Научная статья на тему 'О правовом режиме перевозки пассажира, лишенного зрения'

О правовом режиме перевозки пассажира, лишенного зрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИР / ИНВАЛИД / ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксаментов Олег Игоревич

Приводится правовой анализ ситуации на примере из реальной жизни, когда перевозчик отказался в одностороннем порядке от исполнения договора воздушной перевозки пассажира, лишенного зрения. Сложность рассматриваемой ситуации состоит в том, что от имени перевозчика договор перевозки с пассажиром заключает уполномоченное третье лицо, которое не всегда должным образом исполняет свои обязанности по агентскому договору. Во всяком случае, право пассажира не должно быть нарушено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW PROCEDURE OF THE TRENSPORTATION OF PASSENGER WITH VISION LOSS

It is carried on an legal analysis of the actual life situation. The Carrier had refused to carry out an aircarriage agreement in the transportation of passenger with vision loss. The difficulty is that on behalf of the Carrier, the 3-rd person(Authorized agent of the Carrier) concludes an aircarriage agreement. Sometimes the Authorized agent isn't responsible for his duties. At any rate, the passengers rights can't be violate.

Текст научной работы на тему «О правовом режиме перевозки пассажира, лишенного зрения»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Воздушное право

№ 144

УДК 656.025.2

О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, ЛИШЕННОГО ЗРЕНИЯ

О.И. АКСАМЕНТОВ

Статья представлена доктором юридических наук, профессором Категовым А.С.

Ключевые слова: пассажир, инвалид, договор воздушной перевозки.

Приводится правовой анализ ситуации на примере из реальной жизни, когда перевозчик отказался в одностороннем порядке от исполнения договора воздушной перевозки пассажира, лишенного зрения. Сложность рассматриваемой ситуации состоит в том, что от имени перевозчика договор перевозки с пассажиром заключает уполномоченное третье лицо, которое не всегда должным образом исполняет свои обязанности по агентскому договору.

Во всяком случае, право пассажира не должно быть нарушено.

Авиакомпания "Сибирь" отказалась взять на борт слепого инвалида.

Москва. 18 февраля. ИНТЕРФАКС - «Авиакомпания "Сибирь" не пустила на борт самолета инвалида по зрению Павла Обиуха», - говорится в сообщении региональной общественной организации инвалидов "Перспектива", поступившем в среду в "Интерфакс".

"18 февраля в аэропорту "Домодедово" авиакомпания "Сибирь" ^-7) в очередной раз не пустила на борт самолета инвалида, вылетавшего рейсом 026 Москва-Казань в 19:45", - отмечается в сообщении организации.

В организации "Перспектива" подчеркнули, что инвалид по зрению первой группы П.Обиух при бронировании билета предупредил о своей инвалидности авиакомпанию.

"Обоснованием отказа стало отсутствие у П.Обиуха зрения", - отметили в организации "Перспектива".

В настоящее время П.Обиух купил билет другой авиакомпании и в 22:25 планирует вылететь в Казань.

В организации "Перспектива" напомнили, что в прошлом году Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил иск инвалида-колясочника Натальи Присецкой к той же авиакомпании в связи с отказом допустить ее на борт самолета без сопровождающего лица.

Суд постановил взыскать с компании в качестве возмещения морального вреда в пользу

Н. Пресецкой 50 тыс. рублей, а также штраф в пользу государства в размере 25 тыс. рублей.

Авиакомпания "Сибирь" от комментариев отказалась.

Общие положения

1. Отношения, которые возникают между авиакомпанией (далее - Перевозчиком) и Пассажиром по поводу перевозки пассажира из пункта отправления в пункт назначения, по своей природе являются имущественными, а следовательно, подлежат регулированию нормами гражданского права. Основным нормативным правовым актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (п.2 ст.3 ГК РФ).

К другим законам, регулирующим данные конкретные отношения, относятся, в первую очередь, Воздушный кодекс РФ (далее - ВК РФ) и Закон о защите прав потребителей.

В некоторых случаях, применительно к отдельным категориям граждан, как в нашем случае, источником права, регулирующим отношения между перевозчиком и пассажиром будет являться также и Федеральный закон «О социальной защите прав инвалидов в РФ».

Все выше перечисленные законы можно условно отнести к источникам первого уровня.

2. Далее следуют нормативные правовые акты второго уровня - подзаконные. Применительно к рассматриваемому случаю, следует руководствоваться «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса РФ от 28.06.2008 №82 (далее - Общие правила). Общие правила не должны противоречить источникам гражданского права первого уровня.

Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые Федеральными авиационными правилами (п.1 ст.102 ВК РФ).

3. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (п.2 ст.102 ВК РФ).

Речь здесь идет об источнике права третьего уровня. Данный источник права не является нормативным правовым актом, однако, принимая во внимание положение п.2 ст.102 ВК РФ, которое носит бланкетный характер (отсылает к другому порядку), стороны этих отношений должны им руководствоваться.

4. Важно четко себе представлять, как вышеперечисленные источники соотносятся между собой. Каждый последующий источник не должен противоречить предыдущему.

Об ответственности агента перед пассажиром

Договор перевозки с Пассажиром может заключить как сам Перевозчик, так и уполномоченное им третье лицо (далее - Агент). Между Агентом и Перевозчиком заключается, как правило, договор посреднического типа - агентский договор (гл.52 ГК РФ) или договор комиссии (гл.51 ГК РФ). Важно, чтобы в предмете данного договора было сказано о совершении Агентом юридических действий от имени представляемого лица. Права и обязанности из договора перевозки пассажира в этом случае будут возникать непосредственно на стороне Перевозчика.

