Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BANKING SECURITY / СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА / STATE SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меджидова А.М.

В статье исследуются конституционно-правовые основы обеспечения банковской безопасности как элемента обеспечения суверенитета государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА

ГОСУДАРСТВА

©

Меджидова А.М.

Старший преподаватель, кафедра общепрофессиональных дисциплин, Юридический колледж при Юридическом институте Дагестанского государственного университета

Аннотация

В статье исследуются конституционно-правовые основы обеспечения банковской безопасности как элемента обеспечения суверенитета государства.

Ключевые слова: банковская безопасность, суверенитет государства. Keywords: banking security, state sovereignty.

Сегодняшняя степень формирования национальной экономики и глобализация мировых финансовых рынков выставили на первый план новейшую функцию государства -обеспечение банковской безопасности.

Собственно, безопасность разрешает минимизировать бесчисленные внешние и внутренние угрозы, которые возникают в банковской деятельности. Нынешний уровень формирования банковского законодательства призывает изменить подход к регулированию банковских рисков,- ныне недостаточно учреждать нормы, которые обращены на одоление отрицательных следствий уже «реализовавшихся» рисков, существенно структурировать правовое регулирование банковской деятельности в превентивном направлении для предупреждения отрицательных результатов в деятельности банков [4].

Выступая как устойчивое, финансово неизменное состояние национальной банковской системы, которое позволяет обеспечить постоянную реализацию ее участниками банковских операций и сделок вне зависимости от имеющихся либо вероятных угроз, банковская безопасность является основной составляющей экономического суверенитета России [3]. Ее смягчение механически обозначает напряженный уровень угроз национальной безопасности и может привести к распаду российской экономики, а также к политическому провалу. Отрицательный опыт отдельных иностранных государств (Исландии, Греции и других) во время последнего мирового финансово-экономического кризиса показал, что понижение банковской безопасности приводит к разорению самой страны.

Банковская безопасность трудный термин, он обладает тремя составляющими:

1) финансово-правовая, - она проявляется с помощью регулирования экономических стандартов деятельности кредитных организаций, непременных экономических нормативов и требований по поддержке резервов,

2) административно-правовая - охватывает деятельность Банка России, государственных органов, а также кредитных организаций по реализации управленческих функций при исполнении банковских операций и сделок,

3) информационная безопасность - представляет собой технические регламентов и требования, которые позволяют обеспечить защиту информации и самих банковских систем от неправомерного вмешательства и других угроз.

Банковская безопасность, это публичная деятельность государства, которая реализуется, с помощью финансово-правового регулятивного влияния в сфере банковской деятельности с целью обеспечения функционирования финансово стабильной, конкурентоспособной национальной банковской системы.

Вопросы банковской безопасности рассматриваются учеными преимущественно через призму национальной безопасности.

© Меджидова А.М., 2017 г.

На законодательном уровне определение национальной безопасности было выражено в законе РФ «О безопасности» 1992г. Далее данное определение было отображено в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. Полное определение национальной безопасности было сформулировано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию « о национальной безопасности» в 1995г.

Современная трактовка понятия национальной безопасности России содержится в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года: национальная безопасность - это защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое дозволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и стабильное развитие РФ, оборону и безопасность государства [1].

В структуре национальной безопасности немаловажное место занимает и банковская безопасность. Говоря о безопасности банковской системы, необходимо различать безопасность деятельности в узком (конкретного банка) и широком (банковской системы) смысле. Соответственно, деятельность коммерческих банков в области обеспечения банковской безопасности на микроуровне должна дополняться и поддерживаться комплексом соответствующих мероприятий на макроуровне. В процессе правового регулирования необходимо добиться чтобы система банковской безопасности была связана с системой национальных интересов в области экономики.

Значение банковской системы для обеспечения национальной безопасности и суверенитета государства в условиях глобализации и интеграции России в мировую экономическую систему неуклонно возрастает. Она становится движущей силой отечественной экономики, без которой невозможно развитие России. Таким образом, развитие национальной экономики невозможно без финансово устойчивой, стабильной банковской системы.

В современных условиях позиция о необходимости создания финансово устойчивой, конкурентно способной банковской системы в целях обеспечения национальной безопасности находит отражение в нормативно-правовых актах. Так. например, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г № 608) экономическая безопасность устанавливалась как составная часть национальной безопасности России, а стабильность финансовой и банковской систем наречена одним из главных критериев, которое определяет состояние экономической безопасности страны.

В рамках Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ» на федеральные органы исполнительной власти положена обязанность разрабатывать с участием Банка России мер, которые направлены на предотвращение угрозы экономической безопасности (Приложение №2), в число которых входит устойчивость финансовой системы.

