Научная статья на тему 'О месте концепции «Экономической конституции» в европейском дискурсе'

О месте концепции «Экономической конституции» в европейском дискурсе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О месте концепции «Экономической конституции» в европейском дискурсе»



* СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ *

О месте концепции «экономической конституции» в европейском дискурсе

Г. Н. Андреева

Концепция «экономической конституции» для российского научного сообщества долгое время оставалась своего рода «невидимкой». Первые упоминания о ней в российской литературе относятся к послепере-строечному периоду1, хотя на Западе она разрабатывается юристами уже более 70 лет, не только признана на национальном уровне, но и стала теоретической основой европейской интеграции2.

Можно выделить несколько причин столь долгого игнорирования

Андреева Галина Николаевна — старший научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.

1 В этом плане, прежде всего, следует отметить работы Г. А. Гаджиева, который предложил использовать в научном обороте данное понятие вместо понятий «экономическая система» и «экономическая основа». См.: Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 109—110; Он же. Основные экономические права: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 25—26; Конституционное законодательство России. М., 1999. С. 331.

2 Краткий обзор зарубежной литературы

по вопросам европейской экономической конституции см.: Андреева Г. Н. Европей-

ская экономическая конституция и экономические конституции стран—членов Европейского Союза: сравнительный анализ // Европейское право и национальное законодательство: Сб. науч. тр. /РАН ИНИОН; РАП. М., 2007. С. 46—47.

данной концепции отечественной наукой государственного (конституционного) права: наличие (в советский период) социалистического конституционного идеала, с позиций которого и осуществлялась оценка конституционного регулирования экономики, нацеленность на изучение государственных структур буржуазного общества; отрицание теории правового государства3, с которой тесно связана концепция «экономической конституции»; невостребованность в советских условиях позитивистского метода, активно используемого в рамках названной концепции; традиции перевода некоторых экономических понятий4 и др. Таким образом, концепцию

3 Подробнее об этом: Степанов И. М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. М., 1996. С. 6. Только на излете советской власти в трудах юристов стала вырисовываться концепция социалистического правового государства. См.: Батурин Ю. М., Лифшиц Р. 3. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989; Козлихин И. Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993; Нерсесянц В. С. Правовое государство // Вопросы философии. 1989. № 2. Советское правовое государство // Советское государство и право. 1988. № 3—4. Социалистическое правовое государство. Концепция и пути реализации. М., 1990.

4 О сложностях перевода на русский язык немецких терминов «Wirtschaft» и «Oeko-nomie» в силу несовпадения представлений

«экономическом конституции» постигла судьба многих теорий конституции, которые были детально разработаны в рамках зарубежных школ, например, институционали-стов, но «ускользнули» от внимания советских ученых. Концепция «экономической конституции» не могла представлять интерес для советской науки государственного права.

В настоящее время данная концепция упоминается в целом ряде российских исследований5. Автором

в двух языках, а также о содержании английского термина «economy» см.: Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. С. 33. О связанных с лингвистическими особенностями разных языков сложностях перевода правовых текстов см.: Андреева Г. Н. Экономическая конституция в зарубежных странах. М., 2006. С. 29—32. Термин «Verfassung» в юридическом смысле переводится обычно как «конституция», но может быть переведен и как «устройство» в зависимости от контекста и его интерпретации переводчиком.

Следует отметить, что данный термин в работах В. Ойкена, ученого, стоявшего у истоков концепции «экономической конституции», до сих пор на русский переводится как «хозяйственная конституция» (см.: Ой-кен В. Основы национальной экономии / Пер. с нем. / Общ. ред. В. С. Автономова, В. П. Гутника, К. Херр манн-Пиллата. М., 1996. С. 75), в то время как на другие европейские языки — однозначно как «экономическая конституция» (см. напр.: Ehmke H. Constitución y Economia // Revista de Derecho Constitucional Europeo. Granada, 2006. № 5. P. 334).

5 Помимо приведенных ранее работ Г. А. Гад-жиева упоминания о концепции «экономической конституции» (чаще всего со ссылкой на Г. А. Гаджиева) содержатся в работах: Кравец И. А. Формирование российского конституционализма (Проблемы теории и практики). М.-Новосибирск, 2001. С. 56; Олимпиев А. Ю. Конституционно-правовые основы и практика законодательного регулирования рыночных отношений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. 2001. С. 90—94, 100; Мельников Н. В. Кон-

впервые в российской науке конституционного права проведен комплексный анализ теоретического обоснования концепции «экономической конституции» в зарубежных первоисточниках, введено в научный оборот значительное число зарубежных научных источников, что в определенной степени восполнило разрыв в научном знании, сформировавшийся за семьдесят лет6. Вместе с тем в полной мере он может быть преодолен только усилиями всего российского научного сообщества и проведением дополнительных исследований.

Если для России термин «экономическая конституция» является непривычным, то для европейских юристов он является частью европейского дискурса, в том числе и юридического, а концепция «экономической конституции» является самостоятельной теорией, отделившейся от концепции конституции в процессе развития последней.

В России имеются фундаментальные исследования по теории кон-ституции7. Однако в них выделяются в основном этапы и аспекты, важные с точки зрения социальной

ституционные принципы экономической деятельности как предмет прокурорско-надзорной деятельности // Права человека и конституционная безопасность России. Ростов н/Д, 2002. С. 163; Капыш В. П. Конституционные гарантии обеспечения экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 36—37, 46; Ку-рилов А. Е. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации (вопросы теории и практика): Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 26—27; Кузнецова Л. Ю. Конституционные основы экономического строя современной России: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 36.

6 Андреева Г. Н. Там же.

7 Чиркин В. Е. Конституция: российская

модель. М., 2002; Медушевский А. Н. Теория конституционных циклов. М., 2005; Хаб-риева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005.

истории и социального «бытия» конституций. С точки зрения онтологии конституции как правового явления и объекта научного исследования не менее значимы другие моменты.

