2.6. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КРИТЕРИЙ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРАВ И СВОБОД
Костенко Наталья Ивановна, к.ю.н., преподаватель кафедры Конституционное и муниципальное право Место работы: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»
Аннотация: Статья посвящена определению роли и места Конституции в защите прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством. Автором рассматривается заложенный в Конституции РФ большой демократический потенциал, который служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство
Ключевые слова: конституции, демократия права и свободы граждан, правовой статус, правовая система, предписания конституций, конституционные гарантии, роль конституций, конституционные права граждан
THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CRITERION THE SUPREME VALUE OF MAN, HIS RIGHTS AND FREEDOMS
Kostenko Nathalie I., PhD in Law, lecturer of the chair of Constitutional and municipal law of the Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education «state University-UNPK»
Place of employment: Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education «state University-UNPK»
Abstract: the Role and place of the Constitution of the Russian Federation in the development of the legal system, the formation of the legal status of a person and citizen, the determination of their rights, duties and liability in the mechanism to ensure the implementation and protection of the constitutional rights of citizens
Keywords: Constitution, democracy, rights and freedoms of citizens and legal status of the legal system, the prescriptions of the constitutions, the constitutional guarantees - the role of constitutions, the constitutional rights of citizens
Принятие Конституции РФ стало поворотным шагом в новейшей российской истории. Её утвердил своей волей сам народ и тем самым сделал определяющий, решительный выбор в сторону свободного и прогрессивного развития, кардинального изменения политических и экономических отношений в пользу социального государства и справедливо устроенного общества, высокого престижа права и независимого суда, развития реального федерализма и полноценного местного самоуправления.
Конституция РФ явилась результатом общественного договора - по сути, настоящего общественного договора о путях долгосрочного развития страны, несмотря на то, что она принималась в очень сложной ситуации и её принятие сопровождалось весьма непростыми политическими процессами. Тем не менее, она стала ценностной платформой на десятилетия вперёд, и принесла новую прочность и государству, и тем самым создала пространство для свободного развития каждого человека и общества в целом. И в этом, кстати сказать, её кардинальное отличие от конституций предыдущего периода.
Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая не отчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая правовой характер и демократизм организации публичной власти. Россия конца XX века по формально-юридическому отношению к проблеме прав человека достаточно резко отличается от России совсем недавнего, даже десятилетнего прошлого. В Декларации прав и свобод человека и гражданина1 и на высшем конститу-
1 Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52.
ционном уровне2 закреплено, что:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются прямой обязанностью государства;
- в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
- основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
- права и свободы являются непосредственно действующими;
- они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Если в этом плане сравнить Конституцию Российской Федерации и определяющие, общепризнанные международно-правовые акты, составляющие Хартию прав человека3, то, во-первых, необходимо признать, что в Конституции России действительно закреплен широкий круг личных, социально-экономических, политических и культурных прав и свобод человека в полном соответствии с международными стандартами. Во-вторых, текущее законодательство, несмотря на отдельные отступ-
4
ления , в целом находится в рамках соответствующих конституционных норм. В случае его противоречия конституционным нормам, принципиальную и четкую пози-
2 Конституция Российской Федерации. М., 1994.
3 Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. В кн.: Права человека. Сборник международных документов. М., 1990. С. 28-65.
4 Наиболее яркий пример в этом отношении являют попытки ограни-
чить свободу выбора места жительства на территории Российской
Федерации или ограничить свободу передвижения товаров. Правда, все эти ограничения, в основном, вводятся на уровне регионального
законодательства.
цию занимает Конституционный Суд РФ5. В целом можно констатировать, что формально-юридическая основа прав и свобод человека и гражданина в России создана. Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других, конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.
