Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ / ФОНД ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Процевский Виктор Александрович, Осьминина Нина Валерьевна

Рассматриваются конституционные права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей. Анализируется правовой статус подростков, закрепленный в правовых нормах национального законодательства. Раскрываются правовые гарантии исполнения законных прав и свобод детей на взыскание алиментных выплат и правовые последствия их нарушения. Приводятся статистические данные о количестве лиц, виновных в совершении правонарушений и преступлений, связанных с неисполнением алиментных обязательств. Определяется эффективность деятельности Федеральной службы судебных приставов. Обобщаются материалы судебной практики, выявляются проблемные аспекты, затрудняющие развитие судопроизводства по данной категории дел. Приводятся судебные решения по административным правонарушениям и преступлениям в сфере алиментных обязательств, определяются особенности привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Процевский Виктор Александрович, Осьминина Нина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL LIABILITY FOR VIOLATION OF MAINTENANCE OBLIGATIONS IN RUSSIA

The constitutional rights and obligations of parents in the upbringing of minor children are considered. The legal status of adolescents, enshrined in the legal norms of national legislation, is analyzed. The legal guarantees of the execution of the legal rights and freedoms of children to collect maintenance payments and the legal consequences of their violation are disclosed. Statistical data are given on the number of persons guilty of committing offenses and crimes related to non-fulfillment of maintenance obligations. The effectiveness of the activities of the Federal Bailiff Service is determined. The materials of judicial practice are summarized, problematic aspects that impede the development of the judicial process in this category of cases are identified. Judgments on administrative offenses and crimes in the field of alimony obligations are given, the features of bringing the perpetrators to administrative and criminal liability are determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РОССИИ»

Процевский Виктор Александрович Осьминина Нина Валерьевна

Особенности юридической ответственности за нарушение алиментных обязательств

в России

Рассматриваются конституционные права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей. Анализируется правовой статус подростков, закрепленный в правовых нормах национального законодательства. Раскрываются правовые гарантии исполнения законных прав и свобод детей на взыскание алиментных выплат и правовые последствия их нарушения. Приводятся статистические данные о количестве лиц, виновных в совершении правонарушений и преступлений, связанных с неисполнением алиментных обязательств. Определяется эффективность деятельности Федеральной службы судебных приставов. Обобщаются материалы судебной практики, выявляются проблемные аспекты, затрудняющие развитие судопроизводства по данной категории дел. Приводятся судебные решения по административным правонарушениям и преступлениям в сфере алиментных обязательств, определяются особенности привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности.

Ключевые слова: конституционные права и обязанности, Конвенция о правах ребенка, алиментные обязательства, несовершеннолетние, уклонение от выплаты алиментов, Фонд защиты детей, Федеральная служба судебных приставов, административные правонарушения, преступления в сфере алиментных обязательств, административная ответственность, уголовная ответственность.

Features of legal liability for violation of maintenance obligations in Russia

The constitutional rights and obligations of parents in the upbringing of minor children are considered. The legal status of adolescents, enshrined in the legal norms of national legislation, is analyzed. The legal guarantees of the execution of the legal rights and freedoms of children to collect maintenance payments and the legal consequences of their violation are disclosed. Statistical data are given on the number of persons guilty of committing offenses and crimes related to non-fulfillment of maintenance obligations. The effectiveness of the activities of the Federal Bailiff Service is determined. The materials of judicial practice are summarized, problematic aspects that impede the development of the judicial process in this category of cases are identified. Judgments on administrative offenses and crimes in the field of alimony obligations are given, the features of bringing the perpetrators to administrative and criminal liability are determined.

Keywords: constitutional rights and obligations, Convention on the Rights of Child, alimony obligations, minors, alimony evasion, Child Protection Fund, Federal Bailiff Service, administrative offenses, crimes in the field of alimony obligations, administrative and criminal liability.

