12.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Костенко Наталья Ивановна, канд. юрид. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Госуниверситет-УНПК, город Орел. Подразделение: кафедра «Конституционное и муниципальное право». Email: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена исследованию конституционных гарантий прав человека — в современных демократических условиях, определению совокупности установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также утвержденных конституцией правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, оговаривающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.
Ключевые слова: конституционные права и свободы человека и гражданина, развитие конституционных основ государства, конституционно-правовые способы защиты прав и свобод.
THE CONSTITUTIONAL BASIS OF THE MECHANISM OF PROTECTION THE RIGHTS OF MAN AND CITIZEN
Kostenko Nathalie Ivanovna, PhD at law. Position: lecturer. Place of employment: State University-educational and scientific-industrial complex, Orel. Department: Constitutional and municipal law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The Article is devoted to the study of constitutional guarantees of human rights in the modern democratic conditions, defining the universe established by the Constitution of the procedural rights that serve as a means of protection of fundamental substantive rights and freedoms, and also approved the Constitution of the human rights institutions together with the basic principles of their activity, and, finally, contained in the Constitution of the special rules governing the limits and conditions of possible restrictions of rights and freedoms Keywords: constitutional rights and freedoms of man and citizen, the development of the constitutional foundations of the state, constitutional and legal means of protection of rights and freedoms.
Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая не отчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая правовой характер и демократизм организации публичной власти. Россия конца XX века по формально-юридическому отношению к проблеме прав человека достаточно резко отличается от России совсем недавнего, даже десятилетнего прошлого. В Декларации прав и свобод человека и гражданина1, а затем на высшем конституционном уровне2 закреплено, что: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются прямой обязанностью государства; в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно об-
1 Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52.
2 Постановление Конституционного суда от 27 марта 2012 года № 8-П
щепризнанным принципам и нормам международного права; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; права и свободы являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.
Если в этом плане сравнить Конституцию Российской Федерации и определяющие, общепризнанные международно-правовые акты, составляющие Хартию прав человека3, то, необходимо признать, что в Конституции России действительно закреплен широкий круг личных, социально-экономических, политических и культурных прав и свобод человека в полном соответствии с международными стандартами, текущее законодательство, в целом находится в рамках соответствующих конституционных норм. В случае его противоречия конституционным нормам, принципиальную и четкую позицию занимает Конституционный Суд РФ4
Охрана прав и свобод начинается с основных принципов и возможностей правовой защиты человека в государстве, включая общегосударственные обязательства. Важнейшая роль здесь принадлежит Конституции, закрепившей, что охрана прав и свобод невозможна без нормативного закрепления самих прав и свобод, составляющих предмет охраны, а также гарантий их правомерной реализации. «Потребность в собственно защите прав и свобод личности возникает в случаях их нарушений, будь то вынесение препятствующих их осуществлению неправомерных юридических актов, необоснованный отказ в признании за лицом права, неисполнение кем-либо юридической обязанности как коррелята права и прочее, включая открытые посягательства на жизнь, честь и достоинство человека5.
Стремление считать, что единственный способ решать любые насущные вопросы возможно только путем немедленного изменения Конституции РФ, свидетельствует о реальном положении прав и свобод человека и гражданина в России. Несмотря на то, что дискуссии о необходимости изменения Основного закона не смолкают по сегодняшний день, его жизнеспособность и устойчивость подтверждена временем.6 Такие настроения создают риски для Конституции РФ и политической стабильности в целом, поскольку, как
3 Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. В кн.: Права человека. Сборник международных документов. М., 1990. С. 2865.
4 Постановления Конституционного Суда РФ по вопросам прав и свобод человека и гражданина. В кн.: Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений. Екатеринбург, 1997. С. 160 - 326. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В кн.: Гуманитарная сфера и права человека. М., 1992. С.12.
5 Ростовщиков И.В. Социально-юридический механизм реализации гражданских прав и свобод человека// В кн.: Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ф.М. Рудинского. Второе издание. М.: ЗАО «ТФ «МИР», 2006. С. 353-354.
6 Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2186 (декабрь 2012 г.) «Конституция России: менять или не менять?». http://wciom.ru/index.php ?id=459&uid=l 13463
указывает РФ Президент РФ В.В. Путин7, «размывание, расшатывание Основного закона, безусловно, означает предтечу к размыванию и расшатыванию самого государства».
В основе всей конструкции прав и свобод человека и гражданина лежит естественно-правовая доктрина с ее идеей существования по природе человеческого существа некоторого независимого от общества и государства комплекса, основных прав и свобод. Суть этого подхода была четко выражена уже в первом законодательном документе нового времени, посвященном проблеме прав человека - Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года. Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека свободы, собственности, безопасности и сопротивлению угнетения.
