоимости утраченного багажа, перевозчик возвращает пассажиру плату, полученную за перевозку недоставленного в пункт назначения багажа.

В случае порчи, повреждения багажа убытки возмещаются в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

За задержку отправления транспорта, перевозящего пассажира, за опоздание к месту назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении). Вина перевозчика в таком нарушении презюмируется (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

Такая ответственность предусмотрена и ст. 120 ВК: за каждый час просрочки перевозчик платит штраф в размере 25 % минимальной оплаты труда, но не более 50 % провозной платы (этот штраф по размеру одинаков с суммой, взимаемой с перевозчика, виновного в просрочке доставки груза и багажа).

Законодательство устанавливает ряд обстоятельств, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира к месту назначения. Такая ситуация возникает, если просрочка имела место:

- вследствие непреодолимой силы;

- из-за устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни или здоровью пассажира

- из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Доказательство наличия таких обстоятельств возлагается на перевозчика.

Одна из основных особенностей ответственности перевозчика за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира вытекает из особого правового статуса пассажира, в качестве которого выступает гражданин (физическое лицо). Как известно, «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли», признается потребителем, а отношения, возникающие между потребителем и исполнителем, под которым понимается «организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездным договорам», регулируются не только ГК и транспортным законодательством, но и Законом РФ «О защите прав потребителей», как это предусмотрено преамбулой данного Закона.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности ограничения ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира. Ведь Закон РФ «О защите прав потребителей» содержит норму, согласно которой убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом или договором. Проблема конкуренции соответствующих норм разрешена в порядке судебного толкования.

Другая проблема, связанная с применением к отношениям по договору перевозки пассажира законодательства о защите прав потребителей, состоит в определении возможности компенсации пассажиру морального вреда, причиненного ему в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки пассажира. В юридической литературе высказывались положения о безусловном праве пассажира в случае нарушения перевозчиком договора перевозки требовать возмещения морального вреда. Так, например, О.Н. Садиков указывает, что «пассажир, по-

терпевший в результате задержки отправления и прибытия транспортного средства, вправе обращаться к способам защиты, предусмотренным Законом о защите прав потребителя в частности вправе требовать возмещения ему на основании ст. 15 Закона причиненных моральных убытков (опоздание на объявленное мероприятие, состыкованный последующий маршрут и т. д.)». Такого же мнения придерживается В.В. Залесский, который пишет: «Пассажир выступает как потребитель услуг транспорта, и поэтому его отношения с транспортным предприятием регулируются не только транспортным законодательством, но и Законом о защите прав потребителей, который установил другой вид ответственности предпринимателя за неисполнение обязательства, возникшего из договора с гражданином-потребителем. Согласно ст. 15 указанного Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины».

Однако ответ на вопрос о возможности применения норм законодательства о защите потребителей в части возмещения потребителю морального вреда к правоотношениям, связанным с перевозкой пассажира, представляется не столь однозначным, как это принято считать в юридической литературе. Действительно, Закон РФ «О защите прав потребителей» содержит нормы о компенсации морального вреда: моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона).

Вместе с тем основополагающие правила о компенсации морального вреда установлены не законодательством о защите прав потребителей, а ГК. Согласно ст. 151 ГК, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров морального вреда суд учитывает степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с другой нормой ГК моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099). И еще одна норма имеет прямое отношение к проблеме компенсации морального вреда, причиненного пассажиру в результате нарушения договора перевозки: согласно ст. 1100 ГК в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, а также в иных случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда. Данные положения ГК учитываются в правоприменительной практике.

Подводя итог отметим, что детальный анализ транспортного законодательства, законодательства о защите прав пассажиров (потребителей) и правоприменительной практики привел к выводу о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.

Список литературы

1. Микрюкова, Г.А. Договор перевозки пассажира в советском гражданском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Г.А. Микрюкова. - Свердловск, 1986. - С. 4.

2. Морозов, С.Ю. Транспортное право : учеб. пособие / С.Ю. Морозов. - М.,

2010. - С. 295-296 ; Гражданское право : учеб. / С.Ю. Морозов. - С. 512-513, 535.

3. Тюпа, В.В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении : теоретические и практические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Тюпа. - М.,

2011. - С. 163.

4. Егиазаров, В.А Транспортное право : учеб. - 6-е изд., доп. и перераб. / В.А. Еги-азаров. - М., 2008. - С. 151.

5. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом : утв. постановлением Правительства РФ от 14 февр. 2009 г. № 112). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.