Научная статья на тему 'Современный статус федерального казначейства как органа государственного финансового контроля'

Современный статус федерального казначейства как органа государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3648
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдов Р. Х.

В данной статье рассматривается вопрос о роли Федерального казначейства как органа, осуществляющего государственный финансовый контроль. Также автором подробно рассмотрены вопросы, касающиеся передачи контрольных функций Росфиннадзора Федеральному казначейству и предоставлена оценка слияния данных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный статус федерального казначейства как органа государственного финансового контроля»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

18.Филинова Н.В., Матвеева С.В., Матвеев П.А. Формирование правовой культуры и правосознания в процессе профессиональной подготовки студентов неюридических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2016. С. 51-6 С. 315-320

19.Куксин И.Н. Налоговая политика России (теоретический и историко-правовой анализ): диссерт. докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1998

20.Куксин И.Н. Ответственность: социальное и юридическое содержание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 3 (19). С. 52-62

21.Куксин И.Н. Социальные и юридические аспекты ответственности // Право и общество. 2015. № 14. С. 189-199

22.Куксин И.Н., Кузьменко В.К. К вопросу об ответственности за коррупционные преступления // Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития. Научные труды. М., 2014. С. 80-93

23.Куксин И.Н., Чечельницкий И.В. Справедливость как нравственная, социальная и юридическая категория // Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции. Под общ. редакцией Т.А. Сошниковой. 2016. С. 31-38

24.Куксин И.Н., Мичулис Э.Ф. Перспективы формирования правового пространства Союзного государства России и Беларуси и его уголовно-правовой системы // Научные труды № 1(6) 2015: Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов кафедр уголовно-правовых дисциплин и уголовного процесса и криминалистики Юридического института МГПУ. Саратов, 2015. С. 98-110

25.Мичулис Э.Ф., Куксин И.Н. Формирование единого правового пространства Союзного государства Беларуси и России и го уголовно-правовой системы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 31 № 2 (199). С. 115-121

26.Мичулис Э.Ф., Куксин И.Н. Формирование уголовно-правовой системы союзного государства России и Беларуси // Вестник Академии права и управления. 2015. № 39. С. 109-118

27.Куксин И.Н., Мичулис Э.Ф. Формирование уголовно-правовой системы союзного государства России и Беларуси // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия : Государство и право. 2015. № 19. С. 35-41

© Гусев А.А., Викторов В.Ю., Жаров В.А., 2016

УДК 347.73

Р.Х. Давыдов РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Москва, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА КАК ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о роли Федерального казначейства как органа, осуществляющего государственный финансовый контроль. Также автором подробно рассмотрены вопросы, касающиеся передачи контрольных функций Росфиннадзора Федеральному казначейству и предоставлена оценка слияния данных структур.

Ключевые слова

Финансовый контроль, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,

исполнение бюджета.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Финансовый контроль является неотъемлемой функцией каждого правового государства. Государственный финансовый контроль - это «проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов»1. Контроль осуществляется в рамках всех видов финансовых правоотношений: за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях.

Одним из главных государственных органов финансового контроля уже долгое время является Федеральное казначейство. Правовое положение Федерального казначейства в целом регулируется двумя нормативными правовыми актами: Положением, утвержденным Правительством РФ от 1.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе» (далее - Положение)2 и Бюджетным Кодексом РФ.

Согласно п. 1 Положения Федеральное казначейство «является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета».

Бюджетный кодекс в ст. 166.1 наделяет Федеральное Казначейство бюджетными полномочиями, в частности это: установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, открытие в Центральном Банке РФ и кредитных организациях счетов по учету бюджетных средств, распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, направление представлений о приостановлении операций по счетам и иные функции.

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом осуществляет следующие виды финансового контроля:

- контроль за непревышением суммы по финансовым операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

- контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Однако не так давно стало известно, что перечень полномочий Федерального казначейства потерпит серьезные изменения. Помимо Федерального казначейства, в структуру подведомственных органов Минфина РФ входила Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере"3, служба была упразднена. По сути, произошло слияние двух федеральных служб, при котором контрольные и надзорные полномочия Росфиннадзора перешли к Федеральному

1 Кушнир И. В., Финансовое право Учебник - М.: Норма: Инфра-М.2010 - 112 с.

2 Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, N 49, ст. 4908

3 Собрание законодательства РФ, 08.02.2016, N 6, ст. 831

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

казначейству. Как выяснилось, эти две властные структуры уже долгое время исполняли близкие задачи — это надзор за финансовой дисциплиной и контроль за исполнением бюджета. На официальной встрече с Президентом РФ Д.А. Медведев отметил, что слияние двух структур связано с необходимостью сделать надзор в рамках Министерства финансов РФ «более компактным»4.

На наш взгляд, слияние Росфиннадзора с Федеральным казначейством даст положительные результаты, так как позволит сократить государственный аппарат, и соответственно бюджетные средства, уходящие на его содержание. Стоит отметить, что надзор за финансовой дисциплиной и исполнением бюджета лучше осуществлять внутри одной структуры, так как избыточность органов власти, компетентных в одной сфере, ведет к дублированию их деятельности.

Таким образом, Федеральное казначейство должно стать единым «контролером», получив функции Росфиннадзора. Остается надеяться, что контроль над движением бюджетных ресурсов, как текущий, так и последующий, теперь будет осуществляться более эффективно. Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823;

2. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" // Собрание законодательства РФ, 08.02.2016, N 6, ст. 831;

3. Положение, утвержденное Правительством РФ от 1.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, N 49, ст. 4908;

4. Крохина Ю.А., Финансовое право России: Учебник - М.: Норма: Инфра-М , 2014 - 720 с;

5. Кушнир И. В., Финансовое право Учебник - М : Норма: Инфра-М.2010 - 720 с;

6. Российская газета - Столичный выпуск №6889 (21).

© Давыдов Р.Х., 2016

УДК 342

В.А. Дорохов

Студент 2-го курса Юридический факультет Воронежского юридического университета Г.Воронеж, Российская Федерация

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация

Настоящая статья посвящена организации и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. В статье названы источники правового регулирования его деятельности, компетенция, состав, показаны направления совершенствования законодательства.

Ключевые слова

Конституционный суд, Республика Беларусь, конституционное правосудие, конституционное

судопроизводство.

Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. [3, с. 669]

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята парламентом (Верховным Советом Беларуси) 15 марта 1994 г. и вступила в силу 30 марта 1994 г. Судам посвящается, в данной

4 Российская газета - Столичный выпуск №6889 (21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.