Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция / права и свободы / свобода творчества / наука / научный работник / научное творчество / Правительство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Т.В.

В Российской Федерации, науке и технологиям определена особая роль в решении важнейших задач развития общества и страны. На ближайшие 10 лет приоритетом развития государства определены важные направления по привлечению в науку талантливой молодежи, вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития государства и общества, повышению доступности научных достижений для граждан РФ. Развитие государства невозможно без опережающего развития науки, чему способствует государственная поддержка научной деятельности с учетом важных конституционных принципов по защите свободы творчества, свободы информации. В этой связи особая роль отводится Правительству Российской Федерации, которое обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки и образования. Автором в статье рассматриваются основы правового регулирования труда научных работников, закрепленные в Конституции Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ»

СОКОЛОВА Татьяна Владимировна,

Младший научный сотрудник сектора процессуального права Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук, Российская Федерация, Москва, e-mail: statav@mail.ru SPIN-код: 3332-7790

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В Российской Федерации, науке и технологиям определена особая роль в решении важнейших задач развития общества и страны. На ближайшие 10 лет приоритетом развития государства определены важные направления по привлечению в науку талантливой молодежи, вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития государства и общества, повышению доступности научных достижений для граждан РФ. Развитие государства невозможно без опережающего развития науки, чему способствует государственная поддержка научной деятельности с учетом важных конституционных принципов по защите свободы творчества, свободы информации. В этой связи особая роль отводится Правительству Российской Федерации, которое обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки и образования.

Автором в статье рассматриваются основы правового регулирования труда научных работников, закрепленные в Конституции Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 года.

Ключевые слова: Конституция, права и свободы, свобода творчества, наука, научный работник, научное творчество, Правительство.

SOKOLOVA Tatyana Vladimirovna,

Associate Fellow, Procedural Law Sector Federal State Budgetary Institution of Science Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russian Federation

CONSTITUTIONAL BASES OF LEGAL REGULATION OF LABOR OF SCIENTIFIC WORKERS

Annotation. In the Russian Federation, science and technology have a special role in solving the most important tasks of the development of society and the country. For the next 10 years, the priority of the development of the state has identified important areas for attracting talented young people to science, involving researchers and developers in solving the most important tasks of developing the state and society, and increasing the availability of scientific achievements for citizens of the Russian Federation. The development of the state is impossible without the advanced development of science, which is facilitated by state support for scientific activity, taking into account important constitutional principles for the protection of freedom of creativity, freedom of information. In this regard, a special role is assigned to the Government of the Russian Federation, which ensures the implementation of a unified state policy in Russia in the field of culture, science and education.

The author in the article discusses the basics of legal regulation of the work of scientists, enshrined in the Constitution of the Russian Federation, taking into account the amendments made by the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020.

Key words: Constitution, rights and freedoms, freedom of creativity, science, scientist, scientific creativity, Government.

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-169-173 NIION: 2022-0079-8/22-099 MOSURED: 77/27-025-2022-08-099

В мире науке всегда придавалось особое значение, она выступала и продолжает выступать двигателем прогресса, способствует повышению качества жизни, решению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством. Для международного сообщества очень важно «...сохранить устои, лежащие не только в основе морали, но и нравственные начала в социальной жизни» [2]. В Рекомендация Юнеско, с учетом положений ст. 27.1 Всеобщей декларации прав человека1, закрепляющих право каждого человека на участие в научном прогрессе и использования его благ, установлено, что наука призвана способствовать достижению всеобщего благосостояния человечества, а научные открытия и технологические разработки, их применение, открывают перспективы для прогресса вследствие эффективного использования науки и научных методов2.

