УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_140
КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ CONSTITUTIONAL AND LEGAL OBLIGATIONS OF OFFICIALS IN THE KYRGYZ REPUBLIC AND PROBLEMS, RELATED TO BRINGING THEM TO RESPONSIBILITY
ЧЫНЫБАЕВА Нургуль Ж.,
кандидат юридических наук, и.о. доцента кафедры международного, предпринимательского права и политологии МУКР. Киргизия, г. Бишкек, проспект Чуй, 255. Е-mail: Chynybaeva.nurgul.j@gmail.com;
ТЕНИЗБЕК кызы Назира,
кандидат юридических наук, и.о. доцента кафедры международного, предпринимательского права и политологии МУКР. Киргизия, г. Бишкек, проспект Чуй, 255. Е-mail: nazira.tenizbekovna@mail.ru;
АСКАРБЕКОВ Дур Э.,
кандидат юридических наук, и.о.доцента кафедра международного права и мировой политики КНУ им. Ж. Баласагына. Киргизия, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547. Е-mail: askarbekov.dur@mail.ru;
CHYNYBAEVA Nurgul Zh.,
Candidate of Legal Sciences, Acting Associate Professor
of the Department of International, Business Law and Political Science of the UKR. Kyrgyzstan, Bishkek, Chui Avenue, 255. E-mail: Chynybaeva.nurgul.j@gmail.com;
TENIZBEK kyzy Nazira,
Candidate of Legal Sciences, Acting Associate Professor
of the Department of International, Business Law and Political Science of the UKR. Kyrgyzstan, Bishkek, Chui Avenue, 255. E-mai l: nazira.tenizbekovna@mail. ru;
ASKARBEKOV Dur E.,
Candidate of Legal Sciences, Acting Associate Professor
of the Department of International Law and World Politics of the KNU named after Zh. Balasagyn. Kyrgyzstan, Bishkek, Frunze str., 547. E-mail: askarbekov.dur@mail.ru
Краткая аннотация: Данная статья исследует проблемы, связанные с привлечением должностных лиц к ответственности за нарушение их обязанностей. Особое внимание уделяется сложностям, возникающим в процессе расследования, судебного преследования и наказания должностных лиц, а также факторам, влияющим на эффективность и справедливость привлечения их к ответственности. Исследование основано на анализе актуальных нормативно-правовых документов, судебной практики и исследований, проведенных в данной области. Оно направлено на выявление проблем и предложение возможных путей их решения, с целью улучшения системы правовой ответственности должностных лиц в Кыргызской Республике. А также статья исследует конституционные и правовые обязательства должностных лиц в Кыргызской Республике и проблемы, связанные с привлечением их ответственности. Она рассматривает основные нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность должностных лиц, такие как Конституция Кыргызской Республики, законы и подзаконные акты. Анализируются конституционные обязательства, включая обязанности должностных лиц по соблюдению конституционных принципов, защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка и т.д. Кроме того, рассматриваются правовые обязательства, такие как исполнение законов, предотвращение коррупции, защита интересов государства и общества.
Abstract: This article explores the problems associated with holding officials accountable for violating their duties. Particular attention is paid to the difficulties arising in the process of investigation, prosecution and punishment of officials, as well as factors affecting the effectiveness and fairness of bringing them to justice. The study is based on the analysis of current regulatory documents, judicial practice and research conducted in this area. It is aimed at identifying problems and suggesting possible ways to solve them, in order to improve the system of legal responsibility of officials in the Kyrgyz Republic. The article also explores the constitutional and legal obligations of officials in the Kyrgyz Republic and the problems associated with bringing them to responsibility. It examines the main regulatory legal acts that regulate the activities of officials, such as the Constitution of the Kyrgyz Republic, laws and by-laws. Constitutional obligations are analyzed, including the duties of officials to comply with constitutional principles, protect the rights and freedoms of citizens, ensure law and order, etc. In addition, legal obligations are considered, such as the enforcement of laws, prevention of corruption, protection of the interests of the state and society.
Ключевые слова: экстрадиция; иммунитет; ответственность; должностные лица; коррупция; судебная практика; правонарушение; конституционные обязательства.
Keywords: extradition; immunity; responsibility; officials; corruption; judicial practice; offense; constitutional obligations.
Для цитирования: Чыныбаева Н.Ж., Тенизбек кызы Н., Аскарбеков Д.Э. Конституционные и правовые обязательства должностных лиц в Кыргызской Республике и проблемы, связанные с привлечением их ответственности // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 140-143. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_140.
