МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
18.Филинова Н.В., Матвеева С.В., Матвеев П.А. Формирование правовой культуры и правосознания в процессе профессиональной подготовки студентов неюридических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2016. С. 51-6 С. 315-320
19.Куксин И.Н. Налоговая политика России (теоретический и историко-правовой анализ): диссерт. докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1998
20.Куксин И.Н. Ответственность: социальное и юридическое содержание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 3 (19). С. 52-62
21.Куксин И.Н. Социальные и юридические аспекты ответственности // Право и общество. 2015. № 14. С. 189-199
22.Куксин И.Н., Кузьменко В.К. К вопросу об ответственности за коррупционные преступления // Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития. Научные труды. М., 2014. С. 80-93
23.Куксин И.Н., Чечельницкий И.В. Справедливость как нравственная, социальная и юридическая категория // Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции. Под общ. редакцией Т.А. Сошниковой. 2016. С. 31-38
24.Куксин И.Н., Мичулис Э.Ф. Перспективы формирования правового пространства Союзного государства России и Беларуси и его уголовно-правовой системы // Научные труды № 1(6) 2015: Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов кафедр уголовно-правовых дисциплин и уголовного процесса и криминалистики Юридического института МГПУ. Саратов, 2015. С. 98-110
25.Мичулис Э.Ф., Куксин И.Н. Формирование единого правового пространства Союзного государства Беларуси и России и го уголовно-правовой системы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 31 № 2 (199). С. 115-121
26.Мичулис Э.Ф., Куксин И.Н. Формирование уголовно-правовой системы союзного государства России и Беларуси // Вестник Академии права и управления. 2015. № 39. С. 109-118
27.Куксин И.Н., Мичулис Э.Ф. Формирование уголовно-правовой системы союзного государства России и Беларуси // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия : Государство и право. 2015. № 19. С. 35-41
© Гусев А.А., Викторов В.Ю., Жаров В.А., 2016
УДК 347.73
Р.Х. Давыдов РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Москва, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА КАК ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о роли Федерального казначейства как органа, осуществляющего государственный финансовый контроль. Также автором подробно рассмотрены вопросы, касающиеся передачи контрольных функций Росфиннадзора Федеральному казначейству и предоставлена оценка слияния данных структур.
Ключевые слова
Финансовый контроль, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,
исполнение бюджета.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Финансовый контроль является неотъемлемой функцией каждого правового государства. Государственный финансовый контроль - это «проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов»1. Контроль осуществляется в рамках всех видов финансовых правоотношений: за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях.
Одним из главных государственных органов финансового контроля уже долгое время является Федеральное казначейство. Правовое положение Федерального казначейства в целом регулируется двумя нормативными правовыми актами: Положением, утвержденным Правительством РФ от 1.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе» (далее - Положение)2 и Бюджетным Кодексом РФ.
Согласно п. 1 Положения Федеральное казначейство «является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета».
Бюджетный кодекс в ст. 166.1 наделяет Федеральное Казначейство бюджетными полномочиями, в частности это: установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, открытие в Центральном Банке РФ и кредитных организациях счетов по учету бюджетных средств, распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, направление представлений о приостановлении операций по счетам и иные функции.
Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом осуществляет следующие виды финансового контроля:
- контроль за непревышением суммы по финансовым операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
- контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Однако не так давно стало известно, что перечень полномочий Федерального казначейства потерпит серьезные изменения. Помимо Федерального казначейства, в структуру подведомственных органов Минфина РФ входила Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере"3, служба была упразднена. По сути, произошло слияние двух федеральных служб, при котором контрольные и надзорные полномочия Росфиннадзора перешли к Федеральному
1 Кушнир И. В., Финансовое право Учебник - М.: Норма: Инфра-М.2010 - 112 с.
2 Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, N 49, ст. 4908
3 Собрание законодательства РФ, 08.02.2016, N 6, ст. 831
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
казначейству. Как выяснилось, эти две властные структуры уже долгое время исполняли близкие задачи — это надзор за финансовой дисциплиной и контроль за исполнением бюджета. На официальной встрече с Президентом РФ Д.А. Медведев отметил, что слияние двух структур связано с необходимостью сделать надзор в рамках Министерства финансов РФ «более компактным»4.
На наш взгляд, слияние Росфиннадзора с Федеральным казначейством даст положительные результаты, так как позволит сократить государственный аппарат, и соответственно бюджетные средства, уходящие на его содержание. Стоит отметить, что надзор за финансовой дисциплиной и исполнением бюджета лучше осуществлять внутри одной структуры, так как избыточность органов власти, компетентных в одной сфере, ведет к дублированию их деятельности.
Таким образом, Федеральное казначейство должно стать единым «контролером», получив функции Росфиннадзора. Остается надеяться, что контроль над движением бюджетных ресурсов, как текущий, так и последующий, теперь будет осуществляться более эффективно. Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823;
2. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" // Собрание законодательства РФ, 08.02.2016, N 6, ст. 831;
3. Положение, утвержденное Правительством РФ от 1.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, N 49, ст. 4908;
4. Крохина Ю.А., Финансовое право России: Учебник - М.: Норма: Инфра-М , 2014 - 720 с;
5. Кушнир И. В., Финансовое право Учебник - М : Норма: Инфра-М.2010 - 720 с;
6. Российская газета - Столичный выпуск №6889 (21).
© Давыдов Р.Х., 2016
УДК 342
В.А. Дорохов
Студент 2-го курса Юридический факультет Воронежского юридического университета Г.Воронеж, Российская Федерация
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация
Настоящая статья посвящена организации и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. В статье названы источники правового регулирования его деятельности, компетенция, состав, показаны направления совершенствования законодательства.
Ключевые слова
Конституционный суд, Республика Беларусь, конституционное правосудие, конституционное
судопроизводство.
Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. [3, с. 669]
Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята парламентом (Верховным Советом Беларуси) 15 марта 1994 г. и вступила в силу 30 марта 1994 г. Судам посвящается, в данной
4 Российская газета - Столичный выпуск №6889 (21)