Важная роль в регулировании научной деятельности в России, отводится Конституции Российской Федерации, являющейся основой всей правовой системы страны. В ч. 1 ст. 15 Конституции, закреплено ее значение и высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации, а законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Базовые положения Конституции конкретизируются в законах и иных правовых актах разных отраслей права. Конституция РФ закрепляет важнейшие, фундаментальные ценности и принципы, она выступает гарантом стабильности и построения социального государства, где права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Развивая положения о правах и свободах человека и гражданина, Конституция РФ определяет свободу труда (ст. 37) и свободу различных видов творчества (ч.1 ст. 44,) таких как, литературное, художественное, научное, техническое и других. Виды творчества разнообразны и охватывают различные сферы деятельности. Ученые в области конституционного права обоснованно считают, что разграничение творчества на его виды соответствует видам практической и духовной деятельности человека, в связи с чем и перечень видов творчества в ст. 44 Конституции РФ является открытым3.

1 Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // РГ 1995. № 67

2 Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников»: Принята в г. Париже 20 ноября 1974г. на 18-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Международные отношения, 1991. С. 199 - 213.

3 Конституция Российской Федерации. Доктри-

нальный комментарий (постатейный) / Рук. авт. кол.

Научное творчество в литературе по конституционному праву определяется как особая творческая деятельность, которая направлена на открытие новых законов и закономерностей природы, общества, мышления, на разработку фундаментальных законов теории, концепции, математических методов и других научных результатов. Техническое же творчество, предполагает создание новых конструкций, различных устройств, веществ и т.п., которые могут быть использованы, например, в промышленности, здравоохранении, других отраслях экономики или социальной сфере [3]. Оба вида творчества направлены на получение нового результата, но если научное творчество обуславливает направленность научно-исследовательской деятельности на открытие новых законов и закономерностей в разных областях знаний, то техническое -предполагает создание новых конструкций, технических решений и т.п. в различных отраслях экономики и социальной сфере.

Научное и техническое творчество соответствуют видам научной деятельности, закрепленным в Федеральном законе от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»4 (далее - ФЗ о науке). Так, эти виды творчества находят отражение в научной деятельности, рассматриваемой в широком смысле, которая разделена на два вида -научно-исследовательскую и научно-техническую. Научно-исследовательская деятельность, согласно ФЗ о науке, направлена на получение и применение новых знаний в области фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований. Научно-техническая - на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 ФЗ о науке). Соответственно, оба вида научной деятельности относятся к творческой, а результатом их труда выступает новое знание, новая информация, либо их практическое использование в различных областях техники, здравоохранения, промышленного производства и др.

Таким образом, виды творчества, закрепленные в Конституции РФ, как научное и техническое свойственны таким видам практической деятельности, как научно-исследовательская и научно-техническая соответственно. Кроме того, оба вида этой деятельности носят творческий характер и относятся к научной работе. Как сле-

А.Ю. Дмитриев / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2013. С. 251.

4 О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон, 23 августа 1996, № 127-ФЗ // СЗРФ - 1996 - № 35 - ст. 4137.

штшшмшттшшттмшшштшшттм^^^

170 ПРАВО п УПРАВЛЕНИЕ - № 8 - 2022

дует из понятия «научного работника», закрепленного в ст. 4 ФЗ о науке, как гражданина, обладающего необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной (научно-исследовательской) и (или) научно-технической деятельностью - он относится к лицам творческого труда, которым статьей 44 Конституции РФ гарантируется право на свободу научного и технического творчества.

Эта норма опирается на положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г.1, устанавливающего обязанность государств уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности (ч.3 ст. 15). Безусловно, развитие творчества невозможно без обеспечения его свободы, а свобода творчества в научной деятельности необходима для прогресса науки. Положения Пакта имеют большое значение для научных работников, занятых в научных и образовательных организациях по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Как справедливо отметил Степаненко Ю.В., «любые процедурные вопросы творчества, «навязанные» творческому человеку извне -законодателем или другим нормотворцем, могут рассматриваться им как посягательство на его свободу как творческой личности» [4].

Статья 2 Конституции закрепляет, что, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанность государства. Таким образом, право на свободу творчества должно находиться под охраной и защитой государства, а также должны приниматься меры, необходимые для стимулирования творчества и развития талантов, в том числе и в научной сфере.

