ГЕНЕЗИС, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРГЕНТИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПОРТЕ
А.И. Понкина
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена исследованию особенностей законодательства Аргентины о спорте. Показана история развития аргентинского законодательства о спорте. Исследована структура аргентинского законодательства о спорте, как на федеральном, так и региональном уровне. Выявлены основные проблемы и тенденции в указанной сфере.
Ключевые слова: спорт, спортивное право, Аргентина, государственное управление в области спорта.
Детерминанты интереса к спортивному праву Аргентины
Опыт правового регулирования и организации спорта в Аргентине представляет для исследователя существенный интерес по многим причинам, и в связи с теми совершенно блестящими успехами аргентинской сборной по футболу (сборная Аргентины дважды становилась чемпионом мира по футболу — в 1978 и 1986 г. и занимала второе место в 1930 и 1990 г., завоевала золотую медаль на Олимпийских играх 2004 г. в Афинах и 2008 г. в Пекине, серебро на Олимпийских играх 1928 г. в Амстердаме и 1996 г. в Атланте), и в связи с переносом с 2009 г. ежегодного трансконтинентального ралли-марафона «Дакар» («Ралли Париж — Дакар») в Аргентину и Чили (в 2009-2011 гг.) и Аргентину и Перу (в 2012 г.), и в связи с проведением авторитетной Южноамериканской «Формулы-3» (автогонки). И в связи с весьма успешной политикой приобщения к спорту молодого поколения, и в связи с еще целым рядом причин.
При всем этом интерес российских исследователей-правоведов к аргентинскому опыту спортивного права минимален. Единственно, следует упомянуть четыре перевода аргентинских законов о спорте, вошедших в первый том хрестоматии «Национальное законодательство о физической культуре и спорте» В.В. Кузина и М.Е. Кутепова [2. С. 39-58].
Частично эти вопросы затрагивались в научной монографии Р.Д. Гребнева [1]. Можно также вспомнить «Справочник зарубежного законодательства о спорте», где было посвящено несколько страниц указаниям аргентинских нормативных правовых актов, как федеральных, так и провинциальных [3. С. 21-25].
Из аргентинских авторов можно упомянуть Диего Альберто Долабьяна и Марио Адольфо Счмойсмана [7], Рикардо Фрего Навиа и Альваро Мело Фильо [8]; Густаво Романо Дюфо [10], Антонио Гриспо [9], Пабло К. Барбьери и Даниэла М. Аннокаро [4; 5].
Спорт в Аргентине весьма популярен. Наиболее широкое распространение получили футбол, автогонки и бокс. Помимо того, высокого признания достигли спортивные успехи аргентинцев в баскетболе, восточных боевых единоборствах, волейболе, баскетболе, яхтинге, велосипедном спорте, регби, теннисе, легкой атлетике. На юге страны популярны зимние виды спорта.
Прекрасные спортивные арены Аргентины: стадион Монументаль Ривер Плейт (исп. Estadio Monumental Antonio Vespucio Liberti; ранее назывался Мо-нументаль де Нуньес (Monumental de Nuñez)) в Буэнос-Айресе, стадион «Ла Бомбонера» (стадион Альберто Х. Армандо (Estadio Alberto J. Armando)) в Буэнос-Айресе, многоцелевой стадион им. бригадного генерала Эстанислао Лопе-са (El Estadio Brigadier General Estanislao López) в Санта-Фе, стадион Хосе Амальфитани (Estadio José Amalfitani; El Fortín; Estadio Vélez Sarsfield) в Буэнос-Айресе, стадион Президент Хуан Доминго Перон (Эль Силиндро де Авельянеда, Эль Колисео (Estadio Presidente Juan Domingo Perón; El Cilindro de Avellaneda; El Coliseo)) в городе Авельянеда и многие другие, возможно несколько уступают тем, что строятся в соседней Бразилии в преддверии Олимпийских игр 2016 г., но включены в эффективную и охватывающую всю страну спортивную инфраструктуру.
