ник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.Б. Була- делений органов внутренних дел г. Москвы. Только при по-
това, А.М. Баранова. М.: Юрайт, 2013. С. 58, 75-76, 81-82; средничестве Дорогомиловской межрайонной прокуратуры
Гриненко А.В. Уголовный процесс: Учебник для вузов. 2-е г. Москвы удалось добиться возбуждения уголовного дела
изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 37, 42-43, 43-44; (заявление от 27 марта 2013 г., постановление об отказе в
Уголовный процесс: Учебник для учреждений сред. проф. возбуждении уголовного дела от 31 марта 2013 г., решение
образования / Под ред. С.Я. Казанцева. М.: Академия, 2013. Дорогомиловской межрайонной прокуратуры г. Москвы от
С. 33-34, 41-42; Уголовный процесс: Учебник для бакалав- 19 июня 2013 г. об отмене постановления об отказе в воз-
ров / Под ред. А.И. Бастрыкина, А.А. Усачева. М.: Юрайт, буждении уголовного дела, постановление о возбуждении
2013. С. 40, 50-51, 51-52. уголовного дела и принятии его к производству от 18 июля
9 Подробнее об этом см.: БатюкВ.И., Галузо В.Н. Прин- 2013 г. - уголовное дело № 733210, возбуждено по ч. 2 цип публичности в уголовном процессе Российской Федера- ст. 159 УК РФ).
ции: проблемы правового регулирования // Право и государ- 11 Подробнее об этом см., например: Иншаков С.М. Ис-
ство: теория и практика. 2013. № 8. С. 96-101; Галузо В.Н. следование преступности. Проблемы методики и методоло-
О роли фундаментальных разработок в разрешении споров гии: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. между представителями уголовно-процессуальной науки // 12 Для обеспечения объективности изложения текст тако-
Право и жизнь. 2013. № 10. С. 86-102. вых приведен полностью и в виде нонпарели.
10 Один из авторов данной статьи (В.Н. Галузо) смог 13 См.: Барщевский М. Перейдем к правописанию // РГ. воочию в этом убедиться при обращении в одно из подраз- 2014. 13 февраля. С. 9.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В РОССИИ
Н.А. Бердников,
адъюнкт ФПНП и НК Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются конституционные основы обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, раскрываются их роль и значение в современной России. Обсуждаются основные теоретические проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: Конститция Российской Федерации, политические права и свободы гражданина, права человека, свободы человека, обязанности человека, юридический механизм реализации.
THE CONSTITUTIONAL BASES OF MAINTENANCE THE POLITICAL RIGHTS AND FREEDOM OF THE PERSON AND THE CITIZEN PUBLIC AUTHORITIES IN RUSSIA
N.A. Berdnikov,
graduated in a military academy of FPNP and Tax Code of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. It is considered the constitutional bases of maintenance of the political rights and freedom of the person and the citizen by public authorities, their role and value of modern Russia reveals. The basic theoretical problems are discussed and ways of their decision are offered.
Keywords: Конститция the Russian Federation, the political rights and freedom of the citizen, human rights, freedom of the person, a duty of the person, the legal mechanism of realisation.
Конституционные права и свободы человека и провозглашение прав гражданина в большинстве за-
гражданина, составляя субстанцию конституционализма, обладают специфическим набором средств и методов своей защиты, к каковым относятся: международно-правовой механизм; конституционно-правовой механизм; судебная защита; административные действия органов исполнительной власти, законная самозащита человеком своих прав1.
Признание, соблюдение, охрана и защита политических прав и свобод человека и гражданина — главная и важнейшая функция современного Российского государства. Основным элементом российского конституционного механизма соблюдения, охраны и защиты политических прав и свобод человека и гражданина на современном этапе является государственное обеспечение. Положения о государственной охране и защите прав и свобод прописаны и содержатся во второй главе Конституции РФ2.
В настоящее время в Российской Федерации сформировалась определенная система государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять охрану и защиту политических прав человека и гражданина с помощью правовых средств.