В соответствии с правовыми нормами действующей Конституции Российской Федерации оба родителя принимают на себя законное право воспитывать несовершеннолетних детей, подразумевающее соответствующие обязанности (ч. 2 ст. 38). С учетом правовых положений, включенных в ст. 27 Конвенции о правах ребенка [1], все страны, подписавшие данный документ, признают приоритет права всех несовершеннолетних детей на условия жизни, обеспечивающие их всестороннее развитие и жизнедеятельность. Обеспечение неприкосновенности законных

прав и свобод несовершеннолетних детей считается важнейшей функцией государства. Именно алиментные платежи можно назвать действенным инструментом реализации семейного права, призванным поддерживать имущественное состояние несовершеннолетних детей.

Действующий Семейный Кодекс РФ подтверждает существующие правовые нормы и положения, гарантирующие исполнение законных прав и свобод детей на взыскание алиментных выплат. В то же время юридическая практика показывает, что родители крайне ред-

77

ко самостоятельно (без привлечения судебной инстанции) принимают на себя обязательства по осуществлению алиментных выплат. Иначе говоря, в практических условиях несовершеннолетние дети не могут в полном объеме реализовать имущественные права.

Весь объем законных прав и полномочий, компетенций, связанных с обеспечением принудительной реализации законных требований, содержащихся в исполнительных листах, касательно взыскания алиментных выплат по материальному обеспечению несовершеннолетнего ребенка, делегирован сотрудникам Федеральной службы судебных приставов. На протяжении 2020 г. во всех отделениях Федеральной службы судебных приставов одновременно обеспечивалось исполнение 1,4 млн заявлений об извлечении алиментных выплат, при этом в 2019 г. таковых было на 171 тыс. больше.

По причине опасной санитарно-эпидемиологической ситуации, вызванной пандемией COVID-19, и в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» [2] практически не проводились выезды по адресам злостных должников, исключено проведение рейдов, не выполнялась процедура ареста различных объектов имущества при особых случаях.

Хотя в 2020 г. количество актов, связанных с введением ограничительных процедур, существенно выросло, аресты на имущество должников применялись довольно часто: отмечено около 65,8 тыс. случаев розыска злостных должников по алиментным обязательствам. В настоящее время сотрудниками Федеральной службы судебных приставов рассматривается приблизительно 91,5 тыс. дел, в которых выявлено около 37,5 тыс. неплательщиков.

Федеральной службой судебных приставов осуществлялись мероприятия, стимулирующие злостных неплательщиков к погашению имеющихся обязательств, связанных с алиментными выплатами. На протяжении 2020 г. в отношении лиц, виновных в совершении преступлений, связанных с неисполнением обязательств по алиментным выплатам, было принято свыше 1,1 млн судебных решений, запрещающих пересечение государственной границы РФ, около 228,2 тыс. решений связано с лишением должников определенного права [3].

Для обеспечения более высоких результатов функционирования Федеральной службы судебных приставов в сфере выполнения предписаний, изложенных в исполнительных листах, широко применяется сотрудничество с особыми уполномоченными лицами по защите законных прав детей в отдельных субъектах РФ, также имеет место активное взаимодействие с Федеральной службой занятости в аспектах, предусматривающих оперативное решение вопросов трудоустройства злостных должников с целью принудительного изъятия требуемой суммы из трудового дохода.

Сотрудниками Федеральной службы судебных приставов на протяжении 2020 г. было возбуждено более 103 тыс. дел по рассматриваемым административным правонарушениям, которые квалифицируются в соответствии с правовыми нормами ст. 5.35.1 действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ. В судебные инстанции отправлено почти 103 тыс. исковых заявлений, при этом приняты судебные решения почти по 100 тыс. рассматриваемых дел.

В соответствии с судебными решениями по данным административным правонарушениям применены такие виды административного наказания:

к административному аресту привлечено 6,4 тыс. виновных лиц;

к исполнению обязательных работ привлечено около 91,7 тыс. виновных лиц;

штрафные санкции назначены по 1,1 тыс. рассмотренных в судебном порядке дел.

