Научная статья на тему 'Конституционные основы обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти в России'

Конституционные основы обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1819
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА / POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / LEGAL MECHANISM OF REALIZATION / FREEDOMS AND DUTIES OF MAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердников Н.А.

Рассматривается конституционные основы обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, раскрывается их роль и значение современной России. Обсуждаются основные теоретические проблемы и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бердников Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional framework for political rights and freedoms of man and citizen bodies of state power in Russia

Considered the constitutional framework for political rights and freedoms of man and citizen by the state authorities, revealed their role and importance of modem Russia. We discuss the basic theoretical problems and the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Н.А. Бердников,

адъюнкт ФПНП и НК Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: evg.hazow@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается конституционные основы обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, раскрывается их роль и значение современной России. Обсуждаются основные теоретические проблемы и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, политические права и свободы гражданина, права человека, свободы человека, обязанности человека, юридический механизм реализации.

THE CONSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN BODIES OF STATE POWER

IN RUSSIA

N.A. Berdnikov,

graduated in a military academy of FPNP and Tax Code of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Considered the constitutional framework for political rights and freedoms of man and citizen by the state authorities, revealed their role and importance of modern Russia. We discuss the basic theoretical problems and the ways of their solution.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, political rights and freedoms, human rights, freedoms and duties of man, the legal mechanism of realization.

Конституционные права и свободы человека и гражданина, составляя субстанцию конституционализма, обладают специфическим набором средств и методов своей защиты, к каковым относятся: международно-правовой механизм; конституционно-правовой механизм; судебная защита; административные действия органов исполнительной власти, законная самозащита человеком своих прав1.

Признание, соблюдение, охрана и защита политических прав и свобод человека и гражданина

является одной главной и важной функцией современного Российского государства. Основным элементом российского конституционного механизма соблюдения, охраны и защиты политических прав и свобод человека и гражданина на современном этапе является государственное обеспечение. Положения о государственной охране и защите прав и свобод прописаны и содержатся во второй главе Конституции РФ2.

В настоящее время в Российской Федерации

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сформировалась определенная система государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять охрану и защиту политических человека и гражданина с помощью правовых средств.

Задача обеспечивать устойчивость государства в целом, его суверенитет и целостность возлагается в Конституции РФ на Президента РФ — главу государства, который согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент РФ осуществляет как путем издания указов, направленных на охрану и защиту политических прав и свобод, реализации права законодательной инициативы, выполнения иных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, так и путем осуществления деятельности по созданию условий полноценного конституционного порядка в российском государстве. Все действия Президента России имеют комплексное, интегрирующее значение для государственной власти, защиты политических прав и свобод человека, оказывают влияние на разные стороны общественного бытия3. Немаловажную роль в охране и защите прав и свобод играют: Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. (институт которых был введен Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г.)4

Основа традиционной правозащитной конструкции, заложенная в международных стандартах об охране и защите прав человека такова, что провозглашение прав гражданина в большинстве зарубежных стран означает не что иное, как возложение обязанности защищать права человека в рамках гражданского общества, где эта миссия доверена законодателю5. Права человека и гражданина должен защищать, прежде всего, закон. В связи с этим, Конституцией РФ предопределяется безусловная связанность деятельности основного законодательного органа страны — Федерального Собрания с необходимостью признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина6. Именно российский парламент вправе и обязан установить необходимые пределы реализации политических прав в федеральных законах, не допустить необоснованных ограничений данных прав, конкретизировать конституционное право на достойное существование в текущем законодательстве, нормативно урегулировать процесс осуществления и реализации политических прав, определить основные ее организационно-правовые формы, регламентировать процедуру защиты прав и свобод.

Следует заострить внимание на проблеме необходимости четкого установления в федеральных законах, регламентирующих порядок работы государственных органов (или организаций, осу-

ществляющих свои функции от имени государства) конкретных сроков выполнения ими тех или иных полномочий, а также возможность обжалования их действий в судебном порядке, в случае нарушения этих сроков.

В системе юридических механизмов зашиты прав и свобод человека особое место занимает Правительство РФ — высший орган исполнительной власти. Исполнение законов в правовом государстве, возлагаемое на исполнительную власть, предполагает осуществление больших распорядительных действий и требует оперативного реагирования на необходимость поиска новых методов и средств, своей деятельности, в целях содействия свободной экономике и росту благосостояния, недопустимости ограничения политических прав и свобод. Именно на исполнительную власть возлагаются все трудности проведения политических и социальных реформ и преобразований7. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»8 определяет достаточно широкие полномочия этого органа государственной власти в политической и социальной сфере, обеспечения, охраны и защиты политических прав и свобод.

