Научная статья на тему 'Конституционные и законодательные основы организации полицейской деятельности в Республике Аргентина и ее эффективность'

Конституционные и законодательные основы организации полицейской деятельности в Республике Аргентина и ее эффективность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / CONSTITUTIONAL BASIS / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА АРГЕНТИНА / THE REPUBLIC OF ARGENTINA / POLICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов М.В., Тутханян Г.А.

Статья посвящена изучению конституционных и законодательных основ организации полицейской деятельности в Республике Аргентина, а также ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legislative basis for the organization of police activity in the Republic of Argentina and it’s efficiency

In this article we explore the Constitutional and Legislative basis for the organization of police activity in the Republic of Argentina and it’s efficiency. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Текст научной работы на тему «Конституционные и законодательные основы организации полицейской деятельности в Республике Аргентина и ее эффективность»

-■îi.^'fc--

Актуальные проблемы конституционного права

мента задержания не следует встречаться с карманниками глазами. Если почувствовал подозрение противника — следует передать наблюдение товарищу.

Взаимопонимание должно достигаться просто — глазами. Воры не всегда работают поодиночке, их может быть двое или трое. Один из них во время преступной акции занят противником: ищет сотрудника — «тихаря», т.е. «выкупает контору», говоря их языком.

В настоящее время очень часты случаи кражи сотовых телефонов. Крадут их как из карманов, так и из сумочек. Основную категорию потерпевших (80%)

составляют женщины. И это понятно. Во-первых, они не так опасны для вора и именно у них в большинстве случаев хранятся деньги, причем в сумочках, доступ к которым менее сложен, чем в карманы.

Успех борьбы с карманными кражами зависит от правильной расстановки оперативно-сыскных групп, умения применять средства маскировки, использовать современные технические средства, работать личным сыском, распознавать в массе людей воров-карманников и других лиц, представляющих оперативный интерес для оперативных подразделений.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АРГЕНТИНА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

М.В. САУДАХАНОВ,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского института Образования и науки;

Г.А. ТУТХАНЯН, адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право, муниципальное право

E-mail: northen. wind@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению конституционных и законодательных основ организации полицейской деятельности в Республике Аргентина, а также ее эффективности.

Ключевые слова: конституционные основы, полицейская деятельность, Республика Аргентина.

CONSTITUTIONAL AND LEGISLATIVE BASIS FOR THE ORGANIZATION OF POLICE ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF ARGENTINA AND IT'S EFFICIENCY

M.V. SAUDAKHANOV,

candidate of jurisprudence, senior research associate of research institute of Science and education;

G.A. TUTKHANYAN,

graduated in a military academy of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. In this article we explore the Constitutional and Legislative basis for the organization of police activity in the Republic of Argentina and it's efficiency. The author makes the analysis and gives the conclusions. Keywords: constitutional basis, police activity, the Republic of Argentina.

Республика Аргентина является федеральным государством. Провинции1, входящие в его состав, обладают политической и юридической автономией (ст. 122 Национальной Конституции — далее НК) и обладают всей полнотой полномочий и власти, не делегируемых НК Федеральному Правительству (ст. 121 НК). Одним из таких полномочий является создание собственной полиции2. Таким образом, в Аргентине

1 23 провинции и г. Буэнос Айрес, который имеет статус сравнимый со статусом провинции (автономный город) согласно конституционной реформе 1994 г. (ст. 129 НК).

2 Тем не менее, автономный г. Буэнос Айрес не обладает собственным корпусом полиции согласно ст. 7 Закона 24.588, где деятельность по охране и обеспечению безопасности личности и имущества продолжает осуществлять Национальное Правительство. Однако, власти города не так давно начали переговоры с Федеральным Правительством относительно возможности допущения местной полиции к организации правопорядка наряду с полицией федеральной.