Положения о свободе научного и технического творчества, получают развитие в нормах Федерального закона «О науке и научно-исследовательской политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (далее ФЗ о науке), закрепляющих гарантии свободы творчества, предоставляемые субъектам научной деятельности (научно-исследовательской и научно-технической) органами государственной власти РФ, наделяя научных работников правом выбора направлений и методов проведения исследований и экспериментальных разработок, защиты от недобросовестной конку-

1 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. // Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812^Ш с заявлением // Ведомости ВС СССР 1973. № 40. Ст. 564.

ренции, признавая за ними право на необоснованный риск в научной деятельности, обеспечивая свободу доступа к научной и научно-технической информации и др. (ч. 2 ст. 3).

Названные гарантии раскрываются в правах научных работников, закрепленных в п. 6 ст. 4 ФЗ о науке, к которым относится право признания его автором научных, научно-технических результатов, право на публикацию в открытой печати результатов научной деятельности, за исключением сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; право доступа к информации об этих результатах; и др. Право научных работников на свободное распространение информации о результатах, гипотезах и критических высказываниях, что подразумевается под выражением «академическая свобода» - является неотъемлемой частью научного процесса и обеспечивает наибольшую гарантию точности и объективности научных результатов, а развитие средстве и способов научной коммуникации позволяет ускорить обмен информацией между учеными, усилив возможности самоорганизации научных сообществ.

Правам научных работников корреспондируют и обязанности в процессе осуществления научной и научно-технической деятельности. Научные работники не должны нарушать права и свободы человека и не должны наносить вред его жизни, здоровью и окружающей среде, обязаны осуществлять экспертизы научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок руководствуясь принципом объективности. Поэтому, в научной деятельности должны сочетаться с одной стороны - свобода научного творчества, а с другой - ответственность научных работников.

Развитие науки в таких областях как генная инженерия, клонирование и др. открывает большие возможности помощи людям, но в тоже время результат этих экспериментов может нанести и существенный вред человеку. В Конституции, установлено, что никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным и иным опытам (ч. 2 ст. 21), а достоинства личности находится под защитой государства (ч.1 ст. 21). Так, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины 1997г.2, устанавливает приоритет отдельного человека, интересы и благо которого превалируют над интересами общества или науки (ст. 2). Эти положения соотносятся и с правом научного работника отказаться от участия в научных исследованиях, если они оказывают негативное воздействие на чело-

2 https://docs.cntd.ru/document/901808464 (дата обращения 5.09.2022г.)

века, общество или окружающую среду (п. 6 ст. 4 ФЗ о науке).

Свобода творчества связана и с другими положениями Конституции РФ, к которым относятся гарантии по защите интеллектуальной собственности, защите от недобросовестной конкуренции, свобода мысли и слова и др. Названные положения, раскрываясь в положениях федеральных законов, позволяют создавать необходимые условия для осуществления права на свободу научных исследований.

В развитие положений о свободе научного и технического творчества, Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»1 были внесены изменения, подчеркивающие особое значение науки для государства и общества. В соответствии с п. «в» п. 1 ст. 114 Конституции, Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки и образования. Они соотносятся с положениями гл. 2 Конституции и возлагают обязанность на государство по созданию условий, необходимых для реализации свободы творчества, в том числе научного и технического. Так, был расширен перечень полномочий Правительства РФ в части решения вопросов по обеспечению проведения в РФ единой государственной политики в области науки (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции), а также по обеспечению государственной поддержки научно-технологического развития РФ, сохранения и развития ее научного потенциала (п. в 1. ч. 1 ст. 114 Конституции). Эти положения конкретизируются в ст. 21 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ, закрепляющей полномочия Правительства РФ в области науки, образования и культуры по обеспечению государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе фундаментальной науки и имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, сохранению и развитию научного потенциала страны, разработке мер государственной поддержки развития науки и другие. Однако, наделение Правительства и других органов полномочиями в сфере науки, не дает им право вмешиваться в непосредственный процесс научной деятельности, как деятельности творческой.

1 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ 2020. № 11. ст. 1416

Как отмечают Хабриева Т.Я., Клишас А.А., включение в Конституцию новых норм в части регулирования научно-технологического развития позволит усилить его правовую основу, восстановить преемственность с советским опытом, где наука была подлинным «локомотивом» экономического и социального развития, приблизить ее к лучшим зарубежным практикам [5].

