Научная статья на тему 'К вопросу о профиле кадрового состава полиции в Республике Аргентина'

К вопросу о профиле кадрового состава полиции в Республике Аргентина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА АРГЕНТИНА / THE REPUBLIC OF ARGENTINA / POLICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов М.В.

Рассматривается профиль кадрового состава полиции в Республике Аргентина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the profile of the cadre of police in the Republic of Argentina

In this article we explore the profile of the cadre of police in the Republic of Argentina. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профиле кадрового состава полиции в Республике Аргентина»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ПОЛИЦИИ

В РЕСПУБЛИКЕ АРГЕНТИНА

М.В. САУДАХАНОВ

кандидат юридических наук,Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Образования и науки Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право, муниципальное право

E-mail: northen.wind@bk.ru

Аннотация. Рассматривается профиль кадрового состава полиции в Республике Аргентина. Ключевые слова: полиция, полицейская деятельность, Республика Аргентина.

ON THE PROFILE OF THE CADRE OF POLICE IN THE REPUBLIC OF ARGENTINA

M.V. SAUDAKHANOV

candidate of jurisprudence, Senior research associate of Research institute of Science and education

Annotation. In this article we explore the profile of the cadre of police in the Republic of Argentina. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Key words: police, police activity, the Republic of Argentina.

В целом, можно сказать, что уровень культурного и образовательного развития сотрудников полиции Аргентины достаточно низкий.

Согласно докладу Министерства внутренних дел из всего состава сотрудников 0,39% не имеют даже начального школьного образования, 64,28% имеют начальное школьное образование, но не имеют среднего школьного, 31,73% закончили среднюю школу, и только 3,6% имеют университетское либо иное высшее образование1.

Однако, справедливости ради стоит подчеркнуть, что в основном эти проблемы касаются провинциальных органов полиции. В свою очередь, Федеральная полиция находится в гораздо лучших условиях и располагает необходимыми ресурсами и отлаженной системой образования и подготовки кадров.

В кадровом реестре официальных сотрудников находятся те, кто имеют среднее или высшее образование; в кадровом реестре неофициальных сотрудников — те, кто имеют лишь начальное школьное образование. Это обстоятельство четко отражает существующие социальные различия между двумя обозначенными группами. Официальный кадровый состав полиции формируется из представи-

телей среднего класса и, в основном, тех семей, которые хоть и считаются средним классом, но все же отнести их к этому социальному слою можно лишь с большой «натяжкой». Рядовой и сержантский состав, составляющий большую часть действующей полиции, принадлежит к слоям общества, живущим в неблагоприятных социальных и экономических условиях2.

Значительное количество фактов превышения полномочий и нарушения прав граждан со стороны полиции совершается агентами полиции и рядовым и сержантским составом, уровень культурного развития которых находится на крайне низком уровне.

Еще одним негативным последствием недостаточности образования у сотрудников полиции является то, что большая часть обучения ведется, когда обучаемый уже занимает ту или иную должность в полиции, знаком с практической работой и с тем, что можно назвать «полицейская субкультура», в рамках которой они привыкли решать свои каждодневные проблемы, не обращая внимания на нормы, предписанные законодательством.

Что интересно, существует тенденция, согласно которой полиция превращается в некое отдельное сословие, имеющее определенный жизненный

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

уклад, форму одежды, социальные гарантии для действующих сотрудников и пенсионеров, отдых в специализированных отелях и курортах (которые принадлежат этому ведомству), свои спортивные сооружения, детские сады для детей сотрудников и т.д. Полиция представляет собой микросообщество, исключение из которого, надо полагать, сильно бьет по статусу уволенного, отнимает «защиту» со стороны системы.

Необходимо, на наш взгляд, отметить неравноправное положение женщин, являющихся сотрудниками полиции. Например, согласно Закону «О Федеральной полиции» официальный сотрудник мужчина может достичь должности Генерального полицейского инспектора, в то время как официальный сотрудник женщина — лишь должности Инспектора; неофициальный сотрудник мужчина — должности Главного неофициального, а неофициальный сотрудник женщина — Сержанта первой степени. Так, в марте 1998 г. в Провинции Буэнос Айрес более 1100 женщин-полицейских объединились с целью изменить сложившуюся систему и добиться внесения изменений в действующую на тот момент редакцию закона. Основными требованиями были: одинаковое обращение независимо от пола сотрудника, предоставление возможности занимать руководящие посты и возможности карьерного роста, одинаковые с мужчинами заработные платы3.

После внесения соответствующих изменений в Закон «О Федеральной полиции», несколько изменились права и обязанности действующих сотрудников.

Права действующих сотрудников полиции:

1) получение очередного звания;

2) использование наименований званий, которые установил закон в новой редакции;

3) использование униформы, знаков отличий, атрибутов званий согласно новому регламенту;

4) получение должности согласно имеющемуся званию;

5) предусмотренные почести согласно занимаемой должности и имеющемуся званию;

6) получение заработной платы, дополнительных поощрений, материальной поддержки, которые предусмотрены для каждой должности, каждого звания и каждой ситуации;

7) получение пособий родными сотрудника полиции.

