Научная статья на тему 'Динамика развития прав человека в новейшем конституционном законодательстве России'

Динамика развития прав человека в новейшем конституционном законодательстве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
996
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / ЛИЧНЫЕ ПРАВА / ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CONSTITUTIONAL REFORM / INDIVIDUAL RIGHTS / THE CONSTITUTION DRAFTS / CONSTITUTIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрианова Валерия Валерьевна

В статье представлена авторская точка зрения на классификацию этапов конституционной реформы. При использовании исторического критерия выделены три этапа развития прав человека в новейшем конституционном законодательстве России. Проанализированы причины конституционной реформы в России, некоторые проекты Конституции на предмет закрепления личных прав. Определена значимость Декларации прав и свобод человека и гражданина в сфере закрепления личных прав человека в России. Обоснована авторская точка зрения на современный этап прав человека в законодательстве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития прав человека в новейшем конституционном законодательстве России»

УДК 342

В. В. Андрианова

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В НОВЕЙШЕМ КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Аннотация. В статье представлена авторская точка зрения на классификацию этапов конституционной реформы. При использовании исторического критерия выделены три этапа развития прав человека в новейшем конституционном законодательстве России. Проанализированы причины конституционной реформы в России, некоторые проекты Конституции на предмет закрепления личных прав. Определена значимость Декларации прав и свобод человека и гражданина в сфере закрепления личных прав человека в России. Обоснована авторская точка зрения на современный этап прав человека в законодательстве России.

Ключевые слова: конституционная реформа, личные права, проекты Конституции, конституционное законодательство.

Abstract. The article presents the author's point of view on the classification of stages of the constitutional reform. Based on historical criteria, the author has identified three stages of human rights development in the latest constitutional legislation of Russia. The article analyzes the causes of the constitutional reform in Russia and some drafts of the Constitution for securing individual rights. The researcher determines the significance of the Declaration of human rights and freedoms of individuals in securing individual rights in Russia. The article gives the authors' point of view on the current stage of human rights in Russian legislation.

Key words: constitutional reform, individual rights, the constitution drafts, constitutional law.

Анализ теоретических концепций о причинах конституционной реформы новейшего периода в России позволил выделить несколько подходов: либеральный, консервативный, национально-патриотический, геополитический, марксистский. Представители каждого из подходов по-своему обосновывают актуальность, прогрессивность или, наоборот, реакционность, неле-гитимность проводимых реформ начала 1990-х гг. в России, в том числе и конституционной реформы.

Классификация этапов конституционной реформы основана на историческом критерии. Предлагается три этапа развития новейшего конституционного законодательства в современной России. Первый этап конституционной реформы (1990 г. - август 1991 г.) - советский, который продолжался до запрета КПСС и развала СССР. Этот период связан с началом работы Конституционной комиссии и с появлением большинства конституционных проектов. Второй этап (август 1991 г. - декабрь 1993 г.) - постсоветский, связан с завершением работы Конституционной комиссии и с началом работы Конституционного совещания. Для второго этапа конституционной реформы было характерно появление президентского проекта, отражавшего интересы пришедших к власти новых политических групп и который в дальнейшем был официально положен в основу работы Конституционного совещания. Однако в области закрепления и признания прав и свобод человека и гражданина большую роль сыграл проект Конституционной комиссии, многие по-

ложения которого вошли в проект, одобренный Конституционным совещанием, а затем в текст российской Конституции.

Третий этап - реализация новелл конституции в действующем законодательстве и правоприменительной практике.

В научной литературе среди причин конституционной реформы 19901993 гг. выделяют экономические, социальные, политические (международные и внутригосударственные), идеологические (мировоззренческие), правовые [1].

Правовые причины сыграли значительную роль. К ним можно отнести необходимость преодоления тоталитарных и бюрократических тенденций в советском праве - именно это дало импульс гуманизации правовой системы. Внедрение международных стандартов прав человека во внутригосударственное право России повлекло принятие российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Безусловно, она является политиконравственным документом и национальным стандартом, который воспринял универсальную концепцию прав человека, зафиксировал весь каталог гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, правовые гарантии реализации и способы ограничения прав. Закрепив основные права и свободы человека и гражданина, Декларация оказала существенное влияние на содержание ряда проектов Конституции РФ. Следует отметить, что не весь закрепленный ею перечень прав и свобод вошел в ныне действующую Конституцию РФ. Тем не менее заслуга этого документа видится не столько в нормативном аспекте: Россия, принимая этот документ, признала международные стандарты прав человека; сделала шаг в признании международных принципов и норм международного права составной частью правовой системы России, в сотрудничестве с международным сообществом в области охраны и защиты прав человека.