Необходимым условием перехода к постиндустриальному обществу и экономике, основанной на знаниях, является пробуждение в людях внутреннего стремления к максимальной реализации своего творческого потенциала. Включение этого механизма творческого саморазвития возможно только в условиях свободы, которую нужно понимать не только гарантии прав человека и гражданина, но также свободу от нищеты и насилия, от скудости экономических возможностей и социальных лишений, от убожества структур, обслуживающих население, а также от нетерпимости или от чрезмерной активности репрессивных учреждений8.
Но эти условия не возникают сами по себе. Для того чтобы их создавать, развивать и поддерживать, нужны сильные государственные институты и эффективная правовая система. Как наглядно подтвердил опыт последних десятилетий XX века, реальная свобода возможна только при наличии эффективно работающего государства и стабильной конституции. «Основной закон... это живой инструмент, но в то же время нужно очень бережно относиться к его основам. Основной закон должен быть стабильным. В этом, в его стабильности, значительная часть стабильности самого государства и основных прав и свобод граждан Российской Федерации»9. Конституция РФ - это особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, утверждающий устройство государства, использование гражданами закрепленных в конституциях политических и социально-экономических прав и свобод.
Первые представления о конституционных основах развития прав человека и гражданина связаны с вопросами рационального устройства государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты, или конституции в современном смысле этого слова, появились в XVN-XVШ вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти и подчинения неким заданным правилам. Со-
вокупность этих воззрений лежит в основе философской и политической концепции конституционализма1 .
Концепция, которая в целом определила, что механизм защиты прав и свобод человека и гражданина -это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.
Необходимость сочетания федерального и регионального механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина обусловливается не только федеративной природой России, но и задачей обеспечения единства правового статуса личности при допустимости разнообразных механизмов его обеспечения и реализации. Близость субъектов РФ к населению, их возможность более объективно прогнозировать и оперативно реагировать на меняющие потребности и интересы граждан, достаточная компетенция по разрешению индивидуальных и коллективных жалоб и наличие контрольных механизмов - все это в совокупности свидетельствует о высоком правозащитном потенциале субъектов РФ.
Конституция РФ заложила основу конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина. В истории Российской Федерации принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних и утверждение принципиально новых основ правового статуса личности в его отношениях с государством. Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека, Конституция РФ призвана обеспечить правовые предпосылки развития основанного на господстве права конституционного строя в России11.
Все конституции советского типа провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.
Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.
Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социали-
7 Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с судьями Конституционного суда РФ 12 декабря 2012 г. http://www.kremlin.ru/news/17119
8 Сен А. Развитие как свобода / Пер. с англ. под. ред. и с после-слов. P.M. Нуреева. М.: Новое издательство, 2004. - 432 с.
9 Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с судья-
ми Конституционного суда РФ 12 декабря 2012 г.
10 Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. ред. д.ю.н., профессор С.А. Авакьян. - М: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2001. С.304.
11 Зорькин В. Д. Российская Конституция в действии: Предисловие// Конституция Российской Федерации: Постатейный науч-практ. комментарий/ Под общ. ред. А. Т. Гаврилова. М., 2003. С. 3.
стического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.
Принятие Конституции РСФСР 1937 года объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.
Конституцией этого этапа было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.
Конституция 1978 года на протяжении своего срока действия претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом12.. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.
В конституции сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.
В Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
12 Медушевский А.Н. Конституционные циклы в Центральной и Восточной Европе // Социологический журнал, 2004. № 3-4; Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1998; Страшун Б.А. Вступительная статья // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М.: МОНФ, 1997. С. 1-15; Lewenstein К. Verfassungslehre. Tubingen: Mohr, 1969.
Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны, признающая равноправие граждан - все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Она содержит целый спектр моделей желаемого будущего - в экономике, в федеративных отношениях, в политической системе, несколько базовых моделей развития государства и общества, каждая из которых за неполное двадцатилетие воплощена в жизнь в разной мере - это сумма ценностей, смыслов, процедур и технологий, образующих основу правовой системы страны. Живой, работающий механизм, объединяющий общество и государство в единое целое, помогающий решению ключевых задач развития страны. Именно Конституция РФ обеспечивает гарантии стабильности общества, создает необходимые условия и разумные ограничения для свободы общественного и политического творчества, способствуя адаптации государственного управления и гражданского общества к новым вызовам стремительно меняющейся современности.
