метить, что ПЦО представляет собой дежурную часть отдела вневедомственной охраны, а дежурный ПЦО является старшим оперативным начальником над всеми заступившими на службу нарядами отдела. Одновременно дежурный находится в оперативном подчинении дежурной части отдела внутренних дел [2]. Основные функции [3], возложенные на ПЦО:
внедрение, техническое обслуживание находящихся в эксплуатации, замена и списание выработавших установленные сроки эксплуатации средств охраны;
Ф организация подключения к системам передачи извещений ПЦО технических средств охраны (ТСО);
Ф наблюдение состояния ТСО, установленных на охраняемых объектах;
обработка и регистрация поступивших тревожных извещений;
® доведение тревожной и другой информации нарядам органов внутренних дел, другим подразделениям МВД России, физическим лицам;
ê регистрация и контроль результатов отработки поступивших тревожных извещений и др. Таким образом, пункты централизованной охраны выполняют одну из ключевых ролей в вопросах функционирования вневедомственной охраны, а со-
вершенствование указанного направления деятельности подразделений вневедомственной охраны путем внедрения новейших технологий в организацию ПЦО позволит значительно повысить надежность охраны различных объектов, а значит, добиться выполнения поставленных перед службой задач и достижения определенных государством целей.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).
2 Парламентская газета. 2011. 11—17 февраля.
Литература
1. Официальный сайт МВД России. http://mvd.ru/mvd/ structure/unit/defens/
2. Тудос С.А. Административная деятельность вневедомственной охраны МВД России по обеспечению имущественной безопасности и безопасности личности // Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
3. Инструкция по организации работы пунктов централизованной охраны, утвержденная приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 676.
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ПОЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРГЕНТИНА
М.В. САУДАХАНОВ, кандидат юридических наук 12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. Статья посвящена изучению профиля кадрового состава полиции в Республике Аргентина. Автор проводит анализ и делает выводы.
Ключевые слова: полиция, полицейская деятельность, Республика Аргентина
ON THE PROFILE OF THE CADRE OF POLICE IN THE REPUBLIC OF ARGENTINA
M.V. SAUDAKHANOV, œndidate of Law
Annotation. In this article we explore the profile of the cadre of police in the Republic of Argentina. The author makes the analysis and gives the conclusions.
Keywords: police, police activity, the Republic of Argentina
В целом можно сказать, что уровень культурного и образовательного развития сотрудников полиции Аргентины достаточно низкий. Согласно докладу Министерства внутренних дел,
из всего состава сотрудников 0,39% не имеют даже начального школьного образования, 64,28 имеют начальное школьное образование, но не имеют среднего школьного, 31,73 закончили среднюю школу и
только 3,6% имеют университетское либо иное высшее образование1.
Однако справедливости ради стоит подчеркнуть, что в основном эти проблемы касаются провинциальных органов полиции. В свою очередь, Федеральная полиция находится в гораздо лучших условиях и располагает необходимыми ресурсами и отлаженной системой образования и подготовки кадров.
В кадровом реестре официальных сотрудников находятся те, кто имеют среднее или высшее образование; в кадровом реестре неофициальных сотрудников — те, кто имеют лишь начальное школьное образование. Это обстоятельство четко отражает существующие социальные различия между двумя обозначенными группами. Официальный кадровый состав полиции формируется из представителей среднего класса и в основном тех семей, которые хоть и считаются средним классом, но все же отнести их к этому социальному слою можно лишь с большой «натяжкой». Рядовой и сержантский состав, составляющий большую часть действующей полиции, принадлежит к слоям общества, живущим в неблагоприятных социальных и экономических условиях2.
Значительное количество фактов превышения полномочий и нарушения прав граждан со стороны полиции совершается агентами полиции и рядовым и сержантским составом, уровень культурного развития которых находится на крайне низком уровне.
Еще одним негативным последствием недостаточности образования у сотрудников полиции является то, что большая часть обучения ведется, когда обучаемый уже занимает ту или иную должность в полиции, знаком с практической работой и с тем, что можно назвать «полицейская субкультура», в рамках которой они привыкли решать свои каждодневные проблемы, не обращая внимания на нормы, предписанные законодательством.
Что интересно, существует тенденция, согласно которой полиция превращается в некое отдельное сословие, имеющее определенный жизненный уклад, форму одежды, социальные гарантии для действующих сотрудников и пенсионеров, отдых в специализированных отелях и курортах (которые принадлежат этому ведомству), свои спортивные сооружения, детские сады для детей сотрудников и т.д. Полиция представляет собой микросообщество, исключение из которого, надо полагать, сильно бьет по статусу уволенного, отнимает «защиту» со стороны системы.
