Научная статья на тему 'Развитие пограничной статистики в Европейском Союзе и США'

Развитие пограничной статистики в Европейском Союзе и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы безопасности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКИ / ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВА / ПОГРАНИЧНАЯ СТАТИСТИКА / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / УЧЁТ СТАТИСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ / ЗАЩИТА / ОХРАНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гирник Евгений Сергеевич

Объектом исследования является пограничная политика и пограничная деятельность в Европейском Союзе и США, предметом исследования – пограничная статистика. Каждое государство (союз государств) вырабатывает и проверяет на практике различные подходы, приёмы и технологии обеспечения пограничной безопасности. Этот опыт находит отражение в пограничной статистике и нуждается в осмыслении, а лучшие и проверенные практикой методы и технологии могут оказаться полезными и для государств – членов СНГ и Евразийского экономического союза. В качестве основных методов, использовавшихся при написании статьи, являются описание, сравнение, анализ, обобщение и синтез. Научная новизна заключается в том, что в исследовании систематизированы статистические сведения пограничной статистики зарубежных государств. Автором, акцентировано особое внимание на основополагающие принципы официальной статистики в зарубежных государствах, описаны различные подходы к организации статистики, которые позволяют повысить доверие со стороны общества к органам государственного управления в сфере обеспечении пограничной и внутренней безопасности зарубежных государств. Отражены концептуальные и практические подходы к технологиям и методикам учёта пограничной статистики при планировании внутренней и пограничной безопасности зарубежных государств. На основе анализа зарубежного опыта предложена концептуальная модель пограничной безопасности для государств – членов СНГ и Евразийского экономического союза. Предложен математический метод вычисления надежности защиты границы при возникновении латентных потоков через государственную границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие пограничной статистики в Европейском Союзе и США»

Развитие пограничной статистики в Европейском Союзе и США

Гирник Евгений Сергеевич

аспирант, Международная академия информатизации 125040, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 3/5

ЕЗ gimik85@list.ru

Статья из рубрики "Внешний контур национальной безопасности"

Аннотация. Объектом исследования является пограничная политика и пограничная деятельность в Европейском Союзе и США, предметом исследования - пограничная статистика. Каждое государство (союз государств) вырабатывает и проверяет на практике различные подходы, приёмы и технологии обеспечения пограничной безопасности. Этот опыт находит отражение в пограничной статистике и нуждается в осмыслении, а лучшие и проверенные практикой методы и технологии могут оказаться полезными и для государств - членов СНГ и Евразийского экономического союза.В качестве основных методов, использовавшихся при написании статьи, являются описание, сравнение, анализ, обобщение и синтез. Научная новизна заключается в том, что в исследовании систематизированы статистические сведения пограничной статистики зарубежных государств. Автором, акцентировано особое внимание на основополагающие принципы официальной статистики в зарубежных государствах, описаны различные подходы к организации статистики, которые позволяют повысить доверие со стороны общества к органам государственного управления в сфере обеспечении пограничной и внутренней безопасности зарубежных государств. Отражены концептуальные и практические подходы к технологиям и методикам учёта пограничной статистики при планировании внутренней и пограничной безопасности зарубежных государств. На основе анализа зарубежного опыта предложена концептуальная модель пограничной безопасности для государств - членов СН Г и Евразийского экономического союза. Предложен математический метод вычисления надежности защиты границы при возникновении латентных потоков через государственную границу.

Ключевые слова: методики, технологии, государства, пограничная статистика, пограничная безопасность, внутренняя безопасность, государственная граница, учёт статистических сведений, защита, охрана

DOI: 10.25136/2409-7543.2017.6.24833

Дата направления в редакцию: 25-11-2017

Дата рецензирования: 26-11-2017

Введение

Безопасность государства зависит от многих факторов и одним из них является эффективность охраны и защиты государственной границы.

Проводимая пограничная политика любого государства во многом определяется особенностями прохождения её границ: их протяжённостью, расположением приграничных территорий, интенсивностью миграционных (трансграничных) потоков, социально-экономическими характеристиками сопредельных территорий, вызовом угроз безопасности государству и т.д.

