Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
договор воздушной перевозки / перевозчик / эксплуатант / пассажир / грузоотправитель / воздушное судно / авиационное происшествие / ответственность / air transport contract / carrier / operator / passenger / shipper / aircraft / aviation accident / liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельников Владимир Сергеевич, Мельникова Юлия Владимировна

В статье констатируется постоянное увеличение парка авиатехники и совершенствование воздушных транспортных средств в направлении увеличения объемов перевозок и усиления безопасности воздушных перевозок. Несмотря на то что воздушный транспорт по праву считают самым безопасным и быстрым видом транспорта, увеличение объемов воздушных перевозок неизбежно влечет пропорциональное увеличение случаев причинения вреда жизни и здоровью гражданина, повреждения или утраты перевозимого груза и багажа. Проблемы гражданско-правовой ответственности российских пер евозчиков по договор у воздушной перевозки пр иобр ели особое зн ачен ие в сложн ой экон омической ситуации, в котор ой оказался воздушн ый тр ан спор т в последн ие десятилетия. В настоящей статье излагаются проблемы гражданско-правовой ответственности российских пер евозчиков по договор у воздушн ой пер евозки, дается понятие и характеристика указанного договора, исследуются его стороны, указываются причины и дана классификация авиационных происшествий, определяются случаи ответствен н ости воздушн ого пер евозчика пр и нарушении договор а воздушн ой пер евозки гр узов, анализируются общие и специальные основания прекращения договора воздушной перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельников Владимир Сергеевич, Мельникова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LIABILITY OF THE CARRIER UNDER THE AIR CARRIAGE CONTRACT

The article notes a constant increase in the fleet of aircraft and the improvement of air vehicles in the direction of increasing the volume of transport and strengthening the safety of air transport. The problems of the civil-legal responsibility of the Russian first-time carriers under the contract of the air-to-air carriers are a special one in the complex economic situation, in which the air dispute has appeared in the last decades. Its parties are investigated, the causes are specified and the classification of aviation accidents is given, the cases of the responsible air carrier and n ar ushen and the contract and the air transport of the Uzov are determined, the general and special grounds for the termination of the air transport contract are analyzed.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-133-138 МЕЛЬНИКОВ Владимир Сергеевич,

доктор юридических наук, профессор,

РУТ (МИИТ), e-mail: mail@law-books.ru

МЕЛЬНИКОВА Юлия Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент РУТ (МИИТ), e-mail: mail@law-books.ru

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация. В статье констатируется постоянное увеличение парка авиатехники и совершенствование воздушных транспортных средств в направлении увеличения объемов перевозок и усиления безопасности воздушных перевозок. Несмотря на то что воздушный транспорт по праву считают самым безопасным и быстрым видом транспорта, увеличение объемов воздушных перевозок неизбежно влечет пропорциональное увеличение случаев причинения вреда жизни и здоровью гражданина, повреждения или утраты перевозимого груза и багажа. Проблемы гражданско-правовой ответственности российских пер евозчи-ков по договору воздушной перевозки приобрели особое значение в сложной экономической ситуации, в которой оказался воздушный транспорт в последние десятилетия. В настоящей статье излагаются проблемы гражданско-правовой ответственности российских пер евозчиков по договору воздушн ой пер евозки, дается понятие и характеристика указанного договора, исследуются его стороны, указываются причины и дана классификация авиационных происшествий, определяются случаи ответствен н ости воздушн ого пер евозчика при нар ушен ии договор а воздушн ой пер евозки гр узов, анализируются общие и специальные основания прекращения договора воздушной перевозки.

Ключевые слова: договор воздушной перевозки, перевозчик, эксплуатант, пассажир, грузоотправитель, воздушное судно, авиационное происшествие, ответственность.

MELNIKOV Vladimir Sergeevich,

Doctor of Law, Professor, RUT (MIIT)

MELNIKOVA Yulia Vladimirovna,

PhD in Law, Associate Professor of the Russian Academy of Law (MIIT)

CIVIL LIABILITY OF THE CARRIER UNDER THE AIR CARRIAGE

CONTRACT

Annotation. The article notes a constant increase in the fleet of aircraft and the improvement of air vehicles in the direction of increasing the volume of transport and strengthening the safety of air transport. The problems of the civil-legal responsibility of the Russian first-time carriers under the contract of the air-to-air carriers are a special one in the complex economic situation, in which the air dispute has appeared in the last decades. Its parties are investigated, the causes are specified and the classification of aviation accidents is given, the cases of the responsible air carrier and n ar ush-en and the contract and the air transport of the Uzov are determined, the general and special grounds for the termination of the air transport contract are analyzed.

Key words: air transport contract, carrier, operator, passenger, shipper, aircraft, aviation accident, liability.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Развитие авиации напрямую связано с развитием научно-технического прогресса и осуществляется теми же темпами. При этом происходит постоянное увеличение парка авиатехники и совершенствование воздушных транспортных средств в направлении увеличения объемов перевозок и усиления безопасности воздушных перевозок. Обусловлено это необходимостью удовлетворения все возрастающих потребностей в воздушных перевозках пассажиров и грузов, которые осуществляются по внутренним и международным маршрутам. По мере расширения международного общения, развития экономических, в т.ч. торговых и промышленных отношений между государствами, растут и объемы перевозок, и в будущем указанная тенденция роста будет сохраняться.

Однако, несмотря на то что воздушный транспорт по праву считают самым безопасным и быстрым видом транспорта, увеличение объемов воздушных перевозок неизбежно влечет пропорциональное увеличение случаев причинения вреда жизни и здоровью гражданина, повреждения или утраты перевозимого груза и багажа.

