Научная статья на тему 'К вопросу о реализации пенсионной реформы в Российской Федерации'

К вопросу о реализации пенсионной реформы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинченко Е.М.,

В статье рассматривается повышение пенсионного возраста через призму императивности ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При рассмотрении возможности изменения параметров реализации права на пенсионы выплаты указывается на условия таковых: необходимость и соразмерность. Обосновывается вывод о том, что для того, чтобы повысить пенсионный возраст государству необходимо было обратить внимание на весь комплекс мер, способствующих увеличению качества и условий жизни, что в конечном итоге способствовало бы увеличению средней продолжительности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации пенсионной реформы в Российской Федерации»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

УДК-34

Калинченко Е. М.,

студентка 4 курса СГУ г. Сочи, РФ

E-mail: katerina.calinchenko@yandex.ru Научный руководитель: Е.Л. Кдлян

канд. юрид. наук, доцент СГУ г. Сочи, РФ E-mail: garunt-plus@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается повышение пенсионного возраста через призму императивности ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При рассмотрении возможности изменения параметров реализации права на пенсионы выплаты указывается на условия таковых: необходимость и соразмерность. Обосновывается вывод о том, что для того, чтобы повысить пенсионный возраст государству необходимо было обратить внимание на весь комплекс мер, способствующих увеличению качества и условий жизни, что в конечном итоге способствовало бы увеличению средней продолжительности жизни.

Ключевые слова:

пенсионная реформа, конституционные ценности, пенсионный возраст, продолжительность жизни.

Конституция Российской Федерации, провозглашая современную Россию социальным государством, возложила на государство обязанность гарантированного социального обеспечения граждан. В настоящее время деятельность пенсионной системы государства направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Такое материальное обеспечение граждан называется пенсия.

Под «пенсией» понимается ежемесячная денежная выплата, которая предназначена для компенсации гражданину заработка утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется условиями и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.1 В соответствии с действующим ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. (п. 1 ст. 7). Изменения в сфере пенсионного обеспечения посредством реформирования пенсионного законодательства предусматривает повышение пенсионного возраста: для мужчин - с 60 до 65 , для женщин: с 55 до 60 лет. Однако, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В комментариях к Конституции РФ Зорькина В.Д. определяется, что «умаление может осуществляться путём: сужения пределов прав и свобод, как они зафиксированы в Конституции, если для этого нет установленных в самой Конституции оснований; уменьшения материального содержания прав и свобод, объёма социальных и иных благ, причитающихся их обладателю; минимизации гарантий прав и свобод, в том числе в результате государственного предпочтения одной группы прав в ущерб другой группе прав, тогда как все права человека и гражданина в силу Конституции должны находиться под равной правовой защитой; создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и

1 Титкова, Я. Ю. Пенсия: сущность и виды / Я. Ю. Титкова // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http: //www.pension.ru

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

гражданина, и т. п.».2 Ряд противников пенсионной реформы 2018 г. просматривают и нарушение ст. 19 Конституции РФ в связи с тем, что дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах,

Тем не менее, Конституция РФ, закрепляя институт государственных пенсий, не регулирует отдельные положения, касающиеся права на получение пенсии, и отсылает к специальному закону, который, в свою очередь, закрепляет параметры использования права (сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д). Изменение параметров использования пенсионных прав в сторону их уменьшения можно рассматривать как умаление прав, так как минимизируется сама возможность получения пенсионных выплат гражданами.

Специальные законы, принимаемые во исполнение положений Конституции РФ, как раз и устанавливают параметры конституционных прав, но в результате их изменений, в частности повышение возраста, такое право гражданина может и вовсе утратить свою ценность с учетом социально-демографических реалий региона.

Основными социально-демографическими предпосылками повышения пенсионного возраста представители называют следующее. Во-первых, по подсчетам ВЦИОМ рост средней продолжительности жизни в России увеличивает количество пенсионеров, параллельно уменьшая количество трудящихся, за счет отчисления пенсий которых и выплачивается пенсия пенсионерам. Повышение же пенсионного возраста позволит существенно сократить количество пенсионеров, претендующих на помощь со стороны государства. Во-вторых, по данным Росстата ожидаемая продолжительность жизни россиян должна вырасти с нынешних 72,6 (2018 г.) года до 75,5 лет ( 2035 г.).3 Конечно, о реалистичности таких прогнозов можно поспорить, поскольку состояние экологии, высокий процент заболеваний, высокий уровень детской смертности свидетельствуют об обратном.