Общие положения

В 1994 году Статистической комиссией ООН разработан и одобрен документ, которым руководствуются все страны участники организации, по обеспечению и ведению

статистики Особенностью данного документа является то, что в нем аккумулированы принципы ведения статистики, а именно:

принцип 1 - актуальность, объективность и доступность: «Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации»;

принцип 2 - профессионализм: «Необходимо принять решение о методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику»;

принцип 3 - использование статистических стандартов: «Для обеспечения правильной трактовки данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики»;

принцип 4 - правильное использование и интерпретация статистических данных: «Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных»;

принцип 5 - эффективность статистических наблюдений: «Статистические данные могут собираться из любых источников информации, будь то статистические обзоры или данные административного характера. При этом источники данных должны выбираться с учётом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов»;

принцип 6 - конфиденциальность: «Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц»;

принцип 7 - законодательство и гласность: «Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию»;

принцип 8 - координация на национальном уровне: «Для достижения последовательности и эффективности функционирования статистической системы в рамках государств должна проводиться координация работы статистических ведомств»;

принцип 9 - координация на международном уровне: «Использование статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных концепций, классификаций и методов способствует достижению последовательности и эффективности работы

статистических систем на всех официальных уровнях»;

принцип 10 - международное сотрудничество в области статистики: «Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных статистических систем во всех странах».

Анализ статистических сведений зарубежных государств, находящихся в открытом доступе, позволяет сделать вывод о различных подходах к организации и ведению статистики. Так, можно выделить две статистические системы: централизованную и

децентрализованную

Под централизованной статистической системой понимается система, в которой большая часть статистической и аналитической работы проводится в одном ведомстве. При этом система статистики включает в себя не только национальную статистическую службу, но также и статистические службы в министерствах и ведомствах.

Под децентрализованной статистической системой понимается система, в которой министерства учреждают в своей структуре специальные отделы статистики, которые в последующем предоставляют статистическую информацию заинтересованным потребителям (характерна для большинства зарубежных государств).

Отметим, что сбор, систематизация, анализ и обобщение статистических сведений осуществляется двумя способами: концентрационным и де-концентрационным.

При концентрационном способе, сбор статистических сведений осуществляется от респондентов национальными статистическими ведомствами, которые в последующем распределяют информацию по региональным отделениям.

При де-концентрационном способе, сбор статистических сведений организуется региональными статистическими структурами, после чего передается снизу вверх в национальное ведомство. При этом часть информации оседает в региональных статистических службах.

Каждая из вышеперечисленных систем и способов имеет свои положительные и отрицательные стороны и принимаются зарубежными государствами с учётом проводимой государственной политикой в сфере государственной статистики.

Акцентируем внимание, что, не смотря на существующие системы организации статистики, зарубежные государства придерживаются децентрализованной статистической системы, что позволяет своевременно реагировать на возникающие угрозы внутренней, внешней и пограничной безопасности государства.

Зарубежные специалисты отмечают, что поступающие статистические сведения из ведомств и министерств о процессах, происходящих на границах, в органы государственного управления, позволили выработать алгоритм обмена получаемой статистической информацией между ними и разработать концепцию комплексного управления границами. Проводимая работа позволила повысить эффективность принятия управленческих решений в сфере обеспечения пограничной безопасности. Ключевыми аспектами концепции является сотрудничество и координация. Оба аспекта нашли своё отражение на различных уровнях: внутриведомственное сотрудничество; межведомственное сотрудничество; международное сотрудничество ¿А5!.

Внутриведомственное сотрудничество, заключается во взаимодействии между подразделениями внутри государственного органа: вертикальное сотрудничество внутри

ведомства между различными подразделениями от государственного органа до подразделений на границе; горизонтальное сотрудничество между различными подразделениями ведомств. На рисунке 1 отражена схема внутриведомственного сотрудничества.

Рисунок 1. Схема внутриведомственного сотрудничества

Межведомственное сотрудничество заключается во взаимодействии между сотрудниками подразделений, находящихся непосредственно на границе. П ри этом координатором действий является головные подразделения центрального аппарата по линии курирования.

Выделяют три вида межведомственного сотрудничества на границе и внутри страны:

координация совместной работы на границе;

интегрированные информационные технологии;

повышение осведомленности и совместная ответственность.

На рисунке 2 отражена схема межведомственного сотрудничества.

Рисунок 2. Схема межведомственного сотрудничества

Международное сотрудничество заключается во взаимодействии между пограничными органами зарубежных партнеров, по вопросам защиты и охраны границы. Международное сотрудничество осуществляется на местном, региональном и многонациональном уровнях. На рисунке 3 отражена схема международного сотрудничества.

Рисунок 3. Схема международного сотрудничества

Таким образом, представленные схемы на рисунках 1-3 свидетельствуют о различных уровнях сотрудничества зарубежных государств в сфере получения и обмена статистических сведений, направленных на повышение эффективности защиты границ и обеспечения пограничной безопасности государств. Проводимая работа органов государственного управления по обмену получаемых статистических сведений на границе, безусловно, может применяться государствами - членами СНГ и Евразийского экономического союза.

