Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / RF CONSTITUTION / ЗАКОНЫ / LAWS / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BORDER SECURITY / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / GOVERNMENT AUTHORITIES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / STATE BORDER / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Минаев Александр Викторович

Пограничная политика приводит деятельность федеральных органов исполнительной власти России и государств-членов ЕАЭС к единым подходам и принципам, а также обеспечивает обоснованное и разумное сочетание сегодняшних возможностей и реальных потребностей в решении многочисленных пограничных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Минаев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional basis of the implementation of Russian border policy for border security in the Eurasian economic union

Border policy leads the activities of federal executive authorities of Russia and the Member States to the EAEC common approaches and principles, as well as providing an informed and intelligent combination of today's opportunities and real needs in dealing with the numerous border issues.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

МИНАЕВ Александр Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, докторант РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета Тувинского государственного университета, член Ассоциации юристов России, член Российской академии юридических наук, профессор Академии военных наук, г. Кызыл. Е-таМ: aleksan-mina@mail.ru

Краткая аннотация: пограничная политика приводит деятельность федеральных органов исполнительной власти России и государств-членов ЕАЭС к единым подходам и принципам, а также обеспечивает обоснованное и разумное сочетание сегодняшних возможностей и реальных потребностей в решении многочисленных пограничных вопросов.

Border policy leads the activities of federal executive authorities of Russia and the Member States to the EAEC common approaches and principles, as well as providing an informed and intelligent combination of today's opportunities and real needs in dealing with the numerous border issues.

Ключевые слова: Конституция РФ, законы, пограничная безопасность, органы государственной власти, государственная граница, государство, общество.

RF Constitution, laws, border security, government authorities, state border, state, society.

История развития межгосударственных взаимоотношений дает основание утверждать, что в случаи открытия государственных границы, как правило, требует гармонизацию политических, экономических и таможенных межгосударственных отношений, совершенствование правового регулирования и взаимодействия деятельности органов государственной власти сопредельных стран и особенно приграничных субъектов, а также создание общего пограничного пространства, контроль над внешними рубежами которого должен быть приведен в соответствие с определенными стандартами (нередко он становится даже более жестким, чем раньше) и способствовал защите интересов стран-участников. На выполнение этих предварительных условий, как правило, уходит много времени, в течение которого должны сохраняться благоприятная политическая конъюнктура и атмосфера доверия в

1

отношениях между сопредельными государствами .

По оценкам экспертов угрозы безопасности России в пограничной сфере носят динамичный характер, так как меняются формы и способы противоправной деятельности трансграничных преступных групп. Так, в 2013 г. было задержано свыше 3,4 тысячи нарушителей, пресечено более

57 тысяч нарушений режима государственной границы. Кроме того за правонарушения в сфере охраны госграницы было возбуждено 2652 уголовных дела, по которым осуждено 1462 человека . В 2014 г. по линии международного и пограничного сотрудничества Российской Федерацией проведено более 290 мероприятий География их проведения простиралась от российско-финляндского до российско-китайского участка сухопутной границы, охватывала акватории Балтийского, Черного и Каспийского морей, северную часть Тихого океана3.

В интересах поддержания установленных административно-правовых режимов на государственной границе Российской Федерации с Китаем с апреля по ноябрь 2014 г. проведена совместная пограничная операция «Восток-2014». В ходе операции пресечена деятельность четырех организованных преступных групп, 40 локальных групп, а также отдельных лиц. Задержано более 110 нарушителей государственной границы, свыше тысячи нарушителей пограничного режима. Возбуждено 71 уголовное дело, к уголовной ответственности привлечено 13 лиц. К административной ответственности в виде штрафа привлечено более 1,2 тысячи лиц. Организо-

1 Минаев А.В., Эртине К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2013. № 9(105). С. 129-133.

2 Глава Погранслужбы ФСБ: Киев противодействует деятельности в Крыму // Сергей Сафронов // «РИА Новости» - режим доступа: http://ps.fsb.ni//smi appearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

3 Минаев А.В. Правила пограничного режима Российской Федерации // Право и современные государства. 2013. № 3. С. 64-67.

вано три неофициальных визита пограничных сторожевых кораблей в порты Норвегии, Турции, Японии и три визита кораблей зарубежных партнеров (Эстония, Финляндия, Азербайджан) в российские порты1.

