_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
казначейству. Как выяснилось, эти две властные структуры уже долгое время исполняли близкие задачи — это надзор за финансовой дисциплиной и контроль за исполнением бюджета. На официальной встрече с Президентом РФ Д.А. Медведев отметил, что слияние двух структур связано с необходимостью сделать надзор в рамках Министерства финансов РФ «более компактным»4.
На наш взгляд, слияние Росфиннадзора с Федеральным казначейством даст положительные результаты, так как позволит сократить государственный аппарат, и соответственно бюджетные средства, уходящие на его содержание. Стоит отметить, что надзор за финансовой дисциплиной и исполнением бюджета лучше осуществлять внутри одной структуры, так как избыточность органов власти, компетентных в одной сфере, ведет к дублированию их деятельности.
Таким образом, Федеральное казначейство должно стать единым «контролером», получив функции Росфиннадзора. Остается надеяться, что контроль над движением бюджетных ресурсов, как текущий, так и последующий, теперь будет осуществляться более эффективно. Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823;
2. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" // Собрание законодательства РФ, 08.02.2016, N 6, ст. 831;
3. Положение, утвержденное Правительством РФ от 1.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, N 49, ст. 4908;
4. Крохина Ю.А., Финансовое право России: Учебник - М.: Норма: Инфра-М , 2014 - 720 с;
5. Кушнир И. В., Финансовое право Учебник - М : Норма: Инфра-М.2010 - 720 с;
6. Российская газета - Столичный выпуск №6889 (21).
© Давыдов Р.Х., 2016
УДК 342
В.А. Дорохов
Студент 2-го курса Юридический факультет Воронежского юридического университета Г.Воронеж, Российская Федерация
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация
Настоящая статья посвящена организации и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. В статье названы источники правового регулирования его деятельности, компетенция, состав, показаны направления совершенствования законодательства.
Ключевые слова
Конституционный суд, Республика Беларусь, конституционное правосудие, конституционное
судопроизводство.
Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. [3, с. 669]
Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята парламентом (Верховным Советом Беларуси) 15 марта 1994 г. и вступила в силу 30 марта 1994 г. Судам посвящается, в данной
4 Российская газета - Столичный выпуск №6889 (21)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
конституции, шестая глава, четвертого раздела. Шестая глава состоит из восьми статей, одна из которых, ст. 116, посвящена Конституционному Суду Республики Беларусь. В ст.116 Конституции Беларуси закреплено, что Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов.
Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12-ти судей, которые должны быть высококвалифицированными специалистами в правовой области. Какое именно образование должно быть у данных судей Конституция не закрепляет. Конституционные судьи, что следует из текста Конституции, как правило, имеют ученую степень, но наличие ученой степени не является обязательным критерием для судей Конституционного Суда.
Состав Суда образуется следующим образом: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные шесть избираются парламентом. При этом председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия парламента. Срок полномочий судей КС РБ составляет 11 лет, а предельный возраст пребывания судей в должности - 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных Республики Беларусь Конституции, о соответствии актов органов государственной власти Конституции ратифицированным международно-правовым актам.
Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. [1]
Нормативные акты, признанные неконституционными, утрачивают свою силу.
Более детально деятельность Конституционного Суда регламентирована в одноименном законе Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. Обратим внимание на следующие аспекты:
- судопроизводство в суде осуществляется на белорусском и (или) русском языках, так как оба этих языка являются государственными;
- помимо компетенции, закрепленной в Конституции, в законе закреплено право суда вносить предложения в государственные и другие органы;
- требования к судьям конкретизированы: лицо должно иметь высшее юридическое образование и обладать высокими моральными качествами. Судьи могут назначаться и избираться после окончания своих полномочий на новый срок. [2]
С сентября 1994 г. Конституционный Суд Республики Беларусь является ассоциированным членом Конференции европейских конституционных судов; с сентября 2011 г. - член Всемирной конференции по конституционному правосудию. С марта 2013 г. членом Венецианской комиссии от Республики Беларусь является заместитель Председателя Конституционного Суда Сергеева О.Г.
Конституционным Судом заключен ряд меморандумов о сотрудничестве с зарубежными конституционными судами, направленных на углубление обмена опытом осуществления конституционного контроля с разными странами. Конституционный Суд Республики Беларусь - важный субъект внутригосударственного политико-правового диалога. [4, с 47]
Вывод: Конституционный Суд Республики Беларусь - это орган конституционного контроля, который играет большую роль в соблюдении конституционности и законности на территории Беларуси. Наличие Конституционного Суда является важной характеристикой Беларуси как современного правового культурного государства. [5, с. 186]
К сожалению, в компетенции суда отсутствует полномочие рассматривать жалобы граждан на конституционность законов, примененных в конкретном деле, и полномочие официального толкования Конституции.
Положительной чертой статуса суда является срочный характер полномочий судей.
Список используемой литературы:
1. Конституция Республики Беларусь: принята парламентом 15.03.1994 г.
2. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. №2914-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1994. - N 15. - Ст.220.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
3. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.
4. Сазонникова Е.В. «Культурное государство» и взаимосвязанные с ним понятия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». - 2011. - № 2 (11). - С.47-52.
5. Сазонникова Е.В. О теме диалога в науке конституционного права // Человек в глобальном мире: материалы Международной научной конференции (Воронеж, 18-20 мая 2015 г.) / под ред. Н.В. Бутусовой, Ию Ананиева. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. - С.186-190.
© Дорохов В.А., 2016
УДК34
Я.С. Дунина
студентка Уральского института Управления РАНХиГС
при Президенте РФ г.Екатеринбург, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ
ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ
Аннотация
В статье рассматривается краткий анализ развития законодательства, которое регулирует вопросы о даче взятки должностному лицу, а так же обозначены проблемы освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.
Ключевые слова:
взятка, вымогательство, ответственность, взяткополучатель; освобождение от уголовной ответственности.
Коррупция, одной из основных составляющих которой является взяточничество, обсуждается во всем мире, борьба с ней ведётся еще с времён до нашей эры. В Ветхом Завете упоминается одна из божьих заповедей народу: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»5. В XVII веке на Руси для определения видов взятки существовало несколько юридических названий: почести, поминки и посулы. Очень строго наказывались чиновники, вплоть до смертной казни Петром I6. Взойдя на престол Екатерина II, дала понять своему народу, что взяточничество будет строго наказываться и мириться с недугом она не собирается, а чиновникам - их проделки не укроются от ее ока.
Коррупция, составляет огромную проблему современного правового общества. В настоящее время дача взятки должностному лицу совершается ежедневно, так как ликвидировать в современной России это явление крайне сложно. По мнению Гришина Д.А. это связано в частности с высоким уровнем латентности данных преступлений7. Последствия взяточничества ведет к дезорганизации управленческой деятельности, ущемлению прав и законных интересов граждан, подрыву доверия населения к власти.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии
5 Ветхий завет. Глава 23., исх. 23.8
6 Полное собрание законов Российской империи. ТУ. N0 2871.
7 Гришин Д.А. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за должностные преступления // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. № 1. С. 141151