Научная статья на тему 'Европейское пространство высшего образования: германский опыт преподавания конституционного права'

Европейское пространство высшего образования: германский опыт преподавания конституционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ФРГ / РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ КУРСА / ПРЕПОДАВАНИЕ / STATE LAW / STAATSRECHT / CONSTITUTIONAL LAW / RUSSIA / GERMANY / GERMAN TEACHING PRACTICES / EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA / EHEA / TEACHING MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саленко Александр Владимирович

Анализируется германский опыт преподавания курса «государственное (конституционное) право ФРГ», в частности изучаются его традиционные структурные элементы. На основании проведенного исследования сделаны выводы и предложения по оптимизации курса «конституционное право России», преподаваемого в современных российских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Higher Education Area: German practices of teaching constitutional law

The author analyses the German practice of teaching the Staatsrecht (State (Constitutional) Law of Germany) course and the main structural elements of the course. On the basis of the research conducted, several conclusions and proposals regarding the optimization of the structure of the Constitutional (State) Law of Russia course are made.

Текст научной работы на тему «Европейское пространство высшего образования: германский опыт преподавания конституционного права»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

УДК 340.5

А. В. Саленко

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Анализируется германский опыт преподавания курса «государственное (конституционное) право ФРГ», в частности изучаются его традиционные структурные элементы. На основании проведенного исследования сделаны выводы и предложения по оптимизации курса «конституционное право России», преподаваемого в современных российских университетах.

The author analyses the German practice of teaching the Staatsrecht (State (Constitutional) Law of Germany) course and the main structural elements of the course. On the basis of the research conducted, several conclusions and proposals regarding the optimization of the structure of the Constitutional (State) Law of Russia course are made.

Ключевые слова: государственное право, конституционное право, ФРГ, Россия, европейское пространство высшего образования, модернизация курса, преподавание.

Key words: State Law, Staatsrecht, Constitutional Law, Russia, Germany, German teaching practices, European Higher Education Area, EHEA, teaching modernization.

69

Значительное число ведущих российских государствоведов [1] выражают мнение, что назрела необходимость модернизации курса конституционного права, преподаваемого в отечественных высших учебных заведениях [5]. Среди причин этого шага называется значительное увеличение конституционно-правового законодательства и судебной практики [2], появление новых конституционно-правовых институтов [3], а также необходимость учета опыта иностранных научных школ конституционного права [4]. Последний аспект обладает особой значимостью в связи с присоединением России к европейскому пространству высшего образования (European Higher Education Area / EHEA). Основной целью данного образовательного пространства (его привычным обозначением уже стал термин «Болонский процесс») является сближение и гармонизация систем высшего образования в Европе. Несомненно, современное конституционное право (как и право в целом) находится под воздействием процесса глобализации. В связи с этим изучение зарубежных научных доктрин и академического опыта будет иметь серьезное прикладное значение для оптимизации курса отечественного конституционного права. Выбор конституционного права ФРГ в каче-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 9. С. 69 — 72.

70

стве предмета изучения в рамках данной статьи обусловлен тем фактом, что Германия, так же, как и Россия, относится к странам европейской континентальной системы права (романо-германская правовая семья). Данное обстоятельство значительно облегчает сопоставление имеющего опыта двух стран.

Немецкая юридическая наука сохраняет традиционное обозначение конституционного права1: государственное право (Staatsrecht). Важным концептуальным отличием от российского конституционного права выступает то, что учебный курс германского государственного права подразделяется на три части (каждая из которых преподается студен-там-юристам в ходе одного семестра):

1) государственное право I (Staatsrecht I) [6];

2) государственное право II (Staatsrecht II) [9];

3) государственное право III (Staatsrecht III) [11].

Государственным правом I (Staatsrecht I) в немецкой юридической науке обозначается государственно-организационное право (Staatsorganisationsrecht) [7]. Основное содержание этого раздела составляют следующие темы: 1) правовые и исторические основы государства (Staatsgrundlagen); 2) детальный разбор отдельных элементов конституционного строя ФРГ (Wesensmerkmale der Bundesrepublik Deutschland: Demokratie, Rechtsstaat, Republik, Sozialstaat, Bundesstaat, Finanzstaat) — таким образом, наряду со стандартными вопросами (о демократии, правовом государстве и т. п.) в перечень изучаемых вопросов включены весьма специальные аспекты финансовой конституции (Finanzverfassung), конституционной экономики (Wirtschaftsverfassung), бюджетного процесса (Finanz- und Haushaltswesen, Haushaltsgesetzgebung); 3) государственные органы и функции государства: в данном подразделе анализируется реализация принципа разделения властей (Gewaltenteilung), подробно изучается деятельность каждой из трех ветвей государственной власти, а также меры по защите конституции (Verfassungsschutz und Abwehr verfassungsfeidlicher Bestrebungen): например, порядок запрета (ликвидации) политических партий, условия запрета (прекращения) массовых публичных мероприятий и пр. [8].

Государственное право II (Staatsrecht II) охватывает вопросы защиты прав человека в рамках германской правовой системы [10]. Фактически данный раздел может быть обозначен как право прав человека. Именно такой термин широко используют в странах общего права (англосаксонской правовой семьи): Human Rights Law. В число изучаемых вопросов в рамках государственного права II входят следующие: общее учение о правах человека (allgemeine Grundrechtslehren), детальное изучение отдельных прав человека, закрепленных в Основном законе ФРГ (die einzelnen Grundrechte), а также важный раздел, посвященный порядку подачи и рассмотрения конституционной жалобы (Verfassungsbeschwerde).

