Научная статья на тему 'Социально-правовые аспекты увеличения пенсионного возраста в свете пенсионной реформы'

Социально-правовые аспекты увеличения пенсионного возраста в свете пенсионной реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
622
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА И ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарницкая А.В.,

В данной статье анализируются положения пенсионной реформы в РФ об увеличении пенсионного возраста; раскрываются ключевые проблемы пенсионного обеспечения граждан. Кроме того, автором обозначены социально-правовые предпосылки для повышения пенсионного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые аспекты увеличения пенсионного возраста в свете пенсионной реформы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

над качеством пищевой продукции, что будет способствовать увеличению средней продолжительности жизни.

Право гражданина на пенсионное обеспечение в свете прав и свобод человека и гражданина является частью конституционной ценности. Основной закон российского государства, расставляя среди них приоритеты при осуществлении внутренней политики, не может выходить за рамки провозглашенных ценностей.6 И, в государстве, которое оппозиционирует себя правовым, справедливость, достоинство личности, права и свободы человека и гражданина должны быть приоритетными перед формальными законодательными актами, предусматривающими изменения в сторону уменьшения объема социальных прав.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс] // Режим доступа parvo.gov.ru Бондарь, Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - № 6. - С. 2.

3. Титкова, Я. Ю. Пенсия: сущность и виды / Я. Ю. Титкова // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http: //www.pension.ru

4. Зорькин, В. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2013.

5. Шуайпова, П.Г., Меджидова, А.М. Повышение пенсионного возраста: положительное и отрицательное в намечаемой реформе / П.Г. Шуайпова, А.М. Меджидова // Юридический вестник ДГУ. - 2014. - № 4. - С. 101-104.

6. Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2018).

© Калинченко Е. М., 2019

УДК 342.734

Комарницкая А.В.,

студентка 4 курса СГУ г. Сочи, РФ E-mail: Lina.komarniczkaya@bk.ru Научный руководитель: Г.А. Магдесян канд. юрид. наук, доцент СГУ г. Сочи, РФ E-mail: galina01.75@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

В СВЕТЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Аннотация

В данной статье анализируются положения пенсионной реформы в РФ об увеличении пенсионного

6

Бондарь, Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики

Конституционного Суда РФ) / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - № 6. - С. 2.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

возраста; раскрываются ключевые проблемы пенсионного обеспечения граждан. Кроме того, автором обозначены социально-правовые предпосылки для повышения пенсионного возраста.

Ключевые слова:

пенсионная система и пенсионная реформа, продолжительность жизни, законодательная инициатива.

В последние годы состояние пенсионной системы стало одним из основных вопросов социальной политики России. Реформа пенсионной системы в настоящее время весьма актуальна и важна для России. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации (далее - РФ) продиктовано рядом событий и изменений, которые затронули всех участников системы обязательного пенсионного страхования. На сегодняшний день в РФ глобальной и наиболее обсуждаемой проблемой является реформирование пенсионного обеспечения. Правительство РФ все еще активно обсуждает вопрос увеличения возраста для выхода на заслуженный отдых. Причем споры на счет определения способов решения данной проблемы ведутся уже давно. Необходимость повышения пенсионного возраста аргументирована тем, что возрастает разрыв между численностью работающего населения и пенсионерами, следовательно, в будущем налоговых отчислений будет недостаточно, для поддержания пенсии на должном уровне, что в свою очередь создаст дополнительную нагрузку на бюджет страны.

И так, Президент России В.В. Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста с 2019 года в России. Принятый закон предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. Хотелось бы отметить, что принятие такого рода закона противоречит нормам самого главного и наиболее важного источника права - Конституции РФ. Основной закон РФ во 2 главе регламентируя права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, устанавливает приоритет прав и свобод граждан над интересами государства, что является одной их основополагающих конституционных норм.