Проблемы гражданско-правовой ответственности российских перевозчиков по договору воздушной перевозки приобрели особое значение в сложной экономической ситуации, в которой оказался воздушный транспорт в последние десятилетия: постепенный износ транспортных средств и практическое отсутствие их обновления, снижение государственного контроля за состоянием перевозочной техники, недостаточное финансирование авиапромышленности явились негативными факторами, неизбежно приводящими к увеличению трагических случаев в осуществлении воздушных перевозок. Исследование гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки невозможно без определения понятия перевозчика и выявления его правового статуса.

Итак, сторонами договора перевозки являются пассажир или грузоотправитель (кредитор), с одной стороны, и перевозчик (должник) - с другой, вне зависимости от того, о каком из видов договора воздушной перевозки идет речь.

Гражданский кодекс РФ понятия перевозчика не раскрывает. Легальная дефиниция перевозчика содержится в ст. 100 Воздушного кодекса РФ, перевозчиком является

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки,

Эксплуатантом, в свою очередь, признаётся гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ).

Воздушное судно, прежде всего, может принадлежать гражданину или юридическому лицу на любом имущественном праве, т.е. как на праве вещном - право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, так и на обязательственном праве - аренда, финансовая аренда (лизинг), доверительное управление и др.

Постоянно увеличивающийся объем воздушных перевозок*и, как следствие, рост числа авиационных происшествий выводят на первое место по важности проблему авиационной безопасности. Причины авиационного происшествия являются основанием возникновения правоотношений по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших.

Прежде всего, необходимо рассмотреть, какие события подпадают под категорию авиационных происшествий. Приложение 13 Конвенции о международной гражданской авиации, носящее рекомендательный характер для государств - членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), но соблюдаемое на практике в целях максимального обеспечения безопасности полетов, предусматривает три вида авиационных происшествий:

1) причинение телесных повреждений со смертельным исходом или серьезных телесных повреждений в результате нахождения на воздушном судне, контакта с какими-либо его частями, взрыва (за исключением случаев причинения вреда пассажиру

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

им самим либо другим пассажиром, а также за исключением случаев причинения вреда безбилетным пассажирам);

2) причинение вреда воздушному судну в виде повреждений или разрушения конструкции, в результате которых нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна, требуется крупный ремонт или замена поврежденного агрегата (за определенными исключениями);

3) пропажа воздушного судна без вести или нахождение его в таком месте, где доступ к нему невозможен,

Авиационное происшествие рассматривается, таким образом, как событие, причинившее вред жизни или здоровью пассажира и иных лиц, а также ущерб воздушному судну и влекущее в связи с этим уголовную и гражданско-правовую ответственность виновных лиц.

С периодичностью происходят авиационные трагедии. Так, 15 октября 1984 г. на взлетно-посадочной полосе аэропорта Омска Ту-154 столкнулся с топливозаправщиком. Сгорели 150 человек. 23 мая 1991 г. при заходе на посадку в ленинградском аэропорту «Пулково» потерпел крушение пассажирский авиалайнер Ту-154, следовавший рейсом Сухуми - Ленинград. При посадке самолет резко снизил скорость и ударился о землю. На борту находились 164 пассажира. Погибли 12 человек.

Ответственность российских воздушных перевозчиков, в зависимости от вида воздушной перевозки, регулируется Гражданским кодексом РФ и Воздушным кодексом РФ при нарушении правил внутренней воздушной перевозки грузов и международными нормативными актами.

Действующее законодательство предусматривает следующие случаи ответственности воздушного перевозчика при нарушении договора воздушной перевозки грузов:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 118, 119 ВК РФ и ст. 796 ГК РФ);

- за просрочку доставки груза (ст. 120 ВК РФ и ст. 792 ГК РФ).

Не сохранность груза при перевозке может выразиться в его утрате, недостаче или повреждении (порче). При этом утрата груза представляет собой невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков. Под недостачей понимается наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной.

Повреждение или порча груза выражается в несоответствии качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах.

Возложение на грузополучателя обязанности произвести выгрузку в определенные договором перевозки груза сроки фактически означает признание его стороной договора перевозки груза. Если грузополучатель все же не востребовал прибывший груз в срок, предусмотренный федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором перевозки груза, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск (п. 1 ст. 112ВКРФ).

Согласно п. 2 ст. 112 ВК РФ груз, не полученный в течение срока, предусмотренного федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, считается невостребованным и реализуется в порядке, определенном федеральными авиационными правилами.

Как и всякий гражданско-правовой договор, договор перевозки груза прекращается его надлежащим исполнением (п. 1 ст, 408 ГК РФ), т.е. выдачей перевозчиком в пункте

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

назначения своевременно доставленного в целостности и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.

Среди общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств особое значение для договора перевозки груза имеет прекращение обязательства невозможностью исполнения» если она вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 146 ГК РФ).

Воздушный кодекс РФ наделяет перевозчика правом в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки в случаях нарушения грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных предусмотренных законодательством требований в части, касающейся воздушной перевозки, а также отказа грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (п. 1 - 2 ст. 107 ВК РФ)..

В соответствии с п. 2 ст. 107 ВК РФ, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки груза по инициативе перевозчика, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.

Таким образом, ответственность перевозчика по договору внутренней перевозки воздушным транспортом должна быть отнесена к ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. В силу особенностей воздушной перевозки принятие груза к перевозке осуществляется под контролем перевозчика.

В случае авиационного инцидента или катастрофы с воздушным судном, выполняющим внутренний рейс отечественной авиакомпанией, любой ущерб, возникший у лиц, находившихся на поверхности, будет возмещаться на основе законодательства государства, в котором и произошло авиационное происшествие.

В Российской Федерации ответственность за причиненный ущерб будет наступать в соответствии с нормами действующего в настоящее время Воздушного кодекса РФ 1997 г., а также в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.