- -Jt. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

-G/Hi^jflb'

существуют полиции провинций и федеральная полиция. Кроме того, функции полиции выполняют вооруженные силы на наземных пограничных постах (Национальная жандармерия), на путях навигации и в портах (Военно-морская префектура Аргентины), а также в аэропортах (Национальная воздушная полиция). Однако, в этой статье в основном речь пойдет о федеральной полиции, в качестве примеров о полиции провинций и в особенности о полиции Буэнос Айреса как о наиболее важном корпусе полиции, учитывая какое большое количество людей и материалов задействовано в его деятельности.

Федеральная полиция была создана в 1943 г. как внутренняя секция столичной полиции в ответ на необходимость заниматься правонарушениями федерального значения, даже если такие правонарушения были совершены на территории одной из провинций (п. 12 ст. 75, ст. 116). Годом позже, согласно Закону-декрету 32.265, эта секция дала свое имя всей национальной полиции3. Тем не менее, возникновение структуры ей предшествующей восходит к временам испанской колонизации, когда были упразднены Капитулы (муниципальные учреждения, обладавшие полицейской властью) и была учреждена должность «Шеф полиции» (1821 г.), послужившая фундаментом для создания профессиональной полиции. Так началось развитие полиции Буэнос Айреса вместе со становлением Аргентины как государства и придания этому городу федерального значения как столице Республики. В дальнейшем (1880 г.) полиция была разделена на полицию провинций и столичную республиканскую полицию, которая в 1943—1944 гг. была переименована в федеральную.

В период с 1976 по 1983 гг. в Аргентине существовала военная диктатура. Различные полицейские структуры, находившиеся под управлением вооруженных сил и подчинявшиеся им, активно участвовали в террористической деятельности государства, незаконном задержании людей, их помещении в концентрационные лагеря, угнетении и пытках над ними и, наконец, в их уничтожении и убийствах4.

После падения диктатуры начался трудный этап перехода к демократии. Карлос Эльберт отмечает, что важнейшим моментом в этом переходе стало назначение шефом федеральной полиции Хуана Анто-нио Пиркера5, который предпринял решительные меры с целью внутреннего «очищения» федеральной полиции и консолидации структуры, а также осуще-

ствил неоценимый вклад в процесс демократизации государства.

Функционирование федеральной полиции регламентировано структурным нормативным актом — Закон-декретом 333/58, а также производными от него нормативными актами; Законом 21.965, касающимся кадровой политики; Внутренним уставом, утвержденным Декретом 1866 в 1983 г.

Федеральная полиция Аргентины является частью Национальной исполнительной власти, входит в структуру Министерства внутренних дел, осуществляет функции полиции безопасности и судебной полиции на территории провинций и Национальной столицы и находится под юрисдикцией Национального Правительства6.

Кадровый состав полиции разделен в основном на две группы:

а) официальный;

б) неофициальный и агенты7.

Деление на группы и их составление происходят уже с самого начала карьеры в полиции (в различных полицейских школах и институтах).

Кадровый состав полиции, согласно иерархической шкале, включает в себя:

а) высший кадровый состав;

б) младший кадровый состав;

в) ученики.

К высшему кадровому составу относятся высшие официальные руководители полиции, официальные шефы полиций, младшие официальные сотрудники полиции; к младшему кадровому составу — высшие неофициальные руководители полиции, младшие неофициальные сотрудники полиции и агенты8.

3 Maier Julio. «Nacimiento y desarollo de la policia institucional», en Nueva Doctrina Penal, Buenos Aires: Editores del Puerto, 1996. P. 70.

4 Andersen Martin Edwin. La policHa. Pasado, presente y propuestas para el futuro. Barcelona: Sudamericana, 2001. P. 257; Sain Marcelo Fabián. Seguridad, de-mocracia y reforma del sistema policial en la Argentina, Buenos Aires: Fondo de Cultura Econy-mica, 2002. P. 83; Vallespir Alejandra. La policHa que supimos conseguir. Buenos Aires: Planeta, 2002. P. 41; Más detalles en el informe Nunca más de la Comisiyn Nacional sobre la Desapari-ciyn de Personas. Buenos Aires: Eudeba, 1984.