История развития межгосударственных взаимоотношений дает основание утверждать, что любые пограничные барьеры создают прямые или косвенные препятствия для трансграничных контактов, тогда как отмена пограничного и таможенного контроля в наибольшей степени благоприятствует их развитию. При этом отпадает необходимость бороться с относительно «безобидными» категориями нарушителей границы и контрабандистов, которых делает таковыми не всегда обязательная жесткость пограничного режима.

В случаи открытия государственных границы требует гармонизацию политических, экономических и таможенных межгосударственных отношений, совершенствование правового регулирования и взаимодействия деятельности органов государственной власти сопредельных стран и особенно приграничных субъектов, а также создание общего пограничного пространства, контроль над внешними рубежами которого должен быть приведен в соответствие с определенными стандартами (нередко он становится даже более жестким, чем раньше) и способствовал защите интересов стран-участников. На выполнение этих предварительных условий, как правило, уходит много времени, в течение которого должны сохраняться благоприятная политическая

конъюнктура и атмосфера доверия в отношениях

2

между сопредельными государствами .

Примерами таких моделей взаимоотношений являются: Европейский союз (далее ЕС), Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) и Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь. Эти политические и экономические объединения имеют некоторые общие и конечно отличительные черты и особенности, рассмотрение которых является актуальным особенно с учетом происходящих мировых процессов в сфере обеспечения безопасности государства.

Пограничная политика почти всех стран-членов Евросоюза и стран-кандидатов базируется на общих принципах и правилах, соблюдение ко-

1 Глава Погранслужбы ФСБ: Киев противодействует деятельности в Крыму // Сергей Сафронов // «РИА Новости» - режим доступа: http://ps.fsb.ru//smi appearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

2 Minaev A.V. RULES OF THE RUSSIAN FEDERATION BORDER REGIME // Law and modern states. 2013. № 3. С. 73-76.

торых во многих случаях обязательно. Тенденция к интеграции систем обеспечения пограничной безопасности стран-членов ЕС наблюдается с 2000-х гг., и уже сейчас очевидно, что этот процесс не всегда эффективен и подвержен испытаниям .

Пограничная политика Евросоюза основывается, в первую очередь, на Шенгенских правилах, ключевая идея которых заключается в отмене контроля над внутренними границами ЕС, особенно между участниками Шенгенской зоны. Это должно компенсироваться ужесточением контроля над внешними рубежами в сочетании с расширением сотрудничества стран ЕС в сферах борьбы с нелегальной миграцией и транснациональной преступностью. При этом главную задачу организаторы системы контроля над общими рубежами ЕС видят не в создании общей правовой системы, а в обмене информацией и опытом, в выработке стандартов, которые могли бы стать ориентиром для оптимизации пограничной политики (при доминирующей роли Германии и Франции)4. За соблюдением членами ЕС и особенно кандидатами на вступление стандартов по охране внешних границ (или тех рубежей, которые окажутся внешними после дальнейших расширений) следят специальные технические инспекции.

Важную роль в системе охраны внешних рубежей и в борьбе с нелегальной трансграничной активностью также играют общие для ЕС структуры и механизмы. Один из них - Шенгенская информационная система, которая дает пограничникам всю необходимую информацию о соискателях виз, нежелательных и совершивших правонарушения лицах, о похищенных предметах и т.д. В сфере борьбы с трансграничной преступностью координирующую функцию выполняет Европол, который занимается, в первую очередь, налаживанием обмена правоохранительной информацией, анализом разведданных и выработкой соответствующих рекомендаций. В целях координации пограничной политики стран-членов ЕС, организации обмена информацией и опытом в 2004 г. было учреждено Европейское агентство управления оперативным сотрудничеством на

3 Минаев А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 17-20.

4 Hobbing P. Management of External EU Borders: Enlargement and the EU Border Guard Issue. Geneva Centre for the Democratic Control of Armed Forces. Conference paper, presented at the Workshop «Managing International and Inter-Agency Cooperation at the Border», held in Geneva 13-15 March 2003: http://www.dcaf.ch/border/bs_genevaconf_030313 Hobbing.pdf

внешних границах государств-членов Европейского союза «ФРОНТЕКС». Как и Европол, ФРОНТЕКС -

координирующий орган, не обладающий полномо-

1

чиями структур исполнительной власти .