И. В. Шишенина выделяет особую группу гуманитарных причин конституционной реформы в России, заключающихся в серьезных недостатках в области реализации и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в СССР, а также в необходимости их юридического признания и развития в нашей стране. Гуманитарный фактор явился существенным моментом, в котором переплелись экономические, социальные и политические проблемы [2, с. 8].

В период конституционной реформы в России в 1990-1993 гг. были выдвинуты и подвергнуты общественному, официальному рассмотрению и обсуждению проекты Конституции РФ, которые условно подразделены на две группы.

Первая группа - официальные проекты Конституции РФ: проект Конституции РФ, подготовленный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ, и проект Конституции (Основного Закона) РФ, подготовленный по инициативе Президента РФ. Как известно, впоследствии президентский проект дорабатывался и был одобрен Конституционным совещанием.

Ко второй группе относятся авторские альтернативные проекты Конституции РФ, отвечающие следующим критериям: проекты Конституции РФ обладали целостной структурой и были опубликованы в СМИ; в них нашли воплощение интересы различных социальных групп, общественных движений, политических партий; они получили серьезный общественный резонанс. К ним можно отнести следующие авторские альтернативные проекты: проект

Администрации Президента РФ, подготовленный рабочей группой под руководством С. М. Шахрая - проект Конституции РФ «Вариант «0»; проект РКРП «Конституция (Основной Закон) РСФСР» (автор Ю. М. Слободкин); проект Конституции РФ, подготовленный группой народных депутатов РФ (проект депутатской фракции «Коммунисты России» Верховного Совета РФ, проект КПРФ); проект группы А. А. Собчака - С. С. Алексеева, который был поддержан Российским движением демократических реформ (РДДР); проект, подготовленный группой ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института под руководством В. Т. Кабышева.

Концептуальные подходы к правам человека авторами проектов определялись их теоретическими позициями, политическими платформами, отношением к реформам и видением будущего развития России. Исследователи выделяют два вида проектов, основывающихся на кардинально противоположных либеральных и марксистских концепциях. Либеральные проекты Конституции (проект Конституционной комиссии; проект С. М. Шахрая «Вариант «0»; президентский проект; проект РДДР) зафиксировали необходимость проведения либеральных реформ и утверждали демократические ценности мировой цивилизации. Среди либеральных конституционных проектов обозначились три группы проектов: 1) проекты, которые заимствовали концептуальные принципы американской Конституции 1787 г. (проект С. М. Шахрая, отчасти проект РДДР); 2) проект Конституционной комиссии, ощутивший на себе влияние Конституции ФРГ 1949 г.; 3) президентский проект Конституции РФ, который во многом воспринял модель французской Конституции 1958 г. [2, с. 8]

Коммунистические проекты противостояли либеральным тенденциям. Они утверждали необходимость сохранения для России социалистического пути развития, защиты прав трудящихся, обеспечения их материальными гарантиями. Проект РКРП был построен на положениях Конституции РСФСР 1918 г., а проект КПРФ основывался на Конституции РСФСР 1978 г. с последующими изменениями. Несомненный интерес в концептуальном плане представляет центристский проект Саратовского юридического института, основанный на сочетании принципов советской государственности и одновременно либеральных конституционных ценностей.

Наиболее широкий каталог прав и свобод человека и гражданина содержали проекты Конституционной комиссии и КПРФ, и с этим мнением автор согласен. Гражданские (личные) права наиболее полно были отражены в указанных двух проектах. Исследование формулировок права на жизнь показало, что наиболее радикальный вариант, т.е. отмена смертной казни, был записан в проекте РДДР.

В наиболее полном виде содержание международных документов отражено в проекте Конституционной комиссии. Другие проекты также использовали в большей или меньшей степени достижения международного сообщества в области прав человека. Проекты в свою очередь основывались и на общих подходах и принципах российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.

5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР была принята Декларация прав и свобод человека, а 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР - Декларация прав и свобод человека и гражданина [3]. Последняя

повлекла за собой полное обновление раздела II Конституции РСФСР 1978 г. «Государство и личность».