For citation: Chynybaeva N.Zh., Tenizbek kyzy N., Askarbekov D.E. Constitutional and legal obligations of officials in the Kyrgyz Republic and problems, related to bringing them to responsibility // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 140-143. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_ 140.
Статья поступила в редакцию: 16.04.2023
Конституционные и правовые обязательства должностных лиц - важная составляющая любого государственного устройства, включая
Кыргызскую Республику (далее КР). Они обусловлены необходимостью обеспечения законности, прав и свобод граждан, стабильности и устойчивости государства. Но проблемы, связанные с привлечением должностных лиц к ответственности за нарушение этих обязательств, становятся все более актуальными. В данной статье рассмотрим эти вопросы подробнее.
Конституционные и правовые обязательства должностных лиц четка написано в Конституции КР. Согласно Конституции КР, все должностные лица обязаны выполнять свои обязанности в соответствии с принципами законности, гуманности и справедливости. Они также обязаны уважать и защищать права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и соблюдать конституционный строй.
Институт конституционно-правовой ответственности играет ключевую роль в обеспечении сохранения конституционного строя и является средством гарантирования соблюдения конституционных норм. Он предусматривает ответственность власти и служит важным инструментом для поддержания конституционного правопорядка, обеспечения законности, прав и свобод граждан, а также для постепенного развития общества в сторону правового государства. Без этого института невозможно обеспечить стабильность и соблюдение конституционных принципов, которые являются основой демократического развития общества.
Соблюдение законности является ключевым фактором для обеспечения социальной стабильности в обществе и гарантии основных прав и свобод человека, и гражданина. Важным элементом этого процесса является применение юридической ответственности, включая конституционно-правовую ответственность.
В связи с развитием институтов публичной власти в КР возникает необходимость внедрения новых механизмов юридической ответственности для различных субъектов властных отношений. Однако правовая теория не всегда может оперативно отвечать на требования практики, и часто оказывается неспособной обеспечить законодателя и правоприменителя точными знаниями о принципах и процедурах применения такой ответственности. [1]
Одно из ключевых условий для существования правового государства заключается в регулировании общественных отношений нормами права, причем степень регулирования должна соответствовать объективным потребностям данного общества. Каждое общество имеет свои уникальные исторические и социальные особенности, которые требуют определенного уровня правового регулирования. Нарушение такого правового баланса может привести к отрицательным последствиям для социальной системы, проявляющимся в ее неорганизованности. Кыргызское общество стало свидетелем и участником подобных последствий из-за неправильного баланса в правовом регулировании.
В связи с вышесказанным, возникает необходимость в преодолении проблем, связанных с отставанием правовой теории от требований практики. Это может быть достигнуто путем улучшения правового образования, обновления законодательства, адаптации его к конкретным потребностям общества и внедрения современных механизмов юридической ответственности.
Конституционная и юридическая ответственность - это особая форма юридической ответственности, изложенная в законодательстве. Это влечет за собой обязанность отдельных лиц соблюдать правовые ограничения, установленные законом, в отношении нарушения конституционных и правовых принципов, а также ненадлежащего осуществления должностных полномочий, определенных законом.
При нынешнем положении дел в КР установление конституционной и правовой подотчетности все еще находится в процессе разработки. Уточняются подробности, касающиеся его масштабов, участников, оснований для судебного преследования и содержания. Для повышения эффективности этого механизма подотчетности автор предлагает соответствующие рекомендации по совершенствованию законодательства в КР.
Продолжающиеся государственные и правовые преобразования в КР требуют создания специализированного учреждения, занимающегося решением вопросов, связанных с конституционной и юридической ответственностью. Это будет способствовать укреплению механизма подотчетности. Формирование Высшей судебной палаты в рамках судебной системы было бы подходящим вариантом для такого органа.
Чтобы устранить двусмысленность, связанную с термином «обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления», изложенным в Конституции КР в отношении ответственности Президента, считается целесообразным изменить формулировку следующим образом: «совершение Президентом государственной измены и других преступлений». Более того, в целях совершенствования существующего процесса отстранения Президента от должности предлагается привлечь к этой процедуре Верховный суд КР. Это дополнение, предложенное в диссертации, будет способствовать более всестороннему и беспристрастному рассмотрению данного вопроса.
Высшие должностные лица КР, как и в любой другой стране, несут конституционную и правовую ответственность в соответствии со своими обязанностями. Эти обязанности можно разделить на два основных аспекта: конституционные обязанности и юридическая ответственность.
