Научная статья на тему 'ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ'

ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ / ИСЧЕЗНОВЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митусова Инна Александровна

В рамках конституционной реформы в 2020 году в Конституцию Российской Федерации и федеральные законы были внесены ряд изменений, касающихся, в том числе, судьбы органов конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации. С принятием поправок к Конституции Российской Федерации региональную конституционную юстицию ждет исчезновение. В данной статье хотелось бы рассмотреть мнения некоторых ученых-правоведов по этому поводу. Посредством проведенного сравнительного анализа их позиций сделать выводы о целесообразности существования или упразднения конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Митусова Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION OF REGIONAL CONSTITUTIONAL JUSTICE IN RUSSIA THROUGH THE EYES OF LEGAL SCHOLARS

Part of the constitutional reform in 2020, a number of changes were made to the Constitution and federal laws, including the fate of the constitutional (statutory) justice bodies in the subjects of the Russian Federation. With the adoption of amendments to the Constitution of the Russian Federation, the regional constitutional justice will disappear. In this article, I would like to consider the opinions of some legal scholars on this issue.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_2_91 УДК 342

ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ

ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ The disappearance of regional constitutional justice in Russia Special opinion of legal scholars

МИТУСОВА Инна Александровна,

кандидат юридических наук, юрист. E-mail: mitusovainna@yandex.ru;

Mitusova Inna Aleksandrovna,

lawyer, Candidate of Legal Sciences. E-mail: mitusovainna@yandex.ru

Краткая аннотация: В рамках конституционной реформы в 2020 году в Конституцию Российской Федерации и федеральные законы были внесены ряд изменений, касающихся, в том числе, судьбы органов конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации. С принятием поправок к Конституции Российской Федерации региональную конституционную юстицию ждет исчезновение. В данной статье хотелось бы рассмотреть мнения некоторых ученых-правоведов по этому поводу. Посредством проведенного сравнительного анализа их позиций сделать выводы о целесообразности существования или упразднения конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

Abstract: ^s part of the constitutional reform in 2020, a number of changes were made to the Constitution and federal laws, including the fate of the constitutional (statutory) justice bodies in the subjects of the Russian Federation. With the adoption of amendments to the Constitution of the Russian Federation, the regional constitutional justice will disappear. In this article, I would like to consider the opinions of some legal scholars on this issue.

Ключевые слова: конституционные (уставные) суды; региональная конституционная юстиция; поправки к Конституции; исчезновение конституционных (уставных) судов; Конституция Российской Федерации.

Keywords: constitutional (statutory) courts; regional constitutional justice; amendments to the Constitution; disappearance of constitutional (statutory) courts; the Constitution of the Russian Federation.

Дата направления статьи в редакцию: 14.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

В интервью журналу «Закон» С.А. Авакьян, доктор юридических наук, профессор, относительно исчезновения региональной конституционной юстиции отметил, что на рабочей группе на вопрос заведующего кафедрой конституционного и административного права Казанского университета Султанов Е.Б. о судьбе конституционных (уставных) судов субъектов РФ Президент Российской Федерации ответил, что судьба существования органов региональной юстиции будет решаться в федеральном конституционном законе [1, С.8-16].

Авакьян С.А. напомнил, что в федеральном парламенте подлежала обсуждению новая редакция Закона о поправках к Конституции РФ. В тексте этой редакции закрепляется, что конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность до января 2023 года, затем подлежат ликвидации. По решению субъектов РФ могут быть образованы конституционные (уставные) советы при законодательных органах власти регионов, функционал которых пока неясен.

В настоящее время региональные суды продолжают свою работу. Некоторые из них имеют в производстве дела, что даст им возможность функционировать весь отведенный законом период, но существуют и такие суды, в производстве которых дела отсутствуют, логично, что их существование сократится.

По мнению Авакьяна С.А., основной проблемой конституционных (уставных) судов стало маленькое количество дел, что означает отсутствие базы для осуществления их деятельности. В некоторых регионах суды не нашли общий язык с региональной властью, были «не поняты» последними, так как принимали не всегда решения, угодные власти, за что и поплатились своей ликвидацией. Авакьян С.А. находит парадоксальным явление, когда наличие конституционных (уставных) судов субъекты РФ предусмотрели в своем основном законе, а на практике так их и не создали. По его мнению, причиной этому стало неудобность власти, а также Конституционному Суду РФ наличие конституционного (уставного) суда. В пределах субъекта РФ, как правило, все друг друга знают и существование подобного суда с присущей критической оценкой регионального нормот-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 2(206)

ворчества будоражит и местное общество, и правящие элиты.

Высказывались различные предложения по организации данных судов. Авакьян С.А., например, предлагал создавать конституционные (уставные) суды в федеральных округах, нежели в каждом субъекте РФ. Но поддержки в регионах данная идея не получила. Судьба конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации пока не ясна.

Свою точку зрения на исчезновение региональной конституционной юстиции в России также высказал Цалиев Александр Михайлович, доктор юридических наук, профессор, который считает, что централизация судебной власти завершилась в свете последних конституционных новелл, лишив субъекты РФ третьей ветви власти [2, С.35-40].

Цалиев А.М. пишет, что судебную власть в субъектах РФ представляли и могут представлять исключительно конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Учеными-правоведами и практиками по конституционному правосудию в течении более чем 20 лет в печатных изданиях и на конференциях, в том числе международных, отстаивалась позиция по существованию региональной конституционной юстиции. Например, на Всероссийском съезде судей в 2012 году было отмечено, что, к сожалению, незначительное внимание уделяется конституционным (уставным) судам субъектов РФ, а ведь именно они обеспечивают дополнительную гарантию прав граждан, в том числе на судебную защиту.