Конституционные основы механизма защиты прав человека и гражданина своего рода план и одновременно инструмент строительства новой России. Будучи актом высшей юридической силы и прямого действия, Основной закон выступает не только как правовой документ, но и как система мировоззрения, как логически структурированный свод принципов, идей и представлений о том, какой должна быть в будущем наша страна. Конституция РФ закрепляет в своих положениях ценности и принципы конституционного и должного, формируя тем самым контуры новой России. Более того, конструктивный потенциал Конституции РФ, ее способность переформатировать в соответствии с новыми принципами окружающую действительность ограничивается возможностями общественной системы воспринимать новое.
Во-первых, наличие естественных прав человека непосредственно связано с формированием гражданского общества, состоящего из независимых автономных и самодостаточных индивидов, реализующих в отношениях с другими индивидами свои частные интересы. Эта совокупность частных интересов выступает как основа формирования путем общественного договора государственной власти, призванной обеспечивать и охранять независимо от нее возникшие естественные права и свободы человека.
Во-вторых, модель будущего позволяет задавать четкие векторы необходимых трансформаций, определять и нормативно закреплять критерии успешности развития. По сути, естественное право - это форма реализации свободы частного лица, что прямо констатируется в законодательных актах. Так, в статье четвертой той же Декларации прав человека и гражданина провозглашалось, что «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами»13.
13 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В кн.: Гуманитарная сфера и права человека. М., 1992. С.12.
В-третьих, образ желаемого будущего, вобравший в себя идеи и ценности, одинаково важные для большинства граждан, формирует основу для налаживания реального диалога и постепенного формирования широкого общественного согласия. Заметим, что в этом подходе к правам человека нет не только указания на некоторую единую совместную цель, но даже указания на общее благо. Свобода одного индивида против свободы другого индивида - вот суть научной доктрины прав и свобод человека. Не случайно само право в ней классически определялось как совокупность условий, при которых произвол одного индивида совмес-
14
тим с произволом другого .
Конституционная модель отношений государства и общества впервые в истории нашей страны построена на главном императиве современного мира - это гуманизм и права человека. Вторая статья Конституции объявила человека, его права и свободы высшей ценностью и вменила в обязанности государства признание, соблюдение и защиту этих прав и свобод. Свобода человека - это двигатель развития.
Взамен прежней, фактически унитарной модели построения федерации, Конституция РФ 1993 года закрепила принципы кооперативного федерализма. Сущность кооперативного федерализма состоит в развитии отношений координации и сотрудничества между федерацией и ее субъектами, для чего создаются соответствующие правовые и институциональные условия. Главным признаком кооперативной модели является наличие значительной сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепленной статьей 72 Конституции РФ, а также то явное предпочтение, которое отдают Конституция и Конституционный суд РФ согласительным и переговорным процедурам в разрешении споров между различными уровнями власти.
Еще одним элементом кооперативной модели федерализма является формирование механизмов совместного осуществления государственной власти органами Российской Федерации и ее субъектов15. Это выражается путем установления различных форм реализации полномочий по предметам совместного ведения через совместное законотворчество и согласование деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, создания института представителей субъектов федерации при президенте и правительстве Российской Федерации, в создании различного рода координационных структур. Выбор кооперативной модели федерализма в качестве концепции федеративной организации государственного устройства был неслучаен для России. С одной стороны, он был предопределен конкретно-историческими особенностями российского государства и общества, где философия сильной центральной власти сосуществовала с традициями и практическим опытом многовекового совместного проживания на единой земле различных национальностей и культур. С другой стороны, выбор этой модели был продиктован политическими реалиями начала 90-х годов - конкретной расстановкой политических сил, степенью напряженности взаимоотношений центра и регионов.
В условиях переходного периода, нестабильности правовой системы и институтов, необходимо было
14 Кант И. Соч. Т.4. Ч.2. С.140.
15 Мамитова Н.В. Совершенствование конституционных основ системы и деятельности федеральных органов государственной власти :анализ современного законодательства \Пробелы в российском законодательстве, - 2014. - №5: с. 10-14
«застраховать» общество, государство и политическую систему от возможностей проявления сепаратизма и процессов, ведущих к распаду государства. Именно поэтому в конституционной модели федерализма было исключено право на сецессию, заложены значительные полномочия Президента Российской Федерации как гаранта конституции и единства страны. Одновременно были предусмотрены правила и процедуры обеспечения условий для эффективного и цивилизованного сотрудничества федерации и ее субъектов: намеренно закладывалось обширное поле совместных предметов ведения, создание второй (верхней) палаты парламента как инструмента и площадки согласования интересов субъектов Российской Федерации и федерального центра, поскольку в реальной федерации, составляющие ее субъекты должны быть практически включены в деятельность общего целого. Субъекты должны реально видеть себя в федерации - тогда рождаются необходимые правовые условия и стимулы для сотрудничества и кооперации.
