Научная статья на тему 'Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на труд в России и европейское трудовое законодательство'

Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на труд в России и европейское трудовое законодательство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1757
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРТИЯ / ПРАВО НА ТРУД / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СВОБОДА ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещенко Анна Хачатуровна

Автор рассматривает право на труд в современной России и его реализацию на соответствие ряду европейских документов в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of the constitutional right of citizens to work in Russia and European labor law

The author considers the right to work in modern Russia and its implementation to meet a number of European instruments in the social sphere.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на труд в России и европейское трудовое законодательство»

1.6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ТРУД В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Лещенко Анна Хачатуровна, аспирантка. Место учебы: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права. Должность: Начальник юридического отдела. Место работы: ООО «Росгосстрах», филиал в Тюменской области. E-mail: leshanya@list.ru

Аннотация: Автор рассматривает право на труд в современной России и его реализацию на соответствие ряду европейских документов в социальной сфере.

Ключевые слова: хартия, право на труд, законодательство, социальные гарантии, свобода труда.

SOME PROBLEMS OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF

CITIZENS TO WORK IN RUSSIA AND EUROPEAN LABOR LAW

Leshchenko Anna Hachaturovna, postgraduate student. Place of study: Tyumen state academy of world economics, management and law. Position: Head of law department. Place of employment: Rosgosstrakh LLC, Tyumen regional branch. E-mail: leshanya@list.ru

Annotation: The author considers the right to work in modern Russia and its implementation to meet a number of European instruments in the social sphere. Keywords: Charter, the right to work, legislation, social security, freedom of labor.

Возможность трактовки права граждан на труд как конституционного появилась не так давно. Большинством авторов отмечается, что его закрепление преимущественно произошло в конституциях «третьей волны», что относится к периоду после Второй мировой войны [2, C.34]. В СССР это право было включено в перечень конституционных намного раньше, причиной чему послужили внутренние политические и социальные процессы.

Раскрывая содержание права гражданина на труд, необходимо указать, что это комплекс правомочий, включающий перечень таких прав, как право на свободу труда, право на справедливые условия труда, право на безопасные условия труда и т.д. Из перечисленных прав большая часть - относительные; они адресованы государству, на которое возлагается обязанность их соблюдения.

Так же как и право на жизнь, право собственности и другие конституционные права, свобода труда относится к адресованным неопределенному кругу лиц абсолютным правам. В качестве абсолютного это право наделяется приоритетным значением в ряду иных прав, составляющих комплексное содержание права на труд.

Свобода труда входит в перечень основных прав человека. Это неотъемлемое и неотчуждаемое право, как и право на свободу слова, свободу мысли, свободу передвижения и пр. Лишая человека свободы труда, его фактически лишают человеческого достоинства - и он становится «говорящим орудием» (instrumentum vocale - лат.), что можно заключить из анализа положе-

ний статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г., провозгласившего свободу труда [3]. 1961 год был ознаменован принятием Европейской социальной хартии, которую условно можно назвать аналогом Европейской конвенции о правах человека в сфере экономических и социальных прав. При этом Хартия оказалась беспрецедентным международным документом подобного рода и объединила в себе обширный перечень социальных и экономических прав. Однако отсутствие разработанной процедуры индивидуальных петиций привело к тому, что гарантии, предоставляемые Хартией, оказались намного слабее, чем таковые Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в области гражданских и политических прав. Именно поэтому Хартия всегда занимала вторичное положение по отношению к Конвенции. Такое положение сохранялось до 90-х годов ХХ века, когда в системе самой Хартии было произведено глубокое реформирование; изменения придали Хартии новый импульс и существенно усилили ее. На ее укрепление повлияло и то, что в Совет Европы вступили новые государства - бывшие социалистические страны, и названная организация использовала положения Социальной хартии в качестве основы для приобщения своих новых членов к европейской социальной модели. Были устранены имеющиеся недостатки, разработана система коллективных жалоб (в качестве примера использовались аналогичные процедуры Международной организации труда (МОТ). А в 1996 году произошло принятие обновленного варианта договора - так называемой Пересмотренной европейской социальной хартии.

Европейская социальная хартия как конвенция Совета Европы обеспечивает защиту социальных и экономических прав граждан; документом предусматриваются контрольные механизмы, гарантирующие соблюдение названных прав государствами-участниками.

