Научная статья на тему 'Возможна ли и необходима ли в настоящее время новая структура курса «Конституционное право России»?'

Возможна ли и необходима ли в настоящее время новая структура курса «Конституционное право России»? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ФРГ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ПРЕПОДАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саленко Александр Владимирович

Анализируется современный немецкий опыт преподавания государственного (конституционного) права ФРГ, в частности программа построения данного учебного курса и его отдельные структурные элементы. Проводятся аналогии с отечественным дореволюционным опытом преподавания академического курса русского государственного (конституционного) права. На основании проведенного исследования сделаны общие выводы относительно совершенствования структуры современного учебного курса конституционного права России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможна ли и необходима ли в настоящее время новая структура курса «Конституционное право России»?»

ВОЗМОЖНА ЛИ И НЕОБХОДИМА ЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НОВАЯ СТРУКТУРА КУРСА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»?*

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ САЛЕНКО

Кандидат юридических наук, магистр, доцент кафедры международного и европейского права Юридического института Балтийского федерального университета им. И. Канта, e-mail: alexander.salenko@gmail.com

Анализируется современный немецкий опыт преподавания государственного (конституционного) права ФРГ, в частности программа построения данного учебного курса и его отдельные структурные элементы. Проводятся аналогии с отечественным дореволюционным опытом преподавания академического курса русского государственного (конституционного) права. На основании проведенного исследования сделаны общие выводы относительно совершенствования структуры современного учебного курса конституционного права России.

Ключевые слова: государственное право, конституционное право, Россия, Германия, ФРГ, учебный курс, преподавание

The author of this article is analyzing the modern German experience of teaching of the compulsory course «Staatsrecht» («State (Constitutional) Law of Germany»), in particular the curriculum and main structural elements of this academic course are under close consideration. Moreover the attention of this paper is devoted to some similarities in the Russian pre-revolutionary experience of the teaching of the academic course «Russian State (Constitutional) Law». Based on the performed research various conclusions and proposals regarding modernization of the structure of the contemporary course «Constitutional Law of Russia» are made.

Key words: state law, Staatsrecht, constitutional law, Russia, Germany, curriculum, teaching

С уверенностью можно сказать, что именно этот, «юбилейный» тематический выпуск журнала «Российское право: образование, практика, наука» представляет собой наилучшую площадку для обсуждения непростого вопроса о новой структуре курса «Конституционное право России».

На выбор для статьи именно такого заголовка натолкнули мысли коллеги-конституционалиста приват-доцента Н. И. Лазаревского, которые были изложены им в 1908 г. в курсе лекций по русскому государственному праву. В частности, в нем он ставит следующий вопрос: «Возможна ли и необходима ли в настоящее время наука русского конституционного права?»1. Как видим, вопрос Н. И. Лазаревского имел тогда весьма смелый и новаторский

характер. Причем некоторые его рассуждения сохраняют свою актуальность и сегодня. Например, это его мысль о том, что, «наблюдая современную общественную жизнь, с постоянными нарушениями закона, с таким отрицанием прав гражданской свободы, которое, конечно, не мирится с представлениями о конституционном строе, действительно можно усомниться, существует ли в России в настоящее время конституционная форма правления, ибо и разделение властей, и права гражданской свободы все еще не получили у нас достаточного осуществления». Какое верное и не теряющее актуальности наблюдение!

Однако одна из важных мыслей Н. И. Лазаревского посвящена в том числе вопросам преподавания и структурирования курса русского

* Настоящая статья подготовлена в ходе научной стажировки автора в Институте зарубежного публичного и международного права им. Макса Планка (Max Planck Institute for Comparative Public Law and International Law) в Гейдельберге. Автор статьи выражает искреннюю благодарность коллегам из этого Института (в особенности Маттиасу Хартвигу / Dr. Matthias Hartwig) за помощь и прекрасные условия для научной работы. Автор также благодарит фонд Александра фон Гумбольдта (Alexander von Humboldt Foundation), подержка которого сделала возможной данную стажировку.