Сам факт, что действующая Конституция РФ занимает сегодня второе место по «продолжительности жизни» среди всех российских конституций, говорит о ее жизнеспособности и устойчивости. Тем не менее, с момента принятия Конституции и по сегодняшний день не смолкают дискуссии о необходимости изменения Основного закона. Такие идеи циркулируют не только в экспертном сообществе, но и в общественном мнении6. Такие настроения создают риски для Конституции и политической стабильности в целом, поскольку, как указывает РФ Президент РФ В.В. Путин7, «размывание, расшатывание Основного закона, безусловно, означает предтечу к размыванию и расшатыванию самого государства». Стремление считать, что единственный способ решать любые насущные вопросы возможно только путем немедленного изменения Конституции РФ, свидетельствует о реальном положении прав и свобод человека и гражданина в России.
В основе всей западной конструкции прав и свобод человека и гражданина лежит естественно-правовая доктрина с ее идеей существования по природе человеческого существа некоторого независимого от общества и государства комплекса, основных прав и свобод. Суть этого подхода была четко выражена уже в первом законодательном документе нового времени, посвященном проблеме прав человека - Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года. Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека - свободы, собственности, безопасности и сопротивление угнетению.
Необходимым условием перехода к постиндустриальному обществу и экономике, основанной на знаниях, является пробуждение в людях внутреннего стремления к максимальной реализации своего творческого потенциала. Включение этого механизма творческого саморазвития возможно только в условиях свободы, которую нужно понимать не только гарантии прав человека и гражданина, но также свободу от нищеты и насилия, от скудости экономических возможностей и социальных лишений, от убожества структур, обслуживающих население, а также от нетерпимости или от чрезмерной активности репрес-
5 Постановления Конституционного Суда РФ по вопросам прав и свобод человека и гражданина. В кн.: Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений. Екатеринбург, 1997. С. 160 - 326. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В кн.: Гуманитарная сфера и права человека. М., 1992. С.12.
6 Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2186 (декабрь 2012 г.) «Конституция России: менять или не менять?». http://wciom.ru/index.php ^с1=459&ис1=1 13463
7 Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с судьями Конституционного суда РФ 12 декабря 2012 г. http://www.kremlin.rU/news/17119
сивных учреждений8.
Но эти условия не возникают сами по себе. Для того чтобы их создавать, развивать и поддерживать, нужны сильные государственные институты и эффективная правовая система. Как наглядно подтвердил опыт последних десятилетий XX века, реальная свобода возможна только при наличии эффективно работающего государства и стабильной конституции. «Основной закон... это живой инструмент, но в то же время нужно очень бережно относиться к его основам. Основной закон должен быть стабильным. В этом, в его стабильности, значительная часть стабильности самого государства и основных прав и свобод граждан Российской Федерации»9.
Конституция РФ - это особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, утверждающий устройство государства, использование гражданами закрепленных в конституциях политических и социально-экономических прав и свобод.
Первые представления о конституции связаны с вопросами о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты, или конституции в современном смысле этого слова, появились в ХУИ-ХУШ вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина определили необходимость ограничения абсолютной власти и подчинения неким заданным правилам. Совокупность этих воззрений лежит в основе философской и политической концепции конституцио-нализма10.
Первая конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята конституция Франции, в 1793 г. - Польши. Сегодня в мире действует около 200 конституций государств и примерно 300 конституций (уставов) субъектов федераций и автономных образований. Писаных конституций нет в Великобритании и Новой Зеландии, вместо Основного закона там действуют судебный прецедент, правовой обычай и отдельные нормативные акты в судебной интерпретации.
Первым законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», которым император Николай II даровал населению «основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов».
Принятие последующих конституций в истории Российской Федерации утверждало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых
8 Подробнее см.: Сен А. Развитие как свобода / Пер. с англ. под. ред. и с послеслов. P.M. Нуреева. М.: Новое издательство, 2004. - 432 с.
9 Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с судьями Конституционного суда РФ 12 декабря 2012 г.
10 Конституционализм - сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (демократии, базирующейся на наличии конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. Конституционализм - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Подробнее см.: Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. ред. д.ю.н., профессор С.А. Авакьян. - М: Издательская группа НОРМА -ИНФРА - М, 2001. С.304.
концепций или углубление и совершенствование прежних, а также утверждение новых принципиальных основ правового статуса личности в его отношениях с государством.
Первые конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности - сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.
Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.
Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.
Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.
Принятие Конституции РСФСР 1937 года объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии. Конституцией этого этапа было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.
Конституция 1978 года на протяжении своего срока действия претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем
и как независимого государства после распада Союза. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом11. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.
В конституции сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.
В Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны, признающая равноправие граждан - все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Она содержит целый спектр моделей желаемого будущего - в экономике, в федеративных отношениях, в политической системе, несколько базовых моделей развития государства и общества, каждая из которых за неполное двадцатилетие воплощена в жизнь в разной мере - это сумма ценностей, смыслов, процедур и технологий, образующих основу правовой системы страны12.
Живой, работающий механизм, объединяющий общество и государство в единое целое, помогающий решению ключевых задач развития страны. Именно Конституция РФ обеспечивает гарантии стабильности общества, создает необходимые условия и разумные ограничения для свободы общественного и политического творчества, способствуя адаптации государственного управления и гражданского общества к новым вызовам стремительно меняющейся современности13.
Современная конституция определяет принципы отношений в системе человек - общество - государство, закрепляет основы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина,
11 См.: Медушевский А.Н. Конституционные циклы в Центральной и Восточной Европе // Социологический журнал, 2004. № 3-4; Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1998; Страшун Б.А. Вступительная статья // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М.: МОНФ, 1997. С. 1-15; Lewenstein К. Verfassungslehre. Tubingen: Mohr, 1969.
12 Бабанцев Н.Ф., Тэпс Д.С.М. Конституция Российской Федерации -правовая основа правовой системы журнал «Черные дыры в Российском законодательстве». 2012. № 3. С. 10-12
13 Дудков А.М. Гарантии целостности и неприкосновенности территории государства как условие обеспечения национальной безопасности журнал «Черные дыры в Российском законодательстве». 2013. № 3. С. 13-15
очерчивает функции государства, устанавливает структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления. Конституция является «многомерным» объектом и оказывает непосредственное влияние на все стороны жизни общества и государства.
Новая конституция может быть принята - либо на основе договора, либо на основе отсутствия согласия -октроированная14. На практике принятие конституции происходит с использование тех или других элементов в зависимости от потребностей текущей политической ситуации. События, которые происходили в конце XX века в СССР, России, а также на всем постсоветском пространстве, отражены в теориях и научных школах1 . Этому переходному периоду свойственны общие закономерности, не зависящие от географических, хронологических или культурных факторов. Среди таких закономерностей, можно выделить неустойчивость16, объективную неце-
17
лостность системы ; появление различных переходных форм. Эти факторы положили начало системной трансформации в СССР, которая означала состояние временного хаоса, когда старый социальный порядок и институты оказались почти разрушены, а новые еще не созданы18. Проблема всех переходных периодов заключается в том, что одновременно существуют несколько моделей развития, несколько концепций желаемого будущего и несколько политических «команд», конкурирующих за
19
один и тот же ресурс .
Сегодня конституция в современном мире является не столько закреплением сложившегося общественного консенсуса, сколько специальным механизмом, необходимым для построения нового социального порядка -инструментом управления социальными преобразованиями.
Такой подход к основному закону любого государства является достаточно новым для классического конституционного права. Более того, в условиях кризиса «Ва-
14 Октроированная конституция (от франц. octroyer - жаловать, даровать) - конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов. См.: История современной России: проблемы, документы, факты (1985-1999) / Материалы международной конференции 25 октября 2010 года. В 2 т. T.l. M.: Фонд современной истории, Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 32-39; Стародубровская И.В., May B.A. Великие революции: От Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2004.
15 Например, В.А. May называет 1985-1999 годы временем «революционной трансформации», поскольку в этот период одновременно происходили четыре трансформационных процесса в условиях коллапса государства: кризис индустриального общества, трансформация экономической и социальной структуры общества в постиндустриальную; кризис коммунистической системы; макроэкономический и финансовый кризис; политический кризис, или полномасштабная революция См.: История современной России: проблемы, документы, факты (1985-1999) / Материалы международной конференции 25 октября 2010 года. В 2 т. T.l. M.: Фонд современной истории, Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 32-39; Стародубровская И.В., May B.A. Великие революции: От Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2004.
