УДК 369.542
О ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РФ
К.Ю. Дудко
Рассматривается возможность повышения возраста выхода на пенсию россиян как одна из мер повышения сбалансированности и финансовой устойчивости Пенсионного Фонда Российской Федерации с точки зрения демографических и социально-экономических факторов жизни в Российской Федерации.
Ключевые слова: пенсионный возраст, старение населения, ожидаемая продолжительность жизни, Пенсионный фонд, пенсионная реформа.
В течение длительного времени одним из важнейших вопросов внутренней политики РФ является проблема обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы государства. Причиной ее возникновения является постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда России на пенсионные выплаты, происходящее в связи с ростом числа пенсионеров. Так, доля лиц пенсионного возраста и старше в российском обществе в 2005 году составляла 20,4 %; в 2010 году - 21,8 %; в 2014 - 23,5 %. В дальнейшем, по мнению экспертов Росстата, доля пожилого населения России продолжит расти [1].
Увеличение расходной части бюджета ПФР привело к появлению дефицита бюджета Пенсионного фонда, величина которого на 2015 год составляет 622,9 млн. руб. [2]. Дефицит ПФР покрывается благодаря трансфертам из федерального бюджета. Так, в 2015 году его величина выросла на 18,6% по сравнению с предыдущим годом [3], и составила 3,004 трлн. руб. от величины всех расходов федерального бюджета. В 2016 году, в соответствии с прогнозами экспертов, по отношению к предыдущему году, объем трансферта ПФР снова возрастет на 9,5 % [2]. Таким образом, в связи с увеличивающимися расходами ПФР на выплаты пожилому населению, размеры трансферта будут увеличиваться и дальше.
Помимо увеличения расходов бюджета старение населения является одной из причин сокращения доли экономически активного населения в обществе, что, в свою очередь, приводит к снижению соотношения величины средней пенсии и средней заработной платы. По данным Счетной палаты РФ в 2013 году данное соотношение составляло 35,2 %, а к 2017 году оно может снизиться до 32,3 %. В соответствии с расчетами специалистов Центра стратегических разработок, в случае неприменения Правительством мер к увеличению численности экономически активного населения к 2030 году данное соотношение снизится до 20-22%.
Для решения перечисленных проблем Министерством финансов РФ были выдвинуты следующие предложения, которые будут способствовать увеличению устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР:
1. переход к бездефицитной пенсионной системе к 2029 году через увеличение пенсионного возраста и страхового стажа;
2. отказ от выплат по базовой пенсии пенсионерам, продолжающим трудовую деятельность, а также изменение принципов индексации пенсий [4, с. 103].
Очередной этап пенсионной реформы, вступивший в силу 1 января 2015 года, свидетельствует о том, что Правительство РФ выбрало первый из предложенных путей. Реформа предусматривает постепенное увеличение трудового стажа, который необходим для получения пенсии по старости, до 15 лет, вводит ряд повышающих коэффициентов, стимулирующих население к более позднему выходу на пенсию. Соответственно, можно сделать вывод, что одним из следующих шагов в реформировании пенсионной системы, возможно, будет увеличение возраста выхода на пенсию.
Пенсионный возраст - один из основных инструментов государственного регулирования соотношения численности трудоспособного населения и пенсионеров. Данный показатель оказывает значительное влияние на величину предложения рабочей силы на рынке труда, следовательно, граница пенсионного возраста косвенно влияет на сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы государства в целом. Кроме того, повышение пенсионного возраста также затрагивает проблему низкого уровня пенсионного обеспечения и коэффициента замещения.
Сегодня во многих развитых странах возрастная граница выхода на пенсию составляет свыше 60 лет. Например, к государствам, в которых возраст выхода на пенсию для обоих полов составляет 65 лет, относятся Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция и др. В Германии возраст выхода на пенсию для обоих полов - 65,3 года, в США пенсионный возраст для обоих полов - 66 лет, в Греции, Исландии, Норвегии по 67 лет и т.д. [5].
В России величина пенсионного возраста не изменялась с момента ее установления в 1932 году. На сегодняшний день пенсионный возраст в РФ равен 55 годам для женщин и 60 годам для мужчин. Аналогичная величина возраста выхода на пенсию установлена в Белоруссии и Узбекистане, остальные бывшие республики СССР провели реформы по повышению границы пенсионного возраста. Например, в Казахстане, пенсионный возраст равен 58 годам для женщин и 63 годам для мужчин, в Грузии — для женщин - 60, для мужчин - 65 лет, в Эстонии для обоих полов пенсионный возраст установлен на отметке 65 лет [5].
В настоящее время в Правительстве РФ активно обсуждается возможность увеличения пенсионного возраста. Так, в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. в целях обеспечения устойчивости бюджета пенсионного фонда РФ предложено постепенное (на 6 месяцев в год) увеличение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин [6, с. 95]. В то же время в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года установлено, что целе-
сообразно сохранить право выхода на пенсию в установленном ныне пенсионном возрасте [7]. Однако, как уже было отмечено, Правительством РФ уже предпринят ряд мер, направленных на увеличение пенсионного возраста косвенными методами.