Развитие теории конституции связано с использованием двух подходов: эмпирического и идеального. Эмпирический подход к конституции основывается на идее, что каждая политическая общность (включая государство) имеет естественную организацию. Таким образом, конституция применительно к политическому порядку государства существует всегда, независимо от того, какие используются политические инструменты. С этой точки зрения государство всегда имеет конституцию, даже при отсутствии формального акта с таким названием. Идеальный подход связан с планом организации общества («правильной», «естественной», «справедливой» конституцией и т. д.), который получает отражение в писаном акте определенной формы и содержания, санкционированном законодателем. Именно эта идея и была выражена в ст. 16 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.8 Таким образом, в зависимости от выбранного подхода к сущности конституции выводы по одному и тому же вопросу могут быть диаметрально противоположными. Поскольку специфика каждого из подходов не всегда четко осознавалась, составляющие сложившейся к настоящему времени теории конституции имеют сложный и нередко противоречивый характер.

В российской конституционно-правовой науке появление понятия конституции связывается с использованием данного термина в Древнем Риме для названия некоторых

8 «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3. М.: Норма, 2001. С. 434.

видов актов императора. В отечественной науке римского права и западной конституционно-правовой литературе вместо видов императорских актов исследуется содержание понятия конституции9.

В ряде работ по конституционному праву обращается внимание на то, что и в Средние века конституциями назвались различные акты (уставы монашеских орденов, акты о структуре управления городов-государств, акты о привилегиях и вольностях феодалов и др.)10.

Считается, что в период буржуазных революций или непосредственно предшествующий им были сформулированы основные идеи кон-

9 В частности, в российских исследованиях по римскому праву отмечается, что Цицерон, идя в целом за Полибием, отстаивал смешанный характер римской (идеальной) конституции, опирающейся на взаимодействие сената, магистратуры и народа. См.: Чернышев Ю. Г. Теория смешанной конституции у Цицерона и система принципата // Древнее право. Вып. 1. М.: 1996. С. 96—97, 99—101; Сидорович О. В. Теория смешанной конституции и развитие государственных институтов в раннереспубли-канском Риме // Jus antiguum / Древнее право. 1996. № 1. С. 49—53; Павлов А. А. К вопросу о libertas у Цицерона // Жебе-левские чтения-4. Тезисы докладов научной конференции 30 октября — 1 ноября 2002 г. СПб., 2002. С. 145—149. Мексиканский конституционалист Д. Валадес Риос считает, что Цицерон, разрабатывая идею смешанной римской конституции, уже использовал термин «конституция» в современном значении и «вероятно был первым, кто это сделал» Valades Rios D. Gobierno y Congreso en Mexico: necesidad de una relacion simetrica // Center for U.S.-Mexican Studies. April 24, 2002. Paper usmex_valades. http:// repositories.cdlib.org/usmex/usmex_valades

10 Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных государств:

Учебник М., 2007. С. 61; Маклаков В. В. Кон-

ституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2006. С. 57; Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. С. 32; и др.

ституционализма, а термин «конституция» стал применяться к определенному виду актов, а именно, к актам, обладавшим высшей юридической силой11. Таким образом, основным моментом появления современного значения конституции считается переход от использования термина для названия разного рода актов к названию документов определенного вида.

Вместе с тем в западной конституционно-правовой и российской политологической литературе излагается более сложная схема возникновения современного понятия конституции, включающая несколько аспектов: во-первых, понятие «конституция» связывается с определенным набором качеств (правовое государство, разделение властей, связанность государства правом, защита прав граждан, демократические начала и т. д.); во-вторых, развиваются представления об основных законах государства; в-третьих, термин «конституция» ограничивается употреблением применительно к определенному виду актов12; в-четвертых, соединение

11 Так, В. В. Маклаков отмечает: «Совершенно новое значение и звучание это слово приобрело в период борьбы буржуазии за власть. Под конституцией стали понимать совокупность или ряд основных принципов, которые должны быть положены в основу построения государства». Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учебник. М., 2006. С. 57.

12 На самом деле этот процесс нельзя считать вполне завершенным, поскольку наряду с конституцией, принимаемой и устанавливаемой государством, существуют конституции различного рода корпораций (на русский язык они в этом случае нередко переводятся как уставы), конституции индейских племен в США и Канаде и иное, также санкционированное правом употребление понятия «конституция». Иначе говоря, это понятие до сих пор не является «зарезервированным» исключительно за государством.

вышеизложенных особенностей в

13

едином понятии «конституция»13.

Кроме того, отмечается, что до появления писаных конституций сложилось представление о том, что государство должно быть организовано на либеральных началах для того, чтобы можно было признать наличие в нем конституции.

С точки зрения истории концепции «экономической конституции» необходимо отметить, что обретение парламентом Англии самостоятельности происходило в борьбе за решение вопроса об установлении налогов14. Таким образом, становление политических представлений о конституции было изначально связано с экономическими вопросами (а точнее, с финансовой стороной управления государством). Широко известно, что развитие этих идей в Великобритании не привело к появлению писаных конституций15. Вместе с тем идеи, выработанные английской политической мыслью, были взяты на вооружение американскими и французскими просветителями. Параллельно происходило формирование представлений об основных законах государства как особых актах. К XVIII в. поня-

13 McIlwein Ch. H. Constitutionalism: Ancient and Modern. Ithaca: Cornell University Press, 1940; Ильин M. В. Слова и смыслы: Полития. Республика. Конституция. Отечество // Полис. М., 1994. № 5. С. 112—122.

14 См.: Лохвицкий А. Обзор современных конституций. СПб., 1862. С. 177.

15 В литературе высказываются и иные точки зрения. Некоторые авторы считают Орудие правления Кромвеля актом конституционного характера. См., например: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. M. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. M. Энтина. 2-е изд. пере-раб. М.: Норма, 2005. С. 61. А. С. Автономов, наоборот, приводит Орудие правления в качестве примера, только внешне сходного с современными конституциями акта. См.: Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных государств: Учебник. М., 2007. С. 62.

тие конституции включало целый ряд идей: рационалистические представления о верховенстве закона по отношению к обычаю, идеи проявления в конституции общественного договора, предпочтения кодифицированным, систематизированным, ясным, просвещающим народ конституциям16.

