Научная статья на тему 'Совершенствование механизма финансового контроля федерального казначейства'

Совершенствование механизма финансового контроля федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2983
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / РОСФИННАДЗОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ / FEDERAL TREASURY / ROSFINNADZOR / PUBLIC FINANCE / THE FEDERAL BUDGET / THE MECHANISM OF FINANCIAL AND BUDGETARY CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафонова А.Г.

В статье рассматриваются перспективы оптимизации механизма финансового контроля в связи с передачей полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству как правопреемнику Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Автор вносит предложения, которые направлены на повышение качества управления государственными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING FINANCIAL CONTROL MECHANISM OF THE FEDERAL TREASURY

This article discusses the prospects for optimizing the financial control mechanism in connection with the transfer of the powers of control and supervision in the financial and the public sector as the assignee of the Federal Treasury of the Federal Service for Financial and Budget Supervision (Rosfinnadzor). The author makes suggestions that would help improve the quality of public financial management.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма финансового контроля федерального казначейства»

УДК 336.148

А.Г. Сафонова

магистрант,

кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы оптимизации механизма финансового контроля в связи с передачей полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству как правопреемнику Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфин-надзор). Автор вносит предложения, которые направлены на повышение качества управления государственными финансами.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, Росфиннадзор, государственные финансы, федеральный бюджет, механизм финансово-бюджетного контроля.

A.G. Safonova, Kuban State University, Krasnodar

IMPROVING FINANCIAL CONTROL MECHANISM OF THE FEDERAL TREASURY

Abstract. This article discusses the prospects for optimizing the financial control mechanism in connection with the transfer of the powers of control and supervision in the financial and the public sector as the assignee of the Federal Treasury of the Federal Service for Financial and Budget Supervision (Rosfinnadzor). The author makes suggestions that would help improve the quality of public financial management.

Keywords: Federal Treasury, Rosfinnadzor, public finance, the federal budget, the mechanism of financial and budgetary control.

Необходимость установления приоритетов дальнейшего совершенствования бюджетной системы является важным аспектом на современном этапе. Это происходит в условиях, когда оптимизируется управление финансами, более эффективно формируется и исполняется федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, усиливается контроль.

Федеральный бюджет представляет собой главную базу финансирования в исполнении общегосударственных функций. Наиважнейшее значение в экономике и политике имеет аккумулирование средств в федеральном бюджете при выполнении единой финансовой политики.

Основным инструментом в обеспечении надежности и эффективности общегосударственной системы служит контроль состояния государственных финансов. Важно и получение актуальной информации об объемах бюджетных доходов, величине государственных обязательств.

Большую роль в этом играет Федеральное казначейство, исполнительный орган государственной власти. В соответствии с законодательством Российской Федерации им осуществляется функционирование по обеспечению организации и осуществлению учета поступлений в бюджетную систему и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; исполнения федерального бюджета, также кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контролю за

ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ГВФ), автономных учреждений (АУ) [7].

Федеральное казначейство - главный поставщик информации для участников бюджетного процесса. Важной его функцией при этом является контроль за соблюдением бюджетного законодательства, прежде всего, Закона о федеральном бюджете; контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координация работы других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля.

Доказывать значимость этой функции в сфере управления государственными финансами уже нет необходимости. Контроль давно стал необходимым и неотъемлемым звеном в цепи управления.

УЧАСТНИКМ ЕТОДКЕТНОГО ПРОЦЕССА

Президент Российской Федерации

Г Законодательные (преде 1 авительные) органы государстве иной в ласт и

Федеральное шнянйпн г ' Мнмсцрию фИНЛНСОВ РФ Исполнительные органы государственной власти Органы государственного финансового контроля 'Органы управ лени п гос ударе геенны им внебюджетными 1 фондами р Центральный банк

г ^ Главные администраторы нею чинков фннансировашп де(|) и цмга бюджета Г 1 Главные распорядители бюджетных средств „ Главные администраторы доходов бюджета

? < АДиинИСТраюрЫ источников [(¡ннлнсирпн дни и дефицита бюджета ? \ Распорядители бтоджешых среде из 1 , АДИНННСТрЯЮрЫ ДОХОДОв [йшдшетл

11о л уч А1 е ли ср н дс 1 й йю д.и -

Рисунок 1 - Участники бюджетного процесса (составлено автором)

Сегодня, когда перед государством в целом, и финансовыми органами в частности, стоит задача по повышению качества управления общественными финансами, именно эффективность контрольных действий является одним из главных инструментов при ее решении.

Целью исследования можноопределить выработку методических решений, практических рекомендаций в вопросе совершенствования существующего финансового механизма.

В современной России функции государственного финансового контроля законодательно закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации [2]. Согласно положениям главы 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации к органам, осуществляющим государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, относятся, в том числе, Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Соответственно, основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, созданной в 2004 году, являются надзор за соблюдением валют-

ного и бюджетного законодательства и проверка государственных закупок [3; 8]. При этом надзорная функция Росфиннадзора заключается в проведении анализа деятельности органов исполнительной власти и главных администраторов средств федерального бюджета по осуществлению полномочий по финансовому контролю и аудиту.

Премьер-министром Российской Федерации Д. А. Медведевым была предложена инициатива, имеющая целью сделать систему финансово-контрольных и надзорных органов, входящих в структуру Министерства Финансов, компактнее.

Издан Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», согласно которому упраздняется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора [4, с. 1].

В соответствии с Указом, функции упраздняемой федеральной службы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций передаются Федеральному казначейству, как правопреемнику. Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить проведение ликвидационных процедур и непрерывность осуществления передаваемых полномочий [4; 5].