Техническая оговорка
В качестве научно-методологических ориентиров для настоящего научного исследования были отобраны сравнительно-правовые исследования А.А. Соловьева, а также научные труды А.Х. Абашидзе, А.Б. Зеленцова, О.Е. Кутафина, В.Ф. Поньки, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, ряда других отечественных правоведов.
Использованы общенаучные методы анализа, синтеза и др., а также частно-научные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический и другие).
Зарождение и становление законодательства Аргентины о спорте
Считаем обоснованным коснуться лишь вкратце истории зарождения и становления спортивного права в Аргентине.
История спортивной политики и законодательства о спорте в Аргентине нашла отражение в фундаментальных трудах аргентинских исследователей Виктора Лупо [24], Диего Альберто Долабьяна и Марио Адольфо Счмойсмана [7].
Как и в других странах Южной Америки (Бразилии, Чили, Уругвае), спорт (в устоявшемся его понимании и в более или менее институированных формах) получил импульс становления и развития во второй половине XIX в. При этом мы считаем, что Аргентина была более прогрессивной, продвинутой страной в этом отношении, и в ней правовое регулирование спорта, как и сам спорт, было более развито, чем, к примеру, в Бразилии.
Мы находим в начале XX в. весьма разветвленную структуру правового регулирования спорта в Аргентине.
Аргентинская футбольная ассоциация (Asociación del Fútbol Argentino) является организацией, ответственной за функционирование футбола в Аргентине, была основана еще в 1893 г. под названием Аргентинской ассоциации футбольной лиги.
Но уже в 1840-х гг. в источниках описывается «игра, в которой английские моряки бегают за мячом». В середине 1860-х гг. первые английские иммигранты начали организовывать ассоциации по крикету, в частности «Крикет-клуб Буэнос-Айреса».
На собрании 9 мая 1867 г. группа энтузиастов объявила о решении основать «Футбольный клуб Буэнос-Айреса», чтобы «разработать руководящие принципы и правила для футбольных матчей».
Первый матч был запланирован на 25 мая 1867 г., в праздничный день, но из-за проливного дождя игру пришлось отменить. 20 июня 1867 г. первый официальный футбольный матч в Аргентине был все же сыгран.
В 1891 г. был организован первый аргентинский чемпионат по футболу — между пятью командами: «Футбольный клуб Буэнос-Айреса», «Футбольный клуб Бельграно», «Спортивный клуб святого Андрея», «Оид Кальседонианс» и «Буэнос-Айрес и Росарио Рэйлвэйс».
21 февраля 1893 г. Александр Уотсон Хаттон инициировал создание упомянутой выше Аргентинской ассоциации футбольной лиги, в составе клубов «Железные дороги Буэнос-Айреса», «Испанская Высшая школа» «Флорес Спортивный клуб», «Ломас Спортивный клуб» и «Квильмес Спортивный клуб» [7. С. 95-98].
Профильной регламентации еще не было, но общественные отношения в области спорта подпадали под Гражданский кодекс Аргентины от 29.09.1869 и Уголовный кодекс Аргентины от 25.11.1886, под ряд других законов.
В 1903 г. была создана Аргентинская футбольная ассоциация.
Первым профильным законом Аргентины в области спорта явился Закон Аргентины «Развитие легкой атлетики и футбола» № 4345 от 02.09.1904.
Этот акт предусматривал ежегодное выделение государством финансирования для содействия легкой атлетике и в обеспечение национальных футбольных соревнований на всей территории Республики на «Кубок Аргентины». Средства направлялись аргентинским спортивным обществам, которые несли ответственность за составление и представление на утверждение исполнительного органа своих ежегодных программ.
В 1908 г. был принят Закон Аргентины «Развитие стрелкового спорта и физкультурной подготовки» № 6013. В том же году был принят Закон Аргентины «Содействие физической культуре» № 6277 от 30.09.1908. Этим законом был учрежден Высший совет по спорту, в который вошли по одному представителю Министерства образования, Министерства обороны, Национального университета и Национального Совета по образованию, а также представитель Аргентинского спортивного общества.