Задача обеспечивать устойчивость государства в целом, его суверенитет и целостность возлагается в Конституции РФ на Президента РФ - главу государства, который, согласно ст. 80 Конституции, является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент РФ осуществляет как путем издания указов, направленных на охрану и защиту политических прав и свобод, реализации права законодательной инициативы, выполнения иных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, так и путем осуществления деятельности по созданию условий полноценного конституционного порядка в российском государстве. Все действия Президента России имеют комплексное, интегрирующее значение для государственной власти, защиты политических прав и свобод человека, оказывают влияние на разные стороны общественного бытия3. Немаловажную роль в охране и защите прав и свобод играют: Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. (институт которых был введен Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г.)4
Основа традиционной правозащитной конструкции, заложенная в международных стандартах об охране и защите прав человека такова, что
рубежных стран означает не что иное, как возложение обязанности защищать права человека в рамках гражданского общества, где эта миссия доверена за-конодателю5. Права человека и гражданина должен защищать, прежде всего, закон. В связи с этим, Конституцией РФ предопределяется безусловная связанность деятельности основного законодательного органа страны - Федерального Собрания с необходимостью признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина6. Именно российский парламент вправе и обязан установить необходимые пределы реализации политических прав в федеральных законах, не допустить необоснованных ограничений данных прав, конкретизировать конституционное право на достойное существование в текущем законодательстве, нормативно урегулировать процесс осуществления и реализации политических прав, определить основные ее организационно-правовые формы, регламентировать процедуру защиты прав и свобод.
Следует заострить внимание на проблеме необходимости четкого установления в федеральных законах, регламентирующих порядок работы государственных органов (или организаций, осуществляющих свои функции от имени государства), конкретных сроков выполнения ими тех или иных полномочий, а также возможность обжалования их действий в судебном порядке, в случае нарушения этих сроков.
В системе юридических механизмов зашиты прав и свобод человека особое место занимает Правительство РФ - высший орган исполнительной власти. Исполнение законов в правовом государстве, возлагаемое на исполнительную власть, предполагает осуществление больших распорядительных действий и требует оперативного реагирования на необходимость поиска новых методов и средств, своей деятельности, в целях содействия свободной экономике и росту благосостояния, недопустимости ограничения политических прав и свобод. Именно на исполнительную власть возлагаются все трудности проведения политических и социальных реформ и преобразований7. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»8 определяет достаточно широкие полномочия этого органа государственной власти в политической и социальной сфере, обеспечения, охраны и защиты политических прав и свобод.
Правительство Российской Федерации: осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование политических и социальных процессов; обеспечивает единство правового пространства и свободу политической деятельности, прогнозирует политическое и социальное развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет социальные программы развития приоритетных направлений, вырабатывает государственную структурную и социальную политику, принимает меры по ее реализации, принимает меры по защите интересов граждан и реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Государственная программа Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» на среднесрочную перспективу (2013-2020 годы) включает положения, реализация которых направлена на достижение долгосрочных целей, содержащихся в стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г. (обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами). Заметим, как положительный фактор, что достижение этих целей в правительственной программе связывается с оптимальным участием государства в политической деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, обеспечением социальных стандартов, политических и экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры, а также построением динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством9.
В связи с этим, при рассмотрении институтов защиты, конституционного права человека и гражданина в политической сфере России нельзя не остановиться на роли законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этом процессе. Государственная поддержка в социальной сфере Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые устанавливают основные условия осуществления социальных программ и деятельности субъектов на своей территории, определяют основные направления поддержки оказываемой им органами государственной власти за счет средств субъекта. При этом региональные, отраслевые и муниципальные программы развития и поддержки, разрабатываются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной
власти российских субъектов и органами местного самоуправления10.
Заметим, что именно от государственных органов субъектов, муниципальных органов во многом зависит нормальное функционирование политических и социальных программ в регионе, так как они могут создавать как административные барьеры, препятствующие нормальному осуществлению социальных программ, расширяющие правомочия региональных властей, так и принимать результативные меры по обеспечению и их поддержке11.