Далее остановимся на некоторых методологических подходах обеспечения пограничной безопасности Европейского Союза и США.

Методология обеспечения пограничной безопасности Европейского Союза и США

Европейский Союз имеет сухопутные границы с девятнадцатью государствами. Общая протяженность сухопутных рубежей более 14 тыс. км, в том числе на территории Европы

- более 12,4 тыс. км

Примерно 2/3 внешних границ Европейского Союза по тем или иным причинам могут считаться «проблемными», так как через них пролегают маршруты наркотрафика, нелегальной миграции и доставки различных видов контрабанды.

С. Голунов отмечает, что в отличие от государств, Европейский Союз не имеет централизованной структуры по управлению пограничной политикой, также как и обеспечивающей её проведение единой и разветвленной нормативно-правовой системы Ш

Существующие нормы определяют в основном лишь общие и самые главные принципы пограничной политики. Такие органы, как Европол или «Frontex» являются, скорее, координационными структурами, нежели полноценными институтами исполнительной

власти внутри Европейского союза. Поэтому Европейский союз в значительной мере сделал ставку на стандартизацию пограничной политики. Особое внимание государства Евросоюза уделяют налаживанию обмена информацией, опыту и разработке методик и технологий в решении тех или иных возникающих проблем, которые в процессе их реализации становиться обязательными, к исполнению всеми государствами. За выполнением принятых решений следят специальные технические инспекции, рекомендации которых на практике имеют большое значение.

С учётом возникающих угроз безопасности, процессов происходящих на границах Евросоюза, анализа статистических сведений поступающих из подразделений пограничных органов, Р. Уорнс, Я. Бияк, Р. Ландесман, в своих трудах систематизировали работу координирующих органов по реализации проводимой

пограничной политики в Евросоюзе ^^ На рисунке 4 отображена схема работы координационных органов Евросоюза по вопросам пограничной политики.

Рисунок 4. Схема работы координационных органов Евросоюза по вопросам пограничной

политики

Из рисунка видно, что при возникновении какой либо угрозы пограничной безопасности государствам, координирующими органами в рамках проведения Frontex с привлечением всех государств Евросоюза, организуется работа по её обсуждению и выработки рекомендаций по дальнейшим действиям к устранению причин и условий способствующим их возникновению. Отметим, что решения по обеспечению внутренней и пограничной безопасности принимаются на основе анализа обстановки и процессов, происходящих на границах, с учётом разработанных или существующих исследований по возникающей проблеме.

США имеет сухопутные границы с Канадой и Мексикой - суммарная длина границы с этими странами составляет более 12 тыс. км (Канада 8 893 км, Мексика 3 141 км).

С учётом возникающих угроз США, разрешение вопросов в области обеспечения

пограничной безопасности возложены на Министерство национальной безопасности США, которое включает в себя таможенно-пограничную службу (объединяющую в себе функции ряда других агентств и институтов, таких как Таможенная служба, Служба иммиграции, Служба контроля здоровья животных и растений и Пограничные войска)

Отметим, что существующие на американо-мексиканском участке границы проблемы явились основанием для, разработки эффективных технологий и методик работы органов государственной власти.

Ч. Маклин, Ю. Тина ли, С. Джейн и Ч. Хатчинс в своих трудах утверждают что пограничную безопасность невозможно обеспечить только лишь путём оборудования государственной границы и выставлением пограничных нарядов на отдельных её участках исходя из анализа и прогноза развития обстановки. В условиях динамично меняющейся обстановки на международной арене, пограничную политику необходимо проводить исходя из внешних и внутренних угроз безопасности государства. При этом деятельность необходимо осуществлять неразрывно во взаимодействии между технологиями и людьми. На рисунке 5 показано взаимодействие между процессами, методами, инструментами, элементами среды, технологиями и людьми.

Рисунок 5. Взаимодействие между процессами, методами, инструментами, элементами

среды, технологиями и людьми

Из рисунка видно, что взаимосвязь между технологиями и людьми неразрывна. На пограничную деятельность оказывают влияние внешние условия (социальная, техническая и природная среда).

На рисунке 6 показана методология работы специалистов США по изучению интересующих процессов развития обстановки в интересах обеспечения пограничной безопасности на основе статистических сведений, с применением различных типов

моделей с-10"".

Рисунок 6. Моделирование и методология обеспечения пограничной безопасности

Из рисунка видно, что планирование деятельности по изучению интересующих процессов США включают в себя широкую систему математического или эмпирического моделирования, позволяющую комплексно рассматривать процессы, направленные на обеспечение пограничной безопасности.