Высший совет по спорту должен был утверждать правила и программы соревнований по физической культуре, которые проводились в соответствии с законом и под управлением Спортивного общества Аргентины, вести учет средств, подлежащих расходованию на цели закона.
Кроме того, закон предусматривал строительство и монтаж 5 стадионов, 1 — в Буэнос-Айресе с вместимостью до 50 000 зрителей, 1 — в Кордове с вместимостью до пятнадцати тысяч зрителей и под одному стадиону в провинциях Ту-куман, Мендоса и Парана с вместимостью до десяти тысяч зрителей.
Было предписано, что должны проводиться международные спортивные соревнования каждые четыре года в Буэнос-Айресе и национальные конкурсы раз в два года на каждом из вышеуказанных стадионов, последовательно. В 1911 г. был принят Закон Аргентины «Развитие стрелкового спорта» № 8830 [7. С. 138-139].
Представляет интерес то, что уже в этот период складывалась достаточно немалая судебная практика.
Любопытно решение Верховного суда Аргентины от 22.09.1908, в котором этот суд подтвердил конституционность взимания штрафов в соответствии с законом о запрещении практики «спортивной» игры, известной как «стрельба по голубям». Суд, в частности, заявил: «Это жестокие и ненужные действия, связанные исключительно с удовольствием, такие развлечения не являются полезными для обучения охоте или стрельбе... Такой запрет согласуется с цивилизованным отношением и целями гуманности, это благоприятно для смягчения нравов, обеспечивает недопущение развращающего поведения...». Еще раньше Верховный суд Аргентины в своем решении от 13.04.1869 подтвердил конституционность закона, которым были запрещены «бои быков» в провинциях [7. С. 137, 112-113].
Далее следуют основные вехи спортивной истории Аргентины.
1912 г. — принятие Аргентины в FIFA.
1915 г. — принят Закон Аргентины «Площадь для физических упражнений Национального колледжа Буэнос-Айреса» № 9.685 от 1915 г.
1921 г. — создана Аргентинская конфедерация спорта (Confederación Argentina del Deporte).
1923 г. — создан и в установленном порядке признан Международным Олимпийским комитетом Аргентинский Олимпийский комитет (Comité Olímpico Argentino).
1934 г. — учреждена Ассоциация аргентинского футбола (Asociación del Fútbol Argentino).
1940 г. — учреждение Федерации культурных, социальных и спортивно-любительских объединений Аргентины (Federación de Entidades Culturales, Sociales y Deportivas Amateurs).
1947 г. — принят Закон Аргентины № 12.974 о стрелковом спорте.
1951 г. — проведение Первых Панамериканских игр в Буэнос-Айресе.
1969 г. — принят Федеральный декрет-Закон № 18.247/69 от 1969 г. о спорте (отменен Федеральным законом Аргентины № 20.655 от 21.03.1974).
Современная структура законодательства Аргентины о спорте
Система правового регулирования спорта в Аргентине представляет собой многоэлементную композицию, состоящую из многочисленных законов, декретов, подзаконных актов. В настоящем исследовании мы дадим краткий обзор лишь законов.
Базовым законом о спорте в Аргентине является Федеральный закон «Продвижение спортивной деятельности по всей стране» № 20.655 от 21.03.1974 (с послед. изм.) [13].