Конституционные обязанности:
а. Соблюдение Конституции: Высшие должностные лица, включая Президента, Премьер-министра, членов парламента и других высокопоставленных должностных лиц, несут конституционную обязанность поддерживать и защищать Конституцию Кыргызской Республики. Это включает в себя уважение и защиту основных прав и свобод, закрепленных в Конституции.
б. Исполнительные обязанности: Президент и правительство, возглавляемое премьер-министром, несут ответственность за реализацию и правоприменение законов, политики и программ в соответствии с Конституцией. Они обязаны обеспечивать эффективное функционирование исполнительной власти.
с. Законодательные обязанности: Члены парламента несут ответственность за принятие законов и подзаконных актов, которые соответствуют Конституции и наилучшим образом отвечают интересам кыргызского народа. Они участвуют в законодательном процессе, включая
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 5(221)
внесение предложений, обсуждение и принятие законов.
Юридическая ответственность:
а. Соблюдение законов: Высшие должностные лица обязаны соблюдать все применимые законы и нормативные акты. Они не должны заниматься деятельностью, нарушающей закон, или злоупотреблять своей властью в целях личной выгоды.
б. Подотчетность и прозрачность: Старшие должностные лица обязаны отчитываться перед общественностью и обеспечивать прозрачность своих действий. Это включает в себя предоставление общественности информации об их решениях, расходах и общей эффективности.
c. Этичное поведение: Ожидается, что старшие должностные лица будут придерживаться высоких этических стандартов. Они должны действовать в наилучших интересах страны и ее граждан, избегать конфликтов интересов и сохранять честность в процессах принятия решений.
d. Надзор и сдержки и противовесы: Старшие должностные лица должны уважать механизмы надзора и сдержек и противовесов и сотрудничать с ними, такими как судебная система, антикоррупционные органы и парламентские комитеты. Эти механизмы играют решающую роль в привлечении должностных лиц к ответственности за их действия.
Однако в Кыргызской Республике, как и во многих других странах, существуют проблемы с повышением подотчетности высших должностных лиц. Некоторые из проблем включают в себя:
Слабые институты: Эффективность механизмов подотчетности, таких как судебная система и антикоррупционные органы, может быть поставлена под угрозу из-за нехватки ресурсов, отсутствия независимости или политического вмешательства. Укрепление этих институтов имеет важное значение для обеспечения подотчетности.
Коррупция и кумовство: Широко распространенная коррупция и кумовство могут подорвать усилия по обеспечению подотчетности. Взяточничество, растрата и фаворитизм могут позволить высокопоставленным должностным лицам уклоняться от ответственности за свои действия и препятствовать общей системе подотчетности.
Отсутствие прозрачности: Недостаточная прозрачность процессов принятия решений, публичного доступа к информации и раскрытия финансовых активов может препятствовать подотчетности. Старшие должностные лица должны быть более прозрачными в своих действиях, чтобы способствовать укреплению доверия и подотчетности.
Ограниченное участие гражданского общества: Активное и независимое гражданское общество играет жизненно важную роль в требовании подотчетности от старших должностных лиц. Однако ограничения в отношении организаций гражданского общества или ограниченное участие общественности могут препятствовать их способности привлекать должностных лиц к ответственности.
Политическая нестабильность: Частые смены правительства или политическая нестабильность могут нарушить работу механизмов подотчетности. Отсутствие преемственности в руководстве и политике может затруднить разработку долгосрочных мер подотчетности.
А что касается проблемы привлечения к ответственности должностных лиц, мы должны понимать, что есть и будут те или иные причины которые всегда не дают полностью развернутся правоохранительным органом. Однако, проблемы возникают, когда речь заходит о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение их обязательств. Законодательство Кыргызской Республики предусматривает механизмы ответственности, но их эффективное применение в ряде случаев вызывает трудности.
Во-первых, процесс привлечения к ответственности может быть медленным и бюрократическим, что может позволить должностному лицу избежать ответственности. Во-вторых, коррупция и недостаток прозрачности в судебной системе могут привести к тому, что некоторые дела просто «заметаются под ковер». В-третьих, отсутствие действенных механизмов контроля за действиями должностных лиц затрудняет выявление и пресечение их противоправной деятельности.
Для решения этих проблем и повышения подотчетности высших должностных лиц важно укреплять институты, повышать прозрачность и доступ к информации, бороться с коррупцией, поощрять участие общественности и воспитывать культуру этического поведения на государственной службе. Эти усилия требуют как правовых реформ, так и приверженности правительства и общества в целом соблюдению принципов подотчетности и благого управления.