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

конституционного права. Принимая во внимание неуклонный рост объема современного российского конституционного законодательства и судебной практики, полагаем, что вопрос о выборе оптимальной структуры учебного курса конституционного права России приобретает важное значение. В связи с этим, с одной стороны, следует вновь обратиться к трудам отечественных конституционалистов дореволюционной эпохи, а с другой - использовать современный зарубежный опыт, современную практику преподавания конституционного права (государственного права - Staatsrecht) в Федеративной Республике Германия.

В силу исторических и культурных связей России и Германии немецкая юридическая наука всегда оказывала серьезное воздействие на российскую юридическую мысль. В дореволюционных учебниках конституционного (государственного) права в первую очередь использовался опыт и доктрины немецких ученых-юристов, что было обусловлено и тем фактом, что Германия и Россия относятся к странам континентальной системы права. Однако сегодня мы можем наблюдать четкие отличия в структурировании курса конституционного права в ФРГ и России.

Фактически в России преподавание курса осуществляется единым блоком (чаще всего на протяжении двух семестров), который сопровождается спецкурсами, предлагаемыми студентам в ходе всего обучения2. Помимо этого ранее студенты в обязательном порядке изучали курс «Конституционное право зарубежных стран», который теперь перешел в категорию предметов по выбору.

В ФРГ курс конституционного (государственного) права подразделяется на три части: государственное право I (Staatsrecht I); государственное право II (Staatsrecht II); государственное право III (Staatsrecht III). Каждая из частей преподается на протяжении одного семестра. Отметим, что немецкая юридическая школа для обозначения конституционного права сохранила традиционное обозначение - государственное право (Staatsrecht)3.

Под государственным правом I (Staatsrecht I) в немецкой юридической науке понимается государственно-организационное право (Staatsorganisationsrecht). В число главных содержательных элементов этого раздела входят:

основные понятия (Grundbegriffe), правовые и исторические основы государства (Staatsgrundlagen);

государство и конституция; Основной закон как конституция Германии (Grundgesetz als Verfassung Deutschlands); народ и власть (Staatsvolk und Staatsgewalt), доктрина конституционного государства (Verfassungsstaat);

главные элементы конституционного (государственного) строя ФРГ (Wesensmerkmale der Bundesrepublik Deutschland: Demokratie, Rechtsstaat, Republik, Sozialstaat, Bundesstaat). При этом наряду со стандартными вопросами (о демократии, правовом, социальном, республиканском государстве и т. п.) изучаются весьма специфические: например, аспекты финансовой конституции (Finanzverfassung), финансового государства (Finanzstaat), конституционной экономики / экономической конституции (Wirtschaftsverfassung), бюджетного процесса (Finanz- und Haushaltswesen, Haushaltsgesetzgebung) и даже защита экологии и животных (Umwelt- und Tierschutz);

государственные органы, их компетенция и функции государства. В данном подразделе анализируется реализация принципа разделения властей (Gewaltenteilung), подробно изучается деятельность каждой из трех ветвей государственной власти;

вопросы защиты конституции (Verfassungsschutz und Abwehr verfassungsfeidlicher Bestrebungen), которые выделены в отдельный раздел государственно-организационного права. Здесь излагается доктрина «демократии, способной к самозащите» (wehrhafte Demokratie), в частности изучается порядок запрета (ликвидации) политических партий (Parteiverbot) и общественных организаций (Vereinsverbot), запрета (прекращения) массовых публичных ме-роприятий4.

Обучение государственному праву I (государственно-организационному праву) начинается уже в первом семестре, данный раздел часто сопровождается введением в юридическое обучение (Einführung in das juristische Lernen), в котором кратко характеризуются три «классические» академические сферы юриспруденции (drei klassische juristische Lehrgebiete): гражданское право (Zivilrecht), уголовное право (Strafrecht) и публичное право (das öffentliche Recht)5. Как правило, введение в юридическое обучение посвящено разбору основного инструментария юриста (juristisches Handwerkszeug) -методам толкования права, способам нахождения информации, составления аналитических записок, основным стратегиям обучения и пр.6

На обучение государственному праву I еженедельно выделяется 4 академических часа лекционных занятий и проводится двухчасовой семинар / рабочая группа. Такой объем учебной нагрузки был рекомендован в 2003 г. постоянной конференцией немецких юридических факультетов (Deutscher Juristen-Fakultätentag / DJFT)7.

