Научная статья на тему 'Умаление прав граждан России на пенсионное обеспечение по старости в ХМАО-Югре'

Умаление прав граждан России на пенсионное обеспечение по старости в ХМАО-Югре Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ПРАВО / ЗАКОН / ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / УМАЛЕНИЕ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файзуллина В. Ф.

В статье ставится задача рассмотреть проблемы, связанные с умалением прав граждан России на пенсионное обеспечение по старости. Проанализированы характерные особенности и трудности, с которыми сталкиваются граждане России при выходе на пенсию в ХМАО-Югре на основании реальных примеров из жизни. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования метода юридического анализа нормативно-правовых актов в области пенсионного права для отображения сути ретроспективности применения законодательства в пенсионном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умаление прав граждан России на пенсионное обеспечение по старости в ХМАО-Югре»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

кадровая документация, которая фактически подтверждает возникшие трудовые правоотношения между работодателем и его работниками. Их законность, целесообразность и полнота основывается на различных приказах, распоряжениях, заявлениях и инструкциях. Именно четкое соблюдение прав и интересов работников в рамках урегулированного рабочего времени и времени отдыха позволяет говорить об успешной системе управления персоналом. Список использованной литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, в редакции от 13.07.2017 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, в редакции от 02.07.2017 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

4. Федеральный закон от 06.12. 2011 г. № 402-ФЗ, в редакции от 16.11.2017 г. «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.

5. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225, в редакции от 25.03.2013 г. «О трудовых книжках» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 16. Ст. 1539.

6. Постановление Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69, в редакции от 01.08.2015 г. «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // Бюллетень Минтруда РФ. 2004. № 5.

8. Письмо Роструда от 14 февраля 2013 г. № ПГ/1847-6-1 «О формах первичных учетных документов, применяемых негосударственными организациями с 01 января 2013 года» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант +».

9. Решение Московского городского суда от 12.12.2014 г. по делу № 7-9197 // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

10. Жигастова Т.М. Рабочее время и время отдыха // Трудовое право. 2006. № 11. С. 47.

11. Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный) / отв. ред. В. Л. Гейхман. М.: Юрайт, 2012. С. 66.

12. Новиков Е. Трудовая книжка. URL: http://www.redov.ru/delovaja_literatura/trudovaja_knizhka/p2.php

13. Прием на работу (основную): примерная пошаговая инструкция. URL: http://kadrovik-praktik.ru/MatKadr/Poshagovye/Priem.php

14. Шестакова Е.В. Трудовые отношения и заработная плата // Подготовлен для системы «Консультант +», 2013.

© Крылова М.А., 2018

УДК 34.096

Файзуллина В.Ф.

Студентка

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»

г. Сургут, РФ Е-mail: venerochka_fayzullina@mail. гц

УМАЛЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПО СТАРОСТИ В ХМАО-ЮГРЕ

Аннотация

В статье ставится задача рассмотреть проблемы, связанные с умалением прав граждан России на

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

пенсионное обеспечение по старости. Проанализированы характерные особенности и трудности, с которыми сталкиваются граждане России при выходе на пенсию в ХМАО-Югре на основании реальных примеров из жизни. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования метода юридического анализа нормативно-правовых актов в области пенсионного права для отображения сути ретроспективности применения законодательства в пенсионном праве.

Ключевые слова

Пенсионное право, закон, применение законодательства, юридические последствия, умаление прав

Согласно части статьи 55 Конституции Российской Федерации:

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В действительности права граждан в Российской Федерации на пенсионное обеспечение в старости умаляются.

Так, согласно Закона № 304-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а именно статьи 92 вышеуказанного Закона к иным периодам, включаемым в общий трудовой стаж относятся:

- период ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;

- периоды (очной) учебы.

Но на основании Федерального закона от 30.06.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к иным периодам, включаемым в общий трудовой стаж относятся:

- периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 1,5 лет, но не более 4,5 лет в общей сложности, т.е. наполовину сокращен общий трудовой стаж неработающих родителей, осуществлявших уход за детьми;

- периоды учебы исключены.

На основании федерального закона «О страховых пенсиях» 2013 г. к иным периодам, включаемым в общий трудовой стаж относятся:

- период ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности;

- периоды учебы исключены.

Таким образом, вновь введенные положения федеральных законов о пенсионном обеспечении умаляют права граждан РФ, заработанные ими в период действия ранее действовавших законов СССР и РФ.

Так в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 17 ФЗ от 17.12.2001 г. засчитывались периоды прохождения военной службы, предусмотренной законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Однако период прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывался в специальный стаж (МКС), хотя фактически гражданин служил в соответствующих органах именно в местностях Крайнего Севера и (или) местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Приведем пример, гражданке Исаевой А.А., проходившей службу в органах внутренних дел с

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

19.05.1993 г. по 02.04.2002 г. в УВД ХМАО - Югры и с 15.04.2003 г. по 07.07.2003 г. в УВД г. Нижневартовска, не были засчитаны в специальный стаж (МКС) периоды службы, согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» на момент выхода на пенсию.