Центральным звеном в механизме защиты политических прав и свобод человека является судебная защита. Этот институт охраны и защиты прав и свобод является наиболее эффективным и действенным из всех признанных в мировой истории элементов системы государственной защиты политических прав и свобод.
Надлежащее отправление правосудия выступает характерной чертой любого гражданского общества и правового государства, воплощением принципа верховенства Конституции, идей справедливости. Значение судебной защиты состоит и в том, что процессуальное право путем регламентации судебной защиты обеспечивает реальность материального права.
Конституционные нормы о судебной защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст.4б) служат важной гарантией основных прав и свобод. Право на судебную защиту, согласно Конституции РФ, принадлежит каждому и гарантируется государством. Исходным началом для защиты прав и свобод является закрепление в Конституции положений, что судебная защита осуществляется только судом в особой процессуальной форме, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118); в суд могут быть обжалованы различные решения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также любые их действия (бездействия), в случае нарушения ими политических прав и свобод человека и гражданина (ст. 46), судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации12 и федеральному закону.
В целом следует отметить положительные шаги, которые делает государство по становлению и реформированию всей судебной системы. В целях защиты интересов спорящих сторон, создана система мировых судов, приняты изменения в процессуальное законодательство. Основная цель — обеспечить доступность правосудия, чтобы граждане и юридические лица могли беспрепятственно обратиться за защитой своих нарушенных политических прав в судебные органы, где им была бы гарантирована ква-
лифицированная защита и профессиональное, объективное и беспристрастное рассмотрение споров13.
Однако, в настоящее время еще рано говорить о создании совершенной системы правосудия в Российской Федерации. Существующая в настоящее время система защиты прав и свобод, включающая в себя и судебную защиту, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании14. Если раньше судья не был свободен в постановлении своего решения, так как очень часто использовалось партийное давление на судей, то сегодня приходится говорить о том, что независимость, несменяемость, неприкосновенность судей не должны подменяться все-дозволенностью15.
Главными препятствиями в реализации политической реформы являются: отсутствие стабильной нормативно-правовой базы по регулированию политических прав и свобод человека, противоречивость действующего законодательства, недостаточность мер по созданию условий реализации, наличие неоправданного вмешательства и давления со стороны региональных органов исполнительной власти и муниципальных органов, нечеткость полномочий и распределения функций между государственными и муниципальными органами.
Необходимо констатировать, что государство в настоящее время не выполняет в достаточной степени своих обязанностей по регулированию и реализации социальных программ: соблюдения, охраны и защиты политических и социальных прав и свобод; принятию комплексных мер по дальнейшему совершенствованию социальных программ, соответствующих частным и публичным интересам; утверждению справедливых, единых для всех прав и свобод; эффективной и действенной работе государственного аппарата; создания твердых гарантий государства для каждого человека и гражданина.
Будущее развитие политических отношений, реальное осуществление конституционных политических прав и свобод, их обеспечение охрана и защита, предполагают необходимость определенного изменения направления реформирования российской политической системы.
Важным и назревшим в существующих условиях является установление конкретных мер политической и юридической ответственности государственной власти в целом, а также высших должностных лиц Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, судей. В целях эффективной охраны и защиты социальных прав и свобод требуется четкое определение правового положения органов прокуратуры и юстиции, дальнейшее развитие судебной реформы, совершенствование правоохранительной системы и механизмов реализации. В целом обеспечение конституционных политических
прав и свобод, их реализация должны стать одним из стратегических приоритетов построения в России правового, демократического социально-ориентированного общества.
1 См.: КиричекЕ.В. Теоретические аспекты модернизации организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Государство и право, 2013. № 11, С. 69-72.
2 Конституция Российской Федерации. М., 2014.
3 Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 9.
