Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НОРМОКОНТРОЛЬ / УПРАЗДНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СУДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митусова Инна Александровна

Как известно, в 2020 году в результате конституционной реформы в судебной системе произошли изменения, касающиеся организационных моментов их деятельности, статуса, полномочий, компетенции, а также упразднения конституционных (уставных) судов субъектов РФ. По сути, органами государственной власти была проведена судебная реформа в рамках конституционной. Целью исследования является анализ института конституционного контроля в субъектах РФ, причины ликвидации и дальнейшее развитие системы конституционного нормоконтроля в регионах. В работе используется совокупность традиционных методов научного познания, а также специальные юридические методы сравнительно-правового и формально-юридического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL (STATUTORY) COURTS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LIGHT OF CONSTITUTIONAL REFORM

As you know, in 2020, as a result of the constitutional reform, changes occurred in the judicial system concerning the organizational aspects of their activities, status, powers, competence, as well as the abolition of the constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation. In fact, the state authorities carried out a judicial reform within the framework of the constitutional one. The purpose of the study is to analyze the institute of constitutional control in the subjects of the Russian Federation, the reasons for the liquidation and further development of the system of constitutional norm control in the regions. The work uses a set of traditional methods of scientific cognition, as well as special legal methods of comparative legal and formal legal analysis.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_26 УДК 342

КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ Constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation in the light of the constitutional reform

МИТУСОВА Инна Александровна,

юрист, кандидат юридических наук. E-mail: mitusovainna@yandex.ru;

Mitusova Inna Aleksandrovna,

lawyer, Candidate of Legal Sciences. E-mail: mitusovainna@yandex.ru

Краткая аннотация: Как известно, в 2020 году в результате конституционной реформы в судебной системе произошли изменения, касающиеся организационных моментов их деятельности, статуса, полномочий, компетенции, а также упразднения конституционных (уставных) судов субъектов РФ. По сути, органами государственной власти была проведена судебная реформа в рамках конституционной. Целью исследования является анализ института конституционного контроля в субъектах РФ, причины ликвидации и дальнейшее развитие системы конституционного нормоконтроля в регионах. В работе используется совокупность традиционных методов научного познания, а также специальные юридические методы сравнительно-правового и формально-юридического анализа.

Abstract: As you know, in 2020, as a result of the constitutional reform, changes occurred in the judicial system concerning the organizational aspects of their activities, status, powers, competence, as well as the abolition of the constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation. In fact, the state authorities carried out a judicial reform within the framework of the constitutional one. The purpose of the study is to analyze the institute of constitutional control in the subjects of the Russian Federation, the reasons for the liquidation and further development of the system of constitutional norm control in the regions. The work uses a set of traditional methods of scientific cognition, as well as special legal methods of comparative legal and formal legal analysis.

Ключевые слова: конституционная реформа, судебная реформа, конституционные поправки, принцип разделения властей, Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, предварительный нормоконтроль, упразднение региональных судов.

Keywords: constitutional reform, judicial reform, constitutional amendments, the principle of separation of powers, the Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation, preliminary rule control, the abolition of regional courts.

Дата направления статьи в редакцию: 21.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Коли в статье будет рассматриваться одна из новелл конституционной реформы по упразднению конституционных (уставных) судов в субъектах РФ, стоит затронуть другие основные поправки к Конституции РФ, касающиеся изменений в судебной системе в целом. Во-первых, сократилось общее число судей Конституционного Суда РФ, теперь вместо 19 судей будет 11. Во-вторых, в компетенцию Конституционного Суда РФ будет входить предварительная проверка и экспертиза нормативных правовых актов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне. Для соответствующей проверки необходим запрос органов государственной власти, перечисленных в статье 3 закона о Конституционном Суде РФ [1]. К таким органам относятся Президент РФ, Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. В-третьих, отстранять от должности судей своим решением будет Президент РФ при поддержке Совета Федерации, а не коллегия судей, как было раньше. В-четвертых, конституционные (уставные) суды субъектов РФ будут упразднены, а вместо них субъекты РФ могут создавать советы при законодательных органах.

Из названых изменений остановимся на двух взаимосвязанных - упразднение конституционных (уставных) судов и передача части их полномочий по конституционному нормоконтролю в субъектах РФ Конституционному Суду РФ.

Лишение Конституционного Суда РФ одних полномочий и наделение их другими, отчасти ограничивает граждан защищать свои права в этом суде. Исходя из трактования статьи 125 Конституции РФ, приходим к выводу, что граждане не будут иметь возможность обжаловать в Конституционный Суд РФ, стоит заметить, что и в региональные конституционные суды, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по вопросам их исключительного ведения. Кроме того, заявители должны сначала исчерпать все имеющиеся внесудебные способы защиты до обращения в суд [2].

В такой ситуации эффективность правозащитной функции Конституционного Суда РФ пойдет на спад, так как проверка не вступивших в законную силу федеральных и региональных законов будет блокировать возможность их последующего обжалования в Конституци онном Суде РФ. А это риски для конституционной защиты прав и свобод граждан [4. Т6. 201].

