1 яи***
конституционные основы экономической деятельности
Капыш Владимир Петрович, кандидат юридических наук, генеральный директор холдинга «Технологии Безопасности» Государственной корпорации «Ростех», e-mail: [email protected].
Аннотация. В работе раскрыто содержание отдельных статей Конституции
России, касающихся концепции развития отечественной экономики на основе анализа конституционных норм, показаны основы экономической деятельности в Российской Федерации, а также дана теоретическая конструкция «экономической конституции» и ее специфические черты.
Ключевые слова: конституционно-правовая основа, экономическая деятельность, экономическая конституция, экономические права человека и гражданина, конституционные права, экономическая свобода, конституционные гарантии.
На современном этапе развития заметно возрастает актуальность совершенствования конституционных основ регулирования процессов, происходящих в экономической жизни государства. Теоретические вопросы конституции и конституционного права должны способствовать выполнению практических задач модернизации общества и государства1. В ходе конституционного реформирования применяются различные подходы к решению вопроса об участии государства в управлении экономической деятельностью.
Конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя современной России, представляющие собой фундамент устойчивого как социально-экономического, так и правового, в частности, конституционного строя.
В нынешней российской Конституции содержатся следующие виды норм и принципов относительно экономической деятельности: 1) нормы, устанавливающие экономический публичный порядок; 2) принципы свободы экономической деятельности, единого экономического пространства,
1 См.: Авакьян С. А. Конституция Российской Федерации: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.
многообразия и равноправия различных форм собственности, защиты конкуренции (ст. 8), социального характера государства (ст. 7); 3) конституционные нормы об основных экономических правах и свободах и основных правах, имеющих хозяйственно-конституционное значение, а также о конституционных гарантиях предпринимательства (ч. 2 ст. 34; ч. 1 ст. 74; ч. 2 ст. 75).
Конституция РФ формирует концепцию развития отечественной экономики, закрепляя такие основные права и свободы гражданина, как свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), представляющая собой не только субъективное право, но и базу для провозглашения основных экономических прав человека и гражданина. Предусмотрено право на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8); на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27); на свободу договора (ч. 2 ст. 35); на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34); на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности ( ст. 34); частной собственности (ст. ст. 35, 36); свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37); на интеллектуальную собственность (ст. 44); на возмещение государством ущерба (ст. 53); закреплены гарантии свободы экономической деятельности и защиты предпринимательства всех форм собственности (ст. 35, 36).
Как отмечает Г А. Гаджиев, «содержащиеся в ст. 8 Конституции РФ принципы формируют основы конституционного экономического строя. Эти принципы лежат в основе большой совокупности конституционных норм, связанных между собой логико-правовыми связями и в силу этого представляющих собой определенное единство, подсистему конституционно-правовых норм, построенную с использованием концепции «экономической конституции»»1. Данная теоретическая конструкция, встроенная в систему конституционного права, пытается объяснить, как Конституция регулирует экономические отношения.
В начале XX в. термин «экономическая конституция» широко употреблялся представителями разных общественных наук в Европе в различных контекстах и значениях, будучи частью европейского дискурса. Во времена Веймарской республики вопросы «экономической демократии» были предметом дискуссии представителей разных социальных наук. Концепция «экономической конституции» развивалась прежде всего социологами2. Экономисты также использовали этот термин в различных значениях, главным образом, для характеристики экономической организации обществ3. Еще до углубленной разработки фрайбургской школой проблемы экономической конституции в один год вышли две работы, в которых он
1 Гаджиев Г. А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 2.
2 Balerstedt K. Wirtschaftsverfassungsrecht // Die Grundrechte. Vol. III. 1.1958. P. 3; Ehmke H. Constitución y economia // Revista de Derecho Constitucional Europeo. Granada. 2006. № 5. P. 333.
3 Perpinya Grau R. De economiahispana: contribucion al estudio de la constitucioneconomica de Espana y de supoliticaeconomica, especialmente la comercial exterior. Madrid, 1936.
Капыш В.П.
«Конституционные основы...»