Нормы Конституции РФ, возлагающие обязанности на государство, по обеспечению политики в сфере науки в части компетенции Правительства РФ, наряду с закреплением свободы научного и технического творчества, как одного из важных прав человека и гражданина, наряду с другими нормами о науке, это важная конституционная гарантия, определяющая роль науки, как института в решении задач, стоящих перед государством на современном этапе.

В Российской Федерации, науке и технологиям определена особая роль в решении задач развития общества и страны, с 2022 по 2031 годы были объявлены Десятилетием науки и технологий. В этой связи, 25 июля 2022 г. Правительством РФ был утвержден план Десятилетия науки и технологий, в котором отражены основные задачи, поставленные Президентом РФ. Привлечение в науку талантливой молодежи, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития государства и общества, повышение доступности научных достижений для граждан РФ, является приоритетом политики государства в сфере науки на ближайшие 10 лет, а обязанностью Правительства РФ - обеспечение государственной поддержки деятельности научных работников, сохраняя за ними право на свободу научного творчества.

Таким образом, содержащиеся в Конституции положения направлены на развитие творческого потенциала страны, гарантируют научным работникам свободу научного и технического творчества, и подчеркивают творческий характер научной деятельности, получая развитие в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Внесенные изменения направлены на создание благоприятных условий для осуществления научной деятельности, и связаны с предоставлением государственной поддержки науки и государственных гарантий ее субъектам. Но развитие науки и совершенствование правового статуса научного работника зависит не только от закрепления конституционных принципов, но и от правильного толкования конституционных положений в законодательстве.

Принятые в 2020 году поправки к Конституции говорят о значимости науки для государства и общества. Именно для «...современной России, находящейся в активном поиске элементов собственной идентичности, особенно

важно осознать необходимость сохранения, отраженных в мировоззренческих и философских традициях российского народа ценностей» [1]. Поэтому развитие науки, привлечение квалифицированных научных кадров позво-

лит обеспечить устойчивый рост российской экономики, реализацию стратегических национальных приоритетов, а научно-технологическое развитие станет основой независимости и конкурентоспособности страны.

Список литературы:

[1] Виноградова Е.В. Грани современного российского конституционализма. М.: Ритм, 2021.

240 с.

[2] Виноградова Е.В., Захарцев С.И. Суверенитет: государство-личность-государство // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 158.

[3] Красавчикова, Л.О. Комментарий к статье 44 Конституции РФ / Красавчикова, Л.О. // Комен-тарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. Зорькина В.Д. - 2-е изд., пересмотр М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - С. 1008

[4] Концепт правового статуса научных работников в России и зарубежных странах: теоретико-компаративное исследование: монография / отв. Ред. Ю.В. Степаненко, М.В. Захарова. М.: Проспект, 2022. - С. 208

[5] Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М.: Норма: ИНФРА-М, 2020 // СПС КонсультантПлюс.

Spisok literatury:

[1] Vinogradova E.V. Grani sovremennogo rossijskogo konstitucionalizma. M.: Ritm, 2021. 240 s.

[2] Vinogradova E.V., ZaharcevS.I. Suverenitet: gosudarstvo-lichnost'-gosudarstvo//Pravovayapolitika i pravovaya zhizn'. 2021. № 1. S.158.

[3] Krasavchikova, L.O. Kommentarij k stat'e 44 Konstitucii RF / Krasavchikova, L.O. // Komentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii/ Pod red. Zor'kina V.D. - 2-e izd., peresmotr M.: Norma: INFRA-M, 2011. - S. 1008

[4] Koncept pravovogo statusa nauchnyh rabotnikov v Rossii i zarubezhnyh stranah: teoretiko-kompar-ativnoe issledovanie: monografiya/otv. Red. YU.V. Stepanenko, M.V. Zaharova. M.: Prospekt, 2022. - S. 208

[5] Habrieva T.YA., Klishas A.A. Tematicheskij kommentarij kZakonu Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2022 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti». M.: Norma: INFRA-M, 2020 // SPS Konsul'tant-Plyus.

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.