Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АТРИБУТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АТРИБУТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабыш Н.Ф., Черная К.С.

Статья посвящена анализу конституционных основ социальной защиты как обязательного атрибута социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АТРИБУТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АТРИБУТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Кабыш Н.Ф.1, Черная К.С.2 ®

1Заведующая кафедрой общеобразовательных и правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России);

2Магистрант Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация

Статья посвящена анализу конституционных основ социальной защиты как обязательного атрибута социального государства.

Ключевые слова: социальное государство, права и свободы человека и гражданина. Keywords: social state, rights and freedoms of man and citizen.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством. В современных условиях это не реальная констатация состояния российской государственности, а определение цели, к которой она должна последовательно стремиться. Российская Федерация, ставя перед собой цель построения социального государства, в настоящее время находится только в самом начале пути к достижению этой цели. По мнению В.Е.Чиркина, Россия еще не является в полной мере социальным государством. Однако, предупреждает автор, это не значит, что из Конституции следует исключить соответствующие положения - они необходимы как целеполагание [12, С. 9].

Для достижения указанной цели необходимо знать качественные характеристики, определяющие сущность социального государства. Они призваны конкретизировать и корректировать направления движения к желаемой цели.

Исследователи отмечают, что понятие «социальное государство» появилось в научной литературе в середине XIX века в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Делалась попытка найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, в обеспечении социальной солидарности общества, в проявлении заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих. В середине XX века при разработке текста конституции немецкие ученые и законодатели пришли к выводу, что их государство в своей деятельности должно подчиняться принципу социальности, который означает: а) обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение человеку достойного уровня жизни; б) удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп. Данный принцип лег в основу концепции социального государства. Такое государство, согласно представлениям германских социал-демократов, еще не создано. Его формирование является перманентной политической задачей, которая включает в себя изменение социальных структур и проведение активной и динамичной социальной политики. На современном этапе данная задача сохраняется и по-прежнему вызывает интерес ученых. Н. Михельс, например, связывает принцип социального государства с понятиями безопасности и социальной справедливости [10, С. 71].

Социальное государство как сложное, собирательное, социально значимое понятие является предметом исследования ученых и специалистов в разных областях знания. Много внимания уделяют ему не только юристы, но и философы, экономисты, политологи, историки, социологи. В.А. Торлопов уточняет, что определение «социальное» в

® Кабыш Н.Ф., Черная К.С., 2017 г.

словосочетании «социальное государство» служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для демонстрации новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ [11, С. 10].

Известно, что рыночная экономическая модель основана на принципе саморегулирования экономики. Опыт многих развитых стран показал, что использование лишь метода саморегулирования приводит к серьезным социальным издержкам. В условиях цивилизованной рыночной экономики социальное государство обязано защищать граждан от негативных социальных последствий предпринимаемых экономических мер. Из этого традиционно выводят две главные обязанности социального государства: 1) обеспечивать определенный уровень жизни граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей; 2) признавать социальные права граждан важнейшей ценностью.

Многие авторы констатируют, что объективными предпосылками идеи социального государства являются гигантский научно-технический прогресс и переход общества от традиционных к либеральным цивилизациям, что потребовало углубления гуманистического содержания либерализма, развития начал солидаризма (идеи «консенсуса»), обеспечения достойного уровня жизни людей, выработки форм социальной, в т. ч. государственной, деятельности, направленной на «общественное служение» [1, С. 309].

В.В. Гурлев и А.В. Гурлев подтверждают, что практически всеми политическими силами современного общества, существующими теоретическими концепциями общественного устройства признается, что становление социального государства есть закономерный процесс, обусловленный логикой общественного развития, определенным уровнем развития производительных сил, демократизацией общественной жизни, повышением уровня политической и правовой культуры граждан, постепенным утверждением нормами права принципов справедливости, равенства и свободы [9, С. 23].

В целом же, исследование указанных позиций с использованием распространенных в науке методов [2,3,4,5,6,7,8,13,14,15,16,17,18,19] приводит к неизбежному выводу, что в ходе цивилизационного развития значение общесоциальной стороны государственной деятельности постоянно возрастает. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе. Установление высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. приводит к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, повышается политическая стабильность общества. Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и др.). Чем больший удельный вес общесоциального в функциях государства, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей; общесоциальное начало государства (т. е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение каждому человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства) наиболее ярко выражено в его социальной функции.

Литература

1. Алексеев С.С. Философия права. - М. 1999.

2. Апольский Е. Гражданское право и процесс в диссертациях университетов Российской империи // Закон и право. 2006. № 4. С. 45-46.

3. Апольский Е.А. Западноевропейская толерантность и мультикультурализм: опыт и перспективы правового регулирования в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 5. С. 233-236.

4. Апольский Е.А. К вопросу о государственной аттестации научных кадров в РФ // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 13. С. 56-60.

5. Апольский Е.А. К вопросу о совершенствовании конституции РФ // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ III Международная научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, Юридический институт (Россия). Главный редактор: О.Б. Бигдай. 2014. С. 71-72.

6. Апольский Е.А. Направления конституционно-правовой политики в области построения полиэтнического общества // В сборнике: Правовая политика: приоритеты и формы реализации Материалы Второй Международной научно-практической конференции. 2015. С. 4-6.

7. Апольский Е.А., Киселев А.К. О новых подходах к обучению полицейских стран евросоюза и последствиях их применения // Право и образование. 2008. № 6. С. 36-40.

8. Апольский Е.А., Федоренко С.А. Вопросы законодательного закрепления требований к диссертационным исследованиям в России // Общество и право. 2009. № 3. С. 278-283.

9. Гурлев В.В. Гурлев А.В. Социальное государство и общество. - СПб., 2002.

10. Михельс Н. Основной закон Федеративной Республики Германии // Государство и право. 2003. № 7.

11. Торполов В.А. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. 1998. № 5.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник. М., 2003.

13. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 95-99.

14. Шуайпова П.Г. Институт реабилитации инвалидов в России: законодательное регулирование и развитие // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3. С. 110-114.

15. Шуайпова П.Г. Конституционные и международно-правовые нормы об основных правах человека // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 1. С. 93-98.

16. Шуайпова П.Г. Правовые гарантии защиты трудовых прав с применением конституционных и международных норм // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 125-129.

17. Шуайпова П.Г. Правовые проблемы судебной защиты трудовых прав // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 1. С. 51-55.

18. Шуайпова П. Г. Реализация конституционных прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации (по материалам республики Дагестан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Махачкала, 2005.

19. Шуайпова П.Г., Меджидова А.М. Повышение пенсионного возраста: положительное и отрицательное в намечаемой реформе // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 101-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.