Государственное право III (Staatsrecht III) обозначается также как «государственное, международное и европейское право» (Staatsrecht,

1 Советская юридическая наука использовала точно такое же наименование для данной учебной дисциплины. В настоящее время в ряде отечественных высших учебных заведений используют термин, который учитывает в том числе и советские традиции: «конституционное (государственное) право России».

Völkerrecht, Europarecht). Главное внимание в рамках этого раздела государственного права ФРГ уделяется вопросам соотношения и взаимодействия международного, европейского и национального права, анализируются основные источники и субъекты международного и европейского права, а также изучаются особенности реализации государственных функций в сфере международных отношений (die auswärtige Gewalt): распределение полномочий между федеральными органами государственной власти и участие субъектов федерации (земель) в осуществлении международной политики ФРГ.

Подводя итог, следует сделать следующие основные выводы. Во-первых, подразделение основного курса конституционного (государственного) права на три основных части (каждая продолжительностью в один семестр) имеет под собой здравое основание. Конечно, нет никакой необходимости в прямом копировании германского опыта. Однако возможность его ограниченного применения в России все же имеется. Так, например, следовало бы вспомнить о том, что в свое время (до 1917 г.) российская юридическая наука также использовала понятие государственно-организационное право. Возможно, сегодня следует возродить данную академическую традицию в отечественной конституционно-правовой науке, воссоздав в рамках основного курса «Конституционное право России» подраздел «государственно-организационное право России». Во-вторых, представляется возможным подразделить курс конституционного права России (КПР) на три части: КПР-1 (государственно-организационное право России), КПР-2 (права человека) и КПР-3. В отношении содержания третьей части курса немецкий опыт использовать не следует. Однако есть возможность ее наполнения третьей части курса следующим содержанием: конституционное право субъектов Российской Федерации2.

Помимо оптимизации структуры, большей детализации научной и академической деятельности подобная трехсоставная структура курса конституционного права России предоставляет также возможность безболезненного деления одного курса между несколькими преподавате-лями-конституционалистами. Именно такой подход (система ротации) используется в германских университетах, когда разные специалисты преподают отдельные части единого курса государственного (конституционного) права ФРГ (при этом из семестра в семестр происходит смена преподавателей). Такой способ позволяет совершенствоваться как самим преподавателям, так и студентам (у последних есть шанс, при необходимости, «повторить» тот же самый курс у другого профессора). К числу очевидных истин относится то, что монополизм одинаково вреден в любой сфере человеческой жизни: будь то экономика, политика или даже академическая деятельность.

2 Здесь также уместна «региональная привязка» курса: например, КПР-3 (конституционное право Калининградской области). Сегодня изучению конституционно-правовых основ отдельных субъектов федерации уделяется весьма скромное внимание (не больше 2 — 3 тем в рамках основного курса «конституционное право России»).

Кроме того, внедрение трехсоставной структуры курса конституционного права вовсе не будет блокировать возможность его дополнения за счет создания специальных курсов, таких, как «конституционно-процессуальное право», «парламентское право», «законотворческий процесс», «избирательное право», «референдумное право», «избирательный процесс», «регулирование отношений гражданства», «права человека» и пр. Следует отметить, что вопросы детальной проработки конституционно-правовой (государственно-правовой) специализации в высших учебных заведениях России заслуживают отдельного внимательного исследования. Однако, касаясь вопроса модернизации современного курса конституционного права России, выразим надежду, что германский академический опыт даст обильную пишу для размышлений отечественным государствоведам.

Список литературы

1. Авакьян С. А., Несмеянова С. Э. Беседа профессоров С. А. Авакьяна и С. Э. Несмеяновой // Российский юридический журнал. 2010. № 2. С. 15—21.

2. Васильева С. В. Когда обучение конституционному праву несет для студента свет: рассуждения о предмете, задачах и методологии преподавания этой учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.

3. Кряжкова О. Н. Обсуждение актуальных проблем преподавания конституционного права, муниципального права, конституционного правосудия // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №10.

4. Лукьянова Е. А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 13 — 17.

5. Нудненко Л. А. Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права : обзор // Там же. 2008. № 18.

6. Maurer H. Staatsrecht I (Grundlagen. Verfassungsorgane. Staatsfunktionen). Verlag C. H. Beck München. 6. Auflage. 2010.

7. Ipsen J. Staatsrecht I (Staatsorganisationsrecht). 9. Auflage. Herrmann Luchterhand Verlag GmbH. B., 1997.

8. Gröpl C. Staatsrecht I (Staatsgrundlagen, Staatsorganisation). Mit einer Einführung in das juristische Lernen. Verlag C. H. Beck München. 2. Auflage. 2010.

9. Ipsen J. Staatsrecht II (Grundrechte). Carl Heymanns Verlag. 11. Auflage. 2008.

10. Pieroth B. Bernhard Schlink. Grundrechte. Staatsrecht II. C. F. Müller. 26. Auflage. 2010.

11. Schweitzer M. Staatsrecht III (Staatsrecht, Völkerrecht, Europarecht). C.F. Müller. 8. Auflage. Heidelberg, 2004.

Об авторе

Александр Владимирович Саленко — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: alexander.salenko@gmail.com

About author

Dr Alexander Salenko, Institute of Law, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU), Kaliningrad.

E-mail: alexander.salenko@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.