Например, Правительство и Конгресс США с 1990 г. по 2016 г., более чем в 15 раз увеличили финансирование на разработку программного обеспечения пограничных органов и проведение научных исследований в области защиты границы (в 1990 году выделяемая сумма составляла 262,647 тыс.$, в 2016 году 3,642,820 тыс.$, соответственно) [16].

Рассматриваемая методология обеспечения пограничной безопасности зарубежных государств свидетельствует о различных подходах к противодействию возникающим угрозам. Если в Евросоюзе работа в целом построена на обсуждении возникающих угроз с участием специалистов Frontex и с привлечением всех государств Евросоюза, по итогам которого вырабатываются рекомендации по дальнейшим действиям, то в США интересующие процессы развития обстановки в интересах обеспечения пограничной безопасности рассматриваются всесторонне, основываясь на моделировании и анализе пограничной статистики.

Критерии оценки внутренней и пограничной безопасности зарубежных государств

Для понимания критериев оценки пограничной безопасности государства, необходимо остановиться на подходах зарубежных специалистов к концептуализации угроз пограничной безопасности возникающих на границах.

С. Хаддал отмечает что, подходы к защите и охране государственной границы развиваются параллельно угрозам пограничной безопасности. В некоторых случаях эти

угрозы устраняются заблаговременно пограничными органами путём своевременного реагирования и локализации факторов, способствующих их возникновению

В таких условиях деятельность пограничных органов по противодействию угрозам пограничной безопасности разделена на три уровня защиты и охраны государственной границы. На рисунке 7 представлены уровни защиты и охраны государственной границы.

Рисунок 7. Уровни защиты и охраны государственной границы

Концептуализация угроз позволяет выделить различные уровни и подходы к защите границы. Чем выше уровень угрозы, тем выше плотность применения сил и средств пограничных органов. Отметим, что деятельность пограничных органов по защите границы опирается на научные исследования и разработанные технологии и методики по её защите, что позволяет принимать целесообразные решения по противодействию возникающим угрозам и обеспечить необходимый уровень защиты.

Например, на основе анализа статистических данных и прогноза развития обстановки на границе (по задержанию нарушителей государственной границы, пресечению незаконных каналов контрабанды оружия, наркотических средств, каналов миграции и т.д.) в период с 2000 по 2009 гг. Министерство национальной безопасности США при поддержке Правительства смогло более чем в 2 раза увеличить количество пограничников на границе. В таблице 1 представлены статистические данные по обеспечению пограничной безопасности США в 2000-2009 гг. [11, с-33"".

Таблица 1

Статистические данные по обеспечению пограничной безопасности США в 2000-2009 гг.

Год Ежедневное задержание населения (среднее по всей границе), чел. Количество содержащихся под стражей в год, чел. Пограничников на границе, чел. Задержанные в год (нарушители, беглецы, мигранты), чел. П ро тя ж е нно с ть инженерных заграждений и сооружений, км Иностранцы, чел.

2000 - - 9,212 1,814,729 66.9 188,467

2001 20,251 19,702 9,821 1,387,486 72.7 189,026

2002 19,922 21,109 10,045 1,062,270 81.2 165,168

2003 21.178 19,444 10,717 1-046,422 81.2 211,068

2004 ьж^дн^ое 19,444 10,819 1,264,232 87.2 240,665

2005 задержание количество 11,264 Зад,е2рж,ада|е ПротАж9 И^ность 246,431

2006 населения 20,800 Пограничников 1,2Ьбо%7 инженерных 280,974

2007 30,295 соде2Э7жа01|ихся на Иг4Ьа9223це, (нарушители, 960,756 загра264е2ний и Иностран цы, 319,382

2008 (среда по 32,000 17е499 791,568, сооружений, 358,886

2009 всей 32,098* в 133,4 <ч®л. 20,119 556,041 чел 6Ж5 -

Прим ечание: все чел. статистические сведения пре дставлены на конец года. * Ежедневные

цсшные ни ¿сэде^жсшным 11|_>ед(_ 1 а ьл ены и^ 1 а Службы контроля здоровья животных и растени миженнии (_лужиы, ^лужиы пмии1 |_>сщии, й, Пограничных органов.

Г. Виллис, Д. Предд, К. Дэвис, П. Браун отмечают, что принимаемые меры по пограничной безопасности должны отвечать следующим критериям I19!:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меры должны отражать важность противодействия возникающим угрозам;

меры должны быть надежными и простыми в реализации на практике;

меры должны быть полезными в обеспечении пограничной и внутренней безопасности;

меры должны широко применяться в оперативно-служебной деятельности пограничных органов.