Исторически процесс создания общих ме-механизмов контроля над внешними рубежами Евросоюза далек от завершения, между членами ЕС порой возникают трения: общественное мнение некоторых стран настороженно относится к перспективе доверить охрану своей границы государству, «менее опытному» в таких вопросах2.

Кроме того, недовольство нередко возникает из-за неравномерного распределения расходов между странами, вынужденными охранять «проблемные» рубежи Европейского союза, и государствами, не имеющими таких границ. Но самым серьезным препятствием остаются некоторые различия в правовом регулировании в сфере защиты и охраны государственных границ стран Евросоюза, мешающие выработать единый подход к определению ос-

3

новных параметров пограничной политики .

К выработке общей пограничной политики ЕС приступил в 1990-х гг., когда главным вызовом пограничной безопасности стала неконтролируемая миграция из стран бывшего соцлагеря. Наиболее ощутимая нагрузка в этот период легла на Германию и Австрию, которые имели с этими странами самые протяженные границы. После падения «железного занавеса» бывший рубеж между ГДР и ПНР превратился в своеобразный «европейский эквивалент» американо-мексиканской границы - как по интенсивности трансграничного сообщения (включая нелегальную миграцию), так и по уровню социально-экономического неравенства между сопредельными странами. В 1994 г. было зарегистрировано 147 млн. пересечений границы людьми и 60 млн. - транспортными средствами. Таким образом, объем трансграничного сообщения между Польшей и Германией в 1990-х гг. примерно в 1,5 раза превосходил поток через американо-канадскую грани-

1 Минаев А.В. Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации // Общество и право. 2010. № 4(31). С. 34-39.

2 Anderson M. Border Regimes and Security in an Enlarged European Community: Implications of the Entry into Force of the Amsterdam Treaty. EUI Working Paper № 2000/8. San Domenico: European University Institute.

3 Минаев А.В. Правовое регулирование вопросов участия добровольных народных дружин по защите государственной границы Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2011. № 4(76). С. 92-95.

цу, несмотря на то, что совокупное население двух стран было в несколько раз меньше американского и канадского вместе взятых. Разумеется, возрастала не только легальная, но и теневая трансграничная активность: еще в 1991 г. число находившихся в ФРГ незаконных мигрантов оценивалось немецкими официальными лицами в 500 тыс. человек4.

На усиление нелегальной трансграничной активности германские власти ответили жесткими мерами, которые по некоторым параметрам превзошли аналогичные действия США по укреплению их южного рубежа. К концу 1990-х гг. на километр немецко-польской границы приходилось в 10 раз больше агентов пограничной полиции, чем на американо-мексиканской границе. Внутри 30-километровой погранзоны немецкие пограничники получили право без объяснения причин проверять личные документы, устанавливать слежку, прослушивать телефонные разговоры, проводить обыски. За недоносительство на нелегальных мигрантов было предусмотрено серьезное наказание, вплоть до тюремного заключения . Примечательно, что при всей жесткости предпринятых мер, германские власти воздержались от возведения пограничного заграждения, дабы не вызывать ассоциации между проводимой ими политикой и «берлинской стеной». Однако немецким властям не удалось взять ситуацию под контроль: по оценке пограничной полиции, во второй половине 1990-х гг. ей удавалось задерживать в среднем лишь одного из пяти нарушителей. При этом полицейские часто допускали нарушения прав человека в отношении мигрантов6.

Вместе с тем, в отличие от США, Германия с самого начала сделала ставку на постепенное сближение с восточноевропейскими соседями. Оказывая им финансовую помощь, создавая целевые рабочие места и завлекая перспективой вступления в ЕС, Германия побуждала своих партнеров к экономическим реформам, унификации стандар-

4 Andreas P.R. 1999. Sovereigns and Smugglers: Enforcing the U.S. Mexico Border in the Age of Globalization / A Dissertation Presented to the Faculty of the Graduate School of Cornell University in Partial Fulfi llment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy.

5 Буршель Ф. Вовлечение населения в деятельность пограничной службы Германии на немецко-польской границе // Кочующие границы: Сборник статей по материалам международного семинара / Под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова. Труды Центра независимых социологических исследований. Вып. 7. СПб., 1999.