В результате гражданке Исаевой А.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц 39 от 16.01.2013 г.), хотя фактически она проработала на момент подачи заявления о назначении пенсии по старости 15.10.2012 г. в районах, приравненных к местностям Крайнего Севера более 20 календарных лет, а именно с 24.07.1990 г. по 15.10.1992 г. - 2 года 2 месяца 22 дня, далее проходила службу с 19.05.1993 г. по 02.04.2002 г. - 8 лет 7 месяцев 1 дней, работала с 16.05.2002 г. по 22.04.2000 г. - 0 лет 11 месяцев 7 дней, вновь проходила службу с 23.04.2003 г. по 07.07.2003 г. - 0 лет 2 месяца 14 дней, далее продолжала работала с 08.07.2003 г. по 15.10.2012 г., до дня подачи заявления о назначении пенсии всего 21 год 1 месяц 21 день.

Страховая пенсия зарабатывается всю трудовую жизнь человека, за которую условия и нормы пенсионного обеспечения могут меняться, причем неоднократно, а приобретенные пенсионные права должны быть сохранены в обязательном порядке.

В этой связи те юридические последствия, которые на основании ранее действовавшего законодательства и сообразно происшедшим в этот период фактам наступили, сохраняют свою силу и могут учитываться при осуществлении пенсионного обеспечения. Но, к сожалению, в правоприменительной практике должностные лица Пенсионного фонда РФ чаще всего учитывают права граждан, предусмотренные вновь принятыми федеральными законами, чем умаляют права граждан РФ.

Другой пример, с «20» марта 2008 г. гражданке Одинцовой Е.Е. была назначена пенсия по старости в размере 3075 рублей 68 копеек.

В общий стаж на 20.03.2008 г. при назначении пенсии Одинцовой Е.Е. было насчитано 28 лет 0 месяцев 16 дней, а именно трудовой стаж был посчитан по календарному стажу, без учета того, что она служила в отдаленной местности и работала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не в полуторном размере). Кроме того, не были частично включены в общий трудовой стаж периоды ухода за детьми.

Из ответа Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в городе Нижневартовске Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее ГУ УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО - Югры) № 02/11-1679 от 28.04.2009 г. на письменное обращение Одинцовой Е.Е. следует, что ей для расчета пенсии по старости учли в общий стаж по состоянию на 01.01.2002 года только 22 года 5 месяцев 09 дней.

На самом деле согласно записям в трудовой книжке общий трудовой стаж гражданки Одинцовой Е.Е. составляет больший период времени. Кроме того, в ее трудовой книжке отсутствуют записи об уходе за детьми. При этом копии свидетельств о рождении детей она предоставляла с заявлением о назначении пенсии по старости.

Поэтому Одинцова Е.Е. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО - Югры с заявлением о перерасчете пенсии от 11.11.2008 г. №11/624.

Из ответа ГУ УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО - Югры от 26.06.2010 г. следует, что трудовая пенсия по старости 20.03.2008 г. ей была назначена без учета заработной платы.

По заявлению Одинцовой Е.Е. от 11.11.2008 г. №11/624, с 01.12.2008 г. произведен перерасчет по заработной плате согласно предоставленных ею справок о зарплате за период с 01.09.1988 г. по 30.11.1993 г. за № 18828, 18829, 5/8830, 5/8832, выданными Центральным архивом Министерства обороны Республики Беларусь.

В дальнейшем на основании Федерального закона от 30.06.2009 г. № 1420 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой пенсии по старости с 01 августа каждого года подлежал корректировке по данным индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ в автоматическом режиме, без истребования заявления от пенсионера.

Тогда размер пенсии по старости гражданки Одинцовой Е.Е. составил 5056 рублей 37 копеек.

В связи с вступлением с 01.01.2010 года Федерального закона № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования», подписанный Президентом Российской Федерации 24.07.2009 г. был запущен механизм валоризации, т.е. переоценка пенсионных прав россиян. Суть валоризации состоит в том, что все кто имел пенсионные права (выработал трудовой стаж и получал заработок до 2002 г., с 01.01.2010 г. получат 10-процентоное увеличение пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2010 г., плюс по одному проценту за каждый год трудового стажа до 01 января 1991 года.

Но, как видно из последнего ответа ГУ УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО - Югры, страховой стаж гражданки Одинцовой Е.Е. на 01.01.1991 г. составил 13 лет 8 месяцев 16 дней, т.е. снова не был учтен полностью период ухода за двумя детьми. Пенсионный капитал гражданки Одинцовой Е.Е. на 01.01.2002 года составил 378 рублей.

В действительности с учетом вышеуказанных периодов ухода за детьми страховой стаж гражданки Одинцовой Е.Е. должен составлять 14 лет 6 месяцев 09 дней на 01.01.1991 г.

Соответственно размер пенсии по старости гражданки Одинцовой Е.Е. вновь был занижен и составил с 01.04.2010 г. 5234 руб. 10 копеек.

Поэтому гражданка Одинцова Е.Е. вновь обратилась с заявление в ГУ УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО - Югры.

