Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ РАМКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД '

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РАМКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свобода труда / право на труд / нормативная база законодательные гарантии реализации права на труд / механизм защиты от безработицы / конституционные нормы / freedom of work / the right to work / the regulatory framework / legislative guarantees for the realization of the right to work / the mechanism of protection against unemployment / constitutional norms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимонина Ирина Владимировна

Автор обращает внимание в статье на то, что право на труд, является одним из важнейших общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В статье отмечается, что государство может решить проблему полной свободы труда только путём дальнейшего развития экономики и рынка труда в России. В настоящее время на практике заметен разрыв между установленными гарантиями трудовых прав и имеющимися возможностями граждан по их реализации. В статье исследуется нормативно-правовая база, регулирующая право на труд граждан и его реализация. Автор указывает на противоречия, имеющиеся в законодательстве; на тот факт, что в нём не в полной мере отражен механизм защиты от безработицы, и на необходимость гарантирования свободы труда в полной мере. Для решения проблемы и устранения противоречий, следует на государственном уровне внести изменения в законодательство, что и будет способствовать гарантированности гражданам в должной мере права на труд в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional framework and legislative guarantees for the realization of the right to work

The author draws attention in the article to the fact that the right to work is one of the most important universally recognized human and civil rights and freedoms. The article notes that the state can solve the problem of complete freedom of work only through further development of the economy and labor market in Russia. Currently, in practice, there is a noticeable gap between the established guarantees of labor rights and the available opportunities for citizens to implement them. The article examines the regulatory framework governing the right to work of citizens and its implementation. The author points out the contradictions existing in the legislation; the fact that it does not fully reflect the mechanism of protection against unemployment, and the need to guarantee the freedom of work in full. To solve the problem and eliminate contradictions, it is necessary to amend legislation at the state level, which will contribute to guaranteeing citizens the right to work in Russia in due measure.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ РАМКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД »

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_187

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РАМКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД Constitutional framework and legislative guarantees for the realization of the right to work ТИМОНИНА Ирина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теория права, гражданское право и гражданский процесс

Российского университета транспорта (МИИТ).

127994, Россия, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

E-mail: asemicheva@yandex.ru;

TIMONINA Irina Vladimirovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory of Law, Civil Law and Civil Procedure

of the Russian University of Transport (MIIT).

127994, Russia, GSP-4, Moscow, Obraztsova str., 9, p. 9.

E-mail: asemicheva@yandex.ru

Краткая аннотация: Автор обращает внимание в статье на то, что право на труд, является одним из важнейших общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В статье отмечается, что государство может решить проблему полной свободы труда только путём дальнейшего развития экономики и рынка труда в России. В настоящее время на практике заметен разрыв между установленными гарантиями трудовых прав и имеющимися возможностями граждан по их реализации. В статье исследуется нормативно-правовая база, регулирующая право на труд граждан и его реализация. Автор указывает на противоречия, имеющиеся в законодательстве; на тот факт, что в нём не в полной мере отражен механизм защиты от безработицы, и на необходимость гарантирования свободы труда в полной мере. Для решения проблемы и устранения противоречий, следует на государственном уровне внести изменения в законодательство, что и будет способствовать гарантированности гражданам в должной мере права на труд в России.

Abstract: The author draws attention in the article to the fact that the right to work is one of the most important universally recognized human and civil rights and freedoms. The article notes that the state can solve the problem of complete freedom of work only through further development of the economy and labor market in Russia. Currently, in practice, there is a noticeable gap between the established guarantees of labor rights and the available opportunities for citizens to implement them. The article examines the regulatory framework governing the right to work of citizens and its implementation. The author points out the contradictions existing in the legislation; the fact that it does not fully reflect the mechanism of protection against unemployment, and the need to guarantee the freedom of work in full. To solve the problem and eliminate contradictions, it is necessary to amend legislation at the state level, which will contribute to guaranteeing citizens the right to work in Russia in due measure.

Ключевые слова: свобода труда, право на труд, нормативная база законодательные гарантии реализации права на труд, механизм защиты от безработицы, конституционные нормы.