Декларация прав и свобод человека и гражданина отказалась от классового подхода при закреплении правового статуса личности, который был важнейшим в социалистической доктрине правового статуса личности.

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (глава V) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (глава VI).

Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина права человека и гражданина признавались высшей ценностью, что закреплялось в ст. 1 Декларации.

Согласно ст. 3 Декларации все равны перед законом и судом. Причем на государство возложена обязанность гарантировать равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Декларация провозгласила равные права и свободы мужчин и женщин и предусмотрела юридическую ответственность по закону лиц, виновных в нарушении равноправия граждан.

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. восприняла универсальную концепцию прав человека, зафиксировала весь круг гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также правовые гарантии реализации и способы ограничения прав.

К их числу относятся: право на жизнь и стремление государства к полной отмене смертной казни (ст. 7 Декларации), в соответствии с этой нормой в УК РСФСР произошло сокращение числа составов преступлений, в качестве наказания за которые она предусматривалась [4], право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 8), право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.

Также, в соответствии с Декларацией, закреплялись право на уважение и защиту чести и достоинства человека (ст. 9), право на жилище, а малоимущим гражданам предоставлялось бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов (ст. 10), право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (ст. 12), право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений (ст. 13), право определять свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке (ст. 16).

Впервые в ст. 13 Декларации 1991 г. было закреплено право искать, получать и свободно распространять информацию. Данное право может быть ограничено законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны.

Декларация прав и свобод человека и гражданина закрепляла определенный круг гарантий: возможность защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону (ст. 30); обязанность государственных органов, учреждений и должностных лиц обеспечи-

вать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 31); гарантии судебной защиты при нарушении прав и свобод человека и гражданина решениями и деяниями должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, ущемляющих права граждан (ст. 32); право граждан на пользование квалифицированной юридической помощью (ст. 37) и др.

Впервые в России был закреплен парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, который возлагался на Парламентского уполномоченного по правам человека (ст. 40).

Таким образом, Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. заметно расширила круг прав и свобод человека и гражданина, закрепила гарантии этих прав.

С принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. в России начался период, в рамках которого произошел поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности.

Следует согласиться с мнением о том, что гражданские (личные) права человека, закрепленные в действующей Конституции РФ 1993 г., в значительной степени соответствуют международным стандартам. При разработке данной категории прав законодатель учел положительные тенденции конституционных проектов, особенно проекта Конституционной комиссии, а в некоторых случаях улучшил формулировки этого проекта [5].

Тем не менее наиболее обоснованным было закрепление юридических гарантий прав в проекте Конституционной комиссии и проекте С. М. Шахрая, и многие из них зафиксированы в тексте Конституции 1993 г. Конституционные проекты уделили определенное внимание и экономическим гарантиям, но законодатель не закрепил наиболее важные из них.

К правовым гарантиям прав человека можно отнести конституционные ограничения прав человека. В современной литературе по вопросу ограничения прав бытуют различные мнения и подходы: в силу значимости ограничения прав вообще, в силу необходимости обеспечения общественной безопасности и противодействия терроризму [6] и ограничения индивидуальных (прежде всего личных) прав [7, 8] - исследуются конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [9]; индивидуальные ограничения прав и свобод гражданина как правовой институт [10] и как теоретическая и практическая проблема [11] и др.

Возвращаясь к исследуемой сфере, отметим следующее. Среди проектов Конституции РФ обозначились два подхода к проблеме конституционных способов ограничения прав: 1) президентский проект и проект РДДР в основном установили общие основания ограничения прав; 2) проекты КПРФ и Конституционной комиссии, проект С. М. Шахрая и саратовский проект использовали комплексный подход, т.е. наряду с общими основаниями ограничения постатейно установили способы ограничения применительно к каждому праву.

Наиболее полно и всесторонне в соответствии с российской Декларацией 1991 г. и международными актами по правам человека вопрос способов ограничения прав изложен в проекте Конституционной комиссии и проекте С. М. Шахрая [12].

Проект РДДР предусмотрел личную ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав; ввел публичный пост по охране и защите прав человека - Народного защитника. Достоинство саратовского проекта и проекта Конституционной комиссии может быть выражено в том, что их авторы закрепили право граждан на индивидуальную жалобу в Конституционный суд РФ для защиты своих прав. Проект КПРФ гарантировал гражданам реализацию прав в коллективной форме.

