Научная статья на тему 'Права и свободы человека и гражданина - Высшая ценность или формальное закрепление?'

Права и свободы человека и гражданина - Высшая ценность или формальное закрепление? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / PENSION REFORM / THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митьковский Андрей Валерьевич

В данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Конституции РФ и нового Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Проанализированы характерные для Российского правового поля особенности несоответствия вновь принятого нормативно-правового акта № 350-ФЗ и Конституции РФ. Анализ проведён на примере выдержек из телеобращения Президента РФ В.В. Путина и текстов статей Конституции РФ. Выявлена и обоснована необходимость доработки НПА. На основе проведенного исследования автором предлагается решение проблемы через рассмотрение Конституционным судом РФ, что позволит при положительном решении снизить градус напряжённости в обществе к пенсионной реформе. Обращение Президента В.В. Путина к гражданам России 29.08.2018 года, как попытка смягчить предложения правительства, дало повод считать пенсионную реформу, в том виде, в котором она сейчас предлагается, непродуманной и непросчитанной. По мнению большинства депутатов Государственной Думы, её необходимо дорабатывать, вносить дополнительные поправки, т.к. она имеет множество нерешенных вопросов и противоречий как юридического, так и социального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права и свободы человека и гражданина - Высшая ценность или формальное закрепление?»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ИЛИ ФОРМАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ? Митьковский А.В. Email: Mitkovsky657@scientifictext.ru

Митьковский Андрей Валерьевич - студент магистратуры, Институт государственного и международного права Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Конституции РФ и нового Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Проанализированы характерные для Российского правового поля особенности несоответствия вновь принятого нормативно-правового акта № 350-Ф3 и Конституции РФ. Анализ проведён на примере выдержек из телеобращения Президента РФ В.В. Путина и текстов статей Конституции РФ. Выявлена и обоснована необходимость доработки НПА. На основе проведенного исследования автором предлагается решение проблемы через рассмотрение Конституционным судом РФ, что позволит при положительном решении снизить градус напряжённости в обществе к пенсионной реформе. Обращение Президента В.В. Путина к гражданам России 29.08.2018 года, как попытка смягчить предложения правительства, дало повод считать пенсионную реформу, в том виде, в котором она сейчас предлагается, непродуманной и непросчитанной. По мнению большинства депутатов Государственной Думы, её необходимо дорабатывать, вносить дополнительные поправки, т.к. она имеет множество нерешенных вопросов и противоречий как юридического, так и социального характера.

Ключевые слова: Конституция РФ, Президент РФ, пенсионная реформа, Конституционный Суд РФ, права человека.

HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS - HIGHER VALUE OR FORMAL ATTACHMENT? Mitkovsky A.V.

Mitkovsky Andrey Valerievich - Master Student, INSTITUTE OF STATE AND INTERNATIONAL LAW URAL STATE LAW UNIVERSITY, YEKATERINBURG

Abstract: this article deals with the problems of interpretation of the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the new Federal Law of October 3, 2018 No. 350-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Designation and Payment of Pensions". The signs of inconsistency of the newly adopted regulatory act No. 350-ФЗ and the Constitution of the Russian Federation, characteristic of the Russian legal field, are analyzed. The analysis is made on the example of excerpts from the televised address of the President of the Russian Federation Vladimir Putin and the texts of the articles of the Constitution of the Russian Federation. Identified and justified the need for refinement of the aircraft. Based on the study, the author proposes a solution to the problem by considering the Constitutional Court of the Russian Federation, which will make it possible to make a positive decision on reducing the degree of tension in society with respect to pension reform. President Putin's address to the citizens of Russia on August 29, 2018, as an attempt to soften the government's proposals, gave reason to consider the

pension reform in the form in which it is being proposed, ill-considered, not calculated, created for quick correction. In the opinion of the majority of the Duma deputies, finalize, make additional amendments, since there are many unresolved issues and contradictions, both legal and social.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, President of the Russian Federation, pension reform, the Constitutional Court of the Russian Federation, human rights.

УДК 342.7

Летом 2018 года правительство РФ решилось на непопулярные реформы, рассчитав и выбрав правильно время - начало нового после выборного цикла с учётом высокого рейтинга Президента. Одна из реформ - это увеличение возраста выхода на пенсию граждан РФ. В июне 2018 года председатель правительства РФ Д.А. Медведев представил в Государственную Думу законопроект о пенсионной реформе [1], в июле Госдума приняла проект закона в первом чтении, а 29 августа Президент РФ В.В. Путин выступил с «предложениями» [2] (позже они были оформлены как поправки ко второму осеннему чтению), которые немного смягчили реформу.

Основное изменение, предложенное Президентом, — это увеличение пенсионного возраста для женщин не на восемь лет, как планировало правительство, а на пять. В.В. Путин пояснил именно так смягчить предложенную пенсионную реформу необходимостью «особого, бережного» отношения к женщинам в России.