В Концепции национальной безопасности (утверждена указом Президента РФ от 10 января 2000г. № 24) банковская система причислена к основным составляющим целостного экономического пространства России, а ее смягчение введено в число угроз национальной безопасности.

Значительное внимание банковской безопасности уделено и в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, принятая в 2009 году. Хотелось бы отметить следующие пункты Стратегии:

• п.54. Достижение должного уровня национальной безопасности за счет экономического роста обеспечивается через развитие национальной системы инноваций, роста производительности труда, изучения последних ресурсных источников, улучшения банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных связей в РФ.

• п.55. Основными рисками и угрозами национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели

развития национальной экономики, понижение конкурентоспособности и большая зависимость ее основных областей от внешнеэкономической конъюнктуры, слабая стабильность и защищенность национальной финансовой системы

• п.57. Отрицательное влияние на обеспечение национальной безопасности в области экономики могут выявить недостаток топливных и энергетических, водных и биологических ресурсов, а также кризис в мировой финансово-банковской системе [1].

В Стратегии отмечается, что проблемы, которые появились в деятельности банковского сектора Российской Федерации в результате кризиса, говорят об изъянах банковского регулирования и банковского надзора. Существенным изъяном является осуществление при реализации функций по банковскому надзору в немаловажной степени формальных подходов.

Поэтому Правительство РФ и Банк России полагают что нужно упрочить правовую базу осуществления Банком России задач по банковскому надзору. Также о повышенном внимании к обеспечению стабильности конкурентоспособности и динамичности банковской системы и поддержанию государственного суверенитета свидетельствуют и принятые ведущими банковскими ассоциациями актуальные документы. Таким примером может служить программа «национальная банковская система России 2010-2020», в рамках которой указывается, что банковская система- это основа основ экономики. Без которой не возможно развитие ни одной отрасли и невозможно решение ни одной из социальных задач государства.

В сфере правового регулирования деятельности кредитных организаций большое значение имеют нормы, принципы и рекомендации, выработанные международными организациями, деятельность которых в той или иной степени затрагивает функционирование финансовых рынков. В связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора Базель I, Базель II, Базель III.

Таким образом, с помощью имеющихся в юридической науке методов [5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17], приходим к выводу о том, что имплементация указанных выше принципов в российское банковское регулирование будет способствовать «эффективному позиционированию российских банков на международных финансовых рынках, а также интегрированию национальной банковской системы в мировую финансовую систему без ущерба для собственной национальной (экономической) безопасности».

Литература

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Рос. Федерации от 12.05.2009 N 537. (в ред. от 01.07.2014) // СПС «Консультант Плюс».

2. Алексеева Д.Г. Банковская безопасность-составляющая экономического суверенитета // Законы России. 2011. №2.

3. Алексеева Д.Г. Безопасность банковского рынка: правовые проблемы. - Спб.: Изд-во Юрид. инта, 2010.

4. Алексеева Д.Г. Теоретические основы банковской безопасности (российский и зарубежный опыт). - М.: АНКИЛ. 2010.

5. Апольский Е.А. Гражданское право и процесс в диссертациях университетов Российской империи // Закон и право. 2006. № 4. С. 45-46.

6. Апольский Е.А. Дореволюционная диссертационная разработка римского частного права // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 85-90.

7. Апольский Е.А. История учений о гражданском праве в диссертационных исследованиях университетов Российской империи: монография. - Ставрополь, 2007.

8. Апольский Е.А. Правосознание будущего юриста: актуальные проблемы // В сборнике: Человек в сфере социально-гуманитарного познания Сборник статей региональной научно-практической конференции. 2009. С. 29-32.

9. Апольский Е.А., Киселев А.К. О новых подходах к обучению полицейских стран Евросоюза и последствиях их применения // Право и образование. 2008. № 6. С. 36-40.

10. Апольский Е.А., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права Х-Х! вв. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4. С. 51-56.

11. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Особенности становления и раннего развития канонического права (до V века н.э.) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 143-146.

12. Шуайпова П.Г. Реализация конституционных прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации (по материалам Республики Дагестан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Махачкала, 2005.

13. Шуайпова П.Г. Правовые гарантии защиты трудовых прав с применением конституционных и международных норм // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 125-129.

14. Шуайпова П.Г., Меджидова А.М. Повышение пенсионного возраста: положительное и отрицательное в намечаемой реформе // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 101-104.

15. Шуайпова П.Г. Институт реабилитации инвалидов в России: законодательное регулирование и развитие // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3. С. 110-114.

16. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 95-99.

17. Шуайпова П.Г. Конституционные и международно-правовые нормы об основных правах человека // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 1. С. 93-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.