После принятия постановления №150 от 24 февраля 2009 г., одобряющего Хартию, Правительство РФ представило ее главе государства - Президенту РФ, внесшего ее на ратификацию в Государственную думу РФ. Пересмотренная европейская социальная хартия была ратифицирована 3 июня 2009 года на основании пп. «б» п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 3 мая 1996 года (поскольку предметом Хартии являются основные права и свободы человека). Ратифицировав Хартию, Российская Федерация выполнила одно из обязательств, взятых в феврале 1996 года при вступлении в Совет Европы; этим шагом наше государство также подтвердило приверженность нормам и принципам европейского правопорядка.

Путем сравнительного анализа положений Хартии и законодательства РФ было установлено, что в целом можно говорить о соответствии российских конституционных основ социально-экономических гарантий положениям Хартии. Однако стоит учитывать, что гарантии, реально предоставляемые отдельным группам населения, находятся в зависимости от экономических возможностей государства, а повышение уровня гарантий до установленных Хартией стандартов возможно лишь при соответствующих темпах экономического развития.

Одна из основных целей, провозглашенных Хартией, заключается в укреплении европейского единства в социальной области, что может быть достигнуто путем следования всех Договаривающихся Сторон единому своду основных обязательств; при этом Сторона обя-

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД

Лещенко А.Х.

зуется принять в полном объеме обязательства по шести (как минимум) статьям - из девяти, указанных в Хартии:

1) статья 1: Право на труд;

2) статья 5: Право на объединение;

3) статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

4) статья 7: Право детей и молодежи на защиту;

5) статья 12: Право на социальное обеспечение;

6) статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь;

7) статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

8) статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь;

9) статья 20: Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола.

Следует упомянуть, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, хотя и обладающая бесспорными достоинствами, тем не менее не содержит гарантий прав человека и направлена скорее на повышение благосостояния граждан стран-участниц. В этом смысле Европейская социальная хартия удачно дополняет Конвенцию. Также аналитиками отмечается, что нормы Хартии во многом совпадают с нормами конвенций МОТ и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Хартию можно рассматривать в качестве эффективного механизма контроля над соблюдением социальных и экономических прав граждан. Следование ее положениям будет способствовать повышению уровня социальной защищенности лиц, попадающих под юрисдикцию стран-участниц, послужит стимулом к развитию и совершенствованию их собственной законодательной базы.

Новая редакция Европейской социальной хартии была подписана Российским правительством 14 сентября 2000 г., после чего ее необходимо было ратифицировать, для чего нормы российского законодательства нужно было привести в соответствие европейским стандартам. В итоге РФ приняла десятки законов, регулирующих различные аспекты социально-трудовых отношений; действующее законодательство было изменено и дополнено. Все предпринятые изменения были нацелены на обеспечение защиты экономических и социальных прав человека и гражданина. Однако ратификация Европейской социальной хартии (в редакции 1996 г.) была сопряжена с определенными трудностями в плане обязательств по отдельным пунктам, в частности, п. 2 ст. 12 (поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения 1964 г.), п. 4 ст. 13 (применять положения статьи о праве на социальную и медицинскую помощь на равных началах к своим гражданам и гражданам других государств-участников Хартии, которые законно находятся на территории соответствующего государства с учетом обязательств, вытекающих из Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 г.) [4]. Трудности в реализации обязательств по отдельным пунктам легко объяснимы: российское государство в настоящий момент не может обеспечить социальные гарантии своим гражданам на уровне, предусмотренном европейскими конвенциями. В частности, некоторыми статьями Европейского кодекса социального обеспечения уста-

новлены соответствующие стандартам МОТ минимальные уровни социальной помощи, которую государство обязано предоставлять гражданам (в случае болезни, безработицы, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидности, а также потери кормильца, по старости, по материнству, на содержание детей и т.п.). Европейской конвенцией о социальной и медицинской помощи определено обязательство государства предоставлять гражданам других сторон соглашения (на законных основаниях находящихся на его территории и не имеющих достаточных средств) социальную и медицинскую помощь на таком уровне и на тех же условиях, что и своим гражданам [1].

Российское законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных актов, в которую входят:

1. Статья 37 Конституции РФ 1993 г., предусматривающая, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ», закрепивший понятие занятости и категории занятого населения, права граждан и гарантии государства в области занятости, основы организации и регулирования занятости, участие в этом процессе работодателей и иных субъектов, а также ряд иных положений в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране.

