Научная статья на тему 'Взаимодействие международного права и политики при изменении государственной территории (на примере Германии)'

Взаимодействие международного права и политики при изменении государственной территории (на примере Германии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
479
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ПОЛИТИКА / POLICY / ГЕРМАНСКИЙ РЕЙХ / GERMAN REICH / ТЕОРИИ: ОККУПАЦИИ / THEORY OF THE OCCUPATION / РАЗДЕЛЕНИЯ / ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВА / THEORY OF THE MAJOR STATE / "МАНСАРДНОГО ГОСУДАРСТВА" / THEORY OF "COMPRESSED STATE" / "СЖАТОГО ГОСУДАРСТВА" / THEORY OF THE DISTRIBUTION / THEORY OF THE IDENTICAL PARTS / "THEORY OF ROOT"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антонов Игорь Петрович

В статье рассматриваются проблемы послевоенного международно-правового статуса ФРГ и ГДР, а также обоснование немецкими учеными и политиками идеи о существовании немецкого рейха. Автор знакомит русскоязычного читателя с теориями немецкой концепции международного права, не получившими широкого освещения в российской научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of international law and policy with a change in the state territory (on the example of Germany)

The author gives a description of the main theories of Reich in Germany, which still are unique and modern. Moreover in the paper he presents the main issues of international status of Germany after World War II and its relations with other countries on international arena.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие международного права и политики при изменении государственной территории (на примере Германии)»

И.П. Антонов

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПОЛИТИКИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ территории (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)

В статье рассматриваются проблемы послевоенного международно-правового статуса ФРГ и ГДР, а также обоснование немецкими учеными и политиками идеи о существовании немецкого рейха. Автор знакомит русскоязычного читателя с теориями немецкой концепции международного права, не получившими широкого освещения в российской научной литературе.

Ключевые слова: международное право, политика, германский рейх, теории: оккупации, разделения, основного государства, «мансардного государства», «сжатого государства».

Объединение Германии 3 октября 1990 г. явилось важным событием не только национального характера, но и явлением международного масштаба. Восстановление германского единства позволило решить ряд сложных проблем, возникших после окончания Второй мировой войны, по-новому определить роль и место современного немецкого государства в мировом сообществе. Однако этому сложному процессу предшествовали события, оставившие глубокий след в истории немецкого государства, о которых периодически возникают научные и политические споры неоднозначного характера.

В первые послевоенные годы ни одна тема не вызывала столь острые дискуссии, как вопрос о том, был ли ликвидирован немецкий рейх1 в результате безоговорочной капитуляции Германии. Мнения по этой проблеме разделились диаметрально противоположно. Так, меньшинство, возглавляемое известным специалистом по международному праву Г. Кельзеном (1881-1973), утверждало, что рейх был уничтожен как субъект международного права2. К представителям этого направления относились юристы, находившиеся в движении Сопротивления нацистам. Этой позиции был противопоставлен

© Антонов И.П., 2011

тезис о дальнейшем существовании немецкого рейха, утратившего свою дееспособность после подписания акта о военной капитуляции германских вооруженных сил 1945 г., но сохранившего свою правоспособность. Этот тезис, развиваемый в различных вариантах, получил широкое распространение в научных кругах и вытеснил контртезис об исчезновении германского рейха. Однако после 1949 г. эта точка зрения стала официальной доктриной ГДР.

Научный анализ работ немецких ученых по международному праву позволяет в общем виде представить некоторые модификации этих теорий, различных по содержанию, но одинаковых по своей сути.

1. Теории об уничтожении немецкого рейха как субъекта международного права (Untergangstheorien). Основной тезис: после капитуляции германских вооруженных сил рейх уничтожен как субъект международного права.

Теория оккупации (Debellationstheorie). Основные положения исходят из учения о трёх элементах государства. На основании Акта о военной капитуляции германских вооруженных сил от 08.05.1945 г. и Декларации о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, Великобритании, США и временным правительством Французской Республики (Берлинская декларация) от 05.06.1945 г. Германия лишается одного из обязательных элементов государства - государственной власти и не может рассматриваться как субъект международного права3.