В судебном порядке было рассмотрено 503 дела, связанных с административными правонарушениями, в результате по 201 делу в качестве административного наказания были применены предупреждения, а по 62 делам -вынесены частные определения.

По мере исполнения возложенных полномочий сотрудниками Федеральной службы судебных приставов по делам, квалифицированным в соответствии с правовыми нормами ст. 5.35.1 КоАП РФ, около 5,9 тыс. неплательщиков полностью погасили имеющиеся обязательства, приблизительно 42 тыс. виновных лиц начали погашать имеющиеся алиментные обязательства (например, в результате официального трудоустройства). Кроме того, имеет место устойчивая тенденция к снижению численности незавершенных дел, рассматривающих вопросы принудительного изъятия алиментных выплат (в 2018 г. - 825,5 тыс., в 2019 г. -806,4 тыс., а в 2020 г. - 791,7 тыс.).

Эффективность деятельности Федеральной службы судебных приставов в данном направ-

78

лении проявляется в ежегодном увеличении объема алиментных выплат: в 2019 г. сумма составила 19 млрд руб., что на 1,6 млрд превзошло объем 2018 г., а в 2020 г. значение показателя превысило 20 млрд руб. Удельный вес дел, связанных с невыплатами алиментных сумм, на протяжении 2020 г. достиг отметки в 80% от всех рассматриваемых дел.

Несмотря на существенные успехи, можно отметить имеющиеся проблемные аспекты, затрудняющие развитие судопроизводственного процесса в отношении дел по задолженностям алиментных выплат. Наиболее значимым негативным фактором можно назвать спорный аспект, связанный с изъятием требуемой суммы за счет продажи имущества, принадлежащего лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

В группу проблемных должников включаются:

отдельные лица, укрывающие свой доход либо скрывающие свой адрес фактического проживания;

лица, не имеющие стабильного дохода при наличии существующих алиментных обязательств;

лица, отличающиеся антисоциальным образом жизни.

Многочисленные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что многократное проведение мероприятий юридического характера в отношении отдельных групп граждан не обеспечивает ожидаемого результата. По официальной статистике, около 18 тыс. злостных неплательщиков отличаются антисоциальным образом жизни, не имеют стабильного дохода, работы и по данной причине не в состоянии осуществлять регулярные алиментные выплаты. Несовершеннолетние дети, родители которых на основании действующего законодательства лишены родительских прав, могут требовать и получать ежемесячно определенные суммы на собственное материальное обеспечение (в соответствии со ст. 148 Семейного Кодекса РФ).

На основании данных, полученных с сайта Министерства просвещения РФ, отметим, что на протяжении 2020 г. указанным правом обладало примерно 220 тыс. несовершеннолетних детей, однако фактически алиментные выплаты получали только 85,5 тыс. Правом на получение алиментов в 2020 г. обладало 28 328 детей, оставшихся без попечения родителей. Фактические выплаты были произведены лишь 11 234 несовершеннолетним [4].

Кроме решения задач, направленных на дальнейшее совершенствование действующе-

го законодательства и правоприменительной практики, необходимо усилить работу по морально-этическому воздействию и созданию нетерпимого общественного отношения к неправомерным действиям родителей, которые не выплачивают алименты.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о дальнейшем совершенствовании правового механизма расчета справедливого размера алиментов, включая определение баланса в соотношении доходов родителей, возрастных и иных потребностей ребенка. Обоснованность критериев определения суммы алиментов будет способствовать добровольному погашению алиментной задолженности.

Комплексной проблемой остается трудоустройство должников в целях обеспечения реального взыскания задолженности на основании исполнительного производства по алиментным обязательствам. Особые сложности наблюдаются в трудоустройстве должников, находящихся в местах лишения свободы, где существуют известные проблемы с исполнением судебных решений о взыскании алиментов.