Правительство Российской Федерации: осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование политических и социальных процессов; обеспечивает единство правового пространства и свободу политической деятельности, прогнозирует политическое и социальное развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет социальные программы и развития приоритетных направлений, вырабатывает государственную структурную и социальную политику, принимает меры по ее реализации, принимает меры по защите интересов граждан и реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Государственная программа Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» на среднесрочную перспективу (20132020 годы) включает положения, реализация которых направлена на достижение долгосрочных целей, содержащихся в стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года (обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами). Заметим, как положительный фактор, что достижение этих целей в правительственной программе связывается с оптимальным участием государства в политической деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, обеспече-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нием социальных стандартов, политических и экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры, а также построением динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством9.

В связи с этим, при рассмотрении институтов защиты, конституционного права человека и гражданина в политической сфере России нельзя не остановиться на роли законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этом процессе. Государственная поддержка в социальной сфере Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые устанавливают основные условия осуществления социальных программ и деятельности субъектов на своей территории, определяют основные направления поддержки оказываемой им органами государственной власти за счет средств субъекта. При этом региональные, отраслевые и муниципальные программы развития и поддержки, разрабатываются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти российских субъектов и органами местного самоуправления10.

Заметим, что именно от государственных органов субъектов, муниципальных органов во многом зависит нормальное функционирование политических и социальных программ в регионе, так как они могут создавать как административные барьеры, создающие препятствия нормального осуществления социальных программ, расширяющие правомочия региональных властей, так и принимать результативные меры по обеспечению и их поддержке11.

Центральным звеном в механизме защиты политических прав и свобод человека является судебная защита. Этот институт охраны и защиты прав и свобод является наиболее эффективным и действенным из всех признанных в мировой истории элементов системы государственной защиты политических прав и свобод.

Надлежащее отправление правосудия является характерной чертой любого гражданского общества и правового государства, воплощением принципа верховенства Конституции, идей справедливости. Значение судебной защиты состоит и в том, что процессуальное право путем регламентации судебной защиты обеспечивает реальность материального права.

Конституционные нормы о судебной защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст.4б) служат важной гарантией основных прав и свобод. Право на судебную защиту, согласно Конституции РФ, принадлежит каждому и

гарантируется государством. Исходным началом для защиты прав и свобод является закрепление в Конституции положений, что судебная защита осуществляется только судом в особой процессуальной форме, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118); в суд могут быть обжалованы различные решения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также любые их действия (бездействия), в случае нарушения ими политических прав и свобод человека и гражданина (ст. 46), судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации12 и федеральному закону.

В целом следует отметить положительные шаги, которые делает государство по становлению и реформированию всей судебной системы. В целях защиты интересов спорящих сторон, создана система мировых судов, приняты изменения в процессуальное законодательство. Основная цель обеспечить доступность правосудия, чтобы граждане и юридические лица могли беспрепятственно обратиться за защитой своих нарушенных политических прав в судебные органы, где им была бы гарантирована квалифицированная защита и профессиональное, объективное и беспристрастное рассмотрение спо-ров13.

Однако в настоящее время еще рано говорить о создании совершенной системы правосудия в Российской Федерации. Существующая, в настоящее время, система защиты прав и свобод, включающая в себя и судебную защиту, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании14. Если раньше, судья не был свободен в постановлении своего решения, так как очень часто использовалось партийное давление на судей, то сегодня приходится говорить о том, что независимость, несменяемость, неприкосновенность судей не должны подменяться вседозволенностью15.

Главными препятствиями в реализации политической реформы являются: отсутствие стабильной нормативно-правовой базы по регулированию политических прав и свобод человека, противоречивость действующего законодательства, недостаточность мер по созданию условий реализации, наличие неоправданного вмешательства и давления со стороны региональных органов исполнительной власти и муниципальных органов, нечеткость полномочий и распределения функций между государственными и муниципальными органами.