Теория разделения (Dismembrationstheorie) Основные положения исходят из учения о территории в международном праве и правопреемстве государств. Основной тезис: немецкий рейх прекратил свое существование после его распада на несколько частей. Каждая часть лишена правосубъектности и правопреемства.

2. Теории о дальнейшем существовании германского государства (Fortbestandstheorie). Основной тезис: после 1945 г. германское государство не уничтожено и не распалось. Передача власти оккупационным державам лишь подтверждает его правоспособность.

Теория основного государства (Staatskerntheorie). Согласно ее положениям государственная территория и территория действия конституции - юридически различные понятия. Государственная территория Германии, а соответственно, и территория ФРГ - идентичны в пределах границ по состоянию от 31.12.1937 г.4 Напротив, сфера действия Основного закона ограничена территорией западных оккупационных властей. ГДР как новый субъект международного права приобретает правовой статус «локального de-facto режима».

Теория идентичных частей (Teilidentitätstheorie). В соответствии с ее положениями происходит отождествление территорий ФРГ и германского государства. Основной недостаток - ее представители не отвечают на вопрос: почему в этом случае полномочия федерального правительства ограничены пределами территории бывшей западной зоны оккупации?

Теория «сжатого» государства (Schrumpfstaatstheorie). Как и положения предыдущей теории, она отождествляет территории ФРГ и германского рейха. Сложившуюся ситуацию объясняет «сжатием» территории до размеров современного немецкого государства.

Теория «мансардного» государства (Dachstaatstheorie oder Teilordnungslehre). Основное содержание: германское государство в международно-правовом отношении лишилось дееспособности; правительство находится под опекой четырех держав-победительниц, временное отсутствие общего немецкого правительства. Основной вывод: ФРГ и ГДР представляют собой два правопорядка, находящихся под одной мансардой (под крышей одного государства).

Содержание теорий свидетельствует о том, что их авторы отстаивали тезис о дальнейшем существовании германского рейха с целью ограничения возможности союзников вмешиваться в дела Германии. После образования новых государств - ФРГ и ГДР - в 1949 г. как двух субъектов международного права с ограниченным суверенитетом, в соответствии с заявлениями оккупационных властей в 1954 г., положения тезиса должны были легитимировать требования западной части Германии по воссоединению с восточной.

Аргументация представителей и сторонников теории о дальнейшем существовании немецкого рейха состояла в следующем:

а) оккупация Германии не означала уничтожение германского государства, не лишала его государственной территории и суверенитета. Согласно Лондонскому протоколу «Об оккупационных зонах в Германии и управлении Большим Берлином» от 12.09.1944 г. и последующим соглашением предусматривалось осуществление полного контроля над Германией5;

б) военная капитуляция германских вооруженных сил не означала переход к союзникам всей полноты государственной власти. Их полномочия ограничены лишь военной сферой деятельности. Следовательно, германское государство продолжает сохранять свою правосубъектность;

в) разделение германского государства в послевоенное время произошло против волеизъявления граждан. Следовательно, немецкий народ сохранял за собой право на восстановление германского единства и преобразование государства в соответствии с принципом международного права на самоопределение6.

В действительности противоречие между сторонниками и оппонентами теории о судьбе Германии состояло в отсутствии мирного договора, тем самым превращая мир в перемирие7. Решения Потсдамской конференции лишь обозначили основные направления немецкого урегулирования и не являлись международным правовым актом, решавшим послевоенное устройство мира8.

Однако мирный договор, который с немецкой стороны могла заключить только дееспособная Германия как военный противник, не был заключен. Именно поэтому дальнейшее существование германского государства ставилось под сомнение и резонно возникали расхождения в полемике о дальнейшей судьбе немецкого рейха, его международной правосубъектности, территории и населении после окончания Второй мировой войны.

Профессор В. Греве утверждал, что вопрос о мирном договоре является «практически беспредметным»9. Это мнение ученого вызывало большие сомнения, так как в тот период было преждевременно говорить о восстановлении германского единства. А оговорка о мирном договоре, содержащаяся в Договоре между ФРГ и тремя западными державами от 26.05.1952 г., имела значительную правовую и политическую функцию, поскольку германский вопрос, включая восточные границы, оставался открытым.

