ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
М.С. ГАФУРОВ,
*
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)
Конституция Республики Таджикистан как нормативная основа конституционной ответственности государства
В статье рассматриваются проблемные вопросы конституционной ответственности государства за решение основных задач в экономической, социальной и культурной сферах, создание гарантий для осуществления прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан.
конституционная ответственность государства, конституционный правопорядок, субъекты конституционно-правовых отношений, признаки конституционных правонарушений.
Становление Республики Таджикистан как демократического правового государства предполагает создание действующего механизма конституционной ответственности органов государственной власти и должностных лиц. Это является необходимым фактором, позволяющим государству исполнять свои важнейшие обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, создавать условия, обеспечивающие его достойную жизнь и свободное развитие [5].
Конституционная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности, до настоящего времени прямо не предусмотрена в законодательстве Республики Таджикистан. Однако это не означает, что Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан и другие законы не определяют меры конституционной ответственности. Как справедливо отмечает С.А. Авакьян, «это может сделать Конституция государства, принятая либо самим народом, либо соответствующим уполномоченным органом
* Ранее — преподаватель кафедры теории и истории права и государства Академии МВД Республики Таджикистан.
власти — парламентом, учредительным (конституционным) собранием, действующим от имени народа и государства» [2].
Таким образом, Конституция Республики Таджикистан является нормативной основой конституционной ответственности государства, поскольку регламентирует правовой статус участников конституционных правоотношений, т. е. потенциальных субъектов конституционной ответственности, предусматривает признаки конституционных правонарушений и конституционно-правовые санкции.
Так, согласно ст. 1 Конституции Республики Таджикистан: «Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство». Это означает, что Основной закон исходит из позитивной конституционной ответственности Республики Таджикистан в становлении правового, суверенного, демократического, социального государства. Ведь правовое государство предполагает обеспечение верховенства Конституции, утверждение конституционного правопорядка и законности. Существенным элементом механизма реализации конституционно-правовых норм, обеспечения конституционного правопорядка является институт ответственности государства. Развитие данного института в Республике Таджикистан не имеет альтернативы и является конституционным требованием и необходимым условием формирования правового государства.
В ст. 6 Конституции Республики Таджикистан провозглашено, что «в Таджикистане народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, которую осуществляет непосредственно или через своих представителей». Соответственно, государственные органы
и органы местного самоуправления, должностные лица несут конституционную ответственность перед народом в реализации этой власти. Как представляется, при рассмотрении конституционной ответственности государства речь должна идти о ее позитивной и негативной составляющей. Под позитивной конституционно-правовой ответственно-
стью государства следует понимать соотношение соответствующих субъектов органов государственной власти и должностных лиц к своим конституционным обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение. В негативном (ретроспективном) аспекте конституционно-правовая ответственность понимается как отрицательная оценка деятельности субъекта, в результате чего он испытывает неблагоприятные последствия в виде ограничения либо лишения политических, юридических или других интересов.
В науке существуют разные подходы и позиции ученых относительно понятия конституционно-правовой ответственности. Так, по мнению Ю.П. Еременко, это установленная государством и выраженная в конституционных и иных нормах государственного права обязанность, обращенная к государственным и общественным организациям, должностным лицам, гражданам, соблюдать конституционные нормы и в случае их нарушения претерпевать определенные конституцией и иными законами лишения политического характера [6].
По мнению Т.Д. Зражевской, негативную (ретроспективную) ответственность по государственному праву можно определить как «принудительное воздействие управомочен-ных на то субъектов, предусмотренное санкциями норм государственного права, применяемое в определенном порядке к виновным в нарушении норм (институтов) государственного права с целью восстановления нарушенного общественного отношения и воспитания граждан [7].
В новейшей российской науке конституционного права тема конституционно-правовой ответственности пережила настоящий ренессанс. Появились интересные исследования проблематики конституционно-правовой
ответственности, предложены различные ее определения. Как отмечает И.А. Конюхова, конституционно-правовую ответственность можно определить как публично-правовую ответственность, выражающуюся в обязанности обеспечивать действие норм отрасли конституционного права в позитивном смысле и в решении субъектами конституционно-правовых отношений неблагоприятных
последствии за нарушение этих норм в негативном смысле [9, с. 256].
Один из ведущих российских государство-вед ов В.О. Лучин полагает, что ретроспективная ответственность «заключается в отрицательной государственно-правовой оценке отклоняющегося поведения и наступления неблагоприятных последствий для соответствующих субъектов» [12, с. 39]. Позднее, модифицировав свою концепцию, он рассматривал конституционную ответственность как «обусловленную нормами Основного закона необходимость соответствующих субъектов отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения — претерпевать определенные лишения» [13, с. 283].
Согласно позиции В.В. Игнатенко юридическая ответственность в публично-правовой сфере состоит в «установленной законом обязанности правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами» [8, с. 4].
Автор одного из первых современных исследований конституционно-правовой
ответственности В.А. Виноградов понимает под ней закрепленную конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему диспозициями этих норм, обеспечиваемую возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия [3, с. 20—21; 4, с. 28].