3. Указы Президента РФ: «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 05.06.1992 № 554; «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» от 02.07.1992 № 723; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.1993 № 394 и ряд других.

4. Постановления Правительства РФ: «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.1993 № 99; «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 07.03.1995 № 224; «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 № 458 и др.

5. Нормативные акты, принятые Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Федеральной государственной службой занятости населения РФ, иными министерствами и ведомствами.

6. Нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, предусматривающая нормы по обеспечению занятости, а также ряд дополнительных (по сравнению с законодательством) льгот для отдельных категорий граждан в данной сфере.

Как видно из ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в РФ», любая деятельность граждан, нацеленная на удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Право на труд не относится к субъективным правам человека; как следствие, гражданин не вправе требовать предоставления работы от государства [5]. Многие государства Европы поддерживают такой подход, и в целом то же можно сказать и о Российской Федерации [2, С.68].

Российское трудовое законодательство и международные стандарты пока зачастую не согласуются между собой. Россия предпочитает идти по пути сохранения привилегий и льгот для женщин и некоторых других категорий работников, а не стимулировать создание благоприятных для всех условий труда, которое лишило бы смысла эти льготы и привилегии.

Следует признать, что в настоящий момент европейским стандартам в России следовать достаточно сложно, и в основе этого лежат экономические причины. Для того чтобы российское общество получило необходимые социальные гарантии, направленные на повышение уровня жизни, улучшение условий труда, повышение уровня оплаты труда, - требуются значительные финансовые вливания. Кроме того, для реализации некоторых статей Хартии в РФ потребуется внести значительные изменения в российское законодательство, что всегда сопряжено с дополнительными расходами, касающимися и федерального бюджета, и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Европейская социальная хартия от 18.10.61 г., с изм. и доп. от 03.05.96 г.

2. Конституционное право зарубежных стран / отв. ред. В.В. Чиркин. М., 1997.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верх. Суда РФ. 1994. №12.

4. Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».

5. Худолей Д.М. Конституализация права на труд в зарубежных государствах. // Вестник Пермского университета. Выпуск 3(9), 2010.

на статью Лешсико Анны Ханатуровкы «Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на труд в России I] европейское трудовое законодательство»

Актуальности рецензируемой работы предопределена тем обстоятельством, '-ЯС' возможность трактовки права граждан на труд как конституционного появилась не так давно. В юридической науке отмечается, что его закрепление преимущественно произошло в конституциях ((третьей волны», нто относится к периоду после Второй мировой войны. В СССР ио право было включено в перечень конституционных намного раньше, причиной чему послужили внутренние политические и социальные процессы.

Раскрывая содержание права гражданина на труд, А.Х. Лещенко справедливо обращая внимание на необходимость указать, что i-o комплекс правомочий, включающий перечень таких прав, как право на свободу труда, ираво на справедливые условия труда, право на безопасные условия труда и т.д. Из перечисленных п ра большая часть — относительные; они адресованы государству, на которое возлагается обязанность их соблюдения. Так же как и право на жизнь, праэо собственности и другие конституционные права, свобода труда относится к адресованным неопределенному кругу лиц абсолютным правам. Трудно не согласиться с автором, что в качестве абсолютного это право наделяется приоритетным значением в ряду иных нрав, составляющих комплексное содержание права на труд.

Проведенное исследование позволило автлору сделать выводы по поводу того, что российские трудовое законодательство и международные стандарты пока зачастую не согласуются межяу собой. Россия предпочитает идти по иути сохранения привилегий и льгот для женщин и некоторых других категорий работников, а не стимулировать создание благоприятных для всех условий труда, которое лишило бы смысла зти льготы и привилегии.

Стэоья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может бьгть рекомендована к публикации а научных журналах, в том числе в журналах из

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права ;

Института права ФГБОУ БПО «Тамбовский госула; Университет имени Г.Р. Державина»

Л.H. Шепелев

Literature list:

1. European Social Charter of 10/18/61, p rev. and add. on 03/05/96, the

2. The constitutional law of foreign countries / Ed. Ed. VV Chirkin. Moscow, 1997.

3. The International Covenant on Civil and Political Rights of 16 December 1966 / / Bulletin Top. Court. 1994. Number 12.

4. Federal Law of 03.06.2009 № 101-FZ "On the ratification of the European Social Charter (revised) of 3 May 1996."

5. Khudoley D.M. Konstitualizatsiya right to work in foreign countries. / / Bulletin of the University of Perm. Issue 3 (9), 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.