Этот закон образует как бы «ядро» системы нормативно-правовой регламентации, вокруг которого «собраны» различные другие нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды спорта (см., например: Федеральный закон Аргентины «Устав профессионального игрока в футбол» № 20.160 [11] или Декрет-Закон Аргентины № 282/63 о регламентации занятий боксом [6]) или аспекты (вопросы обеспечения безопасности спортивных мероприятий, вопросы проведения зрелищных спортивных мероприятий и т.д.).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 20.655 от 21.03.1974 (с послед. изм.) государство будет внимательно относиться к спорту в его различных проявлениях, рассматривая в качестве основополагающих целей следующее:
a) использование спорта в качестве воспитательного фактора, способствующего целостному формированию личности, и средства оздоровления населения и проведения им досуга;
b) использование спорта как фактора физического и морального здоровья населения;
c) стимулирование практики проведения спортивных соревнований с целью достижения высоких результатов, добиваясь того, чтобы сборные команды, представляющие Аргентину на международной арене, могли бы демонстрировать и спортивную, и культурную мощь страны;
ё) установление гармоничных отношений между любительским, профессиональным спортом и спортивными федерациями;
е) внедрение в национальное сознание ценностей физического воспитания и спорта и создание условий, позволяющих практически заниматься спортом всему населению страны, в особенности детям и молодежи, рассматривая систему оздоровления в качестве уникального средства достижения равновесия и стабильности в обществе;
1) создание на национальном уровне структуры, осуществляющей управление, координацию и поддержку спорта; на провинциальном уровне — проведение согласованной деятельности по созданию подобной структуры; на муниципальном уровне — оказание поддержки в удовлетворении потребностей коммун; на частном уровне — обеспечение консультационной помощи и оказание необходимой поддержки;
g) осуществление координационной деятельности с государственными и частными организациями в отношении программ подготовки на всех уровнях, компетенций, порядка и налогообложения, связанных со средствами, выделяемыми на спорт [2. С. 39-40].
Помимо Федерального закона № 20.655 от 21.03.1974 (с послед. изм.), вопросы общей организации спорта установлены, в том числе, следующими законами:
- Федеральный закон Аргентины «Специальная спортивная лицензия» № 20.596 от 29.11.1973 [12];
- Федеральный закон Аргентины «Спортивные зрелищные мероприятия. Внесение изменений в Закон № 23.184, измененный Законом № 24.192» № 26.358 от 28.02.2008 [22].
Система государственного управления, правовые основы и инструменты осуществления государственного управления в области спорта, основы спортивной политики, международного сотрудничества в сфере спорта регулируются следующими актами (помимо указанного выше базового закона):
- Федеральный закон Аргентины «Национальный орган по вопросам спорта высших достижений» № 26.573 от 02.12.2009 [23];
- Федеральный закон Аргентины «Аргентинский национальный орган по вопросам спорта» № 24.052 от 17.12.1991 [16];
- Федеральный закон Аргентины «Иберо-Американский совет по спорту» № 25.333 от 05.10.2000 [19];
- Федеральный закон Аргентины «Договор. Южно-Американский Совет по спорту» № 25.803 от 05.11.2003 [20].
Основной государственный орган, осуществляющий в Аргентине государственное управление в области спорта, — Секретариат по вопросам национального спорта (Secretaría de Deporte de la Nación).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 20.655 от 21.03.1974 [13] был учрежден Национальный фонд спорта в виде специального счета под юрисдикцией Министерства по социальным вопросам посредством предоставленной ему компетенции, там консолидируются следующие средства:
a) 50 процентов чистой прибыли от деятельности развлекательных заведений под контролем Национальной благотворительной лотереи и казино;
b) средства, получаемые от поступлений на специальный счет спортивных прогнозов (PRODE);
c) средства ежегодного бюджета, устанавливаемого Национальной государственной администрацией;
d) средства от наследственных отказов, завещаний и пожертвований;
e) возвраты и проценты с займов, которые предоставляются в соответствии с положением, устанавливаемым данным Законом;
f) поступления от штрафов, применяемых в соответствии с данным Законом и его Регламентом;
g) имущество ликвидированных спортивных организаций, если в их уставах не было предусмотрено иное;
Ъ) любые другие поступления [13].