Далее из ответа ГУ - УПФ РФ в городе Нижневартовске №91/02-О от 07.02.2018 г. следует, что «На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц ГУ УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО - Югры № 1986 от 17.11.2017 г. Управлением было принято решение: Согласно поданного Вами заявления от 11.11.2008 г. заработную плату за период с июня 1992 г. по ноябрь 1993 г. привести в соответствие и произвести перерасчет страховой пенсии по п.п. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г. с учетом ограничения отношения по заработной плате 1.7 с 01.12.2008 г., а также на основании Вашего заявления о перерасчете размера пенсии №126541/14 от 29.05.2014 г., осуществить перерасчет размера пенсии через уточнение величины расчетного пенсионного капитала с 01.06.2014 г.

При проведении перерасчета страховой пенсии по заявлению №11/614 от 11.11.2008 г. произведена оптимизация заработной платы из всех сумм представленной заработной платы, выбран наиболее выгодный вариант за период с декабря 1988 г. по ноябрь 1993 г. Отношение по заработной плате составило 0,710. Размер пенсии по старости составил с 01.12.2008 г. - 3592,47 рублей.

Также с 01.06.2014г. по Вашему заявлению №126541\14 ОТ 29.05.2014 г. Вам произведена конвертация пенсионных прав с учетом п. 4, позволяющего применить наиболее выгодный для Вас вариант расчета страховой части трудовой пенсии. Закон Российской Федерации №340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 01.01.2002 г.: 0,63 (стажевый коэффициент для женщин, имеющих на 01.01.2002 г. общий трудовой стаж не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 (п.3ст. 30 Закона). Ваш стаж на 01.01.2002 г. в полуторном исчислении составляет 28л. 01 м. 23 дн.) 471,94 рублей (осовремененный средний заработок) + 430,66 рублей (компенсационная выплата) = 727,98 рублей (расчетный размер трудовой пенсии согласно п. 4 ст. 30 Закона) - 450,00 рублей (базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002 г.) * 180 (ожидаемый период выплаты пенсии в 2014г.) =50036,40 рублей (пенсионный капитал на 01.01.2002г.) 81,307*1,77*1,114*1,27*1,16*1,12 (коэффициенты индексаций с 01.01.2002г. по 20.03.2008г.) = 125551,88 (пенсионный капитал на 20.03.2008г. + 32643,49 рублей (сумма валоризации) + 34215,09 рублей (начисленные страховые взносы за период с 01.01.2002г. по

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

20.03.2008г.)=192410,46 руб. (пенсионный капитал) : 180 (ожидаемый период выплаты пенсии в 2014г.) = 1068,95руб.*1,075*1,08*1,175*1,075*1,063*1,088*1,07*1,341*1,066*1,033*1,065*1,017 (коэффициенты индексаций с 20.03.2008г. по 01.06.2014г.) = 2392,61 руб. (страховые выплаты) = 30001,37 (страховая часть пенсии на 01.06.2014г.)

Размер пенсии с учетом валоризации с 01.06.2014г. составил 8866,88 рублей, где 5865,51 руб. -фиксированный базовый размер и 3001,37 руб - страховая часть пенсии, в том числе валоризация - 450,93 руб.

Полагая, что указанный размер пенсии по старости не соответствует ее пенсионным правам, т.к. ГУ УПФ РФ в городе Нижневартовске ХМАО - Югры каждый раз давая ответы на запросы и заявления, показывает разные цифры, например, в сведениях о состоянии лицевого счета застрахованного лица, указано, что величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 9.560, но при этом стаж застрахованного лица (учтенный для целей назначения пенсии) составляет всего лишь 6 лет 0 месяцев 17 дней. Одинцова Е.Е. вновь обратилась в ГУ У ПФ РФ в г. Нижневартовске.

На основании части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 22.04.2003 г. № 22 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей»

Поэтому, анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.

В результате пенсионному праву в настоящее время свойственна так называемая ретроспективность применения законодательства. При назначении пенсии возможно применение правовых норм, которые содержатся в законах, действовавших в период работы лица, обратившегося за пенсией, но к этому моменту официально утративших силу. Это и есть суть ретроспективности применения законодательства в пенсионном праве.

Список использованной литературы Нормативно-правовые акты РФ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 15. Ст. 55.

2. О страховых пенсиях: Федер. закон [принят Гос. Думой 28.12.2013] // Собрание законодательства РФ. 2015. № 400-ФЗ. Ст. 12, 18.

3. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [принят Гос. Думой 17.12.2001] // Собрание законодательства РФ. № 173-ФЗ. 2015. Ст. 10-11.

4. О государственных пенсиях в Российской Федерации Закон РФ [принят Гос. Думой 20.11.1990 (утратил силу)] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 340-1. Ст. 92.

5. Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей": постановление Минтруда РФ от 22 апреля 2003 г. N 22 // Собрание законодательства РФ. 2018. N 31. С. 85.

6. О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 (признано утратившим силу, ППВС РФ № 30 от 11.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. N 2. С. 40.

Периодические издания

1. Покладова Т.А. Об актуальных вопросах исчисления страхового стажа // Пенсия. 2015. N 7. С. 29 - 34.

© Файзуллина В.Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.