По мнению Цалиева А.М., существующая в законе норма о конституционных (уставных) советах при законодательных органах субъектов РФ должна стать предметом прокурорской проверки, вызвать необходимость обращения председателей пока существующих конституционных (уставных) судов субъектов РФ в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет конституционности создания данных органов. Цалиев А.М отмечает, что правоведы-специалисты, занимающиеся исследованием вопроса упразднения региональных судов, пришли к общему выводу, «что существующая практика их упразднения является не только незаконной, но и неконституционной» [3, С.132].

Худолей Константин Константинович, доктор исторических наук, профессор, в разговоре с «Ие1.Реалии» высказал сожаление по поводу принятия закона, упраздняющего конституционные (уставные) суды. Он считает, что это негативно отразится на охране конституционной законности в субъектах федерации, а также проблеме защиты прав и свобод их граждан. Худолей К.К. отметил, что, начиная с 2016 года положение конституционных (уставных) судов в субъектах только усугублялось (ликвидированы суды в Бурятии и Тыве). За ликвидацию судов выступали и другие регионы (Свердловская область, Санкт-Петербург). «Так что внесение законопроекта в Госдуму — событие ожидаемое, но и печальное в тот же момент», — рассказал он.

Кряжков Владимир Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, считает возможны создание конституционных (уставных) советов при законодательных органах субъектов Российской Федерации при определении федеральным законодательством юридической природы данного органа, его принципов организации и деятельности.

По его мнению, опыт органов региональной конституционной (уставной) юстиции является уникальным. Он не исключает, что необходимость в подобном институте может возникнуть в будущем в разрезе развития федеративных отношений. Кряжков В.А. полагает, что конституционные (уставные) советы не смогут стать равнозначной заменой конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации, и в этом вопросе почти все будет зависеть от позиции самого субъекта Российской Федерации в области защиты своего основного закона [4, С.74].

Ишеков Константин Анатольевич, доктор юридических наук, все же считает, что при отсутствии органов конституционной (уставной) юстиции большинство положений конституций (уставов) субъектов РФ в области конституционного (уставного) контроля, защиты прав и свобод граждан, толкования конституционных (уставных) норм, разрешения споров о компетенции региональных органов власти, не могут в полной мере быть реализованы. По его мнению, образование судов в субъектах РФ является необходимым условием эффективной реализации региональных конституций (уставов) [5, С.101].

По поводу существования региональной конституционной юстиции в России мнения ученых конституционалистов расходятся. Одни выступают за единую судебную систему, другие за соблюдение принципов федерализма, но самая главная идея для всех - это обеспечение защиты прав граждан. Хотелось бы, чтобы создаваемые в регионах органы для обеспечения такой защиты функционировали справедливо, рассматривали принимаемые законы беспристрастно и объективно. В судах такая возможность существует, так как они являются независимыми и предполагают состязательность.

Новые органы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации будут создаваться при законодательных органах, влияние которых может быть неизбежным. В зарубежных странах конституционные советы успешно функционируют, поэтому их опыт целесообразно применить и субъектам Российской Федерации в целях наиболее эффективной работы

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

создаваемых квазисудебных органов.

Библиография

1. Верещагин А., Румак В. Слово «власть» не должно пугать [Интервью с С.А. Авакьяном] // Закон. 2020. N 12. С. 8 - 16.

2. Цалиев А.М. О судебной власти в России (в свете конституционных новелл) // Российский судья. 2021. N 4. С. 35 - 40.

3. Карасев А.Т. Современная модель государственной власти в Российской Федерации. Вопросы совершенствования и перспективы развития: монография / под ред. А.Т. Карасева. М.: Проспект, 2019. С. 132.

4. Кряжков В.А. Конституционный контроль в субъектах Российской Федерации: каким он может быть после упразднения конституционных (уставных) судов // Государство и право. 2021, № 9. С. 65-74.

5. Ишеков К.А. Учреждение конституционных (уставных) судов как условие реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации // Власть. 2011. № 9. С. 101.

References (transliterated):

1. Vereshchagin A., Rumak V. Slovo «vlast'» ne dolzhno pugat' [Interv'yu s S.A. Avak'yanom] // Zakon. 2020. N 12. S. 8 - 16.

2. Caliev A.M. O sudebnoj vlasti v Rossii (v svete konstitucionnyh novell) // Rossijskij sud'ya. 2021. N 4. S. 35 - 40.

3. Karasev A.T. Sovremennaya model' gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii. Voprosy sovershenstvovaniya i per-spektivy razvitiya: monografiya / pod red. A.T. Karaseva. M.: Prospekt, 2019. S. 132.

4. Kryazhkov V.A. KonstitucionnyT kontrol' v sub"ektah RossiTskoT Federacii: kakim on mozhet byt' posle uprazdneniya kon -stitucionnyh (ustavnyh) sudov // Gosudarstvo i pravo. 2021, № 9. S. 65-74.

5. Ishekov K.A. Uchrezhdenie konstitucionnyh (ustavnyh) sudov kak uslovie realizacii konstituciT i ustavov sub"ektov Ros-siTskoT Federacii // Vlast'. 2011. № 9. S. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.