Определив меры, которые отвечают этим критериям, специалистами разработана концептуальная модель пограничной безопасности, которая направлена на предотвращение преступности, обеспечение безопасности вокруг границ, защиты природных ресурсов и облегчения законного перемещения товаров и грузов через границу.

Модель решает три основные функции и способствует обеспечению пограничной безопасности государства в области:

запрета незаконного нарушения государственной границы и перемещения через неё товаров и грузов;

сдерживания контрабандистов, преступников или террористов от попыток незаконно пересечь государственную границу;

использования сетевого интеллекта.

Отметим, что обеспечение пограничной безопасности государства, неизбежно сталкивается с проблемами как измерить и оценить вырабатываемые меры по защите границ. В таблице 2 представлены сведения по проблемам измерений и подходам к оценке выработанных мер Г19, с-151.

Таблица 2

Сведения по проблемам измерений и подходам к оценке выработанных мер

Цель Мера Косвенные меры Проблемы измерений и подходы к оценке

Запретить поток Запрет Прикрыть Низкая вероятность - своевременно выявить поток (канал), т.е. обнаружить, пре дупре дить и пре с е чь

Цель Мера Криврытые границы на не оборуЩШсшных ппотилшы внуюе ренте ли подходы к оценке - использовать статистические

участках данные и проверенные компьютерные модели, чтобы помочь пограничным органам поддержать эффективную деятельность по защите границ и применению сил и средств на не оборудованных участках. - субъективно оценить вероятные направления противоправной деятельности на не оборудованных участках; - для незаконного оборота наркотиков, оценить процент потока наркотиков; - для нелегальной миграции, оценить процент незаконной миграции.

Сдержать поток Воздействия на границу путём принятия решений Сдерживание - подходы к сдерживанию должны быть различны, исходя из участка, региона, условий и т.д; - принимаемые решения должны быть эффективными и нести положительный результат; - принимаемые решения должны регулярно пересматриваться, и обновляться для повышения эффективности защиты границы; - принимаемые решения не всегда объективны на практике.

Сетевой инте лле кт Эффективный сбор, использование, и обмен информацией Соблюдение установленной практики - должен включать в себя: сбор информации (биографические, биометрические и другие данные); совместное сотрудничество с другими организациями, учреждениями; оперативное использование с е те в ог о инте лле кта . - результаты практики могут кардинально отличаться от предложенных решений по контролю за оборотом наркотиков,

Цель Мера Косвенные меры бПробле мы из мерееийор идадосиды ки нелегальной м исраникеей;

- параметры программы могут быть оценены, но значение не всегда объективны на практике.

Далее рассмотрим критерии оценки внутренней безопасности и подходы зарубежных специалистов к организации пограничной статистики.

Внутренняя безопасность любого зарубежного государства, в целом зависит от целенаправленной работы органов государственного управления по противодействию незаконным потокам миграции населения через границу. Миграция является одной из наиболее сложных и спорных вопросов обеспечения пограничной политики, так как в больших потоках невозможно провести грань между лицами, которые преследуют цель найти лучшие условия жизни и лицами которые вынашивают намерения организовать противоправную деятельность на территории государства.

Р. Уорнс, Я. Бияк и Р. Ландесман отмечают, что знания количества людей и их целей при пересечении границы имеют важное значения для планирования пограничной деятельности. В таких условиях ими была предложена идеализированная модель по борьбе с трансграничными потоками в странах Евросоюза, при реализации, которой пограничными органами достигнуты положительные результаты. На рисунке 8 представлена идеализированная модель трансграничных потоков Г71.

Рисунок 8. Идеализированная модель трансграничных потоков

П редставленная классификация трансграничных потоков позволяет строить научно обоснованные прогнозы, используя потоки регулярного характера. Потоки нерегулярного характера используются для построения возможных сценариев развития обстановки. В таблице 3 представлены статистические данные по миграционным потокам на территорию государств Евросоюза в период с 1985 по 2015 гг. Г81.

Таблица 3

Статистические данные по миграционным потокам на территорию государств Евросоюза в

период с 1985 по 2015 гг.

Год Мигранты, тыс. чел. Примечание

1985 230

1 986 240

1987 Год Митра^.^', тыс.

1988 чел.

1989 280 Падение Берлинской стены

1990 460

1991 530

1992 697

1993 535

1994 280

1995 260

1996 250

1997 260

1998 290 Начало Косовской войны

1999 430

2000 440

2001 450

2002 450

2003 463

2004 300

2005 260

2006 250

2007 230

2008 245

2009 225

2010 245

2011 260 Начало Сирийского конфликта

2012 270

2013 420

2014 545

2015 1,325

Из таблицы видно, что страны Евросоюза принимают значительные усилия в сфере защиты и охраны границ при резком изменении социально-политической обстановки на международной арене, что безусловно требует значительных финансовых вложений со стороны государств Евросоюза. В таблице 4 представлены статистические сведения по выделению финансовых средств государствами Евросоюза, на Frontex в интересах защиты границ государств с 2007 по 2013 гг.