Следует отметить, что авторы конституционных проектов предлагали различные пути и варианты признания и закрепления прав человека, возможности становления правового статуса человека и гражданина в России, тем не менее не все из этих возможностей были использованы законодателем при подготовке текста российской Конституции.

К ним можно отнести: раздел «Гражданское общество», предусмотренный только проектом Конституционной комиссии; широкие гарантии прав общественных объединений, предусмотренные коммунистическими проектами; положение проекта РКРП о том, что земля не является предметом купли-продажи, залога; право на труд, предусмотренное всеми конституционными проектами, кроме президентского и проекта РДДР. Стабильная и невысокая квартирная плата, бесплатное медицинское обслуживание; бесплатное образование всех уровней, предоставление государственных стипендий и льгот учащимся, обеспечение бесплатным питанием и бесплатными учебниками в школах было предусмотрено коммунистическими проектами.

Значимость проекта Конституции Конституционной комиссии в том, что ее гуманистические принципы легли в основу ныне действующей Конституции РФ; в области прав и свобод человека и гражданина многие положения президентского и альтернативных проектов прямо или косвенно повлияли на текст действующей Конституции РФ.

Третий этап, по мнению автора, характеризуется несколькими критериями. Во-первых, это разработка и принятие прямо и косвенно предусмотренных в Конституции России законов, закрепляющих и регулирующих механизм реализации прав человека. Во-вторых, правоприменительная деятельность органов публичной власти в этой сфере, включающая и значимую роль Конституционного суда в исследуемой сфере. В-третьих, привлечение актов международного уровня и практики международных органов и организаций в сфере прав человека.

Список литературы

1. Шишенина, И. В. О причинах российской конституционной реформы 19901993 гг. / И. В. Шишенина // Право и жизнь. - 2005. - № 86 (9).

2. Шишенина, И. В. Права человека в российских конституционных проектах (1990-1993 гг.) : автореф. ... канд. юрид. наук / Шишенина И. В. - Волгоград,

2006.

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР) от 22 ноября 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

4. Уголовный кодекс РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 27.10.1960) (в ред. от 30.07.1996) // ВСНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. -Ст. 1867.

5. Шишенина, И. В. Гражданские права человека в российских конституционных проектах (1990-1993 гг.) / И. В. Шишенина // Права человека в современном

обществе (к 60-летию ООН и Всемирному дню прав человека) : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. (г. Москва, 6 декабря 2005 г.) / отв. ред. О. В. Собчен-ко, М. Р. Шагалов, А. Ю. Шумилов. - М., 2006.

6. Грецова, Е. Е. Обеспечение общественной безопасности и противодействие терроризму как основания ограничения прав и свобод человека в международном праве / Е. Е. Грецова // Российская юстиция. - 2008. - № 5.

7. Зайцева, А. М. Пределы ограничения права на жизнь / А. М. Зайцева // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 18.

8. Кибальник, А. Г. Об ограничении конституционного права на тайну личной (частной) жизни / А. Г. Кибальник, И. Г. Соломоненко // Общество и право. -2008. - № 2.

9. Пирбудагова, Д. Ш. К вопросу о конституционных пределах ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Д. Ш. Пирбудагова // Юридический мир. - 2009. - № 12. - С. 14-18.

10. Шапсигов, А. М. Индивидуальное ограничение прав и свобод гражданина как правовой институт / А. М. Шапсигов // Конституционное и муниципальное право. -

2007. - № 18.

11. Лазарев, В. В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема / В. В. Лазарев // Журнал российского права. - 2009. - № 9.

12. Шишенина, И. В. Проблема правомерного ограничения гражданских прав человека / И. В. Шишенина // Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики : моногр. / под ред. д.ю.н., проф. Ф. М. Рудинского. - Волгоград : ВА МВД России, 2004.

Андрианова Валерия Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, филиал «Угреша» Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

(г. Дзержинск, Московская область)

E-mail: [email protected]

Andrianova Valeriya Valeryevna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of public law disciplines, branch of "Ugresha" International University of Nature, Society and Man "Dubna"

(Dzerginsk, Moscow Region)

УДК 342 Андрианова, В. В.

Динамика развития прав человека в новейшем конституционном законодательстве России / В. В. Андрианова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 3 (19). -

С.27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.