4 Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. №490 (ред. от 3 декабря 2013 г.) «Об утверждении Положения об администрации Президента Российской Федерации» СЗ РФ. 12 апреля
2004 г. № 15. Ст. 1395. http:// www.pravo.dov.ru Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662 ( ред. от 14. января 2011 г.) «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан» СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2025. http:// www.pravo.dov.ru
5 Хартвиг М. Защита прав человека в Федеративной республике Германии // Защита прав человека в современном мире / Под ред. И.А. Ледях. М., 1993. С. 72; Цоллер Э. Защита прав человека во Франции // Защита прав человека в современном мире. С. 102. Брусницын Л.В. Значение решений ЕСПЧ для национального уголовного судопроизводства и проблемы их учета в государства - членах Совета Европы ( к реформе Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Государство и право, 2013. № 2, С. 25-31.
6 Конституция Российской Федерации гл. 5, М., 2014 г.; Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. СЗ РФ. 23 мая
2005 г. № 21. Ст. 1919; http:// www.pravo.dov.ru Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. СЗ РФ. 10 декабря 2012 г. № 50. (ч. 4), Ст. 6952; http:// www.pravo.dov.ru, Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г.) « О парламетском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации. СЗ РФ. 2 марта 2006 г. № 1. Ст. 7; http:// www. pravo.dov.ru,
7 Черкасов А.И. Институт правительства в зарубежных странах: порядок формирования и ответственность. Государство и право, 2013. № 1, С. 73-82.
8 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 7 мая 2013 г.) « О Правительстве Российской Федерации. СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; СЗ РФ. 1998. № 1.; http:// www.pravo.dov.ru.
9 Распоряжение Правительства РФ от 26 марта 2013 г. № 435-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношени». СЗ РФ. 1 апреля 2013 г. № 13, ст. 1600;
10 Распоряжение Правительства РФ от 26 марта 2013 г.
№ 435-р «Об утверждении государственной программа: Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношени». СЗ РФ. 1 апреля 2013 r. № 13, ст. 1600;
11 Ишеков К.А. Принципы деятельности региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: вопросы правового регулирования и реализации. Государство и право, 2013. № 7, С. 98-102.
12 Конституция Российской Федерации гл. 5, М., 2014; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) « О судебной системе Российской Федерации. СЗ РФ. 6 января 1997 г. № 1. Ст. 1; http:// www. pravo.dov.ru.
13 Федеральный конституционный закон от 31 декабря
1996 г №1-ФКЗ (ред. от 25 декабря 2012 г. и 6 февраля 2014 г.) «О судебной системе Российской Федерации. СЗ РФ. 6 января
1997 г. № 1. Ст. 1; http:// www.pravo.dov.ru; Федеральный закон от 6 февраля 2014 г.) «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации. кремлин.ру; http:// www.pravo.dov.ru.
14 Судебная реформа: проблемы и перспективы / Под ред. Б.Н. Топорнина, И.Л. Петрухина. М., 2001.
15 Николаева А.А. Недобросовестность судей недопустима // Юрист. 2000. № 22; Демин О. Честь мундира судей превыше всего? // Юрист. 2000. № 33.
ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Т.Р. Буранов,
адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право Научный руководитель: кандидат юридических наук Хорев А.А.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются отдельные проблемы института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в условиях совершенствования гражданского законодательства Кыргызской Республики на основе информационно-правовых массивов Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, незаконное действие, правоохранительные органы.
PECULIARITIES OF CIVIL RESPONSIBILITY FOR THE HARM CAUSED BY ILLEGAL ACTIONS OF THE OFFICIALS THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE KYRGYZ REPUBLIC
T.R. Buranov,
adjunct of the department of civil law and process of the Moscow University of the MIA of Russia Annotation. Address the individual problems of the Institute of civil liability for the harm caused by illegal actions of agencies of inquiry, preliminary investigation, Prosecutor and the court, in the conditions of improvement of the civil legislation of the Kyrgyz Republic, based on information and legal arrays of the Russian Federation. Keywords: Civil liability, illegal, the law enforcement bodies.