Таблица 4

Статистические сведения по выделению финансовых средств на Frontex в интересах защиты границ государств с 2007 по 2013 гг.

Год Выделенные средства, млн.€

2007 19,0

2008 87,6

2009 107,8

2010 185,9

201 1 21 3

2012 267,9

2013 375,0

М. Лоуренс Уайн предлагает концептуальную модель противодействия незаконной миграции США, которая основана на четырех отношениях. На рисунке 9 показана

концептуальная модель США по противодействию незаконной миграции

Рисунок 9. Концептуальная модель США по противодействию незаконной миграции

В таблице 5 представлены статистические сведения по задержанным нелегальным мигрантам на границе США в период с 2000 по 2016 гг.

Таблица 5

Статистические сведения по задержанным нелегальным мигрантам на границе США в

период с 2000 по 2016 гг.

Год Задержанные, тыс. чел.

2000 1,676,438

2001 1,266,214

2002 955,310

2003 931,557

2004 1,160,395

2005 1,189,075

2006 1,089,092

2007 876,704

2008 723,825

2009 556,041

2010 „ 463,382

2011 340,252

2012 "454 ,768.

2013 420,789

2014 486,651

2015 337,117

2016 415,816

Статистические сведения по задержанным мигрантам на государственной границе США в период с 2000 по 2016 гг., свидетельствуют о грамотной и целенаправленной работе государственных органов по обеспечению пограничной безопасности государства. Отметим, что принимаемые меры по защите границы, разрабатываемые технологии и методики, направленные на совершенствование применения сил и средств пограничных органов, позволили с 2000 года по 2016 гг. более чем в 3 раза снизить количество задержанных мигрантов. Проводимая политика обеспечивает создание таких условий, при которых нарушителям становится невыгодно нарушать границу в связи с высокими рисками быть задержанными и депортированными из страны за незаконное пересечение границы.

Статистические сведения в интересах обеспечения пограничной безопасности

Для примера рассмотрим основные результаты работы пограничных органов США по защите границы. В таблице 6 представлены обобщенные статистические сведения по результатам защиты границы в период с 2013 по 2016 гг., размещенные на официальном сайте таможенной и пограничной службы США I16!.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистические сведения по задержанию нарушителей и изъятию товаров на границе в

период с 2011 по 2016 гг.

Показатели Года

2013 2014 2015 2016

Проверено:

пассажиров и пешеходов, чел.; 992,243 1,026,234 1,048,632 1,069,266

входящие пассажиров и экипажей, чел.; 280,059 293,285 308,234 53,786

пассажиров и экипажей на кораблях/лодках; 48,994 54,008 54,236 326,723

туристов, чел.; 663,190 678,941 686,162 688,757

личных 269,753 307,680 282,252 282,350

транспортных средств, ед.;

грузовых,

железнодорожных 67,337 70,334 72,179 74,417

контейнеров, шт.;

Проведено:

задержаний между портами въезда, чел.; 1,153 1,333 924 1140

розыск преступников чел ■ 21

отказов по казадел ина территорию, чел.. Го да

23663 2014 2075 205.25

Обнаружено: вредителей/ материалов для карантина. 440/4379 425/4447 470/4548 404/4838

Изъято:

наркотиков; 11,945 10,327 9,435 7,910

незаконной валюты, тыс.$; 291,039 650,117 356,396 289,609

из не з а ко нно г о о бо ро та товаров, на мил.$. 4.7 3.4 3.7 3.8

Выявлено лиц, с подозрением на угрозу нац. безопасности, чел. 137 548 600 877

Перехвачены поддельные документы, шт. 48 76 26 20

Привлечено сотруд ников к защите границы:

офицеров, чел.; 21,650 22,274 22,947 22,910

специалисты по сельскому хозяйству, чел.; 2,382 2,368 2,413 2,416

пограничников, чел; 20,979 20,824 20,183 19,828

экипажей воздушных судов, чел; 766 729 691 639

экипажей морских судов, чел. 343 329 333 334

Задействовано:

кинологических групп, раз; 1500 1463 807 1462

конского состава, раз. 250 300 379 400

Затрачено лётного ресурса в интересах проверки границы, часов. 169 213 225 217

Совершено выходов на морских судах, раз. 328 328 80 76

Проведено (принято участие) в операциях, раз. 176 172 161 191

Отметим, что пограничные органы США в рамках своих компетенций по базам данных правоохранительных органов, выявляют истории уголовных обвинений задержанных лиц. Эта информации регистрируется в базе данных по защите границе и учитывается при планировании. В таблице 7 представлены статистические сведения по арестам и вынесенным обвинительным приговорам в период с 2015 по 2017 гг. в отношении

нарушителей государственной границы I16!.