С переходом к писаным конституциям, идея которых была, по мнению российского исследователя XIX в. С. А. Корфа, заимствована деятелями революционной эпохи из

" 17

истории отдельных колонии1', связано и первое употребление термина «экономическая конституция» применительно к писаному акту. Речь идет о выдвинутом Гуго Кол-лонтаем (одним из создателей Конституции Польши 1791 г.) предложении издать не один, а три акта конституционного значения. Наряду с «политической конституцией» (которая и была принята 3 мая 1791 г., став первой конституцией в Европе, принятой до первой французской Конституции 1791 г.), он предлагал издать «моральную конституцию» (реформа судебного права) и «экономическую конституцию». Последний акт должен был упорядочить и решить проблемы крестьянского землевладения, обеспечить заботу государства о развитии производственной деятельности в стране, увеличение размеров государственных капиталовложений, вопросы кредитования, практику кредита и т. д. Этим идеям не было суждено осуществиться в силу конкретной исторической ситуации18,

16 Duclos P. L'évolution des supports politiques depuis 1750 (Liberte, Integration, Unite) // Presses Universitaires de France. Paris, 1950. P. 31.

17 Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат». Т. 41. Ч. IV. СПб., С. 374.

18 Первая польская конституция действо-

вала недолго. Через год начался мятеж магнатов, а 13 января 1793 г. между Россией и Пруссией было подписано соглашение о вто-

тем не менее они отражены в научной литературе, подробно проанализированы польскими учеными (в частности, в 50-е гг. XX в.19) и являются одним из ресурсов научного знания.

Появление писаных конституций создало основу для первой классификации конституций на писаные и неписаные. Позднее были разработаны другие доктринальные классификации конституций по различным основаниям (жесткие и гибкие, кодифицированные и некодифици-рованные, оригинальные и заимствованные, демократические и авторитарные и т. д.). Появление классификаций конституций является одним из показателей развития понятия конституции, процесса выявления в нем существенных признаков, которые позволяют объединять конституции в группы, что явилось важным этапом в изучении понятия конституции. Кроме того, в рамках классификаций различные виды конституций получали дополнительные характеристики в виде прилагательных, что открывало путь для использования практически любых определений.

Разработка в XIX в. теории правового государства оказала большое влияние на трактовку понятия конституции . Если раньше связанность государства правом либо только обозначалась, либо рассматривалась как подразумеваемая, то в рамках данной теории она получила научное обоснование и четкое теоретическое оформление, а конституция в результате обрела роль связующего в единое целое центра всей правовой системы. Идея связанности государ-

ром разделе Польши. См.: Ливанцев К. Е. Государственно-правовая мысль периода польского просвещения // Правоведение. 1975. № 2. С. 109.

19 Dihm J. Sprawa konstytucji ekonomicznej sytwacji Polski. Wroclaw, 1959; Rostworowski E. Przeglad Historyczne // LI, I960. S.722; LIII, 1962. S.175. Подробнее об этом см.: Ливанцев К. Е. Указ. соч. С. 101—109.

ства правом в сфере экономики, характерная для концепции «экономической конституции», в этом смысле является прямым продолжением теории правового государства.

Анализируя конституции, различные научные школы стремились не только обобщить внешнее сходство или различие в конституционных актах, но и проникнуть вглубь конституционной материи, исследуя нормативный материал и осуществляя его структурный анализ с различных точек зрения. Отдельные стороны конституций, ранее выступавшие нераздельно, становятся объектом самостоятельного анализа и, таким образом, приобретают в сознании ученых определенную автономность. В частности, в науке конституционного права сформировалась доктрина, которая выделяла в каждой писаной конституции две части: органическую часть (регулирование статуса различных органов государства, их функционирования и связей между ними) и догматическую часть (охватывающую положение различных социальных групп и человека в государстве). Доктрина об органической и догматической частях конституции дала толчок для дальнейшего исследования конституции путем выделения ее составляющих, в частности, с точки зрения ограничения государства конституцией в определенной сфере, при этом эти составляющие или аспекты конституции получали дополнительные определения в виде прилагательных к термину «конституция». Так, известный французский институциона-лист М. Ориу, который исследовал роль конституции как ограничителя власти (посредством законов, обычаев или только конституционного верховенства), выделил два аспекта конституции: политический (политическая конституция), связанный с организацией и функционированием правительства и участием граждан в управлении, и социальный (социальная конституция), охватывавший индивидуальные сво-

боды с обеспечивающими эти права институтами20. Целью его исследования было изучение роли политических институтов в реализации конституции, но побочным исследовательским результатом стало создание теоретического фундамента для выделения каждого слоя конституционного регулирования в качестве отдельной характеристики конституции, формирование наряду с доктриной «политической конституции» доктрины «социальной конституции».

Поскольку к началу XX в. конституции содержали значительное число норм, регулирующих экономические отношения, постольку выделение их в самостоятельный объект исследования было вопросом времени.

Основы современной концепции «экономической конституции» были сформулированы исследователями фрайбургской школы ордолибера-лизма21. Вместе с тем необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что сам термин «экономическая конституция» не был изобретен в рамках этой школы. В начале XX в. он широко употреблялся представителями разных общественных наук в Европе в различных контекстах и значениях, будучи частью европейского дискурса. Во времена Веймарской республики вопросы «экономической демократии» были предметом дискуссии представителей разных

20 Данная идея обоснована в работе: Hau-riou M. Précis de droit constitutionnel. 2-e ed. Paris: Sirey, 1929. Вклад М.Ориу по данному вопросу проанализирован в работе: Renard G. Qu'est-se que le Droit constitutionnel Le Droit constitutionnel et la theorie de l'institution // Melanges Carre de Malberg. Paris: Sirey. 1933. P. 491— 492.

21 Ордолиберализм — экономическая теория, один из вариантов теории государственного регулирования экономики с акцентом на поддержании конкурентного рыночного механизма. Сами создатели рассматривали ее как третий путь между этатизмом или плановым хозяйством и традиционным либерализмом.

социальных наук. Концепция «экономической конституции» развивалась социологами22. Экономисты также использовали этот термин в различных значениях, прежде всего, для характеристики экономической организации общества23. Этот термин был хорошо известен также юристам. Собственно, еще до углубленной разработки фрайбургской школой проблемы экономической конституции в один год вышли две работы, в которых он употреблял-

24

ся в юридическом смысле24.