Режим правового регулирования проведения спортивных мероприятий и обеспечения безопасности во время таких мероприятий закреплен, в частности, нижеследующими актами:
- Федеральный закон Аргентины «Спортивные зрелищные мероприятия. Внесение изменений в Закон № 23.184, измененный Законом № 24.192» № 26.358 от 28.02.2008 [22];
- Федеральный закон Аргентины «Уголовный режим и наказания за применение насилия на спортивных мероприятиях. Гражданская ответственность» № 23.184 от 30.05.1985 (с послед. изм.) [14];
- Федеральный закон Аргентины «Закон о поддержке честности и справедливости в спорте. Создание Национальной Антидопинговой комиссии и Национального реестра спортивных санкций. Элементы управления. Отмена статей 25, 26 и 26-бис Закона № 20655» № 24.819 от 23.04.1997 (с послед. изм.) [17].
Вопросы социальной защиты спортсменов и поощрения выдающихся спортсменов установлены, в частности, следующими законами:
- Федеральный закон Аргентины № 23.891 от 29.09.1990 о пожизненном содержании олимпийских чемпионов (с послед. изм.) [15];
- Федеральный закон Аргентины «Мастера спорта. Первые места на Олимпийских играх» № 25.962 от 17.11.2004 (с послед. изм.) [21].
Вопросы экономики спорта отражены в Федеральном законе Аргентины «Специальная система управления спортивными организациями с экономическими трудностями. Доверительное управление субъектами судебного контроля» № 25.284 от 06.07.2000 (с послед. изм.) [18].
Считаем также очень важным указать субъектовый уровень (аргентинских провинций) законодательного регулирования спорта в Аргентине, поскольку федеративный характер этого государства налагает определенную специфику и на структуру правового регулирования в области спорта. Выделим следующие провинциальные законы:
- Закон автономного столичного города Буэнос-Айрес «Профессиональный и любительский спорт. Доступ и участие» № 1624 от 09.12.2004;
- Закон провинции Буэнос-Айрес № 12108 от 20.04.1998 о стимулировании и налогообложении спорта;
- Закон провинции Буэнос-Айрес «Режим ответственности за правонарушения на спортивных мероприятиях» № 11929 от 11.12.1996 (с послед. изм.);
- Закон провинции Ла-Пампа «Установление права на спортивную подготовку для спортивных организаций.» № 1887 от 30.06.2000;
- Закон провинции Мендоса № 6457 от 02.01.1997 о спорте (с послед. изм.);
- Закон провинции Огненная земля, Антарктида и острова Южной Атлантики «Спорт — планирование и развитие спортивной деятельности. Интеграция Федерального закона № 20.655» № 590 от 16.10.2003 (с послед. изм.);
- Закон провинции Сальта «Государственный спорт в его различных проявлениях» № 6710 от 19.08.1993 (с послед. изм.);
- Закон провинции Санта-Фе «Интеграция Федерального закона № 20.655 о содействии развитию спорта» № 10554 от 22.11.1990;
- Закон провинции Кордова «Учреждение Постоянного выставочного центра спорта провинции Кордова. Отмена закона № 7488» № 9726 от 29.12.2009;
- Закон провинции Кордова «Стимулирование и развитие спорта» № 5387 от 06.07.1972 (с послед. изм.);
- Закон провинции Неукен «Общие принципы организации спорта» № 840 от 1974 г. (с послед. изм.);
- Закон провинции Рио-Негро «Декларация интересов провинции в области туризма, спорта и досуга» № 1905 от 14.08.1984;
- Закон провинции Рио-Негро «Содействие досугу и спорту» № 2038 от 08.10.1985 (с послед. изм.);
- Закон провинции Рио-Негро «Учреждения практики и преподавания физической активности и спорта, государственные и частные. Функционирование» № 3036 от 09.10.1996;
- Закон провинции Рио-Негро «Правовое регулирование защиты, стимулирования и развития спортивной федерации. Фонд развития» № 4211 от 05.07.2007;
- Закон провинции Ла-Риоха «Правовое регулирование спонсорства спортивных мероприятий. Налоговые льготы» № 8.962 от 17.03.2011;
- Закон провинции Ла-Риоха № 8.120 от 04.01.2007 о спорте и отдыхе;
- Закон провинции Сан-Хуан «Спорт в контакте с природой» № 8156 от 2010 г.;
- Закон провинции Сан-Хуан № 7649 от 2005 г.;
- Закон провинции Сан-Луис № 1-0022-2004 (5674) от 08.09.2004 о спорте;
- Закон провинции Катамарка № 5.167 от 13.10.2005 о спорте;
- Закон провинции Мисьонес № 5 (2973) от 1992 г. о спорте и отдыхе;
- Закон провинции Жужуй № 4222 о спорте и отдыхе.