Таблица 7

Статистические сведения по арестам и вынесенным обвинительным приговорам в период с 2015 по 2017 гг. в отношении нарушителей государственной границы

Года

Совершенное 201 7

преступление 2015 2016 (по состоянию на 31.08.2017)

Нападение, бытовое насилие 1,751 1,007 644

Кража, ограбление, ма шинис тов 1,486 825 569

Вождение в не трезвом состоянии 3,459 2,458 1,474

Убийство 12 8 3

Незаконное хранение, незаконный оборот наркотиков 3,359 1,797 1,171

Незаконный въезд на территорию 9,614 7,060 4,182

Незаконное владение оружием, транспортным средством 406 237 161

Домогательства 312 155 132

На основе осмысления опыта пограничной деятельности в США и государствах Европейского союза, применяемых методик и технологий к моделированию пограничной безопасности, изучения статистических сведений, автором предложена модель пограничной безопасности для государств - членов СНГ и Евразийского экономического союза. В основу представленной модели была взята концептуальная модель пограничной безопасности США разработанная зарубежными специалистами Г. Виллисом, Д. Преддом, К. Дэвисом, П. Брауном 1191

Модель доработана автором с учётом не достающих компонентов в деятельности заинтересованных органов в сфере её обеспечения.

П ри планировании пограничной безопасности зарубежные специалисты, пограничную деятельность планируют в рамках государства без учёта транзитных трансграничных потоков, которые, безусловно, оказывают существенное влияние на обеспечение пограничной безопасности государства.

П ри этом считаю необходимым отметить тот факт, что в борьбе с транзитными трансграничными потоками немаловажную роль играет изучение получаемых статистических сведений из пограничных органов и своевременный обмен информацией с зарубежными партнерами о количестве граждан пересекающих территорию государства транзитом.

Учёт представленных выше факторов позволит повысить уровень защиты границы, принимать эффективные управленческие решения по применению сил и средств пограничных органов сторон. На рисунке 10 представлена концептуальная модель пограничной безопасности государств - членов СН Г и Евразийского экономического союза.

Рисунок 10. Концептуальная модель пограничной безопасности государств - членов СНГ

и Евразийского экономического союза

Концептуальная модель может применяться государствами - членами СНГ и Евразийского экономического союза в обеспечении пограничной безопасности.

П роведенное исследование показало, что пограничными органами и научными организациями применяются в практике защиты и охраны границы методы теории игр, теории вероятности и математической статистики. Сбор и обработка статистических данных помогают выявлять направления вероятного движения нарушителей границы, получать апостериорную (основанную на опыте) оценку эффективности защиты границы, прогнозировать применения имеющихся сил и средств.

Отметим, что при осуществлении пограничной деятельности в связи с отсутствием возможности на протяжении всей линии государственной границы обеспечить надлежащий контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами установленных требований административных режимов, возникают латентные потоки, которые, безусловно, влияют на оценку точности официальной статистической информации. Для выявления и учёта латентных правонарушений применяются косвенные методы (опросы местного населения, анализ переводов денежных средств за рубеж и др.).

Собираемые статистические данные должны быть оценены на точность Г5!. Чем больше объём накопленных данных, тем выше их точность. Оценка точности данных выполняется методами математической статистики.

Рассмотрим пример. П усть статистическая вероятность задержания нарушителей равна 25/30 ~ 0,83 (из каждых 30-ти нарушителей задержано 25). Для различного количества попыток нарушений границы вычислим доверительные интервалы вероятности задержания нарушителей с надежностью оценки 0,95.

Сделаем допущение, что нарушители действуют независимо друг от друга и в каждом случае вероятность задержания нарушителей равна р (и нам не известна). Тогда мы имеем распределение Бернулли, относительная частота вычисляется как отношение задержанных нарушителей к их общему числу. Для вычисления доверительного интервала воспользуемся формулой

Для заданной надежности оценки 0,95 критическое число равно UY правая границы доверительного интервала вычисляются по формулам:

1,96. Левая и

В таблице 8 представлены результаты расчётов вероятности задержания.