Таким образом на основании изученного материала можно сказать, что участившиеся случаи кризисов государственной власти в реальной жизни все чаще объясняются пренебрежением конституционными и правовыми нормами и злоупотреблением полномочиями государственными органами и высшими должностными лицами в Кыргызской Республике. Следовательно, для эффективной борьбы с наруш ениями конституции необходимы новые подходы. Один из высокоэффективных методов должен включать обеспечение конституционной и правовой подотчетности. Включение института конституционной и правовой ответственности в законодательство Кыргызстана, несомненно, повысит эффективность конституционно-правовых норм и поможет решить одну из наиболее актуальных проблем конституционного права.
Конституционно-правовая ответственность должна быть признана как особая форма юридической ответственности, характеризующаяся уникальными чертами, отличающими ее от других видов юридической ответственности. Эти функции включают в себя:
Регулирование конкретных конституционно-правовых отношений: Конституционная и юридическая ответственность связана с обеспечением соблюдения и защитой конституционных принципов и положений, обеспечением соблюдения основных законов страны.
Обусловленность правовыми нормами высшей юридической силы: Эта форма ответственности коренится в конституционных нормах, которые обладают наивысшим уровнем юридической власти в рамках правовой системы. Применение конституционной и юридической ответственности зависит от соблюдения этих основополагающих правовых принципов.
Основания для применения: Конституционная и юридическая ответственность применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения конституционных положений, а также когда физические или юридические лица не поддерживают конституционный порядок или нарушают конституционные права и обязанности.
Особый субъектный состав: Эта форма ответственности предполагает участие конкретных субъектов, которые несут ответственность за соблюдение и защиту конституционных норм. К ним могут относиться государственные должностные лица, правительственные органы или отдельные лица, которым поручено обеспечивать соблюдение конституционных принципов.
Специфика санкций: Санкции, связанные с конституционной и юридической ответственностью, разрабатываются с учетом характера и тяжести конституционных нарушений. Они могут включать юридические последствия, такие как отстранение от должности, штрафы, лишение права занимать государственные должности или другие наказания, определенные конституционным законом.
Масштаб и значимость регулируемых общественных отношений: Конституционная и правовая ответственность связана с регулированием и сохранением ключевых общественных отношений и институтов. Его сфера охвата распространяется на вопросы конституционной важности, влияющие на функционирование и стабильность правовой и политической системы.
Особая процедура осуществления: Конституционная и правовая ответственность влечет за собой особый процесс обеспечения соблюдения и привлечения к ответственности лиц, ответственных за нарушения конституции. В этой процедуре часто участвуют конституционные суды или другие специализированные органы, ответственные за толкование и защиту конституции.
Таким образом, конституционно-правовая ответственность представляет собой уникальную форму юридической ответственности, характеризующуюся ее ориентацией на конституционные нормы, конкретным составом субъектов, индивидуальными санкциями и ее жизненно важной ролью в поддержании целостности общественных отношений, регулируемых конституцией.
Библиогра фия:
1. Азыгалиев, Р.Ш. Конституционно-правовая ответственность по законодательству Кыргызской Республики. [Текст]: Автореф. .канд.юрид, наук. 12.00.02, - Москва. -2006
2. Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: принята референдумом (всенародным голосованием) от 11 апреля 2021 года, (в ред. закона Кырг. Респ. от 5 мая 2022г.) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». - Режим доступа: http://www. toktom. kg/?comp=main&m_t=1 -Загл. с экрана.
3. Уголовный кодекс [Электронный ресурс]: Кырг. Респ. от 28 октября 2021 года № 127 (введ. в действие Законом КР от 28 октября 2021 года № 126, в ред. Закона КР от 3 апреля 2023 года № 78) - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/ 112309. - Загл. с экрана.
References:
1. Azygaliev, R.S. Constitutional and legal responsibility under the legislation of the Kyrgyz Republic. [Text]: Autoref. .candidate of Law, sciences. 12.00.02, - Moscow. -
2006
2. The Constitution of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]: adopted by referendum (popular vote) on April 11, 2021, (ed. the law of Kyrgyzstan. Rep. of May 5, 2022) // Information and legal system "TOKTOM mamleket Pro". - Access mode: http://www . toktom. kg/?comp=main&m_t=1 - Blank from the screen.
3. Criminal Code [Electronic resource]: Kyrgyz. Rep. No. 127 of October 28, 2021 (introduction. into effect by the Law of the Kyrgyz Republic dated October 28, 2021 No. 126, as amended. Law of the Kyrgyz Republic No. 78 dated April 3, 2023) - Access mode: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru / 112309. - Blank from the screen.