16 Радаев В.В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. М., 1995. С.5; Шургалина ИМ. Формирование новой теоретической парадигмы и методологические проблемы изучения переходных процессов и социально-экономических трансформаций // Экономическая теория на пороге XXI века. СПБ., 1996. С. 362.
17 Моисеев НИ. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии. 1981. № 3. С. 3.
18 Белокрылова О.С, Волъчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2000.
19 ЯникАА. История современной России: Истоки и уроки последней
российской модернизации (1985-1999). М.: Фонд современной исто-
рии; Изд. Моск. ун-та, 2012. - С. 598-599.
шингтонской гипотезы»20 особенно активно проводятся исследования, направленные на изучение взаимосвязи внутреннего устройства демократических конституций, их устойчивости и способности содействовать созданию и поддержанию нового социального порядка21.
Конституция РФ 1993 года - инструмент строительства новой России. Будучи актом высшей юридической силы и прямого действия, Основной закон выступает не только как правовой документ, но и как система мировоззрения, как логически структурированный свод принципов, идей и представлений о том, какой должна быть в будущем наша страна. Конституция РФ закрепляет в своих положениях ценности и принципы конституционного и должного, формируя тем самым контуры новой России. Сама формула «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство» по-прежнему остается в значительной степени целью, а не констатацией факта. Более того, конструктивный потенциал Конституции РФ, ее способность переформатировать в соответствии с новыми принципами окружающую действительность ограничивается возможностями общественной системы воспринимать новое.
Закрепление в Конституции РФ перспективы развития общества имеет большой практический смысл, особенно в период крупных социально-экономических перемен.
Во-первых, утверждая в акте высшей юридической силы нормы-принципы и нормы-цели, Конституция ограничивает стихию общественного творчества достаточно широкими, но при этом очень жесткими рамками реальных политических и правовых возможностей. Следует отметить, что наличие естественных прав человека непосредственно связывалось с формированием гражданского общества, состоящего из независимых автономных и самодостаточных индивидов, реализующих в отношениях с другими индивидами свои частные интересы. Эта совокупность частных интересов выступала как основа формирования путем общественного договора государственной власти, призванной обеспечивать и охранять независимо от нее возникшие естественные права и свободы человека.
Во-вторых, модель будущего позволяет задавать четкие векторы необходимых трансформаций, определять и нормативно закреплять критерии успешности развития. По сути, естественное право - это форма реализации свободы частного лица, что прямо констатировалось в законодательных актах. Так, в статье четвертой той же Декларации прав человека и гражданина провозглашалось, что «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами»22.
В-третьих, образ желаемого будущего, вобравший в себя идеи и ценности, одинаково важные для большинства граждан, формирует основу для налаживания ре-
20 «Вашингтонская гипотеза» (своеобразное «политическое измерение» стандартного пакета макроэкономических реформ, известного под названием «Вашингтонский консенсус») - идея, предполагающая, что следствием глобального внедрения либеральной экономики является становление и развитие либеральной демократии. Подробнее см.: Яник А.А. Указ. соч.-С. 214.
21 См., например: американский «Компаративный конституционный проект» - http://www.comparativeconstitutionsproject.org /boardofadvisors.htm с его сайтом «Ресурсы для конституционного дизайна - http://www.constitutionmaking.org
22 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В кн.: Гуманитарная сфера и права человека. М., 1992. С.12.
ального диалога и постепенного формирования широкого общественного согласия. Заметим, что в этом подходе к правам человека нет не только указания на некоторую единую совместную цель, но даже указания на общее благо. Свобода одного индивида против свободы другого индивида - вот суть научной доктрины прав и свобод человека. Не случайно само право в ней классически определялось как совокупность условий, при которых произвол одного индивида совместим с произволом другого (И. Кант)23.