6 Andreas P.R. 1999. Sovereigns and Smugglers: Enforcing the U.S. Mexico Border in the Age of Globalization / A Dissertation Presented to the Faculty of the Graduate School of Cornell University in Partial Fulfi llment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy.

тов правоохранительной деятельности и к тесному взаимодействию в этих сферах. В конечном итоге, пройдя длительный подготовительный этап, Польша и Чехия 1 мая 2004 г. стали полноправными членами Евросоюза, а с конца 2007 г. вошли в Шенгенскую зону, после чего все ограничения на передвижения их граждан внутри ЕС были сняты. Немецко-польская и немецко-чешская границы утратили значение в качестве внешних рубежей ЕС, которые переместились на восток к границам Польши с Россией, Украиной и Белоруссией. Таким образом, Евросоюзу удалось то, что в первой половине 1990-х гг. могло показаться практически невозможным: «растворить» в себе те рубежи, которые по своей «проблемности» в то время были сопоставимы с американо-мексиканской границей .

После расширения ЕС на восток наиболее проблемными рубежами для него стали сухопутные и морские границы Средиземноморского региона. Именно через них (а не через рубежи со странами СНГ) пролегали главные маршруты нелегальной миграции и наркотрафика. По экспертным оценкам, от 2/3 до 80% нелегалов и явно преобладающая доля наркотиков благополучно достигали мест назначения2.

В ответ на обострение проблем безопасности Евросоюз не только усилил пограничный и визовый контроль на внешних границах, но и потребовал от стран-кандидатов на вступление и других государств, претендовавших на особые отношения с ЕС (получение финансовой помощи или либерализацию визового режима), ужесточить пограничный режим. В результате страны-кандидаты были вынуждены выйти из двусторонних соглашений о безвизовых поездках с восточными соседями и рядом других государств и, наряду с некоторыми другими странами (включая Россию), подписать с Брюсселем соглашения о реадмиссии нелегально проникших с их территорий в Евросоюз транзитных мигрантов. Смягчить ущерб, причиненный этим странам и их восточным или южным соседям расширением зоны «шенгенского занавеса», были призваны программы трансграничного сотрудничества, в том числе в формате еврорегионов с уча-

стием территорий государств, находившихся за чертой безвизового пространства. Из-за скромного экономического потенциала стран-партнеров и чрезмерно централизованной системы принятия решений международное сотрудничество не всегда оказывалось эффективным. Тем не менее, оно способствовало формированию «пояса добрососедства» по периметру «шенгенского занавеса», росту про-европейских настроений в граничащих с Европейским союзом регионах и углублению трансгранич-

3

ной кооперации правоохранительных органов .

К пограничным и таможенным службам новых стран-членов, стран-кандидатов и потенциальных кандидатов на вступление в Евросоюз предъявляются стандартные требования: демилитаризация этих служб, компьютеризация пунктов пропуска, использование современного оборудования на границах, соблюдение прав человека и т.п. Хотя подобные стандарты носят рекомендательный характер, они, несомненно, учитываются членами и, тем более, странами-кандидатами, для которых несоответствие тем или иным критериям может обернуться формальным поводом для отказа удовлетворить заявку на вступление в ЕС .

Перекладывание нагрузки по охране внешних границ Евросоюза на бывшие страны соцлагеря возложило бремя обеспечения пограничной безопасности на те государства, которые располагали наименьшими в ЕС ресурсами и не всегда имели достаточно опыта в этой сфере. Если последняя проблема решалась путем развития механизмов обмена с правоохранительными органами других государств, то для облегчения материального бремени по линии Евросоюза и отдельных его членов (особенно не задействованных в охране внешних границ) этим странам оказывалась техническая поддержка, предоставлялись целевая финансовая помощь и стимулирующие льготы, в частности, право оставлять у себя на финансирование пограничной инфраструктуры 25% (до 2002 г. - 10%) таможенных сборов5. Тем не менее, как уже отмечалось, проблему справедливого распределения бремени

1 Минаев А.В., Дубровский О.Н. Криминология (уч. пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011. 244 с.