Keywords: freedom of work, the right to work, the regulatory framework, legislative guarantees for the realization of the right to work, the mechanism of protection against unemployment, constitutional norms.

Для цитирования: Тимонина И.В. Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд //Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 187-188. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_187.

For citation: Timonina I. V. Constitutional framework and legislative guarantees for the realization of the right to work // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 187-188. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_187.

Статья поступила в редакцию: 04.10.2023

Российская Федерация является социальным государством. Исходя из этого положения, ст. 7 Конституции РФ предусматривает государственные гарантии реализации гражданами конституционного права на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39). Поэтому, права человека и гражданина должны быть должным образом реализованы.

Социальная защита граждан РФ и порядок ее предоставления; защита их от безработицы и содействие в трудоустройстве закрепляются законодательной базой и действуют на основе Конституции.

Ст. 37 Конституции РФ закрепляет свободу труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. [1]

Статья 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, профессии, характера труда; бесплатное содействие в трудоустройстве и социальную поддержку.

Основой создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человек является право граждан на труд. Данное право является одним из основных конституционных прав и свобод человека, как составная часть права на жизнь.

На протяжении всего периода развития советское, а затем и российское законодательство о труде предусматривало нормы, закрепляющие право на труд, хотя его понятие и содержание на том или ином этапе было неодинаковым [6].

Необходимо отметить тот факт, что пандемия covid-19 выявила не единичные случаи нарушения, связанные с реализацией работниками трудовых прав и интересов, и их защиту (переработки, необоснованные увольнения и т.п.).

Учёные обращали внимание на то, что право на труд утратило свойство всеобщности, поэтому в полной мере не обеспечивается и не реализуется государством и сделали вывод, что «право на труд» не является обязательным предписанием для его исполнения. [2]

Свобода труда граждан, выражается в свободном распоряжении своими способностями к труду. То есть, граждане сами вправе выбирать род деятельности; условия труда должны отвечать требованиям безопасности; право на оплату труда, без дискриминации и принуждения; право на труд, гарантирующий достоинство личности (ст. 37 Конституции РФ) [1]

Трудовой кодекс РФ также закрепляет гарантии трудовых прав граждан, которые изложены в ряде статей: статье 2, 3, 7, 22, 64, 95, 103, 112, 132, 133, 133.1, 144, 211 и т.д. [3]

Но следует отметить, что большой ряд статей Трудового кодекса защищает право на труд лиц, уже состоящих в трудовых отношениях

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

с работодателем, и потому механизм защиты граждан от безработицы в трудовом законодательстве не охватывает категорию граждан, которые ищут работу. Поэтому право на труд вышеуказанной категории граждан, регулируется Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1, Данный закон регулирует не только основы государственной политики в области занятости населения, но и устанавливает государственные гарантии по реализации прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Основной целью реализации норм Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» является помощь гражданам в поиске работы [4] .

Закон РФ. № 1032-1 гарантирует безработным гражданам предоставление органами службы занятости бесплатной информации по имеющимся вакансиям, бесплатных консультаций, возможность профессионального обучения и переобучения и участие в оплачиваемых общественных работах.

Гарантированность установленных законодательством прав охватывает все категории безработных граждан, независимо от факта признания их в качестве безработного или от их места регистрации и фактического проживания.

В соответствие со ст. 6 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1, все установленные законодательством гарантии распространяют своё действие не только на граждан РФ, но и на иностранцев, беженцев, проживающих на территории Российской Федерации[4]

Предоставление трудовых прав беженцам и их социальная защита особенно актуальны в настоящий период времени. В рамках проводимой государством специальной военной операции, граждане присоединённых территорий имеют право на труд и защиту от безработицы наравне с остальными гражданами РФ, что закреплено, в том числе трудовым законодательством.

Следует отметить, что предлагаемая органами службы занятости гражданину работа должна быть подходящей и соответствовать не только профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его квалификации, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места, но и учитывать требования работодателя к кандидатуре работника. Но эти критерии распространяются далеко не на все категории граждан.

