СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шуайпова П.Г.1, Буторина Е.В.2 ©
1Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых
дисциплин; 2студент.
Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
Аннотация
В статье исследуется совершенствование механизмов защиты прав человека в Российской Федерации.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности. Keywords: the rights and freedoms of man and citizen, the legal status of the individual.
Один из вопросов, нуждающихся во всестороннем рассмотрении, является вопрос реализации положений ст. 2. Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1]. И, на первый взгляд, все понятно. Простыми словами написаны очевидные вещи. Но, окунаясь в реальную жизнь, тот же человек очень часто чувствует себя чужим. И, как будто, должен постоянно извиняться за свое существование. Ежедневно сталкиваясь с нашей государственной системой, становится не очень понятно, что же в нашей стране на самом деле является высшей ценностью: Человек или государство? С одной стороны - человек, является самым необходимым кирпичиком в построении государства, и, даже международные организации неоднократно принимали различные декларации и конвенции, защищая те самые права, которые иногда так тяжело реализовать в России. Могучая страна как показывает практика не способна защитить своих граждан даже от самой себя.
Многолетняя практика реализации конституционных принципов и норм, равно как и деятельность государственных органов и негосударственных структур по защите прав человека, явно представила нам свою несостоятельность и показала, что существенных изменений в этой сфере не случилось.
Для более детального рассмотрения проблемы, выделим, с помощью методов, использующихся в юридической науке [2,3,4,5,6,7,8,9,10,11], саму систему защиты прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации действует множество структур, которые непосредственно занимаются защитой прав человека и гражданина. Это и Федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации, институты гражданского общества, муниципальные органы власти, отдельные правозащитники и лица, которые самостоятельно защищают свои права и свободы. Все вместе они образуют единую структуру всей правозащитной деятельности в Российской Федерации. Цель, которая их объединяет - защита прав и свобод человека - делает очевидным взаимодействие указанных субъектов. Но, до настоящего времени, не произошло понимания того, что все ячейки этой системы являются составными частями единого механизма, что от плодотворности работы каждой, зависит уровень конституционной правозащитной системы России.
Конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации катастрофически не хватает согласованных средств, приемов и методов защиты, воспользовавшись которыми можно вовремя пресечь и эффективно восстановить нарушенные права, свободы и законные интересы каждого. В результате отсутствия
© Шуайпова П.Г., Буторина Е.В., 2017 г.
необходимых компонентов, система не может результативно действовать, полноценно совершенствоваться и развиваться.
Все это говорит о том, что в настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация для реализации конституционных положений, которые определяют защиту прав и свобод человека. Видится необходимость проведения всестороннего анализа обстановки в стране, и, как следствие, необходимость по разработке эффективных правозащитных механизмов, базой для которых будут конституционные нормы, а также решению задач по развитию конституционных правозащитных принципов.
Необходим всеобъемлющий критический анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, с целью поэтапного введения его в конституционное русло. Проблема защиты прав и свобод человека - проблема не одного поколения. Если обратиться к истории, многие ученые работали над ее решением. В разное время затрагивались различные аспекты проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина. Формировались определенные мнения о возможностях реализации способов ее решения. Но, учитывая особенности становления российского государства, даже полученные положительные результаты научных исследований, не приближают нас к желаемому результату. Среди публичных субъектов выделяют государственные органы и органы местного самоуправления. Государственные органы, в свою очередь, представлены федеральным уровнем и уровнем субъекта РФ.
В правозащитные институты гражданского общества входят организации федерального, межрегионального, регионального, местного уровней и адвокатура. Но, главным образом, стоит обратить внимание на тех лиц, которые реализуют свое конституционное право на защиту собственных прав и свобод всеми доступными способами, которые не запрещены действующим законодательством. Таких лиц определяют как «самозащитник» или «само-правозащитник». Они могут представлять как собственные интересы, так и интересы коллектива.
Международные межправительственные и неправительственные правозащитные институты также входят в правозащитную структуру России.
Правозащитная деятельность, являясь способом функционирования конституционной системы, обновляется вследствие выявленных фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в соответствующем согласованном влиянии правозащитных субъектов на сферу защиты прав и свобод человека и гражданина РФ, целью которого являются позитивные преобразования в интересах человека, общества и государства.
И тут, главным условием функционирования конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, необходимо выделить особую функцию государства -правозащитную. Которая, в первую очередь подразумевает реализацию Российской Федерацией своей конституционной обязанности - защиту прав и свобод человека и гражданина, имеет четкие отличия от охранительной функции государства и, наконец, в полной мере взаимодействует с правозащитной деятельностью, которую ведут структурные звенья гражданского общества.
В последние годы образование большого числа новых юридических институтов и гарантий судебной и иной защиты прав человека и гражданина, равно как и допустимость применения к Российской Федерации мер негативного воздействия межгосударственных правозащитных органов за недостатки внутреннего правозащитного механизма, который не в состоянии должным образом защитить права и свободы человека, говорят в пользу индивидуального, особенного развития правозащитной функции Российского государства.
Также, безусловно, необходимым представляется принятие специального федерального закона, предусматривающего возмещение государством вреда, причиненного действиями или бездействием органов государственной власти или их должностными лицами и гарантирующий применение конституционно-правовых санкций (в виде ущерба) к Российской Федерации.
Вместе с тем, реальная модернизация и качественная реконструкция конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина возможны исключительно при условии выявления, во-первых, закономерностей ее функционирования, во-вторых, направлений развития и, в-третьих, неблагополучных, с правозащитной точки зрения, элементов государственного механизма.
Наконец, закреплению целостной современной конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина в России мешают установившееся на практике корпоративная борьба между носителями власти и независимой правозащитной деятельностью, а также необоснованная конкуренция между субъектами правозащитной деятельности. Решение проблемы конкуренции - самая сложная задача, потому как ее невозможно достичь простым волеизъявлением.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
2. Апольский Е.А. Обратная сторона толерантности: европейский опыт и глобальные перспективы // В сборнике: Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. 2015. С. 304-308.
3. Апольский Е.А. Направления конституционно-правовой политики в области построения полиэтнического общества // В сборнике: Правовая политика: приоритеты и формы реализации Материалы Второй Международной научно-практической конференции. 2015. С. 4-6.
4. Апольский Е.А. К вопросу о совершенствовании конституции РФ // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ III Международная научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, Юридический институт (Россия). Главный редактор: О.Б. Бигдай. 2014. С. 71-72.
5. Апольский Е.А. Западноевропейская толерантность и мультикультурализм: опыт и перспективы правового регулирования в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 5. С. 233-236.
6. Апольский Е.А. К вопросу о государственной аттестации научных кадров в РФ // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 13. С. 56-60.
7. Шуайпова П.Г. Правовые гарантии защиты трудовых прав с применением конституционных и международных норм // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 125-129.
8. Шуайпова П.Г. Правовые проблемы судебной защиты трудовых прав // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 1. С. 51-55.
9. Шуайпова П.Г. Конституционные и международно-правовые нормы об основных правах человека // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 1. С. 93-98.
10. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 95-99.
11. Шуайпова П.Г. Институт реабилитации инвалидов в России: законодательное регулирование и развитие // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3. С. 110-114.