Гражданин, уплачивая взносы в Пенсионный фонд России, сам может и не реализовать свое право на пенсию, не дожив до пенсионного возраста, либо прожить в статусе пенсионера короткий срок. Негативным последствием повышения пенсионного возраста также будет являться нехватка рабочих мест, поскольку количество трудоспособных лиц в старших возрастных группах возрастет. В настоящее время многие лица в статусе пенсионеров продолжают трудовую деятельность, однако, это не должно рассматриваться, как желание получить больше денежных средств. Во многом и для большинства - это жизненная необходимость.4

Предполагается, что обязательным при проведении реформы является определение необходимости и соразмерности предполагаемых нововведений. Указ Президента РФ от 17.05.2018 г.5 предусматривает меры необходимые для повышения социально-экономического развития страны. Однако одним из средств достижения поставленных целей избрано наиболее тяжелое для граждан. Необходимость и соразмерность пенсионной реформы остается под большим сомнением. Пенсионное реформирование удовлетворит лишь интерес государства, связанный с покрытием дефицита бюджета ПФ РФ, и позволит избежать невозможности выплаты пенсии по старости всем имеющим на нее право.

Стоит особо подчеркнуть, что пенсионное обеспечение является основным фундаментальным показателем стабильного социального развития общества, поскольку оно затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения любого государства, и во вторую, интересы фактически всего трудоспособного населения. Поднимать вопрос о повышении пенсионного возраста можно будет лишь тогда, когда государство обратит внимание на необходимость проведения мероприятий по защите окружающей среды, модернизирование системы здравоохранения и системы государственного контроля

2 Зорькин, В. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2013.

3 Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2018).

4 Шуайпова, П.Г., Меджидова, А.М. Повышение пенсионного возраста: положительное и отрицательное в намечаемой реформе / П.Г. Шуайпова, А.М. Меджидова // Юридический вестник ДГУ. - 2014. - № 4. - С. 101-104.

5 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. - № 204 [Электронный ресурс] // Режим доступа parvo.gov.ru

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

над качеством пищевой продукции, что будет способствовать увеличению средней продолжительности жизни.

Право гражданина на пенсионное обеспечение в свете прав и свобод человека и гражданина является частью конституционной ценности. Основной закон российского государства, расставляя среди них приоритеты при осуществлении внутренней политики, не может выходить за рамки провозглашенных ценностей.6 И, в государстве, которое оппозиционирует себя правовым, справедливость, достоинство личности, права и свободы человека и гражданина должны быть приоритетными перед формальными законодательными актами, предусматривающими изменения в сторону уменьшения объема социальных прав.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс] // Режим доступа parvo.gov.ru Бондарь, Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - № 6. - С. 2.

3. Титкова, Я. Ю. Пенсия: сущность и виды / Я. Ю. Титкова // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http: //www.pension.ru

4. Зорькин, В. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2013.

5. Шуайпова, П.Г., Меджидова, А.М. Повышение пенсионного возраста: положительное и отрицательное в намечаемой реформе / П.Г. Шуайпова, А.М. Меджидова // Юридический вестник ДГУ. - 2014. - № 4. - С. 101-104.

6. Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2018).

© Калинченко Е. М., 2019

УДК 342.734

Комарницкая А.В.,

студентка 4 курса СГУ г. Сочи, РФ E-mail: Lina.komarniczkaya@bk.ru Научный руководитель: Г.А. Магдесян канд. юрид. наук, доцент СГУ г. Сочи, РФ E-mail: galina01.75@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

В СВЕТЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Аннотация

В данной статье анализируются положения пенсионной реформы в РФ об увеличении пенсионного

6

Бондарь, Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики

Конституционного Суда РФ) / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - № 6. - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.