В отдельных случаях, подходящей считается любая работа (например, для лиц, нарушавших трудовую дисциплину, и граждан, не имеющих профессии и опыта работы и т.д.). Но, в ряде случаев гражданин имеет соответствующее образование, зачастую высшее образование, а ему предлагают работу не по его специальности; направляют на переобучение без его на то желания, что нарушает принцип свободы труда.

Кроме того, в случае отказа гражданина от прохождения переобучения, либо от предложенного варианта работы, лишают его пособия по безработице, по сути единственного источника средств к существованию. Но это может быть оправдано только в случаях, когда гражданин не способен выполнять работу по имеющейся специальности или совсем не имеет профессии (например, утратил способность к выполнению прежней работы в ходе полученной травмы) или ему невозможно подобрать подходящую работу в силу отсутствия у гражданина квалификации, необходимой для выполнения работы по конкретной специальности. Но следует отметить, что такое положение нарушает право граждан на свободный выбор трудовой деятельности, когда на рынке труда отсутствует работа, отвечающая профессиональным навыкам лица, ищущего работу.

Делаем вывод о том, что Закон РФ «О занятости населения в РФ» не в полной мере отражает свободу труда и не гарантирует право на защиту от безработицы, в соответствии с конституционными нормами.

Отдельные учёные не видят нарушения в том, что государство уменьшает свободу выбора работы путем требования к соискателю пройти обязательную переподготовку или посредством использования его труда на общественных работах. А на практике заметен разрыв между установленными гарантиями трудовых прав и имеющимися возможностями трудящихся по их реализации. Подтверждение этому — поступающие каждый год к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обращения, в том числе, и по вопросам нарушения трудовых прав граждан. [5]

Все вышеуказанные обстоятельства указывают на необходимость предоставления гражданам гарантий государством в сфере труда в полном объёме.

Считаю, что решить проблему реализации предоставляемого законодательством права граждан на труд и свободу его выбора, можно только дальнейшим интенсивным развитием экономики и рынка труда в России. Следует из ряда нормативных актов убрать гарантии, которые не могут быть реализованы на практике, а носят чисто декларативный характер. Также следует изменить подход органов службы занятости к безработным гражданам и деятельности самих органов, так как именно они должны реализовываться принцип защиты граждан от безработицы и их право на труд. Способствовать реализации гарантий трудовых прав граждан и их социальную защиту будет внесение изменений в отдельные нормативно-правовые акты и ужесточение контроля со стороны государства за деятельностью органов службы занятости.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2. Федин В.В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica (Русский закон). 2004. Т. LXIII. № 2. С. 424.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

5. Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 86; Ашихмина, Е. К. Право на труд и свобода труда в трудовых отношениях / Е. К. Ашихмина. // Молодой ученый. 2021. № 25(367). С. 253-256.

6. Романовская О.В., Рыжкова А.В. Проблемные аспекты реализации конституционных гарантий в сфере труда в современных условиях // Научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2020. Т. 8. № 3 (31). С. 46-53.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993.

2. Fedin V.V. Correlation of the principle of freedom of labor and the right to work // Lex Russica (Russian Law). 2004. Vol. LXIII. No. 2. p. 424.

3. The Labor Code of the Russian Federation" dated 12/30/2001 No. 197-FZ.

4. The Law of the Russian Federation dated 04/19/1991 No. 1032-1 "On employment of the population in the Russian Federation".

5. Anishina V.l., Poponov Yu.G. Freedom of labor or the right to work // Journal of Russian Law. 2007. No. 4. p. 86; Ashikhmina, E. K. The right to work and freedom of work in labor relations / E. K. Ashikhmina. // A young scientist. 2021. No. 25(367). pp. 253-256.

6. Romanovskaya O.V., Ryzhkova A.V. Problematic aspects of the implementation of constitutional guarantees in the field of labor in modern conditions // Scientific journal "Science. Society. The state." 2020. Vol. 8. No. 3 (31). pp. 46-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.