На этом перечисление провинциальных законов считаем необходимым остановить, чтобы не перегружать настоящее исследование.
Проблемы и тенденции развития правового регулирования спорта в Аргентине
Если рассматривать ключевые особенности организации системы правового регулирования в области спорта в Аргентине, то, как указывают Д.А. До-лабьян и М.А. Счмойсман, прежде всего следует отметить то, что практически все спортивные организации являются частными объединениями, чья деятель-
ность регулируется Гражданским кодексом Аргентины, в основном это — спортивные клубы, лиги и федерации.
Модель взаимодействия между ними будет иметь вид пирамиды: спортивные клубы могут иметь специализацию по нескольким видам спорта, и они входят в спортивные лиги и федерации, специализирующиеся на соответствующих видах спорта, что регулируется Законом «О поощрении и развитии спорта» № 20655 от 1974 г. (с послед. изм.).
Спортивные федерации, в свою очередь, входят в соответствующие Международные спортивные федерации, также они могут быть членами Олимпийского комитета Аргентины [7. С. 235-236].
Многие аргентинские эксперты сегодня говорят о необходимости совершенствования законодательства Аргентины о спорте, поскольку многие элементы системы правового регулирования спорта не вполне отвечают потребностям современного общества и должны быть доработаны и систематизированы.
С учетом отмечаемых аргентинскими экспертами проблем и путей их решения считаем необходимым выделить следующие проблемы текущего аргентинского законодательства о спорте и, соответственно, направления его совершенствования [4; 5; 7-10]:
- действующее законодательство Аргентины о спорте, при всей его обширности (в количественном измерении объема действующих актов), характеризуется несистемностью, разрозненностью, наличием существенных пробелов по ряду вопросов, которые должны регулироваться спортивным правом. К примеру, издержками развития профессионального спорта являются объективно устаревшие нормы о том, что спортивные организации были созданы изначально в форме ассоциаций и по сей день сохраняют статус гражданских объединений без цели получения прибыли (в переводе на язык российского права — некоммерческие организации), поскольку профессиональный спорт требует финансовых вложений, без них он не может развиваться; то есть объективные тенденции коммерциализации спорта (в нормальных формах) вступают в противоречие с изначальной правовой природой спортивных организаций в Аргентине;
- существуют проблемы в сфере регулирования трудовых отношений спортсменов, поскольку на настоящий момент специфика их деятельности учитывается только в отношении профессиональных футболистов, правоотношения же в других видах спорта регулируются общим трудовым законодательством, что нередко создает ряд проблем с необоснованной дискриминацией игроков, например, в волейбол или в баскетбол;
- существующие проблемы в области государственного управления спортом определяют то, что должно быть изменено устройство спортивного администрирования в целом, в частности, необходимо изменение и более четкое установление полномочий органов государственного управления в указанной сфере; также должны быть четко проведены различия между любительским и профессиональным спортом и разработана самостоятельная политика развития каждого из этих направлений; необходимо упорядочение всей системы управ-
ления спортивными организациями и проведения мероприятий, например, создание консультативных советов;
- существующие проблемы недостаточного стимулирования спортивных успехов спортсменов и организаторской спортивной деятельности определяют необходимость значительного совершенствования системы поощрения развития спорта и, в частности, поддержки студенческого спорта и участия в спортивной жизни людей с ограниченными возможностями;
- существует необходимость совершенствования законодательства в части установления правового статуса спортивных федераций и союзов, спортивных лиг, их внутреннего устройства — с целью повышения эффективности их деятельности;