5 Elbert Carlos (n. 2). P. 240, y del mismo autor, Ideología, corrup-ciyn y excesos policiales, en Pena y Estado, núm. 3, julio de 1998, Buenos Aires: Editores del Puerto. P. 63—66.

6 Decreto-ley 333/58, art. 1.

7 Ley 21.965 (Ley para el personal de la PolicHa Federal), Anexo I, art. 1.

8 Decreto-ley 333/58, art. 37; Ley 21.965, art. 25, y Anexo I, art. 1 y Decreto 1866/83, art. 93.

-íí.^'fc--

Актуальные проблемы конституционного права

Соответствующие нормативные акты детально регулируют все внутрииерархические взаимоотношения между начальством и подчиненными9.

По словам К. Эльберта: «Полиция — это самодостаточный институт с четкой вертикальной структурой иерархии, состоящей из официальных сотрудников, неофициальных сотрудников и агентов. Подчинение приказам вышестоящего начальства абсолютно и не обсуждаемо, а иерархические различия обеспечены различными нормативными актами и регламентами, характерной чертой которых является авторитаризм. Воспитание дисциплины, зачастую, так же как и в армии, связано с садизмом, ориентированным на физическое истощение и психическое унижение кадета или курсанта до полного подавления их воли, заменяя ее безоговорочным подчинением своим старшим сослуживцам, что окружающими воспринимается как воспитание зрелости, а также расстановка сил между ними»10. Этот автор также отмечает: «Если со стороны полиция представляется как некая организация, имеющая корпоративную, однородную волю среди всех своих сотрудников, то внутри поддерживается структура, похожая на кастовое разделение. В рамках этой структуры к «аристократии» относятся, как правило, представители среднего класса, имеющие хоть какое-нибудь образование, в то время как те, кому предначертано все время находиться в подчинении, происходят из низших слоев общества, рабочих и маргиналов, не имеющих достаточного культурного воспитания и с нулевыми шансами подняться вверх по социальной лестнице»11.

Как уже было отмечено выше, каждая провинция обладает автономным правом на создание и организацию собственной полиции. Надо сказать, что почти каждая провинция, создавая корпус полиции, наделяет его как функциями обеспечения безопасности, так и судебными, за исключением провинции Кордоба, где был создана отдельная структура судебной полиции12.

Что касается существующих взаимоотношений между различными видами полиции, силами безопасности и вооруженными силами, то в 1983 г. Национальная жандармерия, Военно-морская префектура Аргентины, Воздушная полиция, Федеральная полиция Аргентины и полиция каждой провинции подписали «Полицейскую Конвенцию Аргентины» (далее — Конвенция), чтобы разграничить компетенции и определить порядок оперативного взаимо-

действия между различными структурами с целью обеспечения внутренней безопасности государства. Конвенция была принята и утверждена Декретом 1988 в 1985 г.

К целям Конвенции относятся13:

а) интенсифицировать информационный обмен между участниками Конвенции;

б) стремиться к профессиональному набору кадрового состава;

в) стремиться к оптимизации работы служб безопасности, пожарных служб и сообщения между службами;

г) осуществлять взаимный обмен информацией в вопросах обеспечения порядка, общественной безопасности и службы судебной полиции, чтобы каждая из подписавшихся сторон могла оценивать возможность совершения того или иного преступления;

д) осуществлять взаимный обмен информацией в вопросах судопроизводства;

е) стремиться к развитию системы, утвержденной «Полицейской Конвенцией Аргентины», ее доктрины, а также к совершенствованию системы обеспечения безопасности.