Отсутствие окончательного германского урегулирования явилось причиной проявления особой международно-правовой позиции ФРГ по территориальному вопросу и ряда толкований западногерманского Конституционного суда10 о существовании Германии в границах 1937 г. Даже после заключения между ФРГ и ГДР договора «Об отказе от применения силы и признания границ, существующих в Европе» от 12.08.1970 г. ФРГ не только не переставала ставить вопрос о восстановлении единства немцев, но и открыто заявляла, что бывший германский рейх юридически продолжает существовать в границах 1937 г.

Немецкие ученые и дипломаты, отстаивая свои позиции, обращались к положениям Основного закона. Вероятно, и его составители исходили из того, что в соответствии с нормами международного права германский рейх не исчез с политической карты в результате ни самороспуска, ни аннексии. Это положение подтверждалось и в Берлинской декларации от 05.06.1945 г. Следовательно, если рейх не прекратил свое существование, то после 1945 г. немцы сохранили немецкое гражданство, а значит, не остались без государства. И совершенно не важно, как определяют нормы права ст. 116, проживают ли они в ФРГ или в ГДР11.

Что же касается официальных мнений правительств ФРГ и ГДР, то на этапе становления этих государств они руководствовались по-

литическими критериями целесообразности выбора той или иной модели поведения в отношении признания или отрицания существования германского рейха и его правосубъектности после окончания Второй мировой войны.

Послевоенная Германия представляла собой всего лишь «объект» мировой политики12. Поэтому на Потсдамской конференции «большой тройки» в июле-августе 1945 г. решения о дальнейшей судьбе Германии были приняты без ее участия.

Идеологические разногласия между СССР и западными союзниками способствовали восстановлению национального суверенитета Германии. Оккупированные Великобританией и США части Германии 01.01.1947 г. объединились в совместную зону - Бизо-нию. А уже 08.04.1949 г., после присоединения Франции к единому западногерманскому экономическому пространству по англоамериканскому образцу, возникла Тризония - будущая Западная Германия.

Весной 1948 г. в Лондоне на уровне послов собрались представители США, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Конференция приняла решение о преобразовании западных зон в самостоятельное государство и создании временного западногерманского правительства. Решения конференции в виде рекомендаций были вручены 01.07.1948 г. председателям земельных правительств западной зоны оккупации во Франкфурте-на-Майне. Их содержание определяло новое территориальное деление будущего государства и необходимость созыва Учредительного собрания для разработки проекта демократической и федеральной конституции.

Рекомендации «Франкфуртских документов» обсуждались на состоявшемся 8-10 июля 1948 г. совещании премьер-министров в Кобленце. Итоговые решения сводились к двум ключевым положениям: а) будущую конституцию предлагалось назвать Основным законом13; б) обсуждать его должен Парламентский совет, созданный из представителей ландтагов, а не Учредительное собрание.

Для ускорения процессов по созданию немецкого государства, одним из решений Вашингтонской конференции министров иностранных дел США, Великобритании, и Франции, состоявшейся 5-8 апреля 1949 г., было принятие Оккупационного статута14.

После образования в 1949 г. двух немецких государств - ФРГ и ГДР - произошел раскол Германии, ставший отражением двух политических концепций - западной с идеями правового государства и восточной, основанной на принципах народной демократии. Первоначально в обоих немецких государствах раздел Германии воспринимался как временное явление15.

Осуществляя важнейшие внешнеполитические задачи в условиях «холодной войны», оба государства стремились добиться для себя суверенитета и безопасности. 26.05.1952 г. между западными союзниками и ФРГ был заключен так называемый «Германский договор» (Договор об отношениях между ФРГ и тремя державами). Согласно ст. I этого договора, Федеративной Республике Германия предоставлялось право полновластного суверенного государства в его внутренних и внешних делах, за исключением прав, которые оставили за собой союзники16. Подтверждением этого договора было признание Советским Союзом суверенитета ГДР, которое в некотором роде подвело формальную черту под многосторонней фазой обсуждения германского вопроса17.

В октябре 1954 г. состоялось подписание Парижских соглашений о приеме ФРГ в Западноевропейский союз и НАТО и о прекращении оккупационного режима. После вступления соглашений в силу 5 мая 1955 г. был провозглашен суверенитет ФРГ. В январе 1955 г. СССР заявил о прекращении войны с Германией.