Государственное право II (Staatsrecht II)

объединяет вопросы защиты прав человека в рамках правовой системы Германии. Дан-

ный раздел также обозначается как «Основные права человека» (Grundrechte). Он представляет собой не что иное, как «право прав человека» - тот раздел юриспруденции, который в странах общего права (англосаксонской правовой семьи) обозначают Human Rights Law.

Обычно государственное право II подразделяют на три больших раздела.

В первом разделе изучаются общие вопросы: общее учение о правах человека (allgemeine Grundrechtslehren), история прав человека, уровни защиты прав человека, функции прав человека и, самое важное, - юридическая техника проверки конституционности ограничений прав человека (включая тест на пропорциональность и прочие «ограничения ограничений прав человека» - Schranken-Schranken).

Во втором разделе изучаются отдельные права человека (die einzelnen Grundrechte). Как правило, при изложении материала используется стандартная схема: сфера защиты (Schutzbereich), ограничения / вмешательство (Eingriffe) и конституционно-правовое обоснование ограничений прав и свобод (Verfassungsrechtliche Rechtfertigung).

Заключительный третий раздел посвящен вопросам подачи и рассмотрения конституционной жалобы (Verfassungsbeschwerde): общим аспектам обращения в Федеральный Конституционный суд ФРГ, а также критериям допустимости и обоснованности конституционной жалобы (Zulässigkeit und Begründetheit der Ver-fassungsbeschwerde)8.

На обучение государственному праву II еженедельно выделяется три академических часа лекционных занятий и проводится двухчасовой семинар / рабочая группа (Arbeitsgemeinschaft / AG)9.

Государственное право III (Staatsrecht III)

обозначается также как «Государственное, международное и европейское право» (Staatsrecht, Völkerrecht, Europarecht / Bezüge zum Völker-und Europarecht). Основное внимание в рамках данного раздела уделяется вопросам соотношения и взаимодействия международного, европейского и национального немецкого права, т. е. данный раздел имеет прикладное значение и должен обучить применению международного права в немецкой правовой системе. Таким образом, в центре внимания находится вопрос о соотношении национального и международного права (Verhältnis von nationalen Recht und Völkerrecht im offenen Verfassungsstaat).

Другим важным блоком являются вопросы соотношения немецкого и европейского права; сегодня последнее оказывает непосредствен-

ное воздействие на формирование правовой системы ФРГ. Отдельно изучаются юридические последствия членства ФРГ в ЕС, способы и аспекты применения права ЕС в ФРГ, основы демократического строя ЕС, соотношение постановлений Федерального Конституционного суда ФРГ, Суда ЕС в Люксембурге и Европейского суда по правам человека в Страсбурге (Deutschland im europäischen Staaten- und Verfassungsverbund).

Помимо этого в рамках данного курса анализируются особенности реализации государственных функций в сфере международных отношений (die auswärtige Gewalt): распределение полномочий между федеральными органами государственной власти и участие субъектов федерации (земель) в осуществлении международной политики ФРГ10.

До 1917 г. отечественная юридическая наука использовала такое обозначение курса, как «Государственно-организационное право». Думается, пришло время для возрождения этой академической традиции

Как правило, на обучение государственному праву III выделяются от 2 до 4 академических часов в неделю на лекционные и семинарские занятия.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы. Так, в подразделении курса конституционного (государственного) права на несколько частей (каждая продолжительностью в один семестр) можно найти определенные исторические корни. Например, в свое время в курсе конституционного (государственного) права России выделяли общую часть11. Возможно, что сегодня, с учетом значительных объемов конституционного законодательства и судебной практики, имеются предпосылки для того, чтобы переосмыслить структуру данного учебного курса с использованием при этом и германского опыта.