2 Kolakovic P., Martens J., Long L. 2002. Irregular Migration Through Bosnia and Herzegovina // New Challenges for Migration Policy in Central and Eastern Europe / Ed. by F. Laczko, I. Stacher, A. Klekowski von Koppenfels. Hague: Asser Press.

3 Минаев А.В. Обстановка на государственной границе Российского государства на рубеже XIX, XX веков // Аспирантский вестник Поволжья. 2012. № 3-4. С. 122-124.

4 Hills A. 2004. Border Security in the Balkans: Europe's Gatekeepers. Oxford; N.Y.: Oxford University Press.

5 Минаев А.В. Правовое регулирование вопросов участия добровольных народных дружин по защите государственной границы Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2011. № 4(76). С. 92-95.

по охране внешних границ между членами ЕС пока нельзя считать полностью решенной.

Таким образом, в процессе расширения Евросоюзу удалось «стереть» наиболее проблемные для него границы благодаря развитию тесного, хотя и неравноправного сотрудничества со странами бывшего социалистического лагеря, воспринявшими «продиктованные» им общеевропейские стандарты реформирования экономической, правоохранительной и других сфер. Пройдя длительный переходный период, эти страны интегрировались в пограничное пространство Европейского союза и приступили к охране его внешних границ. По всей видимости, подобная стратегия будет применяться и в отношении тех балканских государств, которые пока остаются за пределами Евросоюза. В сотрудничестве с этими государствами, как и с другими странами, лежащими на пути трафика наркотиков и нелегальных мигрантов, Евросоюз выступает более сильной стороной, способной оказывать давление или делать заманчивые предложения (в том числе по либерализации визового режима) в обмен на укрепление границ соответствующих государств.

Однако предпринятые меры не принесли Европейскому союзу ощутимых успехов в борьбе с наркотрафиком и особенно и незаконной миграцией, которые для нарушителей закона остаются во многом проницаемыми. Наиболее жесткую «проверку» пограничная политика ЕС проходит сейчас, когда для борьбы с мигрантами из Ирака, Ливии, Сирии и других стран (в которых политика США и стран НАТО привела к войне), стали возводить заградительные сооружения на участках государственной границе Венгрия на границе с Сербией (длина которого должна была составить 175 километров, а высота - около трех), Болгария на границе с Турцией (высотой 3 метра и длиной 33 км, общей стоимостью 2,5 млн. евро), Греция с Турцией (206 км сухопутной границы, высотой 2,5 м). В настоящее время 9 из 10 беженцев используют Грецию, чтобы попасть в Евросоюз, сообщает «Фронтекс», европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов. По данным на ноябрь 2014 г., Греция арестовывала от 140 до 250 нелегальных иностранцев в день . Вооруженные силы Турции приступили к строительству защитных сооружений на

1 Греция приступила к строительству забора вдоль 206-километровой сухопутной границы с Турцией. - Режим доступа:

границе с Сирией, которые состоят из рвов и стены, высотой 2,5 метров и толщиной 1 метр .

В современных условиях содержание пограничной политики нашего государства предопределено тем, что государственную границу России и государств-участников ЕАЭС иногда нельзя отнести ни, к одному из известных классических типов границ, так как это и не государственная граница в самом предельном значении (например, граница СССР) и не границы образца ЕС, а что-то третье -сочетающее в себе все многообразие форм и способов защиты и охраны государственной границы (это и как бы и участки «безграничья», и участки границы образца СССР и что-то похожее на границы ЕС)3. При этом угрозы пограничной безопасности присутствуют на всей государственной границе и на суше, и на море, и на путях международного сообщения. Однако везде есть свои особенности. Например, на российско-казахстанском участке границы сохраняется угроза наркотрафика и незаконной миграции иностранных граждан. Попытки незаконного перемещения через границу товаров и грузов наиболее характерны для российско-украинского участка и границы со странами Балтии. Здесь в прошлом году задержано товаров на сумму более 108 миллионов рублей. А вот нарушения режима государственной границы приграничным населением чаще всего происходят на российско-украинском, российско-абхазском участках границы, а также на отдельных участках границы Грузии с Абхазией и Южной Осетией, охраняемых российскими пограничниками. На этих участках ежегодно задерживается более 70 процентов всех нарушителей административно-правового режима4.