О международном признании немецких государств как равноправных субъектов в наибольшей степени свидетельствует факт их вступления в военно-политические блоки. ФРГ становится членом НАТО 09.05.1955 г., а ГДР - членом Организации Варшавского Договора 14.05.1955 г.

Укрепляя международно-правовой статус ФРГ, интегрирующей в западноевропейскую систему, 03.09.1972 г. державы-победительницы заключают четырехстороннее соглашение, вступившее в силу 03.06.1973 г. В приложении IV указанных соглашений устанавливалось, что международные договоры, заключенные ФРГ, могут распространяться на западные секторы Берлина, а также она может представлять их интересы в международных организациях.

Важной составляющей, характеризующей деятельность ФРГ и ГДР в мировом сообществе, являлись правоотношения между ними. Федеральное правительство ФРГ расценивало эти отношения как внутригосударственные. Согласно решению Федерального Конституционного суда, «ГДР относится к Германии и не может по отношению к ФРГ рассматриваться как заграница»18.

Исторической вехой в отношениях между германскими государствами стал Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ от 21.12.1972 г. Согласно этому акту ФРГ признавала ГДР как субъект международного права, а тем самым и ее правительство как своего законного партнера по переговорам. Взаимное международное признание предоставило возможность для принятия обоих государств в сентябре 1973 г. в ООН и признания ГДР западными странами19.

Вместе с международным признанием двух немецких государств на мировом уровне продолжали обсуждать идеи об объединении Германии. Их юридическое оформление было отражено в следующих дополнениях к актам Европейского сообщества: а) Заявление Федерального правительства ФРГ при подписании в 1957 г. Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (Римский договор) о возможности его пересмотра в случае объединения Германии; б) Заявление Федерального правительства ФРГ при подписании Договора об учреждении Европейского экономического сообщества о гражданстве, в соответствии с которым граждане ГДР при выезде за рубеж должны обладать статусом граждан стран - членов сообщества; в) Протокол «О внутренней германской торговле и связанных с этим вопросах» от 25.03.1957 г.20, который позволил бы не применять к ней юридические нормы права Европейского сообщества и тем самым подчеркнул бы особенность отношений между ФРГ и ГДР (Западный Берлин не был включён в Европейское сообщество, поскольку это не затрагивало вопросов безопасности и статуса города).

Учитывая все фактические обстоятельства, можно утверждать, что после окончания Второй мировой войны в зонах военной оккупации на территории бывшей Германской империи были созданы два субъекта международного права - ФРГ и ГДР. Основной причиной их возникновения явилась противоположность идеологических интересов западных держав и СССР. Обе стороны представляли себе единую Германию с выгодной им государственной системой, в то время как политическое руководство двух германских государств было лишено права выбора. И хотя сам факт существования ФРГ и ГДР не сразу был признаван всеми членами мирового сообщества, оба они стали суверенными государствами и равноправными партнерами. Но нельзя было не принимать во внимание, что в преамбуле Основного закона ФРГ от 23.05.1949 г. провозглашалась идея национального и государственного единства немцев. Это означало, что немецкая нация сохраняла за собой закрепленное право на самоопределение, т. е. право бороться за единство своей нации мирными средствами.

Объединение Германии (в соответствии со ст. 23 Основного закона ФРГ) в 1990 г. не привело к возникновению нового государства. Ее восточная часть - бывшая ГДР - прекратила свое существование как субъект международного права. Международные договоры, заключенные ФРГ, продолжали действовать уже на всей территории «новой» Германии. Вопросы о дальнейшем действии международных договоров, заключенных ГДР, рассматривались, исходя из интересов договаривающихся сторон. Процесс германского единства

происходил в достаточно сжатые сроки. Это было обусловлено готовностью мирового сообщества и обоих германских государств к решению существующего долгие годы «германского вопроса». Результатом объединения явилось окончательное послевоенное урегулирование правового статуса единой Германии, правового закрепления единства немецкой нации, её правосубъектности и правопреемственности как равноправного партнёра в международных отношениях.

Примечания

1 См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. Е.Д. Жарикова. М.: Рольф, 2001.; Doehring K. Die Teilung Deutschlands als Problem des völker-und staatlichen Fremdenrecht. Vortrag gehalten vor der Juristischen Studiengesellschaft in Karlsruhe am 7. Nowember 1967. Karlsruhe: Verlag C.F. Müller. 1968. S. 25.