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 05.02.2016 г. № 40 утвержден План-график организационных, финансовых, материально-технических и иных мероприятий, связанных с передачей функций упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Федеральному казначейству, Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе [6].

Министерство финансов Российской Федерации как ведомство, ответственное проведение за упразднение Росфиннадзора, до 1 сентября 2016 года проводит все ликвидационные мероприятия. Расходы на упразднение этой структуры находятся в рамках бюджетных ассигнований на деятельность Росфиннадзора в текущем году [5, с. 1].

На данном этапе перехода не прекращается текущая деятельность, вырабатывается структура, позволяющая эффективно с точки зрения ресурсов и методологии решать поставленные задачи.

Ставится задача оптимизации состава по численности специалистов и выработки более эффективной модели осуществления контрольной деятельности, создания компактного аппарата, успешно справляющегося с ранее поставленными и нынешними задачами.

Деятельность по финансово-бюджетному надзору должна быть обеспечена по новым проверкам составами сотрудников Управлений Федерального казначейства.

Определены основные черты будущего механизма финансово-бюджетного контроля:

- контроль, реализующий принципы объективности профессионализма;

- тсутствие коррупционной составляющей в системе контроля;

- использование информационных телекоммуникационных ресурсов и технологий;

- использование системы регламентации всех интерактивных повторяющихся процессов и процедур.

Рисунок 2 - Схема передачи функций Росфиннадзора (составлено автором)

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что целью является перераспределение контрольных функций, которое позволит предотвратить дублирование функций по направлениям контроля, а также сократить численность контрольного аппарата при проведении контрольно-надзорных функций в финансово-бюджетной сфере, сосредоточив особое внимание на контроле за использованием средств и выполнении мероприятий на особо значимых объектах.

В результате слияния обозначена перспектива достижения нового качества функционирования Федерального казначейства, выполнения на более высоком уровне функций по государственному контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Проведенный анализ ситуации данного этапа деятельности Федерального казначейства позволил определить, что необходимо формирование нормативно-правовой базы.

В целях единого подхода к планированию, организации и осуществлению контрольной деятельности можно внести следующие предложения:

- совершенствование нормативно-правовой базы в части внесения предложений по дополнению соответствующих нормативно-правовых актов; изменения в бюджетное законодательство, в отраслевые законы, по отдельным направлениям государственного финансового контроля, региональным операторам, по аудиторской деятельности;

- важным аспектом является повышение качества проверки, достигаемое персональной ответственностью сотрудника за качественное выполнение проверки;

Осуществление сформированного финансового надзора взаимосвязано с деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, их действия должны дополняться и повышать качество контроля.

Например, Счетной палатой осуществлена проверка и не выявлены нарушения, ко-

торые потом при проверке выявляются Федеральным казначейством, в результате - возможно, предупреждение или наказание (аналогичные действия и в обратном порядке).

- в связи с вышесказанным, предлагается разработать Стандарт контроля, применяемого вновь организованным структурным подразделением Федерального казначейства при осуществлении контрольной деятельности;

- механизм контроля должен быть риск-ориентированным, при этом усилены аспекты межведомственного взаимодействия.

Организация риск-ориентированного подхода предполагает внесение предложений о разработке Классификатора рисков (Перечня нарушений), основанного на перечне вопросов Типовой программы проверки. В рамках реализации функций по планированию, проведению контрольных мероприятий, отправки предписаний, отчетов необходимо автоматизировать формирование плановых, отчетных документов, в части форм и сроков предоставления;

- возможность удалённого доступа (в режиме он-лайн) к информационным системам обработки данных объекта проверки по предмету проверки для осуществления проверок удаленным способом.

Реализация данного предложения позволит автоматизировать процесс подготовки и проведения контрольных мероприятий, в результате - оптимизировать затраты органа Федерального казначейства в части сокращения командировочных, транспортных расходов и временных затрат, соответственно, сэкономить бюджетные средства.

- формирование соответствующей отчётности (регламентированной, нерегла-ментированной) о результатах осуществления контрольных мероприятий в установленные сроки;

- в целях обеспечения прозрачности деятельности размещение на официальном сайте информации о результатах контрольных мероприятий.

Размещение информации в электронном виде на централизованном ресурсе о ходе проведения внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, его результатах, а также о принятых (при необходимости) мерах (например, возмещение в доход федерального бюджета средств, использованных в нецелевом порядке или неэффективно), обеспечит открытость и гласность проведения мероприятий, повысит оперативность получения информации заинтересованным органам государственной власти без осуществления дополнительного запроса.

В результате реализации предложенных изменений в подходах к совершенствованию механизма контрольно-надзорной деятельности, а также увеличения объема автоматизированной выборки, необходимой для проверки информации, становится возможным исключение межличностных контактов проверяющих и проверяемых, следовательно, снижается коррупциогенность осуществляемых контрольных мероприятий.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (действующая ред. от 26.12.2004)

2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюд-

жетного кодекса Российской Федерации».

3. Приказ Росфиннадзора от 18.06.2004 № 4 «О создании территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, установлении предельной численности их работников и представлении кандидатур для назначения исполняющими обязанности руководителей указанных территориальных органов».

4. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 г. № 153-р.

6. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 05.02.2016 г. № 40 «Об утверждении Плана-графика организационных, финансовых, материально-технических и иных мероприятий, связанных с передачей функций упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Федеральному казначейству, Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе».

7. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru (дата обращения: 26.04.2016).

8. Официальный сайт Росфиннадзора России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru (дата обращения: 26.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.