По мнению А.А. Кондрашева, конституционно-правовая ответственность представляет собой правовую связь (состояние), возникающую вследствие несоблюдения конституционно-правовой нормы участниками нарушенного конституционного правоотношения, воплощенную в установлении нормативного требования, обращенного к правонарушителю, подвергающемуся государственному осуждению. Конституционно-правовая ответственность может быть реализована либо путем применения государственно-принудительных средств в виде лишений организационного (расформирование, прекращение деятельности органа), реже — личного характера (лишение наград, статуса беженца), утраты юридической силы, приостановления действия правового
н
с
о
:|S 3 X Й и
ш
^
а
<
AQ
87
н
с
0
1
Й и
ш
^
а
<
88
акта или прямого восстановления нарушения правопорядка государством с использованием средств государственного принуждения, либо самостоятельно правонарушителем под угрозой использования таких средств, либо не реализована (временно или окончательно), но возникновение состояния ответственности и угрозы реализации соответствующих санкций будет присутствовать в любом случае [10].
Как представляется, позитивная конституционно-правовая ответственность государства реализуется прежде всего в деятельности государства, направленной на обеспечение прав и свобод его граждан. В любой демократической стране человек, его достоинство, основные права и свободы конституционно признаются высшей ценностью. В Конституции Республики Таджикистан п. 1 ст. 14 гласит: «Права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами республики, признанными Таджики -станом международно-правовыми актами». Одновременно конституционно закрепляется, что «права и свободы человека и гражданина осуществляются непосредственно. Они определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и местной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью» (п. 2 ст. 14 Конституции Республики Таджикистан). В этой связи вполне справедливо утверждение Е.А. Лукашевой о том, что «общечеловеческими высшими ценностями являются принцип верховенства права в отношении к государству, ограничение государственной власти правами человека» [11].
Конституция Республики Таджикистан является нормативным источником института конституционной ответственности не только в силу определения основ конституционного строя государства, но и закрепления основных прав и свобод человека и гражданина, принципов организации и деятельности государственных институтов власти. В гл. 2 Конституции Республики Таджикистан закреплены основные права и свободы человека и гражданина и тем самым предусмотрены обязанности государства создать гарантии для осуществления этих прав. Государство несет позитивную конституционную ответственность за выполнение этих обязанностей, а субъекты, нарушающие права человека и гражданина, подлежат негативной юридической ответственности. В частности, Основной закон Республики Таджикистан предусматривает на основании ст. 5, 14, 17, 18, 19, 20, 21 конституционную ответственность го-
сударства за обеспечение следующих важнейших, основополагающих прав граждан:
— права на жизнь: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Никто не может быть лишен жизни, кроме как по приговору суда за особо тяжкое преступление;
— неприкосновенность личности гарантируется государством. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому и бесчеловечному обращению. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются;
— право каждого на личную свободу и неприкосновенность: человек может быть лишен свободы только в случаях и в порядке, установленных законом;
— право на гуманное отношение к арестованным, заключенным под стражу, лицам, лишенным свободы, и уважение их достоинства;
— право на использование эффективных средства защиты прав и свобод в судебных, а также иных государственных органах;
— право на независимый и беспристрастный суд с соблюдением всех требований справедливости.
Эти положения соответствуют международным правовым актам о правах человека и реализуются внутригосударственным законодательством [1].
В ст. 35 Конституции Республики Таджикистан регулируется одно из важнейших прав человека — право на труд. Примечательно, что данное право не закрепляет, а предусматривает, что каждый имеет право на свободный выбор труда. Сформулировав норму таким образом, законодатель, как нам представляется, исходит из того, что если предусмотреть право на труд каждого, то можно предположить позитивную конституционную ответственность государства гарантировать реализацию права каждого на труд, создавать для этого необходимые условия, в частности рабочие места, исключенить безработицу, что в условиях рыночных отношений невозможно.
Конституция Республики Таджикистан, с одной стороны, предусматривает право каждого жить в окружающей среде, способствующей его здоровью и благополучию, а с другой — определяет позитивную конституционную ответственность каждого «лично и совместно с другими лицами охранять и улучшать окружающую среду». Одновременно предусматривается и конституционная обязанность государства привлекать к ответственности должностных лиц за сокрытие экологической информации и отказ предоставить ее. На основе данной конституционной нормы
УК Республики Таджикистан предусматривает уголовную ответственность и наказание за преступления против экологической безопасности и окружающей среды.
Конституция Республики Таджикистан вместе с закреплением права на достойный уровень жизни, в частности на жилье, а также на улучшение условий жизни определяет позитивную конституционную ответственность государства за принятие необходимых мер для осуществления этого права граждан. Это важный аспект позитивной конституционной ответственности государства, неотделимый от его обязанности предусмотреть в соответствующем законе объемы и формы социального обеспечения, перечень бесплатных основных медицинских услуг и порядок их оказания.