2 Штуби Г. Международно-правовые аспекты немецкого объединения // Советское государство и право. 1991. № 10. С. 91.

3 Faust F. Das Potsdamer Abbkommen und seine völkerrechtliche Bedeutung. 4. neubearb. Aufl. Alfred Metzner Verlag. Frankfurt am Main; Berlin. 1969. S. 87.

4 Висков С.И., Кульбакин В.Д. Союзники и германский вопрос в 1945-1949 годах. М.: Прогресс, 1990. С. 98.

5 Павлов Н.В. История современной Германии, 1945-2005: Курс лекций. М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 44.

6 Бакирова Г.Я. Международно-правовые аспекты объединения Германии. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань: Казанский государственный университет, 2000. С. 8-9, 43; Петелин Б.В. Был ли план объединения Германии? // Вопросы истории. 2002. № 12. С. 149-153.

7 Галкин А.А. Перемирие или мир? // Новое время. 1961. № 3. С. 7.

8 Faust F. Op. cit S. 87.

9 Grewe W. Wenn der Wille zur Einheit erlamt // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 24.10.1983. S. 11.

10 Павлов Н.В. Указ. соч. С. 15; Schweitzer M. Staatsrecht III (Staatsrecht. Völkerrecht. Europarecht.). 8., neu bearbeitete Auflage. Heidelberg: C.F. Müller Verlag,

2004. S. 235.

11 Ватлин А.Ю. Германия в ХХ веке. М.: РОССПЭН, 2005. C 149-150.

12 Дроз Ж. История Германии / Пер. с фр. Б.А. Шуринова. М.: АСТ: Астрель,

2005. С. 128.

13 Benz W., MoosD. (Hrsg.). Das Grundgesetz und die Bundesrepublik Deutschland 1949-1989. München: Verlag Moos und Partner; Rehm Verlag, 1989. S. 21.

14 Этот документ должен был стать соглашением между тремя западными державами с западногерманским государством. До вступления в силу Основ-

ного закона его положения устанавливали право ФРГ для формирования системы законодательных, исполнительных и судебных органов на уровне федераций и земель. В компетенции оккупационных властей оставались вопросы экономики, политики и безопасности, а также контроль над внешней торговлей.

15 Конституция ГДР 1949 г. ориентировалась на идею единого германского государства, закрепляя положение о том, что «Германия является неделимой демократической республикой» (Архив законодательства ГДР. URL: www. documentarchiv.de/ddr/verfddr1949.html (дата обращения: 25.10.2010)).

16 Vertrag über die Beziehungen zwischen Bundesrepublik Deutschland und den Drei Mächten vom 26.05.1952 // Архив законодательства ФРГ. URL: www. documentarchiv.de/brd/dtlvertrag.htl (дата обращения: 25.10.2010).

17 Павлов Н.В. Указ. соч. С. 321.

18 Bundesverfassungsgericht. Amtliche Entscheidungsammlung. Bd. 36. S. 15ff. «Teso-Beschluss»;BVerfGE 77. S. 137; Verträge zur Einheit Deutschlands. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1990. S. IV.

19 В декабре 1972 г. (до подписания договора) ГДР установила дипломатические отношения с 21 государством, в том числе со Швецией, Швейцарией и Австрией. В 1973 г. - с 47 государствами, включая Великобританию и Францию. Апогеем этого процесса стало установление в сентябре 1974 г. дипломатических отношений с США. К началу 1978 г. Германскую Демократическую Республику в международно-правовом отношении признали 123 государства.

20 Его положения определяли внутреннюю германскую торговлю как торговлю между землями, указанными в Основном законе ФРГ, и германскими областями, находящимися за пределами пространства его действия. Таким образом, юридически устанавливалось, что экономические связи ГДР и ФРГ не относятся к разряду внешней торговли, а оба немецких государства не являются иностранными государствами по отношению друг к другу. Протокол представлял собой составную часть Римского договора 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества и, соответственно, имел юридическую силу. Норма права § 1 Протокола прямо указывает, что применение положений Римского договора на территории Германии никоим образом не ведет к изменению существующей системы германо-германской торговли. См.: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25.03.1957 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.