Социально-правовые аспекты по повышению пенсионного возраста граждан РФ, и реформированию пенсионной системы в целом находят свое отражение не только в социальной, но и в политической сфере. Так, по мнению премьер-министра Медведева Д. А, Правительство РФ решилось на повышение пенсионного возраста из-за демографической ситуации — «доля работающих людей становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше» и соответственно повышение пенсионного возраста поможет не только поднять выплаты, но и сбалансировать рынок труда. Он так же отметил, что нынешняя демографическая ситуация и сложившаяся обстановка в пенсионной системе может привести к ее разбалансировке вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. И для того, чтобы этого не произошло, в целях обеспечения нормальной жизни пенсионеров нужны дополнительные меры, добавил премьер-министр.[3]

Вслед за ним, политическая структура, а именно главы ключевых Министерств, депутаты Государственной думы и лидеры партий стали обсуждать данное нововведение и, делиться своим мнением. Как отметил глава Счетной палаты А. Кудрин, пенсионная реформа назрела давно, это выгодное для граждан решение, которое позволит повысить пенсии. [2] Лидер партии ЛДПР высказался против принятия данного законопроекта, видя в нем лишь бухгалтерский расчёт. [7] Глава Сбербанка Герман Греф

назвал «абсолютно правильной» инициативу по повышению пенсионного возраста в России: «.....пенсии

должны быть достойными и другого пути, кроме как повышения пенсионного возраста на долгосрочном горизонте, не добиться». Вице-премьер Т. Голикова указывала, что если в 1970 году на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего гражданина, то в 2019 году будет практически 1,8. [5]

Повышение пенсионного возраста имеет и свои положительные стороны. К примеру, как утверждают госчиновники, это позволит обеспечить увеличение пенсий для неработающих пенсионеров, причём выше инфляции согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [2] Повышение пенсионного возраста приведёт к увеличению пенсий неработающих пенсионеров почти на 1000 рублей в год.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

В свете последних изменений в социальной политике государства, следует определить, что же явилось предпосылкой для увеличения пенсионного возраста, каковы реальные социально-правовые аспекты его увеличения.

Во-первых, повышение пенсионного возраста произошло на фоне планов властей добиться увеличения продолжительности жизни. В своем новом майском указе президент Владимир Путин поставил задачу повысить показатель продолжительности жизни в России до 78 лет к 2024 году, а к 2030 году — до 80 лет. Сейчас она составляет 72,3 года. Ожидаемая продолжительность жизни на пенсии при нынешнем пенсионном возрасте составляет 25,8 и 16 лет для женщин и мужчин соответственно, по данным Росстата на 2016 год. Во-вторых, общие международные тенденции повышения пенсионного возраста. Так, на 2018 год практически все страны уже повысили пенсионный возраст (например, в Молдавии и Азербайджане для мужчин пенсионный возраст составляет 65 лет; пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане; в Германии, Испании, Италии в 2020-е годы - до 67 лет и для мужчин и для женщин). Эта тенденция началась ещё в 80-е годы ХХ века. В целом можно сказать, что вся аргументация повышения пенсионного возраста сводится к несостоятельности государственной системы, не способной обеспечить наполнение Пенсионного фонда РФ. С другой стороны, совершенно очевидно, что без увеличения пенсионного возраста не удастся сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, плановый дефицит которого в 2018 году составил более 100 млрд. рублей.

В настоящее время, на наш взгляд, преобразования пенсионной системы, касающиеся увеличения пенсионного возраста, преждевременны, государство поспешно приняло решение о повышение пенсионного возраста граждан РФ. Ведь уровень материального обеспечения граждан, к сожалению, не отвечает ценовой политике государства, и, получая пенсию многие, продолжают состоять в трудовых отношениях.

Уровень доходов населения не позволяет им достойно и свободно существовать. Обращаясь к главному нормативно-правовому акту страны, Конституции РФ, в статье 7 которой закреплен принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1] Следует подчеркнуть, что социальное государство призвано помогать малообеспеченным, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное существование.

В заключении, хотелось бы отметить, что как ни парадоксально, но основная причина повышения пенсионного возраста в России - рост продолжительности жизни. Особо следует подчеркнуть, что новая пенсионная система не требует дополнительных финансовых вливаний. Но, обязав население работать после достижения пенсионного возраста, государство получает множество рабочих рук, которые заполнят все средне и низкооплачиваемые профессии.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» СЗ РФ. - 2018г. - № 20. - Ст. 2817.

3. Кудрин, А. ...назвал пенсионную реформу выгодным для граждан решением... / https://ria.ru

4. Медведев, Д. А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития Россия / Медведев Д.А. // Вопросы экономики, 2018. - № 10. - С. 5-28.

5. Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/

6. Официальный сайт партии ЛДПР https://ldpr.ru/

© Комарницкая А.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.