Кроме того, Министерством труда и социальной защиты разработан законопроект, предусматривающий повышение пенсионного возраста для госслужащих за выслугу лет до 65 лет. Также предлагается увеличить минимальный трудовой стаж с 15 до 20 лет (за исключением лиц, получающих страховую пенсию по инвалидности).
Обоснованность принятия мер, направленных на увеличение пенсионного возраста, в первую очередь, находится в зависимости от величины ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). Так, по данным Росста-та, ожидаемая продолжительность жизни после 60 лет в РФ в 2005 году составляла - 13,26 лет для мужчин и 17,85 для женщин; в 2010 - 14,6 и 19,2 года; к 2013 году данный показатель возрос до 15,7 лет для мужской части населения и 20,4 лет для женской [8].
Для сравнения, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, например, в Бельгии в 2012 году, величина рассматриваемого показателя составляет 22,7 года для мужчин и 26,3 года для женщин; в Дании - 22,5/25,2; в Венгрии - 19,3/23,1 года и т.д. [9]. При этом необходимо учитывать, что возраст выхода на пенсию в указанных странах установлен на отметке в 65 лет для обоих полов.
Таким образом, исходя из перечисленных статистических данных, можно сделать вывод, что в РФ существует возможность увеличения пенсионного возраста для женщин до 60 лет. Кроме того, в будущем специалистами Росстата предсказывается дальнейший рост ОПЖ для обоих полов и, следовательно, также появится возможность увеличения пенсионного возраста в отношении мужчин.
Высокая средняя продолжительность жизни российских женщин (по сравнению с продолжительностью жизни мужчин), а также ранний выход на пенсию создают ситуацию, когда в общей численности пенсионеров большую часть занимают женщины. Так, по данным Росстата, в 2014 году доля пожилых женщин в общей численности населения старше 60 лет составляла 65 %. Ввиду более раннего выхода женщин на пенсию уменьшается размер получаемых ими пенсионных отчислений. Кроме того, при учете их превосходящей численности в общем числе российских пенсионеров необходимо отметить тот факт, что женщины выплачивают страховые взносы в среднем меньше на 5 лет, чем мужчины, а учитывая их среднюю продолжительность жизни, они получают пенсионные выплаты в среднем на 10 лет дольше мужской части населения.
По мнению многих российских экспертов (Силуанова А.Н, Кудрина А.Л., Гуровича Е.Т., Синявской О.В. и др.), повышение пенсионного возраста в РФ является необходимой мерой. Вопром состоит лишь в том, ка-
кой сценарий повышения возраста выхода на пенсию будет избран. Существует две основные возможности: либо постепенное повышение возраста выхода на пенсию, либо же увеличение будет носить одномоментный разовый характер, и будет осуществляться в том случае, если все другие возможности вывода пенсионной системы из кризиса будут исчерпаны.
Следует отметить, что развитие второго варианта является крайне нежелательной перспективой, поскольку он создает большую вероятность появления массовых социальных протестов и недовольства граждан. Таким образом, целесообразным представляется использование отложенного и растянутого по времени повышения пенсионного возраста.
Ряд специалистов (Голодец О., Топилин М., Железняк С. и др.) выступают против повышения пенсионного возраста. Одним из основных аргументов является чрезвычайно низкая продолжительность жизни россиян. Как уже было отмечено, в отношении женской части населения существует резерв для повышения пенсионного возраста до 60 лет. Для того, чтобы появилась возможность увеличить пенсионный возраст для мужской части населения, необходимо применить комплекс мер по борьбе с их высокой смертностью.
Низкая средняя продолжительность жизни российских мужчин обусловлена следующими факторами: более высоким, чем в развитых странах, уровнем детской смертности и чрезвычайно высокой смертностью в трудоспособном возрасте. Высокую долю смертности мужского населения в трудоспособном возрасте занимает смертность вследствие самоубийств, от всех видов транспортных несчастных случаев, от убийств и случайных алкогольных отравлений [10]. Очевидно, что государству необходимо внедрять меры по стимулированию ведения здорового образа жизни, продолжать проводить антиалкогольные и антитабачные кампании, это поможет снизить мужскую смертность в трудоспособном возрасте и будет способствовать увеличению средней продолжительности жизни.
Еще одним аргументом противников повышения пенсионного возраста является утверждение, что пожилые люди не могут продолжать трудовую деятельность вследствие потери ими необходимых трудовых качеств и ухудшения здоровья в целом. Однако на сегодняшний день учеными-геронтологами установлено, что именно продолжение людьми активной трудовой деятельности приводит к увеличению средней продолжительности жизни. Кроме того, современные исследования опровергают устоявшееся в обществе мнение, что работоспособность пожилых людей крайне низка вследствие ухудшения их физического и умственного состояния. Так, экспериментально установлено, что к моменту достижения пенсионного возраста снижение мыслительных и физических функций не слишком заметно, оно становится значительным у большинства пенсионеров только при достижении ими возраста в 65-70 лет. Кроме того, значи-
тельные достижения современной медицины способны значительно увеличить продолжительность полноценной активной жизни.