Необходимо, на наш взгляд, отметить неравноправное положение женщин, являющихся сотрудниками полиции. Например, согласно Закону «О Федеральной полиции» официальный сотрудник мужчина может достичь должности Генерального полицейского инспектора, в то время как официальный сотрудник женщина — лишь должности инспектора; неофициальный сотрудник мужчина — должности главного неофициального, а неофициальный сотрудник женщина — сержанта первой степени. Так, в
марте 1998 г. в провинции Буэнос Айрес более 1100 женщин-полицейских объединились с целью изменить сложившуюся систему и добиться внесения изменений в действующую на тот момент редакцию закона. Основными требованиями были: одинаковое обращение независимо от пола сотрудника, предоставление возможности занимать руководящие посты и возможности карьерного роста, одинаковые с мужчинами заработные платы3.
После внесения соответствующих изменений в Закон «О Федеральной полиции» несколько изменились и права и обязанности действующих сотрудников.
Права действующих сотрудников полиции
1. Получение очередного звания.
2. Использование наименований званий, которые установил закон в новой редакции.
3. Использование униформы, знаков отличий, атрибутов званий согласно новому регламенту.
4. Получение должности согласно имеющемуся званию.
5. Предусмотренные почести согласно занимаемой должности и имеющемуся званию.
6. Получение заработной платы, дополнительных поощрений, материальной поддержки, которые предусмотрены для каждой должности, каждого звания и каждой ситуации.
7. Получение пособий родными сотрудника полиции.
Основные обязанности действующего сотрудника полиции
1. Юрисдикционное и дисциплинарное подчинение в рамках полицейской структуры.
2. Принятие званий, знаков отличия и титулов, присвоенных компетентным руководством и не противоречащих действующему законодательству.
3. Занятие должностей, принятие функций и поездки в служебные командировки по приказу компетентного руководства, которые не противоречат действующему законодательству.
4. Непринятие функций и несовершение действий, которые чужды деятельности полиции. Однако шеф полиции может принять решение о совершении и принятии таких действий и функций, если они служат высшим интересам государства либо, когда совершение таких действий требует сложившаяся ситуация.
5. Неучастие в деятельности политических партий.
6. Защита собственности, свободы и жизни граждан.
7. Поддержание общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и предотвращение и сдерживание любой противоправной деятельности.
Представляется важным сказать о размере заработной платы сотрудников полиции Аргентины. Например, агенты Федеральной полиции, составляющие ядро ведомства, получают около 400 долл. США в ме-
сяц. Однако не так давно шеф Федеральной полиции в интервью4 одному из изданий заявил, что в ближайшие несколько лет заработные платы должны резко увеличиться, а минимальный заработок должен составить не менее 1000 долл. США. При этом отметил, что официальные сотрудники, занимающие высшие ведомственные посты должны зарабатывать не менее 4500 долларов США, шефы провинциальных полиций — не менее 3500, младший официальный кадровый состав и высший неофициальный — не менее 2000, средний неофициальный — не менее 1500.
Полиция также осуществляет деятельность по обеспечению безопасности граждан в частном порядке, так называемая дополнительная деятельность, за счет которой полиция получает значительные доходы. К примеру, рядовой и сержантский состав, принимающий участие в деятельности такого рода, может зарабатывать до 50% размера официальной заработной платы дополнительно. Помимо обеспечения личной безопасности к «дополнительной деятельности» относится обеспечение правопорядка во время футбольных матчей, в кредитных учреждениях, в различных компаниях и иных коммерческих организациях. Подобная деятельность сотрудников полиции предусмотрена декретом 1172 от 1988 г., который также запрещает частным охранным предприятиям участвовать в любой деятельности по обеспечению безопасности, если осуществление такой деятельности предусмотрено исключительно органами полиции.
Одним из незаконных источников дохода является получение взяток. Достаточно распространенный тип дачи взятки в Аргентине — coima5, когда происходит
подкуп сотрудника полиции с целью избежать наказаний за нарушение правил дорожного движения.
Также сотрудники полиции получают незаконные доходы, контролируя проституцию, незаконные игры и небольшие преступные группы, как правило, состоящие из детей и подростков неблагополучных районов, которых в Аргентине принято называть «дети улиц (кварталов)». Такие группы в основном совершают мелкие преступления, кражи, грабежи, а также распространяют «легкие» наркотики.
И наконец, еще одним источником незаконных доходов является возможность влиять на уголовное судопроизводство по некоторым видам преступлений, к которым относятся подпольные игры, проституция, кражи и грабежи, а также распространение наркотиков.
1 Доклад Министерства внутренних дел. 2004 г.
2 Cfr. MAIER, JULIO; ABREG^, MARTÍN y TISCORNIA, SOFÍA (n. 24), Р. 174.
3 ELBERT, CARLOS (n. 2), p. 224, y del mismo autor, Ideología, corrupción y excesos policiales, en Pena y Estado, пит. 3, julio de 1998, Buenos Aires: Editores del Puerto, Р. 73 y ss., esp. Р. 96.
4 Periódico Clarín, Buenos Aires, 31 de marzo de 2010. Р. 44 y ss.
5 Следует читать «Коима». В русском языке отсутствует прямой перевод, который бы полностью отражал его значение и смысловую нагрузку. Принадлежит к сленгу, применимому в Аргентине, и является вульгарным и бранным словом.