39
3/2015
употреблялся в юридическом смысле1. Вместе с тем концепция «экономической конституции» не сводится только к вопросам воздействия государства на экономику и установлению границ государственного регулирования экономической сферы. Важным компонентом экономической конституции являются экономические права и свободы как особая группа прав и свобод и как право собственности и свобода экономической деятельности, а также вопросы взаимоотношений труда и капитала. Исследование границ прав и свобод, а также форм их конституционной защиты позволяет конкретизировать эту сторону экономической конституции.
По мере разработки общетеоретических аспектов экономической конституции стали проводиться исследования конкретных национальных экономических конституций Германии, Франции, Испании, Италии, Португалии, Австрии, а также и других стран. В течение XX в. в западноевропейских странах сформировались группы ученых, которые специализировались на исследованиях национальных конституций, разрабатывая различные аспекты концепции «экономической конституции».
К началу 90-х гг. XX в. учеными была произведена огромная работа по исследованию конкретных национальных моделей экономической конституции в Европе, своего рода ревизия теории правового государства применительно к экономической области. Это позволило выработать национальные трактовки концепции «экономической конституции», адаптированные к реалиям определенных стран.
Все это позволило в последующем при осуществлении анализа экономических положений конституций не обосновывать подробно исходные теоретические начала, а просто ссылаться на какую-либо общепризнанную или наиболее приемлемую для них трактовку понятия экономической конституции и развивать исследование ее отдельных сторон. В результате в научных статьях по вопросам экономической конституции 90-х гг. ХХ века изложение концептуальных основ заменяется ссылками на исследования других авторов2, что свидетельствует не только о высокой степени разработанности концепции, но и о достижении определенного консенсуса в научном сообществе по поводу ее основных параметров.
Будучи сопряженной с концепцией социального государства, экономическая конституция сегодня может превратиться в конституционно-правовую основу социально ориентированной рыночной экономики.
Ю. А. Тихомиров указывает на то, что в природе конституционного регулирования разных стран есть общие черты. Рассматривая классификацию конституций и конституционно-правовое регулирование с
1 Schmitt C. Der Huter der Verfassung. Brl., 1931. S. 165-166; Neumann F. Ubre die Voraussetzungen und den Rechtsbegriff der Wirtschaftsverfassung // Die Arbeit, 1931. P. 588.
2 Cm.: Rill H. P. Die Wirtschaftsverfassungsterreichs // Staat und Recht. Potsdam, 1990. Jg. 39. № 11. S. 892; Petersman E. -U. Die Wirtschaftsverfassung der Schweiz und der EWG-Vertrag // Aussenwirtschaft. 1992. Jg. 47. H. III. S. 302.
учетом особенностей политических теорий, устройства власти и экономики, культуры и традиций страны, исторического этапа государственно-правового развития, он отмечает высокую нормативно-регулятивную роль конституций в романо-германской правовой системе конституционные принципы общего права, социально-правовые характеристики государств в странах Латинской Америки, тесное слияние конституционных положений с принципами мусульманского права1. Таким образом, модель экономической конституции приемлема для разных регионов и правовых систем. Так, например, в Латинской Америке сложилась обширная литература по вопросам экономической конституции2, где анализируются ее различные аспекты; по проблемам экономической конституции проводятся научные конференции, данное понятие используется и государственными органами, в частности судами и органами конституционного контроля, причем последние вносят существенный вклад в развитие концепции «экономической конституции».
Верховный трибунал Мексики в решении от 15 декабря 1998 г. по вопросу о неконституционности Закона о приватизации дал легальное определение экономической конституции, оно содержится также в нескольких решениях Конституционной палаты Венесуэлы, в частности в решении от 6 февраля 2001 г., а в известном в Латинской Америке решении Конституционного суда Чили от 5 июня 2005 г. по вопросу о неконституционности ст. 1 Чрезвычайного декрета № 140-2001 от 28 декабря 2001 г. говорится о принципах, относимых к экономической конституции.
В рамках экономической науки также появилось новое направление, получившее наименование «конституционная экономика». Нельзя не признать, что предметы изучения конституционной экономики и экономической конституции если и не совпадают, то, во всяком случае, имеют смежный характер.
Статьей 48 Конституции РФ МвгаНа закреплено право выбора работы и предпринимательства, а также право на справедливую оплату труда. Большое значение для основ экономической деятельности имеет ситуация с реализацией экономических прав и свобод человека. Государства обязаны соблюдать закрепленные в актах международного права обязательства и меры координирования национальных систем их защиты, но осуществление данных прав должно происходить и с учетом возможностей экономической и финансовой системы государства3. Каждое государство самостоятельно определяет конкретные меры осуществления экономических прав человека.