Необходимо также отметить, что в России распространено мнение, что пенсионеру невозможно трудоустроиться, т.к. автоматизация производства, а также совершенствование технологий способствуют сокращению спроса на рабочую силу. Однако демографические прогнозы свидетельствуют о значительном сокращении численности трудоспособного населения и росте доли пенсионеров в обществе: к 2025 году население трудоспособного возраста сократится на 5 млн. человек, к 2050 году - на 12 млн. человек [11, с. 193]. Сокращение трудоспособного населения приведет к нехватке рабочей силы, избежать которой можно будет с помощью работников пожилого возраста. Уже в настоящее время отмечается рост числа пенсионеров, которые хотят продолжить трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста.
В современном российском обществе достижение человеком пенсионного возраста словно разделяет жизнь на период активной деятельности, востребованности, продуктивности и на период доживания. Подобное отношение к пожилым людям свидетельствует существовании в обществе такого феномена, как эйджизм, т.е. дискриминации человека, в основе которой лежит его возраст. Сужение круга интересов, общения, социальной жизни, по мнению ученых-геронтологов, вредно для физического и психологического здоровья человека, что и приводит к сокращению продолжительности человеческой жизни.
Эйджизм препятствует возможности полноценного участия пожилых людей в жизни общества. В рамках борьбы с данным явлением государству необходимо внедрять в сознание общества принципы, прописанные в Концепции ООН по правам пожилых людей, создавать и применять на практике программы по адаптации пожилых людей в обществе.
Таким образом, повышение пенсионного возраста может стать действенным инструментом вывода Пенсионного фонда РФ из кризисного состояния. Учитывая среднюю продолжительность жизни женщин в РФ, величину их доли в общей численности пожилого населения, существует возможность увеличения возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет. В дальнейшем, в случае снижения уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте и увеличения их средней продолжительности жизни, появится возможность увеличения возраста выхода на пенсию и для мужской части российского общества.
Список литературы
1. Численность населения РФ. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/generation/dem1.xlsx (дата обращения: 01.07.2015).
2. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: федер. закон от 1 декабря 2014 г. № 385-Ф3 // Российская газета. 2014. № 6550.
3. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: федер. закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 320-Ф3 // Российская газета. 2013. № 6252.
4. Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Оф. сайт Мин. финансов. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/Proekt_ONBP_201 6-18.pdf. С. 120 (дата обращения: 03.07.2015).
5. Trading ecomomics [Электронный ресурс]. URL: http://www.tradingeconomics.com/belgium/retirement-age-men; http://www.tr adingeconomics.com/belgium/retirement-age-women (дата обращения: 01.07.2015).
6. Шуайпова П.Г., Меджидова А.М. Повышение пенсионного возраста: положительное и отрицательное в намечаемой реформе // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 101-104.
7. Проект Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=PNPA;n= 136 (дата обращения: 01.07.2015).
8. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни по Российской Федерации. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/generation/dem2.xlsx_ (дата обращения: 01.07.2015).
9. OECD.StatExtracts. Health Status [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=HEALTH_STAT (дата обращения: 01.07.2015).
10. Демографический ежегодник России 2014 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/B14_16/IssWWW.exe/Stg/6.10.xls (дата обращения: 01.07.2015).
11. Головченко Г.Я., Дукарт С.А. Занятость лиц пенсионного возраста // Сборник научных трудов Международного научного симпозиума "Общество и непрерывное благополучие человека". Томск: ТГУ, 2014. C. 192-196.
Дудко Карина Юрьевна, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.
THE PROBLEM OF RAISING THE RETIREMENT AGE IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
K.Y. Dudko 140
Aging and the negative impact caused by this process are one of the most important problems of Russian society. This article explores possibility of retirement age increasing as a measure of balance improvement and financial stability of the Pension Fund of the Russian Federation in terms of demographic and socio-economic factors of life in the Russian Federation.
Key words: retirement age, the ageing population, expected life duration, pension reform, pension fund
Dudko Karina Yuryevna, graduate student, [email protected], Russia, Moscow, The Russian presidential academy of national economy and public administration.
УДК 369.542
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ, ПРОВОДИМОЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
К.Ю. Дудко
Рассматриваются основные изменения, произошедшие в пенсионной системе в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, очередной этап которой начался 1 января 2015 года, а также трудности, возникшие в связи с реформированием пенсионной системы Российской Федерации.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, накопительный компонент, Пенсионный Фонд РФ.
Пенсионная система РФ является одним из важнейших компонентов как социальной политики, так и экономики государства в целом, ее деятельность затрагивает интересы всех слоев российского общества. В целях улучшения материального благополучия населения РФ в 2015 году начался очередной этап реформирования пенсионной системы РФ.
Данная реформа разработана в соответствии со «Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года» и является продолжением институциональных реформ пенсионной системы России, обусловленных перестройкой российской экономики и социальной системы государства в соответствии с новыми рыночными условиями.
Основными инструментами осуществления реформы являются: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительных пенсиях», однако в полной мере они действуют лишь для той части населения страны, которая начала осуществлять свою трудовую деятельность с 1 января 2015 года.