Необходимо констатировать, что государство в настоящее время не выполняет в достаточной степени своих обязанностей по регулированию и реализации социальных программ: соблюдения, охраны и защиты политических и социальных прав и сво-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

бод; принятию комплексных мер по дальнейшему совершенствованию социальных программ, соответствующих частным и публичным интересам; утверждению справедливых, единых для всех прав и свобод; эффективной и действенной работе государственного аппарата; созданию твердых гарантий государства для каждого человека и гражданина.

Будущее развитие политических отношений, реальное осуществление конституционных политических прав и свобод, их обеспечение охрана и защита, предполагают необходимость определенного изменения направления реформирования российской политической системы.

Важным и назревшим в существующих условиях является установление конкретных мер политической и юридической ответственности государственной власти в целом, а также высших должностных лиц Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, судей. В целях эффективной охраны и защиты социальных прав и свобод требуется четкое определение правового положения органов прокуратуры и юстиции, дальнейшее развитие судебной реформы, совершенствование правоохранительной системы и механизмов реализации. В целом обеспечение конституционных политических прав и свобод, их реализация должно стать одним из стратегических приоритетов построения в России правового, демократического социально-ориентированного общества.

1 См.: Киричек Е В. Теоретические аспекты модернизации организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Государство и право, 2013, № 11, с.69-72.

2 Конституция Российской Федерации. М., 2014.

3 Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 9.

4 Указ Президента РФ от 06.04.2004 №490 ( ред. от 03.12. 2013) «Об утверждении Положения об администрации Президента Российской Федерации» СЗ РФ. 12.04. 2004. № 15. Ст. 1395. http:// www.pravo.dov.ru Указ Президента РФ от 22.05.2004 № 662 ( ред. от 14.01.2011) «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан» СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2025. http:// www.pravo.dov.ru

5 Хартвиг М. Защита прав человека в Федеративной республике Германии // Защита прав человека в современном мире / Под ред. И.А. Ледях. М., 1993. С. 72; Цоллер Э. Защита прав человека во Франции // Защита прав человека в современном мире. С. 102. Брусницын Л.В. Значение решений ЕСПЧ для национального уголовного судопроизводства и проблемы их учета в государства -членах Совета Европы ( к реформе Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Государство и право, 2013, № 2, с.25-31.

6 Конституция Российской Федерации гл. 5, М., 2014 г.; Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 28.12. 3013) « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. СЗ РФ. 23.05.2005. № 21. Ст. 1919; http:// www.pravo.dov.ru Федеральный закон от 03.12 2012

№ 229-ФЗ (ред. от 28.12. 3013) « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. СЗ РФ. 10.12.2012. № 50. (часть-4), Ст. 6952; http:// www. pravo.dov.ru, Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 07.05. 2013) « О парламетском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации. СЗ РФ. 02.03.2006. № 1. Ст. 7; http:// www.pravo.dov.ru,

7 Черкасов А.И. Институт правительства в зарубежных странах: порядок формирования и ответственность. Государство и право, 2013, № 1, с.73-82.

8 Федеральный конституционный закон от 17.12 1997 № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) « О Правительстве Российской Федерации. СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; СЗ РФ. 1998. № 1.; http:// www. pravo.dov.ru.

9 Распоряжение Правительства РФ от 26.03.2013 № 435-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношени». Собрание законодательства РФ, 01.04. 2013, №13, ст.1600;

10 Распоряжение Правительства РФ от 26.03.2013 № 435-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношени». Собрание законодательства РФ, 01.04. 2013, №13, ст.1600;

11 Ишеков К.А. Принципы деятельности региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: вопросы правового регулирования и реализации. Государство и право, 2013, № 7, с.-98-102.

12 Конституция Российской Федерации гл. 5, М., 2014 г.; Федеральный конституционный закон от 31.12 1996 №1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) « О судебной системе Российской Федерации. СЗ РФ. 06.01. 1997. № 1. Ст. 1; http:// www.pravo.dov.ru.

13 Федеральный конституционный закон от 31.12 1996 №1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012 и 06. 02 2014) « О судебной системе Российской Федерации. СЗ РФ. 06.01. 1997. № 1. Ст. 1; http:// www. pravo.dov.ru; Федеральный закон от 06.02 2014 ) « О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации. кремлин.ру; http:// www.pravo.dov.ru.

14 Судебная реформа: проблемы и перспективы / Под ред. Б.Н. Топорнина, И.Л. Петрухина. М., 2001.

15 Николаева А.А. Недобросовестность судей недопустима // Юрист. 2000. № 22; Демин О. Честь мундира судей превыше всего? // Юрист. 2000. № 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.