Впоследствии, в 1992 г. был принят Закон 24.059 «О внутренней безопасности», который установил юридические, структурные и функциональные основы системы планирования, координации, контроля и поддержки сил национальной полиции, направленные на то, чтобы гарантировать внутреннюю безопасность государства. Основываясь на этом законе, был создан Совет внутренней безопасности, который, помимо надзора за деятельностью штаба Конвенции, осуществляет следующие функции14:

а) формулирование политики, относящейся к предотвращению и научному исследованию преступлений в тех формах, которые наиболее тяжело как качественно, так и количественно влияют на общество;

б) разработка доктрины и планов для согласования и интеграции полицейских действий и операций как национальных, так и межюрисдикциональных;

9 Decreto-ley 333/58, arts. 41 a 43; Ley 21.965, arts. 12 al 17.

10 Elbert Carlos (n. 2). Р. 240.

11 In the same place. Р. 242.

12 Ley 7826 de la Prov. de Cyrdoba, Ley Orgánica del Ministerio Público Fiscal, arts. 52 Cydigo Procesal Penal de la Provincia de Cyrdoba, arts. 321 a 327.

13 Decreto 1988/85, Anexo A: Reglamento del Convenio Policial Argentino, art. 4.

14 Опубликовано в официальном бюллетене Республики Аргентина от 17 января 1992 г.

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

в) обеспечение поддержки кадрового состава, задействованного в выполнении различных специальных действий и операций;

г) истребование из национальных гражданских организаций, провинциальных разведывательных структур, сил безопасности и полиций всю информацию, которая должна быть добыта;

д) повышение профессиональной подготовки кадровых ресурсов системы, при этом соблюдая тенденцию к интеграции и бережному отношению к усилиям, которые прикладывает полицейская образовательная система.

Как можно наблюдать, существуют требования к учреждению основ, которые бы регламентировали компетенции и оперативное взаимодействие между различными силами, призванными обеспечивать внутреннюю безопасность государства. Тем не менее, несмотря на приложенные усилия, Министерство внутренних дел в своем докладе от 1994 г. сообщило о существовании определенной структурной хрупкости системы безопасности, где среди остальных выделялись следующие факторы этого явления: отсутствие координации контроля между различными полицейскими службами; отсутствие взаимного общения и обработки информации, которой владеет каждая из служб полиции; устаревание и нехватка материальных ресурсов.

Стоит отметить, что полиция не обладает широкими полномочиями в рамках судопроизводства. Значительно больше вовлечены в этот процесс сотрудники прокуратуры.

Деятельность полиции в Аргентине, по сути, является общественной деятельностью, хотя в последнее время полиция все больше принимает участие в обеспечении персональной безопасности. Это явление относится лишь к фактам обеспечения защиты частных лиц, и в этих случаях органы полиции в большей степени уполномочены принимать участие в процессуальных действиях.

Что касается формирования кадрового состава полиции и получения специального образования, то необходимо отметить, что в случае федеральной полиции, чтобы поступить в школу полиции с намерением в дальнейшем стать официальным сотрудником, необходимо иметь среднее образование15, быть в возрасте от 17 до 25 лет, быть неженатым и обладать определенными физическими и психическими кондициями. Как правило, обучение в специализированных полицейских школах длится три года.

Чтобы попасть в реестр неофициальных сотрудников и агентов, необходимо быть в возрасте от 19 до 25 лет, иметь начальное школьное образование и соответствовать минимальным требованиям психического и физического состояния. Период обучения и инструктирования, как правило, составляет шесть месяцев16. Некоторые курсы подготовки включают в себя обучение различным оперативным навыкам17.

Главным центром полицейского образования является Федеральный Полицейский Университет, где за четыре года можно получить соответствующие образование на шести общих факультетах и на трех технико-экспертных. Этот центр был создан в 1977 г. на базе Высшей Полицейской Академии и находится под надзором и контролем Национального Министерства Образования.

Исполнительная власть государства включает в себя различные структуры, одной из функций которых является осуществление контроля над органами полиции. К ним относится Совет внутренней безопасности. Тем не менее, эта структура в основном занимается совершенствованием функций логистического и оперативного взаимодействия между различными полицейскими органами и не является органом контроля.