- следует разграничить статусы спортивной федерации и профессиональной спортивной лиги;
- необходимо совершенствование правовых основ финансирования и инвестиций в спорте, включая установление детальной регламентации ограничений в этой сфере, вопросов раздела прибыли;
- необходимо совершенствование правовых статусов основных участников спортивных правоотношений, включая совершенствование их ответственности, прав и обязанностей, особенностей трудовых отношений; прежде всего, существенных доработок требует трудовое законодательство в области спорта, в части регулирования деятельности профессиональных спортсменов, а также спортивных агентов и менеджеров;
- необходимо совершенствование в целом системы мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в спорте;
- существует необходимость совершенствования законодательства в части предотвращения и пресечения насилия и хулиганства во время и в связи с проведением массовых зрелищных спортивных мероприятий, а также в части обеспечения безопасности таких мероприятий;
- необходимо совершенствование законодательства в части регулирования разрешения споров и конфликтов в спорте;
- необходимо совершенствование законодательства в части регулирования строительства, функционирования и экономической эксплуатации спортивных объектов;
- необходимо совершенствование законодательства в части регулирования экономики спорта, прежде всего налогообложения в спорте, вопросов телевизионного вещания спортивных мероприятий;
- необходимо совершенствование законодательства в части регулирования страхования в спорте.
Анализируя научные публикации таких авторитетных российских специалистов в области спортивного права, как С.В. Алексеев, А.Т. Сихарулидзе, А.А. Соловьев, О.А. Шевченко, Р.Д. Гребнев, А.В. Сердюков, К.Н. Гусов и др., относительно направлений необходимого совершенствования российского законо-
дательства о спорте, понимаешь, как много сегодня у России и Аргентины общих проблем в этой области.
А потому сегодня актуален учет позитивных моментов аргентинского опыта совершенствования законодательства о спорте при выработке предложений о модернизации законодательства нашей страны в указанной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гребнев Р.Д. Конституционное право на спорт / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России; Нац. объединение спорт. юристов. — М., 2012.
[2] Кузин В.В., Кутепов М.Е. Национальное законодательство о физической культуре и спорте: Хрестоматия: В 2-х томах. — Т. 1. — М.: СпортАкадемПресс, 2002.
[3] Понкин И.В., Соловьев А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. — М., 2011.
[4] Barbieri P.C., Annocaro D.M. Fútbol, negocios y derecho. Juego — deporte — economía. Tomo I. Organización institucional. Clubes de fútbol. Empresarios y representantes. Imagen. Las mujeres en el fútbol. Medios de prensa / Prólogo de Roberto A. Perfumo. — Buenos Aires: Editorial Universidad, 2008.
[5] Barbieri P.C., Annocaro D.M. Fútbol, negocios y derecho. Juego — deporte — economía. Tomo II. Los futbolistas como unidades de negocios. Entrenadores. Árbitros. Hinchas-consumidores. Reportajes, comentarios, legislación y glosario. — Buenos Aires: Editorial Universidad, 2008.
[6] Decreto-Ley № 282/63. Normas para la práctica del boxeo. URL: http://ww.aladde.orgdocs^ECRETO%20LEY%20282-63%20-%20NORMAS°/o20PARA°/o 20LA%20PRACTICA%20DEL%20BOXEO.pdf.
[7] Dolabjian D.A., Schmoisman M.A. Derecho y Deporte. (Con especial referencia al fútbol asociación). — Tomo I. Marco teórico general. Estructuras y Asociaciones deportivas. — Córdoba (Argentina): Lerner Editora S.R.L., 2009.
[8] Frega Navía R., Meló Filho A. Derecho deportivo nacional e internacional. — Buenos Aires (Argentina): Editorial Ad-hoc, 2007.
[9] Grispo A. Resolución de conflictos en el deporte. — Buenos Aires: Ad-Hoc, 2006.
