Научная статья на тему 'Конституционный Суд РФ – судебный орган Конституционного контроля'

Конституционный Суд РФ – судебный орган Конституционного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6630
1219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуев Владимир Иванович

В статье исследуются вопросы формирования института конституционного контроля в нашей стране, включая законодательство о Конституционном Суде РФ, его полномочия, состав, основные принципы и гарантии деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION COURT BODY FOR CONSTITUTIONAL CONTROL

The paper studies the issues of formation in our country institution of constitutional review, including the law on the Constitutional Court of the Russian Federation, its mandate, composition, basic principles and guarantees of the activity.

Текст научной работы на тему «Конституционный Суд РФ – судебный орган Конституционного контроля»

Зуев В.И.

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

В статье исследуются вопросы формирования института конституционного контроля в нашей стране, включая законодательство о Конституционном Суде РФ, его полномочия, состав, основные принципы и гарантии деятельности.

Ключевые слова: конституционный контроль, конституционное судопроизводство, полномочия, принципы деятельности, гарантии деятельности.

Конституция России, устанавливая судебную систему Российской Федерации, констатирует, что «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» [1, ст.118 ч. 2].

Одним из высших федеральных органов судебной власти как указано в ст. 1 ФКЗ «О конституционном Суде РФ» является «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства[2, ст. 1]». Судебный конституционный контроль - важный элемент системы разделения властей.

В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.) [3, с. 96]. Другие страны (Австрия, ФРГ, Италия и др.) в этих целях создали конституционные суды.

В СССР до конца 80-х гг. идея судебного конституционного контроля отвергалась. Конституционный контроль в определённой мере осуществлялся высшими представительными органами государственной власти. Так, по Конституции 1918 г. верховным органом власти являлся Всероссийский съезд Советов, который принимал, изменял и дополнял Конституцию, отменял акты, ей противоречащие. В период между съездами Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВТТИК) контролировал соблюдение Конституции, имел право отменять или приостанавливать постановления и решения правительства.

Аналогичные полномочия были представлены по Конституции СССР 1924 г. Центральному Исполнительному Комитету (ЦИК) СССР и его Президиуму. Кроме того, опреде-

лёнными функциями конституционного контроля был наделён и Верховный Суд СССР[4], который давал по требованию ЦИК СССР [5, ст.ст. 26, 27] заключения о законности актов союзных республик с точки зрения Конституции СССР. Верховный Суд имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов.

Конституция СССР 1936 г. право принятия, изменения и дополнения Основного закона закрепила за Верховным Советом СССР, а конституционный контроль возложила на Президиум Верховного Совета СССР.

Эти полномочия указанных органов были сохранены и в Конституции СССР 1977г. В декабре 1988 г. в Конституцию СССР были внесены изменения и дополнения, предусматривающие создание Комитета конституционного надзора СССР, избираемого Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет. 23 декабря 1989 г. состоялось принятие Закона «О конституционном надзоре в СССР [6]» и в 1990 г. в составе 27 человек Комитет конституционного надзора был избран. Согласно закону Комитет конституционного надзора имел право проверять на соответствие Конституции СССР проекты законов и действующие акты, принятые Съездом народных депутатов, Верховным Советом и его палатами, акты Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, акты других государственных органов и общественных организаций. Комитет обладал законодательной инициативой, имел особые права в связи с возбуждением вопроса о смещении с должности Президента СССР, рассматривал разногласия между Союзом ССР и союзными республиками,

а также между республиками и национально-государственными образованиями. Он имел, однако, ограниченную компетенцию, был наделён правом лишь приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционными правовые акты, за исключением актов, нарушающих основные права и свободы человека.

15 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании не комитета, а Конституционного Суда как специализированного органа судебного конституционного контроля.

Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом Российской Федерации о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г., а 30 октября того же года Пятый (Внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал 13 судей этого Суда и которым был принят ряд решений, имевших большой в то время общественный резонанс. В частности, решения по вопросу о конституционности актов, касающихся деятельности КПСС, о конституционности правоприменительной практики, связанной и индексацией доходов и сбережений населения и др.

После громких событий в России 3-4 октября 1993 г. в период возникновения разногласий между Председателем Верховного Совета РСФСР Хасбулатовым и Президентом РФ Ельциным Б.Н. активная деятельность Конституционного Суда РФ была практически приостановлена. 24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ Б.Н. Ельциным Конституционный Суд РФ был признан недействующим, т. к. оказался в глубоком кризисном состоянии.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., установившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда, в июле 1994 г. был принят ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией России (ст. 125) и ФКЗ «О конституционном Суде РФ» (ст. 3).

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) даёт толкование Конституции РФ;

5) даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключёнными в соответствии со статьёй 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не

противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ [8].

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 128 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О конституционном Суде РФ»), вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трёх четвертей от общего чис-ласудей.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определённым сроком [9] (до 5 апреля 2005 г. действовало ограничение срока полномочий не более 15 лет).

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, при-

нятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечёт за собой предусмотренную законом ответственность.

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.

При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

В заседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведённого для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Кон-

ституционного Суда РФ, а также в случае разрешения дел Конституционным Судом РФ в порядке, предусмотренном ст. 47.1 (разрешение дел без проведения слушания) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материальнотехническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда РФ производится за счёт федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объёме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьёй необходимые для обеспечения дея-

тельности Конституционного Суда РФ средства, которыми Конституционный Суд РФ распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью и может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных ФКЗ «О конституционном Суде РФ», не допускается. -------------------------- 20.01.2013

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. текст с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6-ФЗ и от 30 декабря 2008 №7-ФЗ // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - №237; 2009. - 21 января. - №7.

2. О конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ с изменениями от 28 декабря 2010 г. №8-ФКЗ // СЗ РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.

3. Крылова Н.Е. Уголовное право зарубежных стран (Англия, США, Франции, Германии): учеб. пособие / Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. - М.: Зерцало, 1998. - 426 с.

4. Положение о Верховном Суде СССР: утверждено ЦИК СССР 24 октября 1924 г. п. «б» ст. 2 (А) // СЗ. - 1924. -№19. - Ст.183.

5. Наказ Верховному Суду СССР: утверждён ЦИК СССР 24 октября 1924 г. ст. 26 и 27 // СЗ. - 1924. - №2. - Ст. 25.

6. О конституционном надзоре в СССР: закон СССР от 23 декабря 1989 г. №974-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1989. - №29. - Ст. 574.

7. О Конституционном Суде РСФСР: закон РСФСР от 12 июля 1991 г. №1599-1 // ВСНД РСФСР. - 1991. - №30. -Ст. 1017.

8. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: принят Конституционном Судом Российской Федерации 24 января 2011 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2011. - №1.

9. О конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ с изменениями от 5 апреля 2005 г. №2-ФКЗ // СЗ РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447; 2005. - №15. - Ст. 1273.

Сведения об авторе:

Зуев Владимир Иванович, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Оренбургского государственного университета, юридический факультет, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре уголовного права и процесса 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7406, тел. (3532) 912174, е-таіі: [email protected]

UDC 34 Zuev V.I.

Orenburg state university, е-mail: [email protected]

CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION - COURT BODY FOR CONSTITUTIONAL CONTROL

The paper studies the issues of formation in our country institution of constitutional review, including the law on the Constitutional Court of the Russian Federation, its mandate, composition, basic principles and guarantees of the activity.

Key words: constitutional, the constitutional jurisdiction, powers, principles, safeguards activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.