Тем не менее, ни Министерство внутренних дел, в подчинении у которого находятся подразделения, отвечающие за обеспечение безопасности, ни Секретариат Безопасности не обладают подходящими механизмами осуществления контроля. Так, например, Секретариат по правам человека, находящийся в подчинении Министерства юстиции и прав человека, который среди всех остальных обладает функцией приема сообщений о фактах нарушения прав человека, совершенных государственными служащими, несомненной обязанностью которых является следование букве закона.

В том, что касается взаимоотношений между органами полиции и законодательной властью государства, необходимо обратиться к Закону 24.059 «О внутренней безопасности», который согласно ст. 33 создает двухпалатную комиссию, миссией которой является: «Осуществление контроля и надзора за струк-

15 Что касается Школы офицеров полиции провинции Буэнос Айрес, то здесь требуется, чтобы соискатель окончил четыре года средней школы, где полное обучение составляет, как правило пять лет, а в некоторых случаях — шесть.

16 Ley 21.965, arts. 37 a 45 y Decreto 1866/83, arts. 140 a 187. Cfr. también Maier Julio (n. 3). Р. 72.

17 La inseguridad policial (n. 2). Р. 81.

-ii.^'fe-

Актуальные проблемы конституционного права

турами и органами обеспечения внутренней безопасности, учрежденными настоящим Законом, и теми структурами и органами, которые будут созданы в будущем». Комиссия на постоянной основе включает в себя восемь членов в Палате сенаторов и восемь членов в Палате депутатов (ст. 34). Эта комиссия должна следить за тем, чтобы функционирование вышеупомянутых структур и органов соответствовало действующим нормам Конституции, законов и иных нормативных актов (ст. 35). Кроме того, она должна ежегодно готовить доклад, доступный для общественного ознакомления, а также секретный доклад для обеих своих палат и для исполнительной власти государства, где должна информировать о проделанной работе, об имеющихся улучшениях и том, что необходимо развить и осуществить в течение следующего периода времени (ст. 37).

На первый взгляд, создание этой комиссии представляет собой определенный прорыв в осуществлении законодательного контроля над деятельностью органов обеспечения безопасности, и, несмотря на то, что она учреждена в качестве действующей посто-

янно, на наш взгляд, более правильно будет определить ее суть как «деятельность несистематическую и по обстоятельствам», которая не подразумевает постоянный, рутинный контроль и надзор. В действительности получается, что до тех пор, пока тот или иной факт не получит достаточный общественный резонанс либо уровень его (факта) воздействия не будет достаточным, комиссия не вмешивается.

Что касается контроля судебной власти над действиями органов полиции, то можно сказать, что он недостаточен, за исключением случаев, когда речь идет о делегировании полиции процессуальных функций. Если же говорить относительно реализуемых полицией функций по обеспечению безопасности, то здесь судебный контроль практически отсутствует. В общем, органы полиции при осуществлении своей деятельности зачастую действуют произвольно, нарушая частную жизнь граждан и ограничивая в правах, предусмотренных НК. Однако, подобные факты злоупотребления своими полномочиями обычно не являются объектом критики или контроля со стороны судей.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

А.Г. ЧЕПУРНОЙ,

доктор юридических наук, профессор, лидер ОООИВА — «Инвалиды войны» Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

E-m ail: 203.019@m ail.ru

Аннотация. На современном этапе развития страны большую значимость приобретают вопросы обеспечения социальной направленности политики государства, контроля за деятельностью правительственного аппарата со стороны общества. В статье анализируются социально значимые приоритеты при построении социального государства, модели социальной политики и ее конституционно-правовые основы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: Конституция, социальная политика, государство, современные условия.

CONSTITUTIONAL BASICS OF STATE SOCIAL POLICY:

MODERN CONCEPT

A.G. CHEPURNOI,

doctor of jurisprudence, professor the leader of OOOIVA — «Disabled veterans»

Annotation. On the modern point of state evolution social policy and social control is most important. The article deals with precedence in state construction, models of social policy and its constitutional foundations. Keywords: cultural values, law category, legal statues, state and law protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.