Основные обязанности действующего сотрудника полиции:

1) юрисдикционное и дисциплинарное подчинение в рамках полицейской структуры;

2) принятие званий, знаков отличия и титулов, присвоенных компетентным руководством и не противоречащих действующему законодательству;

3) занятие должностей, принятие функций и поездки в служебные командировки по приказу компетентного руководства, которые не противоречат действующему законодательству;

4) непринятие функций и несовершение действий, которые чужды деятельности полиции. Однако, шеф полиции может принять решение о совершении и принятии таких действий и функций, если они служат высшим интересам государства либо когда совершение таких действий требует сложившаяся ситуация;

5) неучастие в деятельности политических партий;

6) защита собственности, свободы и жизни граждан;

7) поддержание общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и предотвращение и сдерживание любой противоправной деятельности.

Представляется важным сказать о размере заработной платы сотрудников полиции Аргентины. Например, агенты федеральной полиции, составляющие ядро ведомства, получают около 400 долларов США в месяц. Однако, не так давно шеф федеральной полиции в интервью4 одному из изданий заявил, что в ближайшие несколько лет заработные платы должны резко увеличиться, а минимальный заработок должен составить не менее 1 000 долларов США. При этом отметил, что официальные сотрудники, занимающие высшие ведомственные посты должны зарабатывать не менее 4500 долларов США, шефы провинциальных полиций — не менее 3 500, младший официальный кадровый состав и высший неофициальный — не менее 2 000, средний неофициальный — не менее 1 500.

Полиция также осуществляет деятельность по обеспечению безопасности граждан в частном порядке, т.н. «Дополнительная деятельность», за счет

42 -Вестник Московского университета МВД России- № 11 / 2013

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

которой полиция получает значительные доходы. К примеру, рядовой и сержантский состав, принимающий участие в деятельности такого рода может зарабатывать до 50% от размера официальной заработной платы дополнительно. Помимо обеспечения личной безопасности к «дополнительной деятельности» относится обеспечение правопорядка во время футбольных матчей, в кредитных учреждениях, в различных компаниях и иных коммерческих организациях. Подобная деятельность сотрудников полиции предусмотрена Декретом 1172 от 1988 г., который также запрещает частным охранным предприятиям участвовать в любой деятельности по обеспечению безопасности, если осуществление такой деятельности предусмотрено исключительно органами полиции.

Одним из незаконных источников дохода является получение взяток. Достаточно распространенный тип дачи взятки в Аргентине — «coima»5, когда происходит подкуп сотрудника полиции с целью избежать наказаний за нарушение правил дорожного движения.

Также сотрудники полиции получают незаконные доходы, контролируя проституцию, незаконные игры и небольшие преступные группы, как правило, состоящие из детей и подростков неблагополучных районов, которых в Аргентине принято называть «дети улиц (кварталов)». Такие группы в основном

совершают мелкие преступления, кражи, грабежи, а также распространяют «легкие» наркотики.

И, наконец, еще одним источником незаконных доходов является возможность влиять на уголовное судопроизводство по некоторым видам преступлений, к которым относятся: подпольные игры, проституция, кражи и грабежи, а также распространение наркотиков.

Литература

1. Julio Maier. «Nacimiento y desarollo de la policia institucional», en Nueva Doctrina Penal, Buenos Aires: Editores del Puerto, 1996.

2. Carlos Elbert. «Ideología, corrupción y excesos policiales», núm. 3, julio de 1998, Buenos Aires: Editores del Puerto.

3. Periódico Clarín, Buenos Aires, 31 de marzo de 2010.

1 Доклад Министерства внутренних дел. 2004 г.

2 Cfr. MAIER, JULIO; ABREGÚ, MARTÍN y TISCORNIA, SOFÍA (n. 24), p. 174.

3 ELBERT, CARLOS (n. 2), p. 224, y del mismo autor, Ideología, corrupción y excesos policiales, en Pena y Estado, núm. 3, julio de 1998, Buenos Aires: Editores del Puerto, pp. 73 y ss., esp. p. 96.

4 Periódico Clarín, Buenos Aires, 31 de marzo de 2010, pp. 44 y ss.

5 Следует читать «коима». В русском языке отсутствует прямой перевод, который бы полностью отражал его значение и смысловую нагрузку. Принадлежит к сленгу, применяемому в Аргентине, и является вульгарным и бранным словом.

Уголовно-исполнительное право. 7-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. С.Я. Лебедева, С.М. Иншакова. М.: ЮНИТИ, 2013. 279 с.

Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и предмета уголовно-исполнительного права, системы уголовно-исполнительного законодательства, правового положения лиц, в отношении которых исполняется наказание, общих принципов исполнения наказания. Освещены вопросы исполнения всех видов уголовных наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) и наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. Рассмотрены освобождение от отбывания наказания, участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, тюремные системы зарубежных стран.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических образовательных учреждений, а также специалистов уголовной юстиции и исполнения наказания.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

СЕДЬМОЕ ИЗДАНИЕ

¿V4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.