В качестве исходного определения экономической конституции значительная часть европейских авторов называет дефиницию, предложенную известным немецким экономистом Э. фон Беккератом в 1933 г.25

22 См. об этом: Balerstedt K. Wirtschaftsverfassungsrecht // Die Grundrechte. Vol. III, 1, 1958. P. 3; Ehmke H. Constitución y Economia // Revista de Derecho Constitucional Europeo. Granada, 2006. № 5. P. 333.

23 Не углубляясь в эту тему, в качестве примера можно привести монографию, которую написала известная каталонская экономистка Р. Перпинья Грау (Perpinya Grau, Roma — 1902—1991 г.): Perpinya Grau R. De economia hispana: contribucion al estudio de la constitucion economica de Espana y de su politica economica, especialmente la comercial exterior. Madrid, 1936.

24 Schmitt C. Der Huter der Verfassung. Brl., 1931. S. 165—166; Neumann F. Ubre die Voraussetzungen und den Rechtsbegriff der Wirtschaftsverfassung // Die Arbeit. 1931. P. 588.

25 На это указывают многие исследовате-

ли, причем не только немецкие: см. напри-

мер: Ballerstedt K. Wirtschaftsverfassung-srecht // Die Grundrechte, Handbuch der Theorie und Praxis der Grundrechte. 2 Aufl. B., 1972. Vol. III/1. S. 1; Herrero de MiOon M. La constitucion economia: desde la ambigüedad a la integracion // Revista espanola de Derecho Constitucional. Madrid, 1999. Ano

19. № 57. P. 11; Lojendio J. M. Derecho Constitucional Economico // Constitucion y economia. La Ordenaci?n del sistema economico

en las constituciones occidentales. Madrid,

1977. P. 82.

в статье «Политическая и экономическая конституция»26. Впоследствии значительный вклад в разработку проблематики экономической конституции был внесен усилиями немецкой экономической школы ор-долиберализма.

Первоначально исследователи фрайбургской школы использовали идею «экономической конституции» в экономическом смысле. В частности, создатель фрайбургской школы В. Ойкен употреблял термин «экономическая конституция» в трех значениях: во-первых, он писал о ней в качестве юридически детерминированной, строгой экономической модели, во-вторых, у него встречаются положения о сотрудничестве между теорией и юридической практикой в реализации экономической конституции; в-третьих, по его мнению, она выступает как «тотальное юридико-конституционное

27

и экономическое решение»2'.

Затем, благодаря усилиям Ф. Бе-ма28, направленным на «юридическую» адаптацию концепции, она была увязана с общей теорией конституции, сложившейся в науке к первой трети XX в. С этого момента концепция «экономической конституции» начинает самостоятельную «жизнь» в юриспруденции, вполне автономную, с одной стороны, от теории конституции, с другой — от экономической теории ордолиберализма.

26 Beckerath E. von. Politische und Wirtschaftsverfassung // Festgabe fur Werner Sombart zur siebenzigsten Wiederkehr seiner Geburtstages 19. Janner 1933. München: Duncker & Humblot, 1933.

27 Это отмечено в признаваемой на Западе классической и переизданной в 2006 г. работе X. Эмке: Ehmke H. Constitucion y Economia // Revista de Derecho Constitucional Europeo. Granada, 2006. № 5. P. 334.

28 Бем Франц (1895—1977 г.) — один из создателей школы ордолиберализма, исследовавший воздействие государства на экономику. Активно участвовал в политической деятельности, был депутатом Бундестага в 1953—1966 гг.

На начальном этапе формирования концепции предметом обсуждения стала проблема формальной и материальной экономической конституции. К этой теме время от времени возвращались и позднее, вплоть до нашего времени29. Идеи формальной и материальной экономической конституции являются экстраполяцией разработок по теории конституции на экономическую сферу конституционного регулирования, но используются эти достижения теории узко целенаправленно.

Важным аспектом концепции фрайбургской школы являлось понятие экономического порядка. Оно было воспринято и правовой теорией. Идея порядка привлекательна для любого общества, но особенно она актуальна для государств, переживших авторитарные режимы и идущих к демократии. Так, например, в Испании в 80-е гг. прошла дискуссия по проблеме экономического порядка в Конституции Испании 1978 г.30.

Вместе с тем на этапе формирования концепции была актуальна тема определения границ государственного вмешательства в экономическую жизнь. В 70-е гг. при обсуждении Конституции Португалии 1976 г. и проекта Конституции

29 Haman A. Deutsches Wirtschaftsverfassungrecht. Berlin, Neuwied-Darmstadt, 1958. S. 13; Santos V. Modelo economico y unidad de Constitucion EspaOola de 1978 // El desarrollo de la Constitucion EspaOola de 1978. Zaragoza, 1982. P. 367—368; Herrero de Miüon M. La constitucion economia: desde la ambigüedad a la integracion // Revista espaOola de Derecho Constitucional. Madrid, 1999. AOo 19. № 57. P. 11—12.

30 Garcia Echevarria S. El orden economico en la Constitucion // Libre empresa. 1979. № 8; Mendoza Olivan V. El orden economico en la Constitucion EspaOola // Cuenta y Razon. 1984. № 15—16; Escribano Collado P. El orden economico en la Constitucion Es-panola de 1978 // Revista Espanola de Derecho Constitucional. Madrid, 1985. № 14.

Испании 1978 г.31 к этой теме вернулись вновь. Параллельно сформировалось целое направление исследований, посвященное изучению конституционного оформления роли государства в экономике. В его рамках большой популярностью пользовалась (и пользуется до сих пор) тема экспроприации32, поскольку она, с одной стороны, прямо затрагивает и конкретного собственника, и право собственности как институт (который при злоупотреблении государством конституционной возможностью изъятия собственности становится нестабильным, превращая весь экономический фундамент в нечто неустойчивое); с другой стороны, в связи с указанной опасностью, институт экспроприации является той «пограничной зоной», в которой следовало четко определить границы деятельности государства. Повышенный интерес

31 См. например, материалы «круглого стола» по обсуждению проблем экономической конституции в публикации: Constitucion y economia. La Orden acton del sistema ecoM-mico en las constituciones occidentales. Madrid, 1977.