Поэтому выбор направления стратегического курса пограничной политики стран-участников ЕАЭС требует четкой определенности и может быть направлен либо на восстановление единства в постсоветском пространстве, или на окончательное разделение с бывшими союзными республиками при минимальных отрицательных последствиях.

http://www.epochtimes.com.ua/ru/world/politics/gretsiya-vozvodit-zabor-na-granitse-s-turtsiey-101436.html (дата обращения: 04.09.2015).

2 Турция возводит стену на границе с Сирией. - Режим доступа: /Trend/ http:// www. trend.az /world/turkey/2420712.html (дата обращения: 04.09.2015).

3 Минаев А.В. Указ. соч. С. 92-95.

4 Пограничные новости. Интервью первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковника В.Г. Кулишова // Иван Егоров, Владислав Фронин «Российская газета» - режим доступа: http://ps.fsb.ru//smi appear-ance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

При этом на выбор основного курса пограничной политики России будет зависеть от реализация национальны интересов страны в пограничной сфере; укрепления границ России и других стран государств-участников ЕАЭС; социально-экономическое и культурное развитие страны и укрепление ее государственности; углубление интеграции в рамках ЕАЭС; обеспечение национальной безопасности Российской Федерации на ее государственных границах и внешних рубежах ЕАЭС.

На развитие обстановки на государственной границе ЕАЭС оказали влияние возросшая активность стран НАТО вблизи российских границ, особенно на балтийском направлении, и введенные США и странами Западной Европы торгово-экономические санкции в отношении Российской Федерации. Принятые ответные меры по ограничению ввоза на российскую территорию отдельных видов сельскохозяйственной продукции стимулировали рост противоправной деятельности трансграничных преступных групп и отдельных лиц по незаконному перемещению через государственную границу товаров и грузов, особенно на государственной границе Российской Федерации с Польшей, Украиной, странами Балтии. Остается актуальной угроза незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию с целью трудоустройства или для последующего убытия в страны Западной Европы. Они пытаются незаконно въехать в нашу страну по документам с измененными установочными данными либо незаконно проникнуть на российскую территорию в обход пунктов пропуска через государственную границу. Сохраняется угроза контрабандного ввоза в Российскую Федерацию наркотических средств и психотропных веществ. Наиболее остро она проявляется на российско-казахстанском участке государственной границы -основном барьере на пути распространения афганских наркотиков. На данном участке пограничными органами задерживается около 70% наркотиков, изымаемых на государственной границе. В последнее время заметно активизировались попытки контрабандного перемещения наркотических средств на государственной границе со странами Балтии .

Пограничная политика ЕАЭС (деятельность Евразийского экономического сообщества -

1 Глава Погранслужбы ФСБ: Киев противодействует деятельности в Крыму // Сергей Сафронов // «РИА Новости» - режим доступа: http://ps.feb.rn//smi appearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

ЕврАзЭС прекращена с 1 января 2015 г.), осуществляется в пограничном пространстве каждой из государств-членов на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее Договор). Как следует из положений Договора, ранее заключенные международные договоры государствами-участниками ЕврАзЭС применяются в части, не противоречащей данному Договору, и продолжают действовать между государствами-членами ЕАЭС, которые осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных договором и меж-

2

дународными договорами в рамках союза .

Пограничная политика государств-членов ЕАЭС направлена на обеспечение суверенитета и территориальной целостности, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности государств-членов и формируется на основе их конституций, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров, участниками которых они являются, решений органов управления интеграцией в рамках ЕАЭС и общепринятых принципов и норм международного права. Обеспечение пограничной безопасности ЕА-ЭС предполагает: создание и совершенствование нормативно-правовой базы по пограничным вопросам; осуществление на внешних границах всех видов контроля (паспортно-визовой, таможенный, иммиграционный, автогрузовой, сани-тарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитар-ный)3; прогнозирование обстановки на территориях, прилегающих к внешним границам, выработку и реализацию мер по совершенствованию механизма принятия совместных решений4.

Содержание пограничной политики государств ЕАЭС предопределяется национальными интересами, возможностями, имеющимися в распоряжении властей этих государств и многочисленными факторами как внутреннего, так и внешнего свойства. При этом объектами пограничной политики ЕАЭС являются пограничные простран-

2 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.).