Некоторые правоведы небезосновательно полагают, что нормоконтроль правовых актов, не вступивших в законную силу, создаст почву для вмешательства Конституционного Суда РФ в законодательную деятельность в федеративном государстве, что может привести к нарушению принципа разделения властей.

С другой стороны, вмешательство в деятельность суда со стороны органов государственной власти предварительными запросами лишит суд возможности рассмотреть практику применения уже проверенного закона в будущем, так как процесс рассмотрения по данному предмету уже состоялся.

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

По мнению профессора Морщаковой Т., Конституционный Суд РФ фактически становится участником законодательного процесса, так как проверят нормативные правовые акты на соответствие Конституции РФ, основному закону субъекта РФ не постфактум, а вмешивается в деятельность Президента РФ, помогая ему в осуществлении права вето. До конституционной реформы это было невозможно, что сохраняло баланс между законодательной властью и властью Президента РФ. В настоящее время Конституционный Суд РФ может стать судом при Президенте РФ» [3].

Переходя к основному вопросу статьи о судьбе конституционных (уставных) судов субъектов РФ в свете конституционной реформы, а именно их упразднения в ближайшем будущем, хотелось бы обратить внимание на то, что причины их ликвидации назывались разные, а в конечном итоге, ни одна из них не нашла отражение в пояснительной записке к законопроекту о поправках к Конституции РФ.

Положения об отмене конституционных (уставных) судов в субъектах были включены в законопроект, рассматриваемый в третьем (завершающем) чтении. Процедура рассмотрения законопроекта в последнем чтении не предусматривает составление дополнительной пояснительной записки авторами проекта. В связи с чем не известна официальная мотивация ликвидации органов конституционного (уставн ого) правосудия в субъектах РФ.

Не стоит забывать, что судоустройство является предметом ведения Российской Федерации. Субъекты были наделены правом учреждать конституционные (уставные) суды своим законом на основании федерального закона о судебной системе Российской Федерации в предыдущей редакции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ были сформированы в меньшей части субъектов РФ. Регионы подозрительно относились к их праву создавать региональные суды для проверки их же законов на конституционность да еще за их счет (финансирование судов осуществлялось из бюджетов регионов).

Вероятно, исходя из принципа, если субъект права не пользуется предоставленным ему правом, то в какой-то момент законодатель исключит его из правовых норм, так и произошло, региональные суды официально ликвидируют уже на федеральном уровне (централизованно). Видимо, стала заметна проблема неэффективности работы судов, а значит, и отсутствие потребности в их существовании.

Незначительное количество рассматриваемых дел и пополнение региональных бюджетов за счет сокращения расходов стали основными аргументами ликвидации региональных судов.

Чертков А. справедливо задается вопросом о том, что является ли оптимальным решением такая радикальная мера, как упразднение региональных судов, не лучше ли было их преобразовать, реформировать, если они не отвечали современным требованиям, наделив их полномочиями рассматривать не только на предмет конституционности законы регионов, но и разрешать конфликтные ситуации между различными уровнями региональной власти [5].

В рамках конституционной реформы субъекты получили другое право, создавать конституционные (уставные) советы при законодательных органах власти взамен органов конституционной юстиции. Остается надеяться, что данные советы подхватят основную идею нормо-контроля и продолжат начатое судебными органами, хотя в действительности советы будут осуществлять какую-то часть полномочий конституционных (уставных) судов, так как другая их часть федеральным законодателем была отнесена к полномочиям Конституционного Суда РФ.

Библиогра фия:

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Российская газета. № 3, 06.01.1997.

2. Кряжкова О. Модель конституционного правосудия ожидают кардинальные изменения // Адвокатская газета // https://www.advgazeta.ru/mneniya/model-konstitutsionnogo-pravosudiya-ozhidayut-kardinalnye-izmeneniya.

3. Морщакова Т. Комментарий к заключению Конституционного Суда Российской Федерации. 2020 // URL: https://academia.ilpp.ru.

4. Саленко А. В. Конституционная реформа — 2020 и судебная власть: проблемы независимости и самостоятельности / А. В. Саленко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 188-211.

5. Чертков А. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ упразднены. Да здравствуют уставные советы? // Адвокатская газета. 2020.

References (transliterated):

1. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 31.12.1996 № 1 -FKZ «O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii». Rossijskaya gazeta. № 3, 06.01.1997.

2. Kryazhkova O. Model' konstitucionnogo pravosudiya ozhidayut kardinal'nye izmeneniya // Advokatskaya gazeta // https://www.advgazeta.ru/mneniya/model-konstitutsionnogo-pravosudiya-ozhidayut-kardinalnye-izmeneniya.

3. Morshchakova T. Kommentarij k zaklyucheniyu Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii. 2020 // URL: https://academia.ilpp.ru.

4. Salenko A. V. Konstitucionnaya reforma — 2020 i sudebnaya vlast': problemy nezavisimosti i samostoyatel'nosti / A. V. Salenko // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2020. Tom 6. № 3 (23). S. 188-211.

5. CHertkov A. Konstitucionnye (ustavnye) sudy sub"ektov RF uprazdneny. Da zdravstvuyut ustavnye sovety? // Advokatskaya gazeta. 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.