Конституция РФ, которая ставит во главу угла естественный характер прав человека и суверенитет народа, обязана сформулировать пределы государству, которое в силу своей природы при всех формах правления стремится освободиться от любых ограничений его абсолютной власти. Устанавливая принцип разделения властей, систему сдержек и противовесов, принципы «двойного», а то и «тройного» ключа для принятия органами государства важнейших решений и актов, Конституция Российской Федерации обеспечивает возможность взаимного контроля ветвей власти и одновременно создает поле для их согласованного взаимодействия.
В статье 19 Конституции РФ провозглашено, что все равны перед законом и судом. Далее указано, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям...» и так далее. Таким образом, Конституция РФ прямо запрещает нарушать принцип равенства граждан перед законом и судом.
Другой юридический инструмент: в Конституции есть часть 2 статьи 8, где установлено, что частная собственность в России признается и защищается равным образом наряду с государственной, муниципальной и прочими. А в статье 35 уточняется, что «право частной собственности охраняется законом», «каждый вправе иметь имущество в собственности» и не может быть его лишен иначе как по решению суда. При этом «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Таким образом, идея лишать людей их имущества и собственности или, вынуждать к отказу от собственности, защищена на конституционном уровне. Безусловно Основной закон позволяет ограничивать права и свободы человека, но это решение может быть принято только в строго определенных условиях и только путем принятия федерального закона. Статья 55 (часть 3) дает закрытый перечень этих особых, фор-смажорных условий: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Стабильность любой Конституции проявляется, прежде всего, в том, что позволяет государству, обществу, культуре развиваться и отвечать на вызовы времени, не теряя своей национальной идентичности. Одним из существенных факторов сохранения стабильности конституционного акта стала его «внутренняя противоречивость». Эта «внутренняя противоречивость» Конституции РФ, с одной стороны, объективно отражает общий контекст переходного периода, с другой стороны, является следствием стремления максимально учесть и сохранить базовые ценности, значимые для различных слоев российского общества.
Включение в текст Конституции различных идей и принципов, которые в целом поддерживаются большинством населения, позволило сформировать в сложнейший период «точки общественного согласия», предотвратить развитие раскола в обществе и обеспечить жизнеспособность будущего Основного закона. Тот факт, что этот набор идей с теоретической точки зрения может выглядеть противоречивым, не отменяет его ценности как основы для широкого общественного согласия.
Фактически, в российской Конституции был реализован известный принцип «взаимной безопасности»: когда противостоящие элиты или различные группы расколотого общества убеждаются, что Основной закон государства равным образом защищает их права и содержит идеи, против которых трудно возразить, они становятся заинтересованными в сохранении этого документа как инструмента «взаимного сдерживания», основы для налаживания диалога и консенсуса.
Таким образом, какой бы совершенной и жизнеспособной ни была Конституция РФ сама по себе, противоборство конкурирующих представлений и выражающих их политических сторон в переходный период может привести к искажению конституционных моделей и разрушению нового Основного закона. Поэтому в условиях перехода к новому государственному и общественно-политическому устройству, когда старая правовая и институциональная система уже распалась, а новая еще недостаточно окрепла, объективно требуется дополнительное создание специальных государственных институтов, призванных охранять, защищать и разъяснять конституционные установления, и гарантирующих утверждение конституционной законности во всех сферах жизни общества. Конституционные основы механизма защиты прав и свобод -это определенная система органов, средств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, обеспечивающих наиболее полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Проблема прав человека, имеющая не только правовой, но также политический и этический характер, становится, одним из важных разделов российского права, имеющего целью закрепление в обществе идеологии прав человека. Конституционные основы механизма охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, находятся в развитии, уточняют понимание тех или иных его элементов исходя из постоянного развития международных документов об охране и защите прав и свобод человека и гражданина,
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М.: Юридическая литература, 1993.
2. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней: Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.98 г. N 54-ФЗ.
3. О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека: Федеральный закон Российской Федерации от 04.11.95 г. № 163-Ф3.
4. Конвенция МОТ г. г. г. № 111 «Дискриминация в области труда и занятий» от 31.01.1961 г.
5. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Российский Юридический Издательский Дом. 1997.
6. Глущенко П.П. Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты: Монография. СПб., 1997. 242 с.
7. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. Сборник статей /Отв. ред. Лукашева Е.А. М., 1994. 177 с.
8. Правозащитная деятельность в условиях становления гражданского общества. Сборник научных статей. СПб., 2004. 356 с.
9. Ростовщиков И.В. Социально-юридический механизм реализации гражданских прав и свобод человека//. М.: ЗАО «ТФ «МИР», 2006.