Результаты расчётов вероятности задержания

Таблица 8

Коэффициент (к) Задержанные лица (т) Зафиксированные случаи (п) Относительная частота Левая граница инте рв а ла Правая граница инте рв а ла

1 25 30 0,83 0,70 0,95

5 125 150 0,83 0,77 0,89

10 250 300 0,83 0,79 0,88

20 500 600 0,83 0,80 0,86

30 750 900 0,83 0,81 0,86

40 1000 1200 0,83 0,81 0,85

50 1250 1500 0,83 0,81 0,85

60 1500 1800 0,83 0,82 0,85

70 1750 2100 0,83 0,82 0,85

80 2000 2400 0,83 0,82 0,85

90 2250 2700 0,83 0,82 0,85

100 2500 3000 0,83 0,82 0,87

Из таблицы видно, что при малом количестве нарушений точность оценки вероятности задержания нарушителей невелика. Например, при п = 30 с надежностью 0,95 вероятность задержания нарушителей лежит в интервале от 0,7 до 0,95. С ростом фактов нарушений границы точность расчётов увеличивается. Достаточная для многих решений точность обеспечивается при объёме выборки свыше 500.

Заключение

В ходе проведенного исследования изучены результаты деятельности пограничных органов Евросоюза и США по обеспечению пограничной безопасности и отражение этой деятельности в пограничной статистике. Данные пограничной статистики должны использоваться как в интересах государственного управления, так и в интересах

привлечения общества к решению проблем пограничной безопасности. Предложена модель пограничной безопасности для государств - членов СНГ и Евразийского экономического союза.

В соответствии с методологией государственной статистики предложена методика оценка точности статистических данных о задержаниях нарушителей границы.

Библиография

1. Голунов С. Пограничная безопасность в ЕС // INTERNATION TRENDS [электронный ресурс] URL: http://interends.foreignpolicy.ru (дата обращения 15.10.2017).

2. Громыко Г.Л. Зарубежный опыт организации статистики [электронный ресурс] URL: https ://lib.sale/teoriya-statistiki/zarubejnyiy-opyit-organizatsii-28162.html (дата обращения 10.11.2017).

3. Манилов А.Л., Савенко В.Н., Шумов В.В. Моделирование деятельности пограничных ведомств государств -участников Содружества Независимых Государств: учебное пособие / под общ. ред. Димитриева В.А. - М.: Граница, 2013. С. 148-149.

4. Шумов В.В. Пограничная безопасность как ценность и общественное благо: Математические модели. - М.: ЛЕНАНД, 2015. 184 с.

5. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от: 19 октября 2011, 16 октября 2012, 2, 23 июля 2013, 28 марта 2017.

6. Ariely G., Warnes R., Bijak J. // Frontex Futures of Borders a forward study of European border checks - 2010 - Lot 2: [электронный ресурс] URL: http://frontex.europa.eu (дата обращения 20.10.2017).

7. Ariely G., Warnes R., Bijak J., Landesman R. Futures of Borders A Forward Study of European Border Checks, 2011. 120 c.

8. Eurostat [электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu (дата обращения: 01.11.2017).

9. Lawrence M., Liu Y., Motskin A. Analyzing the Homeland Security of the U.S. - Mexico, 2007. 65 с.

10. Field Listing - Land boundaries // Central Intelligence Agency [электронный ресурс] URL: https://www.cia.gov/ library/publications/the world-factbook/fields/2096.html (дата обращения 05.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Haddal C. People Crossing Borders: An Analysis of U. S. Border Protection Policies // Congressional Research Service, 2010. [электронный ресурс] URL: https://fas.org/sgp/crs/homesec/R41237.pdf (дата обращения: 23.10.2017).

12. McLean C., Tina Lee Y., Jain S. Modeling and Simulation of Modeling and Simulation of Critical Infrastructure Systems, 2011. 86 с.

13. Money Talks Mapping the funding for EU external migration policy [электронный ресурс] URL: https://www.ceps.eu (дата обращения: 28.10.2017).

14. Morral R., Willis H., Brownell P. Measuring Illegal Border Crossing Between Ports of Entry An Assessment of Four Promising Methods, 2011. [электронный ресурс] URL: https://www.rand.org (дата обращения: 05.11.2017).

15. Guidelines for Integrated Border Management, 2007. 151 с.

16. U. S. Customs and Border Protection [электронный ресурс] URL: https://www.cbp.gov/ (дата обращения: 30.10.2017).

17. United Nations Statistical Commission (UN Statcom) [электронный ресурс] URL:

https://www.unstats.un.org (дата обращения 10.11.2017).

18. White & Associates [электронный ресурс] URL: https://revolution.allbest.ru (дата обращения 18.10.2017).

19. Willis H., Predd B., Davis K., Brown P. Modeling and Simulation of Critical Infrastructure Systems, 2011. 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.