3 Внешние границы - участки государственных границ государств -членов ЕврАзЭС с государствами, не являющимися участниками Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 444 «О Положении об основных принципах, направлениях и формах сотрудничества государств - членов Евразийского экономического сообщества по поддержанию режима внешних границ» (г. Минск).

4 Основы пограничной политики Российской Федерации, утв. Президентом РФ от 5 октября 1996 г. // Росс. газ. 1996. 6 ноября.

ства государств, входящих в союз, охватывающие их внешние границы в пределах приграничных территорий (пункты пропуска через государственные границы, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориальных и внутренних вод) и воздушных пространств.

В реализации пограничной политики государств-членов ЕАЭС принимают участие органы управления интеграцией в рамках ЕАЭС, органы государственной власти, органы власти административно-территориальных образований, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане государств-членов ЕАЭС.

Пограничная политика ЕАЭС осуществляется в общей системе обеспечения национальной безопасности посредством скоординированной деятельности субъектов пограничной политики в соответствии с национальными законодательствами и полномочиями в этой сфере путем разработки и реализации целевой программы, а также в процессе осуществления внешнеполитической, экономической, финансовой, гуманитарной и иной деятельности государств-членов ЕАЭС.

Основными задачами пограничной политики государств-членов ЕАЭС определены: создание условий для обеспечения пограничной безопасности государств-членов ЕАЭС; содействие межгосударственному сотрудничеству и принятие совместных мер в соответствии с международными договорами по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов на территориях, прилегающих к границам государств-членов ЕАЭС с государствами, не входящими в ЕАЭС; совместное противодействие негативной экономической, демографической, религиозной экспансии, а также международному терроризму; обеспечение экономической безопасности на внешних границах; укрепление и обустройство внешних границ.

В 2014 г. в акватории Каспийского моря, совместно с Пограничной службой Республики Казахстан, Российской Федерацией проведены совместные оперативно-профилактические мероприятия по поддержанию благоприятного режима плавания, пресечению браконьерской деятельности и охране водных биологических ресурсов . В ходе согласованных действий задержано

1 Минаев А.В. Новое в законодательстве о правилах пограничного режима Российской Федерации // Таможенное дело. 2013. № 1. С. 21-28.

145 нарушителей пограничного режима, 90 маломерных судов, изъято более 234 км сетей2.

Осуществление пограничной политики России, в условиях Евразийского экономического союза, по нашему мнению, должно носить упреждающий по отношению к развитию обстановки (возникающим угрозам) характер. В этой связи с самого начала должны быть обозначены ключевые, основополагающие позиции, на которых выстраивается вся политическая система практических мер государства в пограничной сфере.

С учетом изложенного реализации пограничной политики России в условиях Евразийского экономического союза стала значимым явлением общественной жизни и практической деятельности не только России, но всех государств-членов ЕАЭС. Это вызвано большим количеством вопросов, возникших после распада СССР в пограничной сфере и требующих для своего разрешения принятия соответствующих политических решений; ослабленно-стью системы административного управления и несовершенство механизмов правового регулирования значительной части процессов и явлений, происходящих в пограничной сфере; большим количеством субъектов пограничных отношений на региональном уровне; ростом политической и иной активности в государствах и приграничных субъектах в реализации своих интересов в пограничном пространстве без учета, вопреки, а иногда и в ущерб общенациональным интересам; сложностью процесса межгосударственного разграничения в постсоветском пространстве; невозможность, как показал опыт СССР, только через укрепление границы решить проблему территориальной целостности страны; росту числа государственных органов, включённых в решение вопросов в пограничной сфере, и слабая согласованность их действий. Поэтому пограничная политика должна привести деятельность федеральных органов исполнительной власти России и государств-членов ЕАЭС к единым подходам и принципам, а также обеспечить обоснованное и разумное сочетание сегодняшних возможностей и реальных потребностей в решении многочисленных пограничных вопросов. Естественно, достижение этого сопряжено с многочисленными трудностями и потребует определенной политической воли.

2 Глава Погранслужбы ФСБ: Киев противодействует деятельности в Крыму // Сергей Сафронов // «РИА Новости» - режим доступа: http://ps.fsb.rU//smi appearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.