Одно из основных прав человека, закрепленное Конституцией Республики Таджикистан, — право на образование. Реализация данного права связана с позитивной конституционной ответственностью государства за выполнение следующих обязанностей:
— обеспечение соответствующего уровня обязательного образования;
— обеспечение бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях;
— установление соответствующим законом принципов самоуправления высших учебных заведений;
— установление законом порядка создания и деятельности учебных заведений;
— обеспечение права каждого гражданина на получение бесплатного образования в государственных высших и иных специализированных образовательных учреждениях на конкурсной основе в установленном законом порядке;
— оказание государством финансового и иного содействия высшим и другим учебным заведениям, осуществляющим образовательные программы (ст. 41).
Кроме того, в число конституционных обязанностей Республики Таджикистан входит обеспечение права каждого на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, пользование научными достижениями и участие в культурной жизни общества (ст. 40).
В ст. 26 Конституции Республики Таджикистан определено, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов». Указанная конституционная норма означа-
ет конституционную ответственность государства за обеспечение сохранения и развития традиций, религии, языка и культуры национальных меньшинств, живущих в пределах Республики Таджикистан.
Важнейшей конституционной обязанностью государства является решение задач в экономической, социальной и культурной сферах, таких как защита семьи, материнства и детства, и оказание им покровительства; содействие занятости и улучшение условий труда населения; осуществление программ по охране здоровья граждан; создание условий для эффективного и доступного медицинского обслуживания; осуществление программ по предупреждению и лечению инвалидности, стимулирование участия инвалидов в общественной жизни; развитие науки и культуры, системы бесплатного высшего и специального образования; свободное приобщение каждого к национальным и общечеловеческим ценностям; обеспечение достойного жизненного уровня пожилых людей.
Конституция Республики Таджикистан возлагает выполнение конституционных обязанности государства на соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления: Президента Республики Таджикистан, Маджлиси Оли (парламент), правительство, органы судебной власти, Национальный банк, прокуратуру, органы местной власти и местного самоуправления. Предусматривая конституционные права и обязанности этих субъектов, Конституция тем самым определяет их позитивную конституционную ответственность за осуществление своих обязанностей, а в случае невыполнения (либо ненадлежащего выполнения или злоупотребления правами) предусматриваются средства негативной конституционной ответственности, которые могут сочетаться с применением иных видов юридической ответственности. Таким образом обеспечивается реализация соответствующих статей Конституции Республики Таджикистан, закрепляющих права и свободы граждан и гарантирующих их реализацию в условиях формирования демократического, правового, социального и светского государства.
Список литературы
1. Конституция Республики Таджикистан. — Душанбе, 2003.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс. В 2 т.Т. 1. — 3-е изд., стереотип. — М., 2010.
н
с
о
X
Й и
ш
^
а
<
89
ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)
3. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. - М., 2000.
4. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. — М., 2005.
5. Гончаров И.В. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации: лекция. — М., 2002.
6. Еременко Ю.П. Советская Конституция и закон-
ность. — Саратов, 1980.
7. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому
государственному праву. — Воронеж, 1980.
8. Игнатенко В. В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции: учеб. пособ. — Иркутск, 1996.
9. Конюхова И.А. Конституционное право Россий-
ской Федерации. Общая часть: курс лекций. — М., 2006.
10. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. — М., 2006.
11. Лукашева Е.А. Право и права человека в нормативной системе общества // Проблемы общей теории права и государства / под ред. B.C. Нер-сесянца. - М., 2004.
12. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1.
13. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М., 2002.
E-mail: [email protected]
н
с
о
:|S 3 X Й и
ш
^
а
<
AQ
90
И.Н. ДОРОФЕЕВ,
доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности,
кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Ю.В. ЛАТОВ,
ведущий научный сотрудник Научного центра, доктор социологических наук, доцент
(Академия управления МВД России)
Стратегические аспекты противодействия коррупции: опыт зарубежных стран и российские перспективы
В статье обосновывается необходимость принятия национального антикоррупционного проекта, рассчитанного на длительный срок, определены его количественные цели, а также необходимость реорганизации МВД и внедрения инновационных методов противодействия коррупции.
коррупция, антикоррупционная политика, индекс восприятия коррупции, национальный проект, реформа МВД.
Труды российских и зарубежных исследователей [9; 11] убедительно доказывают, что в странах «догоняющего» развития, к которым относится и Россия, коррупция является одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности.
Согласно данным ГИАЦ МВД России, самым распространенным видом корруп-
ционного поведения по-прежнему остается взяточничество: если в 1997 г. правоохранительными органами был зарегистрирован 1801 факт взяточничества, то в 2009 г. таких преступлений выявлено более 13 тыс. [14, с. 30]. Исследования гражданских экспертов подтверждают тенденцию роста коррупции в России1.
В условиях рыночной экономики коррупция не ограничивается взяточничеством или злоупотреблениями чиновников. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют, что в процессе институциональных преобразова-
1 Так, сотрудники Регионального общественного Фонда «Информация для демократии» сделали вывод, что в сфере бизнеса общая сумма взяток с 2001 г. по 2005 г. выросла в 9 раз (с поправкой на инфляцию — примерно в 7 раз) и достигла 316 млрд руб., причем регулярно платят взятки примерно 80 % всех фирм [12]. По их оценке, общий объем рынка коррупционных услуг в России к середине 2000 г. по доходам был сопоставим с федеральным бюджетом.