Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОВЕТЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЗАМЕН КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОВЕТЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЗАМЕН КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ / УПРАЗДНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митусова Инна Александровна

В 2020 году Президент Российской Федерации внес проект закона о поправках в Конституцию Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации, но в его первоначальном варианте положений о ликвидации конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не было. Авторами поправок, упраздняющих региональные суды к 2023 году, стали Депутат Государственной Думы РФ Крашенинников П.В. и член Совета Федерации РФ Клишас А.А. При этом предоставили право субъектам Российской Федерации создавать конституционные советы при региональных законодательных (представительных) органах взамен конституционных (уставных) судов. До 2023 года региональные суды должны завершить рассмотрение старых дел до своего упразднения, а новые не принимать к производству. Судьи данных судов положенных гарантий не лишатся. Не исключено, что упразднение региональной конституционной юстиции повлияет на соблюдение принципов федерализма, так как регионы нашей страны утратят его как одну из прерогатив своей самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL COUNCILS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION INSTEAD OF CONSTITUTIONAL (STATUTORY) COURTS

In 2020, the President of the Russian Federation submitted a draft law on amendments to the Constitution of the Russian Federation to the State Duma of the Russian Federation, but in its original version there were no provisions on the liquidation of constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation. The authors of the amendments abolishing regional courts by 2023 were P. V. Krasheninnikov, a deputy of the State Duma of the Russian Federation, and A. A. Klishas, a member of the Federation Council of the Russian Federation. At the same time, the subjects of the Russian Federation were granted the right to create constitutional councils under regional legislative (representative) bodies instead of constitutional (statutory) courts. By 2023, regional courts must complete the consideration of old cases before their abolition, and not accept new ones for production. The judges of these courts will not lose their guarantees. It is possible that the abolition of regional constitutional justice will affect the observance of the principles of federalism, since the regions of our country will lose it as one of the prerogatives of their independence.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОВЕТЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЗАМЕН КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_175 УДК 342

КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОВЕТЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЗАМЕН КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ Constitutional councils in the subjects of the Russian Federation instead of constitutional (statutory) courts

МИТУСОВА Инна Александровна,

кандидат юридических наук, юрист. E-mail: mitusovainna@yandex.ru;

Mitusova Inna Aleksandrovna,

lawyer, Candidate of Legal Sciences. E-mail: mitusovainna@yandex.ru

Краткая аннотация: В 2020 году Президент Российской Федерации внес проект закона о поправках в Конституцию Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации, но в его первоначальном варианте положений о ликвидации конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не было. Авторами поправок, упраздняющих региональные суды к 2023 году, стали Депутат Государственной Думы РФ Крашенинников П.В. и член Совета Федерации РФ Клишас А.А. При этом предоставили право субъектам Российской Федерации создавать конституционные советы при региональных законодательных (представительных) органах взамен конституционных (уставных) судов. До 2023 года региональные суды должны завершить рассмотрение старых дел до своего упразднения, а новые не принимать к производству. Судьи данных судов положенных гарантий не лишатся. Не исключено, что упразднение региональной конституционной юстиции повлияет на соблюдение принципов федерализма, так как регионы нашей страны утратят его как одну из прерогатив своей самостоятельности.

Abstract: In 2020, the President of the Russian Federation submitted a draft law on amendments to the Constitution of the Russian Federation to the State Duma of the Russian Federation, but in its original version there were no provisions on the liquidation of constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation. The authors of the amendments abolishing regional courts by 2023 were P. V. Krasheninnikov, a deputy of the State Duma of the Russian Federation, and A. A. Klishas, a member of the Federation Council of the Russian Federation. At the same time, the subjects of the Russian Federation were granted the right to create constitutional councils under regional legislative (representative) bodies instead of constitutional (statutory) courts. By 2023, regional courts must complete the consideration of old cases before their abolition, and not accept new ones for production. The judges of these courts will not lose their guarantees. It is possible that the abolition of regional constitutional justice will affect the observance of the principles of federalism, since the regions of our country will lose it as one of the prerogatives of their independence.

Ключевые слова: конституционные (уставные) суды; судебная система Российской Федерации; поправки к Конституции; упразднение конституционных (уставных) судов; модернизация судебной системы.

Keywords: constitutional (statutory) courts; judicial system of the Russian Federation; amendments to the Constitution; abolition of constitutional (statutory) courts; modernization of the judicial system.

Дата направления статьи в редакцию: 05.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Конституционные советы в субъектах Российской Федерации взамен конституционных (уставных) судов по сути означает смену всей системы конституционной юстиции, основанной на принципах федерализма. Два уровня конституционного контроля федеральный (Конституционный Суд Российской Федерации) и региональный (конституционные (уставные) суды субъектов РФ) обеспечивали баланс в системе сдержек и противовесов в России как федеративного государства. На федеральном уровне соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную сохранилось, в регионах же третья ветвь власти - судебная перестанет существовать.