Конституционная модель отношений государства и общества впервые в истории нашей страны построена на главном императиве современного мира - это гуманизм и права человека. Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценность провозглашаются человек, его права и свободы. Мы редко задумываемся о том, как, когда и при каких условиях эта декларация может стать реальностью. Это случится не раньше, чем нам удастся обеспечить или хотя бы заметно приблизить подлинное равенство всех перед законом и судом.
В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующая допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.
Определенные ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др.
Кроме Конституции права и свободы человека получают конкретизацию и развитие в федеральных и федеральных конституционных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конкретно право человека, его интересы и свободы гарантируются следующими актами, такими, как «О прожиточном минимуме»; «О минимальных размерах труда»; «О введении пособий по малообеспеченности»; «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»; «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; «О референдуме Российской Федерации»; «Об основах законодательства Российской Федерации», «Об охране труда»; «Об охране здоровья граждан»; «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О свободе вероисповедания» «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и многими другими. В рамках СНГ действует «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека», которая была Государственной Думой РФ 6 декабря 1994 г.
Конституция РФ, которая ставит во главу угла естественный характер прав человека и суверенитет народа,
23 Кант И. Соч. Т.4. Ч.2. С.140.
обязана сформулировать пределы государству, которое в силу своей природы при всех формах правления стремится освободиться от любых ограничений его абсолютной власти. Устанавливая принцип разделения властей, систему сдержек и противовесов, принципы «двойного», а то и «тройного» ключа для принятия органами государства важнейших решений и актов, Конституция Российской Федерации обеспечивает возможность взаимного контроля ветвей власти и одновременно создает поле для их согласованного взаимодействия.
В статье 19 Конституции РФ провозглашено, что все равны перед законом и судом. Далее указано, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям...» и так далее. Таким образом, Конституция РФ прямо запрещает нарушать принцип равенства граждан перед законом и судом.
В Конституции РФ есть часть 2 статьи 8, где установлено, что частная собственность в России признается и защищается равным образом наряду с государственной, муниципальной и прочими. А в статье 35 уточняется, что «право частной собственности охраняется законом», «каждый вправе иметь имущество в собственности» и не может быть его лишен иначе как по решению суда. При этом «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Таким образом, идея лишать людей их имущества и собственности или, вынуждать к отказу от собственности, защищена на конституционном уровне.
Стабильность любой Конституции проявляется, прежде всего, в том, что позволяет государству, обществу, культуре развиваться и отвечать на вызовы времени, не теряя своей национальной идентичности. Одним из существенных факторов сохранения стабильности конституционного акта стала его «внутренняя противоречивость». Эта «внутренняя противоречивость» Конституции РФ, с одной стороны, объективно отражает общий контекст переходного периода, с другой стороны, является следствием стремления максимально учесть и сохранить базовые ценности, значимые для различных слоев российского общества.
Включение в текст Конституции различных идей и принципов, которые в целом поддерживаются большинством населения, позволило сформировать в сложнейший период «точки общественного согласия», предотвратить развитие раскола в обществе и обеспечить жизнеспособность будущего Основного закона. Тот факт, что этот набор идей с теоретической точки зрения может выглядеть противоречивым, не отменяет его ценности как основы для широкого общественного согласия. Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуя между собой. При защите прав и свобод человека и гражданина борьба противоречивых интересов диктует необходимость решения вопроса о возможном приоритете реализации того или иного конституционного принципа. В любом случае, признавая приоритет конституционного принципа территориальной целостности, государственной безопасности Российской Федерации, следует исходить из того, что это делается во имя признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции).
Таким образом, какой бы совершенной и жизнеспособ-
ной ни была Конституция РФ сама по себе, противоборство конкурирующих представлений и выражающих их политических сторон в переходный период может привести к искажению конституционных моделей и разрушению нового Основного закона. Поэтому в условиях перехода к новому государственному и общественно-политическому устройству, когда старая правовая и институциональная система уже распалась, а новая еще недостаточно окрепла, объективно требуется дополнительное создание специальных государственных институтов, призванных охранять, защищать и разъяснять конституционные установления, и гарантирующих утверждение конституционной законности во всех сферах жизни общества.