1 Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 241.
2 Андреева Г. Н. Экономическая конституция в странах Латинской Америки (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. 2006. № 4. С. 47-56.
3 Конституционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 года / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2012.
Капыш в.П.
«Конституционные основы...»
3/2015
41
Восприняв известную европейскую конституционно-правовую концепцию, в России постарались придать ей специфические, характерные для нашей страны черты. Поэтому вполне оправданно говорить о российской модели экономической конституции. Можно, в частности, обратить внимание на конституционные нормы, посвященные собственности. На такие важнейшие для России для поддержания экономического благополучия объекты, как земля, недра и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). В части 1 ст. 36 Конституции РФ содержится норма, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36).
В различные периоды на первый план выступают те конституционные нормы, которые отвечают потребностям государства и общества на данном конкретном этапе. В середине 1990-х гг. наиболее востребованными оказались те нормы Конституции России, которые обеспечивали охрану частноправовых ценностей общества, так как наиболее успешно протекал процесс приватизации и становления частной собственности в отдельных отраслях промышленности, ТЭК.
В период переходной экономики наиболее востребованными для выработки либеральной экономической политики оказались такие положения Основного закона, как свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, неприкосновенность частной собственности, равные признание и защита частной и публичной собственности. В постановлении Конституционного Суда РФ было признано, что из совокупности конституционных положений при их агрегировании вытекает принцип свободы договора, о котором в тексте Конституции не говорится1. Таким образом, обозначился новый вектор в конституционной экономической политике, в целом характеризуемый как усиление конституционных публично-правовых начал и социализация экономики.
Укажем также, что неэффективность правовых норм свидетельствует об их несовпадении с важными экономическими интересами субъектов разного уровня. В практической деятельности складывается ситуация, при которой экономические субъекты игнорируют правовые нормы, противоречащие их интересам. Как следствие указанные нормы утрачивают значение и для других субъектов, а правовые нормы экономической деятельности подменяются неписаными нормами. Все это снижает эффективность как любого хозяйствующего субъекта, так и экономического механизма государства в целом. Единственным средством борьбы
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3.02.1996 г. «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А. Ю. Веселяшкина и Н. П. Лазаренко».
с неэффективностью права является безусловное соответствие нормативных актов заложенным в Конституции принципам1.
Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки». В то же время ясных обязанностей регионов соблюдать принципы единства экономического пространства, как и установление соотношения экономической компетенции Федерации и ее субъектов, в действующих правовых актах нет Следовательно, конкретное содержание этого понятия будет зависеть от развития законодательства Российской Федерации и ее субъектов.
Библиографический список
1. Авакьян С. А. Конституция Российской Федерации: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.
2. Андреева Г. Н. Экономическая конституция в странах Латинской Америки (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. 2006. № 4.
3. Гаджиев Г. А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 2.
4. Конституционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 28 — 30 марта 2012 года / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2012.
5. Саунин А. Н. Аудит эффективности в государственном контроле. М., 2004.
6. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010.
7. Balerstedt K. Wirtschaftsverfassungsrecht // Die Grundrechte. Vol. III. 1.1958.
8. Ehmke H. Constitución y economía // Revista de Derecho Constitucional Europeo. Granada. 2006. № 5.
9. Perpinya Grau R. De economiahispana: contribucion al estudio de la constitucion economica de Espana y de supolitica economica, especialmente la comercial exterior. Madrid, 1936.
10. Schmitt C. Der Huter der Verfassung. Brl., 1931.
11. Neumann F. Ubre die Voraussetzungen und den Rechtsbegriff der Wirtschaftsverfassung // Die Arbeit, 1931.
12. Rill H. P. Die Wirtschaftsverfassungsterreichs // Staat und Recht. Potsdam, 1990. Jg. 39. № 11.
13. Petersman E. -U. Die Wirtschaftsverfassung der Schweiz und der EWGVertrag // Aussenwirtschaft. 1992. Jg. 47.
Саунин А. Н. Аудит эффективности в государственном контроле. М., 2004.