Таким образом, органы государственной власти возвратились к более мягкому варианту «65/60», который обсуждался в правительстве до начала июня. Это значит, что пенсионный возраст для мужчин и для женщин повышается одинаково — на пять лет, при этом переход займет десять лет — до 2028 года. Темп увеличения не меняется — на год каждый год. Иначе говоря, те граждане, которые собирались выйти на заслуженный отдых в 2019 году и позднее, будут ждать этого события гораздо дольше, чем надеялись и планировали. А законно ли это, обратимся к Основному Закону - Конституции РФ [3]. Сама по себе Конституция РФ не регулирует возрастные критерии пенсионного возраста, в части 2 статьи 39 Конституции РФ сказано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, а именно: согласно п. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено право на трудовую пенсию по старости - мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Эта же часть той же статьи уточняет, что в стране охраняются труд и здоровье людей, а также, помимо прочего социального обеспечения, «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Внесённые же Правительством РФ изменения в возрастные критерии этого законодательного акта вступают в противоречие с основным Законом РФ -Конституцией РФ. В части 2 статьи 55 Конституции РФ прямо сказано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Положение комментируемой части в равной степени распространяется и на подзаконные нормативные акты. Увеличение возраста выхода на пенсию и получение соответствующих выплат с изменением на 5 лет как для мужчин, так и для женщин, очевидно умаляет их право на законный заслуженный отдых и не обеспечивает гарантии социальной защиты. Будущие пенсионеры -граждане России, будут по новому закону явно неравны сегодняшним пенсионерам, что и есть прямое нарушение конституционных прав будущих пенсионеров в части конституционного равенства всех перед законом.

Статья 19 Конституции РФ декларирует равенство всех перед законом. А чем же отличается гражданин, который родился в 1958 году и вышел на пенсию в 2018 году, от такого же гражданина, родившегося в 1959 году, которого, фактически, права выхода на пенсию в 2019 году лишили. А какой психологический удар нанесён тем, кто родился 01.01.1959 года - мужчины и 01.01.1964 года - женщины соответственно.

Человеку менее чем за полгода вдруг объявляют, что ему ещё рано на заслуженный отдых и все его планы рухнули одномоментно.

По моему мнению, скорее всего, в процессе обсуждения и рассмотрения в Государственной Думе предложенного правительством законопроекта о пенсионной реформе, должен был бы встать и вопрос о нарушении Основного Закона РФ и как следствие - необходимости внесения изменений в него, но для этого у Государственной Думы недостаточно полномочий. Поправки к Конституции РФ -сложный процесс, с момента принятия её не меняли, а если и вносили поправки, то только один раз по такому существенному случаю как принятие в состав РФ новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Попытка Президента В.В. Путина смягчить пенсионную реформу путём внесения в неё изменений, вызывает вопросы. Например, в своей речи глава государства предложил: «Досрочно выйти на пенсию смогут многодетные матери: трое детей -пенсия в 57 лет, четверо - в 56 лет. А женщин с пятью детьми и более изменения не коснутся вовсе - выйдут на пенсию в 55 лет, как происходит и сегодня» [2]. Согласен, это замечательно, это прекрасный повод предоставить таким женщинам льготы, но как быть с Основным Законом - Конституцией РФ? В части 3 статьи 19 Конституции, определено, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации, то есть, нет разделения по тендерному признаку. А по предложению Президента получается, что женщина, имеющая 3-х и более детей, имеет льготное право выхода на пенсию. Здесь собственно и возникает вопрос: а у мужчины (её мужа) детей, получается, нет? А он не работал, чтобы прокормить свою многодетную семью? А как быть с семьями, которые оформили опекунство и взяли на воспитание детей из детского дома? Разве эти оба родители не имеют права досрочного выхода на пенсию? Если право у одного из родителей - у женщины есть, а у другого -мужчины нет то, как быть с ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ, который возлагает на обоих родителей равные права и обязанности по воспитанию своих детей?

А как относиться к предложению Президента: «Считаю, что нужно сохранить действующие условия назначения пенсий и для коренных малочисленных народов Севера» [2]. То есть коряк, чукча, якут или другой представитель коренного малочисленного народа Севера проживает, допустим, в средней полосе, то и на пенсию раньше, а если другой национальности, проживаешь и трудишься в районах Крайнего Севера, то уходишь на пенсию на общих основаниях, но ведь Конституция РФ не делит граждан по национальному признаку и по месту проживания. Пункт 2. ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Обращение Президента к гражданам России 29.08.2018 года, как попытка смягчить предложения правительства, дало повод считать пенсионную реформу в том виде, в котором она сейчас предложена и проводится - непродуманной, непросчитанной, созданной на «скорую руку». По мнению большинства депутатов Государственной Думы, её необходимо дорабатывать, вносить дополнительные поправки, т.к. она имеет множество нерешенных вопросов и противоречий, как юридического, так и социального характера. Думаю, здесь уместно вспомнить выражение И.В. Сталина: «Пенсия - это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». Значит, речь идет уже не просто о повышении пенсионного возраста, а о поломке уклада, когда роль бабушек и дедушек в семье и в воспитании детей будет подкорректирована не в пользу семьи, а семья — это ячейка общества.

С таким подходом в воспитании подрастающего поколения рискуем утратить все лучшее, что из дальних времён сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Рискуем потерять те незримые нити, связывающие настоящее и прошлое, утратить чувство национальной идентичности, самобытности и обостренного чувства справедливости, присущее только для «русского» человека, а взамен получить навязанные и чуждые нам европейские ценности.

Учитывая изложенные в статье правовые коллизии, можно сказать, что предложенная пенсионная реформа нарушает права человека и гражданина, тем самым противоречит действующей Конституции РФ. В таком случае остаётся дождаться решения Конституционного Суда РФ по обращению группы депутатов Государственной Думы. Какое решение примет КС, комментировать не берусь, но отношение большинства юристов к пенсионной реформе однозначно - что она Неконституционная (например, адвокат Дмитрий Аграновский, занимающийся защитой политзаключенных считает, что Конституционный суд не пойдет против воли президента).

Завершая, хочу еще раз обратиться к Основному Закону Российской Федерации: в котором в ст. 2 установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства, а Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Список литературы /References

1. О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в пенсионной системе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://govemment.ru/activities/selection/301/32902/ (дата обращения: 25.11.2018).

2. Обращение Президента к гражданам России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/58405 p/ (дата обращения: 10.12.2018).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.