Создание органов конституционного контроля в субъектах РФ соотносилось с федеративным устройством Российской Федерации, ведь причинами необходимости судебного конституционного контроля, в том числе в регионах, являются потребности в гармонизации и рационализации федеративных связей [1, С.12].

Как отмечает Загорский Г.И., к причинам создания института конституционной юстиции в федеративном государстве может быть отнесена не только потребность в регулировании споров между федерацией и ее членами, но и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, защите конституционного строя, верховенства, непосредственного действия основных законов в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации [2, С.177].

До конституционной реформы 2020 года конституционная (уставная) юстиция субъектов была представлена конституционными (уставными) судами, которые являлись частью судебной системы Российской Федерации, а также органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что решение вопрос создания подобных судов субъект Российской Федерации решал самостоятельно, что говорит о диспозитивный характере законодательной нормы об учреждении конституционных (уставных) судов в регионах для защиты их конституции (устава). Данные суды не имели право вторгаться в компетенцию иных судов, установленную федеральным законодательством, и должны были соответствовать юридическому характеру своего предназначения.

Примечательно, что институт конституционных советов в истории России, конкретно СССР, уже существовал и также находился при законодательном органе. В рамках такого взаимодействия конституционные советы не обладали самостоятельностью в принятии решений, соответственно такой опыт представляется учитывать при создании конституционных (уставных) советов в субъектах Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству полномочия по предварительному рассмотрению региональных законопроектов предо-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

ставлены еще действующим конституционным (уставным) судам, возможно, вновь создаваемым советам, а также Конституционному Суду РФ, но только в случае запроса Президента Российской Федерации [3].

Среди ученых конституционалистов по настоящее время нет единого мнения по поводу ликвидации конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

Например, М.А. Митюков предлагает обратиться к опыту конституционных судов земель Германии, у которых есть свои специфические полномочия, и с которыми считаются [4,С.41]. Рамки полномочий конституционных судов земель определяются принципом германского федерализма, который обеспечивает и сохраняет разделение государственной власти по вертикали между федерацией и ее субъектами [5].

При ликвидации третьей ветви власти в субъектах РФ в границах судебного конституционного контроля в нашей стране будет однозначно действовать принцип централизации, хотя конституционная юстиция в федеративном государстве должна основываться на принципе децентрализации.

Однако, по мнению ряда ученых правоведов, принцип децентрализации нельзя использовать, как абсолютный, ведь органы конституционного контроля имеют единое функциональное предназначение и осуществляют свою деятельность в рамках единой системы конституционного правосудия [6, С. 9].

Конституционные (уставные) советы, которые будут создаваться вместо конституционных (уставных) судов субъектов РФ, не будут судебными органами, в которых рассматриваются дела в рамках конституционного судопроизводства. Процесс создания и деятельности конституционных советов при законодательных органах пока непонятен, так как это новый институт в современной конституционной защите, не успевший закрепиться в региональном законодательстве.

Функционируя при законодательных органах субъектов Российской Федерации, конституционным (уставным) советам субъектов Российской Федерации будет сложнее обеспечивать соблюдение принципов гласности и независимости в своей деятельности. Возникает некоторого рода коллизия, так как конституционный (уставной) совет будет рассматривать на соответствие основному закону субъекта Российской Федерации и давать оценку закону, принимаемому органом, в состав которого он по сути входит.

Смогут ли подобные советы избежать влияние региональных законодателей, непредвзято проверять нормативные правовые акты и давать им объективную оценку покажет время.

Библиогра фия:

1. 2.

Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах // Правовая защита конституций. 1992. С. 12.

Загорский Г.И., Попов К.И. Судебные и правоохранительные органы: Курс лекций: В 2 т. / Под ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2020. Т. 1. С.

177.

3.

сультантПлюс».

Глава XVII Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Кон-

4.

5.

Митюков М.А. Проблемы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2019. № 4. С. 41. Кровельщикова В.В. Конституционные суды земель Германии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2004.

Гатауллин А.Г. Место конституционных (уставных) судов в судебной системе Российской Федерации // Вестник Казанского юридического инсти-

6.

тута МВД России. 2013. № 3(13). С. 9.

References (transliterated):

1. 2. 3.

Ovsepyan ZH.I. Sudebnyj konstitucionnyj kontrol' v zarubezhnyh stranah // Pravovaya zashchita konstitucij. 1992. S. 12.

Zagorskij G.I., Popov K.I. Sudebnye i pravoohranitel'nye organy: Kurs lekcij: V 2 t. / Pod red. G.I. Zagorskogo. M.: Prospekt, 2020. T. 1. S. 177.

Glava XVII Federal'nogo konstitucionnogo zakona ot 21 iyulya 1994 g. № 1-FKZ «O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii» // SPS «Kon-

sul'tantPlyus».

4.

5.

Mityukov M.A. Problemy konstitucionnoj yusticii sub"ektov Rossijskoj Federacii // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 4. S. 41. Krovel'shchikova V.V. Konstitucionnye sudy zemel' Germanii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.