32 Необходимо отметить, что данная тематика является традиционной для зарубежного конституционного права, теоретические основы института экспроприации были разработаны еще в XIX в. Исследования XX в. углубили их применительно к новым реалиям. В числе других, см., например: Garcia-Trevijano Fos J. A. Los convenios expropiatorios. Madrid: Edersa, 1979; Rodrigues Oliver J. M. Expropiacion forzosa. Madrid, ICAI, 1979; Moreno Gil O. Expropiacion forzosa. Legislacion y jurisprudencia comentadas. Madrid: Civitas, 1983; Bermelo Vera J. Analisis previo de la expropiacion forzosa // Documentacion Administrativa. 1990. № 222; Navarro Perez J. L. Expropiacion forzosa. Comentarios, jurisprudencia y textos positivos. Granada: Comares, 1991; Pera Ver-daguer F. Expropiacion forzosa. 4 ed. Madrid: Bosch, 1992; Migues Ben E. Potestad expro-piatoria de las Entidades locales, consignacion presupuestaria y control jurisdiccional // Revista EspaOola de Derecho Administrativo. 1996. № 92; и др.

к этой теме был также связан с включением в ряд европейских послевоенных конституций положений о национализации (т. е. возможности изъятия в пользу государства целых отраслей хозяйства33), что вызвало опасения ученых по поводу возможной «тотальной социализации». Однако они не оправдались, поскольку общее направление развития регулирования рыночных отношений пошло в сторону массированных приватизаций, а на правовое оформление национали-заций были распространены те же принципы, что применялись к экспроприации.

Вместе с тем концепция «экономической конституции» не сводится только к вопросам воздействия государства на экономику и установлению границ государственного регулирования экономической сферы. Важным компонентом экономической конституции являются экономические права и свободы как особая группа прав и свобод и как право собственности и свобода экономической деятельности, а также вопросы взаимоотношений труда и капитала. Исследование границ прав и свобод, а также форм их конституционной защиты позволяет конкретизировать эту сторону экономической конституции.

По мере разработки общетеоретических аспектов экономической конституции стали проводиться исследования конкретных национальных экономических конституций Германии, Франции, Испании, Италии, Португалии, Австрии, а также и других стран. В течение XX в. в западноевропейских странах сформировались группы ученых, которые специализировались на исследованиях национальных конституций, разрабатывая различные аспекты концепции «эконо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 См. например: Fernandez Farreres G.

Libertad de empresa y nacionalizaciones en la Constitucion // Cuadernos Aragoneses de Economia. Zaragoza, l979.

мической конституции». Благодаря их усилиям концепция получила национальное конституционно-правовое «наполнение», была конкретизирована применительно к национальным условиям разных стран, что позволило осознать общее и особенное в ее содержании применительно к конституционно-правовой действительности. Таким образом, исследователи экономической конституции перешли от общих контуров и теоретических рассуждений о концепции к перепросмотру и анализу отдельных аспектов национальных экономических конституций, а сама концепция стала детализироваться, получив конкрет-

ное наполнение

34

34 В рамках данной статьи нет возможности дать даже беглый обзор литературы, появившейся в европейских странах за 70 лет по данной тематике. В качестве примера, в числе многих других, назовем работы комплексного характера: Haman A. Deutsches Wirtschaftsverfassungrecht. Berlin, NeuwiedDarmstadt, 1958; Rupp H. H. Grundgesetz und Wirtschaftsverfassung. B., 1974; Gutmann G. u. a. Die Wirtschaftsverfassung der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart, 1979; Juan Abad O. de. La Constitucion Economica Espanola. Madrid, l984; Juan Asenjo O. de. La Constitucion economica espanola. Madrid: Centro de Estudios Constitucionales, 1984; Font Galan J. I. Constitucion economica y derecho de la competencia. Madrid: Tecnos, l987; Brever Carias A. R. Reflexiones sobre la Constitucion economica // Estudios sobre la Constitucion Espanola. Homenaje al Profesor Eduardo Garcia de Enterria. T. IV. Madrid: 1991. P. З8З9—З85З; Bassols Coma M. La Constitucion economica // Revista de Derecho Politico. 1992. № Зб; Lopez Garrido D. Apuntes para un estudio sobre la Constitucion economica // Revista del Centro de Estudios Constitucionales. Madrid, 199З. № l5; Eseamez Lopez A. La Constitucion economica // Estudios sobre la Constitucion Espanola. Madrid: BOE, 1994. P. 159—166; Bognetti G. La Costituzione economica italiana. Milano: Giuffre, 1995; Bilaneia P. Modello econ?mico e quadro costituzionale. Torino: G.Giappichelli Editore, 1996; Gareia Llovet E.

К началу 90-х гг. XX в. учеными была произведена огромная работа по исследованию конкретных национальных моделей экономической конституции в Европе, своего рода «ревизия» теории правового государства применительно к экономической области. Это позволило выработать национальные трактовки концепции «экономической конституции», адаптированные к реалиям конкретных стран. Сформировалось конституционное экономическое право, которое стали преподавать в вузах35. Все это позволило в

последующем при осуществлении анализа экономических положений конституций не обосновывать подробно исходные теоретические начала, а просто ссылаться на какую-либо общепризнанную или наиболее приемлемую для них трактовку понятия экономической конституции и двигаться дальше в исследовании ее конкретных сторон. В результате в научных статьях по вопросам экономической конституции 90-х гг. изложение концептуальных основ заменяется ссылками на исследования других авторов36, что свиде-

Constitucion economica y Constitucion territorial economica // Antonomies: Revista Catalana de Derecho Publico. 1997. № 22; Martin-Retortillo Baquer S. La Constitucion economica en el texto de la Constitucion Espanola de 1978 // Constitucion y Constitucionalismo hoy. VV.AA. Caracas: Fundacion Manuel Garcia Pelayo, 2000; Rabault H. La Constitution economique de la France // Revue francaise de Droit constitutionelle. 2000. № 44; Rechtsstaat und Wirtschaftsverfassung in Deutschland und Europa // Arbeitspapiere des Interuniversitairen Zentrums und Ver°f-fentlichungen. Berlin-Split, 2002. H. 3; Cancio J. La Constitucion economica: promesas incump-libles // Revista juridica de la Universidad autonoma de Madrid. Madrid, 2002. № 7; Vallender K. A. The Swiss economic constitution and its concretisation by the legislator: a sketch of economic constitutional and economic administrative law. Bern: Stampfli, 2003; Violini L. GrundzDge der aktuellen italienischen Wirtschaftsverfasung im Lichte der europaischen Integration // Europarecht. 2004. Beiheft 2; Wirtschaftsverfassung in Deutschland und Europa: Festschrift fur Bernhard Nagel. Kassel: Kassel Univ. Press, 2007; и др.