[10] Romano Duffau G. Código de Derecho Deportivo. — Buenos Aires (Argentina): Ad Hoc, 2002.
[11] Ley № 20.160 «Estatuto del jugador de futbol professional». URL: http://www.aladde.org/ /docs/ESTATUTO%20DEL%20JUGADOR%20DE%20FUTBOL%20PROFESIONAL.pdf.
[12] Ley № 20.596 del 29.11.1973 «Licencia especial deportiva» // Boletín Oficial. — 05.03.1974. URL: http://win.dd-el.com/leyargentina20596.pdf.
[13] Ley № 20.655 del 21.03.1974 «Promoción de las actividades deportivas en todo el país // Boletín Oficial. — 08.04.1974. — № 22888. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/ /anexos/25000-29999/27274/texact.htm.
[14] Ley № 23.184 del 30.05.1985 «Régimen Penal y Contravencional para la violencia en los citados eventos. Responsabilidad Civil» // Boletín Oficial. — 25.06.1985. — № 25704. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/resaltaranexos/25000-29999/26207/texact.htm.
[15] Ley № 23.891 del 29.09.1990 «Medallistas olimpicos — pension vitalicia» // Boletín Oficial. — 31.10.1990. — № 27000. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/ /verNorma.do?id=98416.
[16] Ley № 24.052 del 17.12.1991 «Ente Nacional Argentino del deporte» // Boletín Oficial. — 20.01.1992. — № 27308. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/ /verNorma.do?resaltar=true&id=451.
[17] Ley № 24.819 del 23.04.1997 «Ley de preservación de la lealtad y el juego limpio en el deporte. Creación de la Comisión Nacional Antidóping y del Registro Nacional de Sanciones Deportivas. Controles. Derogación de los arts. 25 y 26 y 26 bis de la Ley № 20.655» // Boletín Oficial. — 26.05.1997. — № 28654. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/verNorma.do?resaltar=true&id=43439.
[18] Ley № 25.284 del 06.07.2000 «Regimen especial de administracion de las entidades deportivas con dificultades economicas. Fideicomiso de administracion con control judicial sujetos comprendidos» // Boletín Oficial. — 02.08.2000. — № 29453. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/verNorma.do?resaltar=true&id=63846.
[19] Ley № 25.333 del 05.10.2000 «Consejo Iberoamericano del deporte» // Boletín Oficial. — 15.11.2000. — № 29526. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/ /verNorma.do?resaltar=true&id=64958.
[20] Ley № 25.803 del 05.11.2003 «Tratados. Consejo Sudamericano del deporte» // Boletín Oficial. — 02.12.2003. — № 30289. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/ /verNorma.do?resaltar=true&id=90685.
[21] Ley № 25.962 del 17.11.2004 «Maestros del deporte. Primeros puestos en Juegos Olimpicos» // Boletín Oficial. — 07.12.2004. — № 30543. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/verNorma.do?resaltar=true&id=101749.
[22] Ley № 26.358 del 28.02.2008 «Espectaculos deportivos. Modificación de la Ley № 23.184, modificada por la Ley № 24192» // Boletín Oficial. — 25.03.2008. — № 31370. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/verNorma.do?resaltar=true&id=138847.
[23] Ley № 26.573 del 02.12.2009 «Ente nacional de alto rendimiento deportivo» // Boletín Oficial. —22.12.2009. — № 31806. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/ /resaltaranexos/160000-164999/161877/norma.htm.
[24] Lupo V. Historia Politica del Deporte Argentino (1610-2002). — Buenos Aires (Argentina): Corregidor, 2004.
GENESIS, ISSUES AND TRENDS OF THE LEGISLATION ON SPORT IN THE ARGENTINA
A.I. Ponkina
The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to research the features of the legislation on sport in the Argentina. The author shows the history of Argentine's legislation on sports, study the structure of the Argentine's legislation on sport, both at federal and regional level. The article identified key issues and trends in this area.
Key word: sports, sports law, Argentina, governance in sport.