Принципиальное значение для российского правосознания имеет, то, что отношение к праву, к правам и свободам человека возможно только через осознание некоторого нравственного идеала как цели практического бытия. Поэтому любая правовая проблема для российского правосознания неразрывно связана с ценностями добра и справедливости, правды, человечности и любви. Лишенные этих ценностей правовые категории перестают иметь и собственно правовое значение, поскольку теряют глубинный идейный смысл, важный для российского человека. О значимости этих идеалов для российского человека говорит хотя бы тот факт, что он, как правило, готов, в отличие от типичного западного человека, поступиться частными благами, отдельными правами и свободами ради достижения нравственно высоких идеальных целей.
Попытка сместить российскую правовую систему в плоскость иных ценностей и чисто механически перенести на российскую почву иную концепцию прав и свобод человека приводит к глубокому кризису в российском правосознании, в конечном счете - к девальвации самой идеи прав и свобод человека и гражданина. Признавая значение международной системы прав и свобод человека и гражданина, мы должны искать ее собственное обоснование, дополнять ее теми идеями, насыщать идеалами, которые определяются особенностями российского духа. Не освещенные российской духовностью конституционные права и свободы человека обречены в России на формальное существование.
Список литературы:
1. Lewenstein К. Verfassungslehre. Tubingen: Mohr, 1969.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52.
3. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Собрание Узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, 1 марта 1937 г. № 2.
4. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята 12 апреля 1978 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва) // Ведомости Верховного Совета РСФСР 1978. № 15. Ст. 407.
5. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР от 20 июля 1918 г. № 51.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
7. Бабанцев Н.Ф., Тэпс Д.С.М. Конституция Российской Федерации - правовая основа правовой системы журнал «Черные дыры в Российском законодательстве». 2012. № 3. С. 10-12
8. Дудков А.М. Гарантии целостности и неприкосновенности территории государства как условие обеспечения национальной безопасности журнал «Черные дыры в Российском законодательстве». 2013. № 3. С. 13-15
9. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1998.
10. Медушевский А.Н. Конституционные циклы в Центральной и Восточной Европе // Социологический журнал, 2004. № 3-4.
11. Страшун Б.А. Вступительная статья // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М.: МОНФ, 1997. С. 1-15.
Reference list:
1. Lewenstein, K. Verfassungslehre. Tubingen: Mohr, 1969.
2. The Declaration of the rights and freedoms of man and citizen // Vedomosti of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. No. 52.
3. Constitution (fundamental Law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (approved by the Resolution of the Extraordinary XVII all-Russian Congress of Soviets on January 21, 1937) // the Collection of Statutes and orders of the workers 'and peasants'
Government of the RSFSR, March 1, 1937, No. 2.
4. Constitution (fundamental law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (adopted April 12, 1978, at the extraordinary session of the Supreme Soviet of the USSR ninth convocation) // Bulletin of the Supreme Soviet of the RSFSR 1978. No. 15. Article 407.
5. Constitution (fundamental law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic (adopted by the fifth all-Russian Congress of Soviets in its meeting held on July 10, 1918) // the Collection of statutes and orders of the Worker and Peasant Government of the RSFSR of July 20, 1918, No. 51.
6. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (including the amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FKZ) // Sz the Russian Federation. 04.08.2014. No. 31. Article 4398.
7. Babintsev N. F., Taps D. C. M. the Constitution of the Russian Federation - legal basis of the legal system log "Black holes in the Russian legislation". 2012. No. 3. C. 10-12
8. Gudkov A. M. Ensure the integrity and inviolability of the territory of a state as a condition of national security journal "Black holes in the Russian legislation". 2013. No. 3.
C. 13-15
9. Medushevsky A. N. Democracy and authoritarianism: the Russian constitutionalism in comparative perspective. M.: ROSSPEN, 1998.
10. Medushevsky A. N. Constitutional cycles in Central and Eastern Europe // Sociological journal, 2004. No. 3-4.
11. Strachan A. B. introduction // the Constitution of the States of Central and Eastern Europe. M.: Moscow public science Foundation, 1997. S. 1-15.