35 В числе многих: Haman A. Deutsches Wirtschaftsverfassungrecht. Berlin, NeuwiedDarmstadt, 1958; Badura P. Grundprobleme des Wirtschaftsverfassungsrechts // JuR. 1976. S. 205—213; Gygi F. Wirtschaftsverfassungsrecht. Bern, 1981; Gygi F., Richli P. Wirtschaftsverfassungsrecht. 2 Aufl. Bern, 1997; Jarass H. D. Wirtschaftsverwaltungsrecht mit Wirtschaftsverfassungsrecht. 3 Aufl. Berlin: Luchterhand, 1998; Luong M. T. Wirtschaft-

sverfassungsrecht im Wandel. Frankfurt am Mein: Peter Lang, 1999; и др. В числе изданий последнего десятилетия: Tettinger P. J. Wirtschaftsverfassungsrecht in Mittel- und Osteuropa // Kontinuitat und Neubeginn Staat und Recht in Europa zu Beginn des 21.Jahrhunderts. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2001. S. 139—149; Sigloch D., Sander G. G. Falle zum Wirtschaftsverwal-tungs-und Wirtschaftsverfassungsrecht. München: Verlag Vahlen, 2003; Badura P. Wirts-chaftsverfassungs-und Wirtschaftsverwal-tungsrecht. Tübingen: Mohr, 2005; Stober R. Allgemeines Wirtschaftsverwaltungsrecht. Grundlagen und Principien. Wirtschaftsverfassungsrecht. 15 f°llig bearb. Aufl. Hamburg: Kohlhammer, 2006.

На русском языке публикации о зарубежном экономическом праве стали появляться недавно: Талапина Э. В. О публичном экономическом праве // Журнал российского права. 2004. № 7. С. 85—91. В данной публикации, в частности, подчеркивается связь между разработкой проблем концепции «экономической конституции» и экономическим правом в Германии. См.: Там же. С. 87.

36 Например, в работе, посвященной особенностям экономической конституции Австрии, профессор Венского Экономического университета X. П. Рилл просто указывал, что в своем исследовании он следует наиболее распространенному в Австрии определению экономической конституции и ссылается на работу К. Коринека, изданную в 1972 г. См.: Rill H. P. Die Wirtschaftsverfassung Österreichs // Staat und Recht. Potsdam, 1990. Jg. 39. № 11. S. 892. Швейцарский исследователь Э.-У. Петерсман в

тельствует не только о высокой степени разработанности концепции, но и о достижении определенного консенсуса в научном сообществе по поводу основных параметров концепции37.

Хотя во многих исследованиях по вопросам экономической конституции финансовые аспекты нередко рассматривались и рассматриваются вместе с «чисто» экономическими, сформировалась и особая концепция «финансовой конституции», в рамках которой осуществляется углубленное исследование именно финансовых аспектов конституций. В этом смысле можно говорить об «отпочковании» концепции «финансовой конституции» от концепции «экономической конституции».

В целом разработка проблем в рамках концепции «экономической конституции» ведется большинством исследователей по ряду магистральных направлений. Вместе с тем нельзя сказать, что имеются какие-либо аспекты конституционного регулирования экономических отношений, которые остались неисследованными за более чем семьдесят лет существования данной концепции. Даже те исследователи конституционного регулирования экономических отношений, которые прямо не упоминают вышеуказанную концепцию, ориентируются на те конституционные ценности и «аксиомы», которые были изучены и проанализированы в ее рамках. Достижения и выводы западных исследователей концепции «экономической конституции» стали составной частью парадигмы

работе 90-х гг. отсылает к исследованиям по конституционному экономическому праву 80-х гг. См.: Petersman E.-U. Die Wirtschaftsverfassung der Schweiz und der EWGVertrag // Aussenwirtschaft. 1992. Jg. 47. H. III. S. 302.

37 Но, разумеется, в монографических ис-

следованиях теоретические аспекты излагаются подробно.

европейской науки, так как на их базе строятся современные теоретические конструкции.

Таким образом, можно констатировать, что именно в силу высокой степени соответствия концепции «экономической конституции» (немецкой по происхождению), эмпирическим условиям стран Западной Европы, ее связи с другими теориями, она была «подхвачена» учеными в других странах. Эти же качества предопределили ее использование в процессах европейской интеграции.

В настоящее время одно из важнейших направлений научных исследований конституции связано с активным обсуждением проблем европейской экономической конституции. Поскольку составляющие европейской экономической конституции отличаются от национальных экономических конституций, постольку с научной и практической точек зрения важно оценить влияние европейской экономической конституции на национальные конституции стран-членов и наоборот. Следовательно, использование подходов, полученных в рамках концепции «экономической конституции» в процессе европейской интеграции свидетельствует не только о ее влиянии, но и о новом этапе развития. Это означает, что данная концепция пользуется признанием в западноевропейских странах как адекватное отражение подхода к регулированию экономических отношений. Таким образом, выявляется ее «эластичность», большой потенциал, возможность применения не только на национальном уровне, но и к наднациональному образованию со специфическими и целенаправленно формируемыми правовыми инструментами воздействия на экономику.