Необходимо также вспомнить, что до 1917 г. отечественная юридическая наука использовала такое обозначение курса, как «Государственно-организационное право». Думается, пришло время для возрождения этой академической традиции, для чего в рамках основного учебного курса «Конституционное право России» целесообразно выделить подраздел «Государственно-организационное право России». Таким образом, структура курса современного

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

конституционного права (КП) может выглядеть следующим образом:

1. Конституционное право I (КП-I): государственно-организационное право Российской Федерации.

2. Конституционное право II (КП-II): основные права и свободы человека и гражданина РФ, институт конституционной жалобы и отдельные релевантные положения конституционно-процессуального права.

3. Конституционное право III (КП-III): конституционное право субъектов Федерации. В рамках данного раздела должно изучаться конституционное право того субъекта Федерации, где проходят обучение студенты, возможно, в сравнительном контексте с конституционным правом других субъектов. Иначе говоря, здесь будет уместна «региональная привязка»: например, в Балтийском федеральном университете КП-III будет представлено

Ротация преподавателей постоянно используется в немецких университетах: разные профессора преподают отдельные части единого курса государственного (конституционного) права

как «Конституционное право Калининградской области». К сожалению, сегодня изучению конституционно-правовых основ отдельных субъектов Федерации уделяется весьма скромное внимание (не более двух-трех тем в рамках общего курса «Конституционное право РФ»).

Конституционное право IV (КП-IV): конституционное (государственное) право зарубежных стран;

Конституционное право V (КП-V): конституционное, международное, европейское и евразийское право. В рамках этого раздела (по аналогии с немецким государственным правом III / Staatsrecht III12) основное внимание следует уделить соотношению международного и российского права, а также вопросам тех юридических последствий для отечественной правовой системы, которые обусловлены членством России в таких международных организациях и объединениях, как СНГ, Союзное Государство России и Белоруссии, Евразийский Союз / Евразийский экономический союз, Совет Европы. Таким образом, курс КП-V будет предварять изучение студентами общего курса «Международное публичное право» и поможет будущим юристам приобрести навыки практического применения положений международного права в рамках российской правовой системы.

Предлагаемая структура учебного курса конституционного права предоставит больше возможностей для углубления как научной, так и академической специализации. Немаловажно и то, что подобная структура создаст условия для справедливого распределения тем учебного курса между несколькими преподавателями. Ротация преподавателей постоянно используется в немецких университетах: разные профессора преподают отдельные части единого курса государственного (конституционного) права, за счет этого из семестра в семестр происходит их смена. Данный способ позволяет совершенствоваться как самим преподавателям, так и студентам (у последних есть возможность выбрать или даже повторить тот же самый курс у другого преподавателя).

К сожалению, специфика академической работы в российских университетах сегодня такова, что преподаватели «держатся за свою нагрузку» (в первую очередь, конечно, в силу материальных причин) и из-за этого не проявляют готовности «делиться» со своими коллегами, дать им возможность для преподавания той же самой учебной дисциплины или ее части. Однако монополизм одинаково вреден в любой сфере человеческой деятельности: в экономике, политике или преподавании. Поэтому немаловажное прикладное значение новой структуры курса конституционного (государственного) права будет состоять в более справедливом распределении учебной нагрузки между коллегами. Кроме того, это создаст всем членам кафедры возможности для углубленного изучения отдельных вопросов курса и выведет их из «зоны комфорта», когда из года в год один и тот же человек читает один и тот же курс.

Следует отметить, что внедрение новой структуры курса конституционного права не будет блокировать возможность его дополнения за счет создания таких специальных курсов, как, например, «парламентское право», «законотворческий процесс», «избирательное право», «избирательный процесс», «референ-думное право и процесс», «регулирование отношений гражданства», «миграционное право», «право публичных собраний» и пр.

Таким образом, применительно к вопросу о модернизации структуры современного курса отечественного конституционного права выразим осторожную надежду, что германский академический опыт даст обильную пищу для размышлений российским конституционалистам, в частности уральским коллегам из УрГЮУ, которым всегда были

свойственны новаторство и нестандартные подходы в юридической науке. Именно эти соображения и стали побудительным мотивом к написанию данного материала.