Данная конструкция неприменима, когда Агент является структурным подразделением Перевозчика.

Во всяком случае, Агент вступает в отношения с пассажирами от имени Перевозчика. Выписанный Агентом авиабилет подтверждает заключение договора воздушной перевозки пассажира между Пассажиром и Перевозчиком. Поскольку авиабилет регулирует отношения между Пассажиром и Перевозчиком, следовательно, вся ответственность за надлежащую перевозку пассажира лежит на Перевозчике, а не на Агенте.

Об обязанности пассажира извещать перевозчика (агента) о состоянии своего здоровья

Поскольку функцией Агента является заключение договора перевозки от имени Перевозчика, то он обязан выполнять все те действия, которые источниками права предписаны для Перевозчика. В частности, для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку пассажира, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или чье состояние требует особого внимания при обслуживании (п.25 Общих правил).

Тот факт, что авиабилет был выписан и выдан на руки Пассажиру свидетельствует о том, что все существенные условия договора между сторонами были согласованы и договор перевозки был заключен.

Взаимоотношения между Агентом и Перевозчиком по поводу обмена данными о пассажире с ограниченными возможностями в конкретном случае не имеют никакого значения. Эти отно-

шения регулируются другим договором, неисполнение своих обязанностей по которому никак не влияет на действительность договора перевозки пассажира.

Вышесказанное относится и к положению п.111 Общих правил, где говорится, что Пассажир, лишенный зрения и/или слуха, перевозится с сопровождающим лицом или без сопровождающего под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

В данном случае источник права второго уровня отсылает к источнику третьего уровня. Но поскольку договор воздушной перевозки уже был заключен, следовательно, следует руководствоваться источником права первого уровня.

Так, в ст. 107 ВК РФ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда возможно прекращение действия договора воздушной перевозки Пассажира в одностороннем порядке по инициативе перевозчика. К нашему случаю применимы два положения, дающие перевозчику право на одностороннее расторжение договора: 1) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним Федеральными авиационными правилами (речь идет об Общих правилах, о чем речь уже шла выше - ОА) и 2) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц (п.1 ст.107 ВК РФ).

О расчетах при отказе в перевозке

В соответствии с п.2 ст.107 ВК РФ, в случае прекращения по инициативе Перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи.

В подпункте 6 п.1 ст.107 ВК РФ речь идет о нарушении пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 ВК РФ, что к нашему случаю не применимо.

Медосмотр при предполетном досмотре пассажира

Медосмотр не входит в понятие предполетного досмотра пассажира.

Пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом исходя из состояния своего здоровья (п.108 Общих правил).

Возможные варианты перевозки слепого пассажира

Всего предусмотрено три варианта перевозки пассажира, лишенного зрения.

1. Без сопровождения, но под наблюдением перевозчика (п.111 Общих правил). Этот вариант возможен лишь в тех случаях, если перевозчик готов обеспечить такому пассажиру сопровождение на борт воздушного судна, с борта воздушного судна и во время полета. Именно в такой ситуации оказался гражданин Обиух.

2. В сопровождении с сопровождающим лицом (п.111 Общих правил).

3. В сопровождении собаки-поводыря (п.113 Общих правил).

Перевозка пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-поводыря может быть произведена при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря.

Собака-поводырь, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа. Собака-поводырь должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.

Итоги

Принимая во внимание вышесказанное, отметим, что в настоящее время перевозчики вправе устанавливать особенности перевозки отдельных категорий граждан, как в нашем случае. Однако с того момента как выписан авиабилет, договор воздушной перевозки пассажира считается заключенным, а следовательно, стороны должны его исполнять.

Отказ перевозчика от перевозки пассажира означает ни что иное, как односторонний отказ от исполнения договора перевозки. А возможные случаи расторжения договора в одностороннем порядке строго регламентированы действующим гражданским законодательством.

Возможные случаи расторжения договора в судебном порядке по инициативе одной из сторон предусмотрены в п.2 ст.450 ГК РФ. О возможных вариантах расторжения договора перевозки в одностороннем порядке по инициативе перевозчика без суда сказано в ст.107 ВК РФ, о чем уже упоминалось выше.

Положения, предусмотренные в правилах воздушных перевозок конкретного перевозчика (третий уровень источника), не могут противоречить правилам, закрепленным в источниках первого уровня. А следовательно, с момента заключения договора перевозки "отыграть обратно" со ссылкой на внутренние правила перевозчика невозможно. Все согласования с пассажиром необходимо проводить до выписки билета.

LAW PROCEDURE OF THE TRENSPORTATION OF PASSENGER WITH VISION LOSS

Aksamentov O.I.

It is carried on an legal analysis of the actual life situation. The Carrier had refused to carry out an aircarriage agreement in the transportation of passenger with vision loss. The difficulty is that on behalf of the Carrier, the 3-rd person(Authorized agent of the Carrier) concludes an aircarriage agreement. Sometimes the Authorized agent isn't responsible for his duties. At any rate, the passengers rights can't be violate.

Сведения об авторе

Аксаментов Олег Игоревич, 1978 г.р., окончил СПбГУ (2000), старший преподаватель СПбГУГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - воздушное право, транспортное право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.