Кроме того, концепция «экономической конституции» начинает оказывать косвенное воздействие и на те страны ЕС, в которых она не получила широкого распростране-

ния в силу особенностей правовой системы (например, в Великобритании). В связи с тем, что основные документы ЕС (в том числе и предлагавшийся к ратификации проект Конституции ЕС) базируются на принципах экономической конституции, складывается парадоксальная ситуация, когда в отличие от других европейских стран данная концепция начинает воздействовать на правовое регулирование сначала через наднациональный уровень38.

Поскольку изначальный импульс для развития указанной концепции был дан в странах с рыночной экономикой, постольку исследование различных аспектов конституционного регулирования экономических отношений осуществлялось, прежде всего, применительно к этим странам.

В отношении социалистических стран концепция «экономической конституции» применялась с множеством оговорок как к конституциям, не содержащим разделения властей и не гарантирующим экономическую свободу (а только некоторые экономические права), т. е. исходя из логики «экономической конституции» стран с рыночной экономикой и присущим им уровнем развития демократии39.

38 Как представляется, в том числе и с этим обстоятельством связаны многие трудности адаптации Великобритании и Ирландии к требованиям ЕС, особенно применительно к такому ограничителю государственных органов, как социальное государство. Не случайно именно этот аспект проекта Конституции ЕС вызвал у этих стран (и Польши) наибольшее сопротивление, а на саммите в июне 2007 г. Великобритания, Польша и Ирландия — объявили о своем желании отказаться от Хартии о правах человека в том смысле, что они не будут связаны содержащимися в ней положениями о социальных правах.

39 См. например: Kopp F. O. Das Verfas-sungsverst3 ndnis in den sozialistischen Staaten // Recht und Staat / Festschrift für

Исследование постсоциалистических конституций учеными западноевропейских стран также проводится с позиций концепции «экономической конституции»40. В постсоциалистических странах (особенно в тех из них, которые вступили в ЕС) данная теория постепенно получает признание и распространение. В определенной мере эти процессы стимулируют совместные исследования. Так, в рамках германо-хорватских исследований был опубликован сборник статей «Правовое государство и экономическая конституция», посвященный проблемам экономической конституции двух стран в контексте европейской экономической конституции41.

Вместе с тем в постсоциалистических странах ведутся также са-

Günter Küchenhoff. Berlin, 1972. B. II. S. 585; Badura P. Grundprobleme des Wirtschaft-sverfassungsrechts // JuR. 1976. S. 209; Brunner G. Die Funktionen der Verfassung in der sozialistischen Staaten im Spiegel der neueren Verfassungsgebung// Verfassungsund Verwaltungsreformen in der sozialistischen Staaten. Berlin, 1978. S. 37.

40 См. напр.: H 3berle P. Verfassungsentwicklungen in Osteuropa — aus der Sicht der Rechtsphilosophie und der Rechtslehre // Archiv des °ffentlchen Rechts. Tubingen, 1992. Bd. 117. H. 2. (вопросы экономической конституции) S. 178—181; Roggemann H. Wirtschaftsverfassung, Umwandlung und Privatisierung in Osteuropa und Ostdeutschland // Unternehmensumwandlung und Privatisierung in Osteuropa. 1993, S.15 ff; Lippott J. Ruslands neue Wirtschaftsverfassung // Osteuropa Recht. Stuttgart, 1994. Jg. 40, H. 3. S. 192—209; Tettinger P. J. Wirtschaftsver-fassungsrecht in Mittel- und Osteuropa // Kontinuit3t und Neubeginn Staat und Recht in Europa zu Beginn des 21.Jahrhunderts. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2001. S. 139—149.

41 Rechtsstaat und Wirtschaftsverfassung — Deutsche und kroatische Texte zur Einführung. Arbeitspapiere des Interuniversit з ren Zentrums fur deutsches, kroatisches, europaisches Recht und Rechtsvergleichung. Split/ Berlin, 2002. H. 3.

мостоятельные исследования эко-

" 42

номической конституции42.

В результате концепция «экономической конституции» наполняется теоретическим материалом, относящимся к специфике стран, осуществивших или осуществляющих переход от социализма к капиталистическим отношениям. В российской науке конституционного права концепция «экономической конституции» пока не получила широкого распространения, тем не менее в этом направлении ведутся исследования, что позволило В. Д. Мазаеву назвать «экономическую конституцию» в числе категорий, которые приходят «на смену марксистским жестким конструкциям взаимосвязи экономики и права»43. Таким образом, можно сказать, что в этом вопросе российская наука преодолела «изоляционизм», возникший в советский период. Однако это только первые шаги в данном направлении. Для полноценного включения российской науки конституционного права в общеевропейский дискурс необходимо не только критическое осмысление научного наследия, но и углубленное обсуждение вопросов о пределах применимости данного знания к исследованию российского варианта экономической

42 Boric T., Pokorna J. Die Wirtschaftsverfassung // Revolution und Recht. Systemtransformation und Verfassungsentwicklung in der Tschechischen und Slowakischen Republik. Frankfurt — Berlin — Bern — Bruxelles — New York — Wien: Peter Lang, 2000; V °r °s I. Overview on fundamental questions of the economic constitution — legal aspects. // Jogi Tajekoztato Fuzetek. 2000, № 90; Zitnanska L. Die Wirtschaftsverfassung // Revolution und Recht. Systemtransformation und Verfassungsentwicklung in der Tschechischen und Slowakischen Republik. Frankfurt — Berlin — Bern — Bruxelles — New York — Wien: Peter Lang, 2000. S. 117— 148; и др.

43 Мазаев В. Д. Публичная собственность

в России: конституционные основы. М., 2004.

С. 18.

конституции, разработка национальной концепции «экономической конституции».