Отечественная юриспруденция нуждается в том, чтобы наше современное конституционное право было разработано и отличалось продуманной структурой (не менее логичной и четкой, как в других основополагающих правовых дисциплинах, где, например, выделяют общую и особенную части)13. Однако эта большая работа над новой структурой курса конституционного права возможна только при условии совместного труда российских конституционалистов. Если те элементы и оценки, которые изложены в данном материале, выдержат критику и будут признаны верными, это будет для автора самым большим удовлетворением. Если же они вызовут возражения, в ходе которых более правильной будет признана другая точка зрения, то автор все равно будет считать, что он писал эту статью не напрасно.

1 Лазаревский Н. И. Лекцш по русскому государственному праву. Т. I: Конституционное право. СПб., 1908. С. 16 // Классика российского права: URL: http://civil.consultant.ru.

2 Современная палитра спецкурсов в секторе конституционного права Российской Федерации достаточно разнообразна: «Актуальные проблемы конституционного и муниципального права», «Конституционная юстиция», «Конституционный судебный процесс», «Правотворческий процесс», «Избирательное право», «Референдумное право» «Избирательный процесс», «Миграционное право и производство по делам о гражданстве», «Право публичных собраний», «Регистрация некоммерческих организаций», «Регистрация средств массовой информации», «Правовая экспертиза нормативных правовых актов», «Осуществление гражданами политических прав», «Конституционное право субъектов федерации».

3 См. подробнее: Саленко А. В. Европейское пространство высшего образования: германский опыт преподавания конституционного права // Вестн. Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. 2012. Вып. № 9. С. 69-72.

4 Ipsen J. Staatsrecht I. Staatsorganisationsrecht. München, 2014; Degenhart Ch. Staatsrecht I. Staatsorganisationsrecht. Mit Bezügen zum Europarecht. Heidelberg; München; Landsberg; Frechen; Hamburg, 2014.

5 Следует отметить, что это разделение понимается немецкими коллегами прежде всего в качестве дидактических основ (столпов) юридического образования, на базе которых создаются учебные планы и осуществляется учебный процесс на юридических факультетах.

6 Gröpl Ch. Staatsrecht I. München, 2014; Maurer H. Staatsrecht I. Grundlagen, Verfassungsorgane, Staatsfunktionen. München, 2015.

7 DJFT 2003/1 (Huber P. M. Deutscher Juristen-Fakultätentag: Beschlüsse des Deutschen Juristen-Fakultätentages 19992009. Stuttgart, 2010. S. 26).

8 Ipsen J. Staatsrecht II. Grundrechte. München, 2014; Pieroth B., Schlink B. Staatsrecht II. Grundrechte. Heidelberg; München, 2014; Manssen G. Staatsrecht II. Grundrechte. 11. Auflage. München, 2014.

9 DJFT 2003/1 (Huber P. M. Op. cit. S. 26).

10 Calliess Ch. Staatsrecht III. Bezüge zum Völker- und Europarecht. München, 2014.

11 Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. I: Введете и общая частъ. 6-е изд. / под ред. М. Б. Горенберга СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1909.

12 Sauer H. Staatsrecht III. Auswärtige Gewalt, Bezüge des Grundgesetzes zu Völker- und Europarecht. Lernbücher Jura. München, 2011.

13 В отечественной конституционно-правовой науке уже началось обсуждение необходимости перестройки преподавания конституционного права. См.: Беседа профессоров С. А. Авакьяна и С. Э. Несмеяновой // Рос. юрид. журн. 2010. № 2. С. 15-21; Васильева С. В. Когда обучение конституционному праву несет для студента свет: рассуждения о предмете, задачах и методологии преподавания этой учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23; Кряжкова О. Н. Обсуждение актуальных проблем преподавания конституционного права, муниципального права, конституционного правосудия (Москва, 14-15 марта 2008 г.) // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 10; Нудненко Л. А. Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: обзор // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.