В связи с изложенным необходимо упомянуть о внешней «экспансии» концепции (что может свидетельствовать о ее международном значении, не ограниченном рамками европейского пространства). Под влиянием успехов европейской науки и практики концепция «экономической конституции» стала разрабатываться в развивающихся странах. Наибольший вклад в этом смысле внесен конституционалистами стран Латинской Америки, где трактовка концепции «экономической конституции» изменилась с учетом специфики социально-экономических условий и конституционного регулирования этих стран. В центре внимания латиноамериканских исследователей оказался анализ цивилизационных и иных особенностей данных актов, отличия от европейских конституций и оценка возможных результатов регулирования. В свое время это стало первым опытом адаптации концепции, созданной на основе европейского опыта конституционного регулирования экономических отношений и рассчитанной, прежде всего, на европейские рыночные условия и европейские демократические институты в иных цивилизационно-куль-турных условиях. В Латинской Америке сложилась собственная обширная литература по вопросам экономической конституции44, в которой анализируются ее различные аспекты; по проблемам экономической конституции проводятся научные конференции, данное понятие используется и государственными органами, в частности,

44 Обзор новейшей латиноамериканской литературы см.: Андреева Г. Н. Экономическая конституция в странах Латинской Америки (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. М., 2006. № 4. С. 47—56.

судами и органами конституционного контроля, причем последние вносят существенный вклад в развитие концепции «экономической конституции»45. В настоящее время в центре внимания ученых стран Латинской Америки находятся следующие аспекты экономической конституции: обеспечение с помощью конституционных норм решения задач догоняющей модернизации, трансформация экономической функции государства в новом тысячелетии, борьба с коррупцией применительно к деятельности государства в экономической сфере и т. д.

Научные исследования по данной тематике ведутся и в других регионах мира, осуществляется активный обмен идеями46, причем их география постепенно расширяется, о чем свидетельствует появление исследования вьетнамского автора на немецком языке (сотрудника Института государства и права Вьетнама) Нгуен Кхан Буи, в котором не только дается общий

45 Например, Верховный Трибунал Мексики в решении от 15 декабря 1998 г. по вопросу о неконституционности Закона о приватизации дал легальное определение экономической конституции, оно содержится также в нескольких решениях Конституционной палаты Венесуэлы, в частности, в решении от 6 февраля 2001 г., а в известном в Латинской Америке решении Конституционного Суда Чили от 5 июня 2005 г. по вопросу о неконституционности ст. 1 Чрезвычайного Декрета № 140-2001 от 28 декабря 2001 г. говорится о принципах, относимых к экономической конституции.

46 Подробнее об этом см.: Андреева Г. Н. Экономическая конституция в зарубежных странах. С. 46—47. Из последних примеров следует отметить доклад «Экономическая конституция Кореи и глобализация» на проходившей в июне 2007 г. в Сорбонне конференции «Конституции Франции и Кореи в развитии», сделанный корейским ученым. Online: http://209.85.135.104/search?q=ca-che:lMg7gcbW58wJ:grale.univ-paris1.fr/ comext/semfrancocoreen.doc+Constitution+-Economique&hl=ru&ct=clnk&cd=81&gl=ru

обзор и проводится сравнение европейской и немецкой экономичес-

" 47

ких конституций4', но и анализируются рамки Конституции Вьетнама, требования, которые предъявляет к организации конкуренции в стране интеграция Вьетнама в мировую экономику, а также реальное состояние конкуренции и конкурентного права во Вьетнаме48.

Подводя итог проведенному анализу возникновения концепции «экономической конституции» и ее места в европейском дискурсе, можно отметить следующее.

Во-первых, концепция «экономической конституции» не является случайным явлением в конституционном праве. С одной стороны, она представляет собой закономерный результат развития научного знания о конституции и правовом государстве, его приложение ко все новым сферам, исследование специфических форм, которые приобретает такое приложение. В этом смысле разработка юристами концепции «экономической конституции является этапом в эволюции общей теории конституции. С другой стороны, сам термин «экономическая конституция» уже в течение более чем двух веков присутствует в европейском дискурсе в разных общественных науках, а понятие экономической конституции используется социологами, экономистами и юристами в разных значениях и контекстах.

Во-вторых, если соотносить теорию конституции и концепцию «экономической конституции», то первая является относительно более формализованной и «статичной», что же касается концепции «экономической конституции», то она представляет собой более «авангардное» и динамичное явление, отра-

47 Nguyen Khanh Bui. Das Wettbewerbsrecht im Rahmen der Wirtschaftsverfassung Vietnam.Potsdam: Frank&Timme, 2007. Р. 30—105.

48 Op. cit. Р. 105—261.

жающее на основе базиса (которым для нее являются теории конституции, теории правового и социального государства и некоторые другие) процессы изменения конституционного регулирования экономических отношений.

В-третьих, динамизм концепции выражается в ее «экспансии»: созданная применительно, прежде всего, к условиям Германии, она

постепенно была воспринята другими европейскими странами, странами Латинской Америки, распространяет свое влияние на другие регионы, оказывает влияние на европейское право, поскольку рассматривается европейским сообществом как научное осмысление явлений конституционно-правового характера, позволяющее выработать адекватные ответы на вызовы времени.

Зарубежный опыт правового регулирования

публичных услуг

А. Ф. Васильева

В последнее время в публикациях по административному праву достаточно часто поднимается вопрос о формах государственного управления. Интерес к формам государственного управления обусловлен признанием того, что государство осуществляет не только властное, обязывающее государственное управление, но и позитивное государственное управление, в том числе предоставляя гражданам государственные услуги1. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» впервые нормативно пре-

Васильева Анна Федотовна — преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского федерального университета (г. Красноярск).

1 Талапина Э. В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. № 5. С. 14; Мицкевич Л. А. Синер-гетические основы государственного управления // Информационные проблемы в сфере административной реформы. М., 2005. С. 145.

дусмотрена функция по оказанию государственных услуг2.

Поэтому обсуждение вопроса о формах государственно-управленческой деятельности непосредственно связано с двумя серьезными проблемами. Во-первых, это вопрос о двух видах государственного управления (властном воздействии и организационно-предостав-ляющем управлении), во-вторых, вопрос о том, каким образом (способом) последний вид управления, т. е. позитивная государственно-управленческая деятельность, может осуществляться, а именно возможно ли использование не только публично-правовых, но и частноправовых форм. Признание возможности (и необходимости) использования частноправовых форм неизбежно влечет за собой следующий ряд вопросов, требующих разрешения: нормами каких отраслей права должна регулироваться эта деятельность — публичного или частного, и как сочетать публичные и частноправовые начала в госу-

2 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.