Целесообразно осуществление более детальной проработки специализированных мероприятий, направленных на трудоустройство лиц, являющихся злостными неплательщиками, включая организацию рабочих мест на условиях социального контракта. В качестве одной из законных гарантий реализации обязательств, связанных с алиментными выплатами, можно назвать формирование специализированного фонда по алиментным выплатам, цель которого заключается в обеспечении соответствующего материального положения несовершеннолетнего ребенка, родители которого не исполняют обязательства по алиментным выплатам.

Придерживаясь положений, изложенных в поручении Комитета Совета Федерации, был организован круглый стол с участием специалистов Министерства просвещения РФ, Министерства труда РФ, Министерства юстиции РФ, сотрудников Федеральной службы судебных приставов, Министерства финансов РФ, специалистов Федеральной службы по трудовым отношениям и занятости, Уполномоченного по правам несовершеннолетних детей при Президенте РФ, законных представителей Национальной родительской ассоциации.

При обсуждении вопросов всеми участниками данного мероприятия были проанализированы обоснованные предложения о необходимости открытия и функционирования специализированного алиментного фонда. В

79

то же время указывалось на существование высокой вероятности увеличения численности злостных должников, рассчитывающих, что государство примет на себя обязанность по материальному обеспечению несовершеннолетних детей.

Вполне эффективно было бы разработать систему материальной поддержки тех несовершеннолетних детей, родители которых избегают исполнения обязанностей заботы и материального обеспечения, при этом поддержка будет осуществляться именно за счет средств особого Алиментного фонда, находящегося в компетенции федеральной организации «Фонд защиты детей».

В соответствии с официальными данными, представленными Министерством труда РФ, на данный момент в большинстве субъектов РФ в отношении злостных неплательщиков уже реализуются отдельные мероприятия, имеющие определенную эффективность. На протяжении 2021 г. для выплаты пособий несовершеннолетним детям было собрано 42,7 млн руб. Но в то же время показатели материальной помощи значительно отличаются по различным субъектам: от 135 руб. в Алтайском крае до 16 450 руб. в Московской области. Данная разница определяется доходами граждан, а также уровнем региональных бюджетов.

Президентом РФ утвержден перечень поручений от 2 мая 2021 г. № Пр-753, в соответствии с пп. «б» п. 1 которого Правительству РФ поручено обеспечить предоставление с 1 июля

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).

2. Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции: федер. закон от 20 июля 2020 г. № 215-ФЗ (последняя ред.). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).

3. Гонгало Б.М. Алиментное обязательство // Семейное и жилищное право. 2018. № 5.

4. Минпросвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022).

5. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию

2021 г. ежемесячной выплаты детям в возрасте от 8 до 17 лет в размере 1/2 величины прожиточного минимума ребенка, установленной в субъекте РФ, которые проживают в семьях с единственным родителем или семьях, имеющих в соответствии с судебным решением право на получение алиментов и не получающих их, в случае если такие семьи признаны нуждающимися или остаются таковыми после получения алиментов [5].

Считаем своевременным и обоснованным внесение изменений в ст. 5.35.1 КоАП РФ [6] и в ст. 157 Уголовного кодекса РФ [7], вступивших в законную силу с 10 января 2022 г., которые уточнили существующий порядок привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, имеющих алиментные обязательства, при частичной или несвоевременной уплате алиментов без наличия уважительных причин, в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения, а также определили условия освобождения от юридической ответственности.

Указанные выше дополнения действующего законодательства позволяют эффективно реализовать утвержденный указом Президента РФ план «Десятилетия детства», который стартовал с 2018 г., обеспечить осуществление мер, влияющих на снижение количества исполнительных производств по взысканию алиментов, уменьшить существующую задолженность по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей.

1. Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on November 20, 1989) (entered into force for the USSR on September 15, 1990). Access from reference legal system «ConsultantPlus» (date of access: 10.06.2022).

2. On the peculiarities of the execution of judicial acts, acts of other bodies and officials, as well as the return of overdue debts during the spread of a new coronavirus infection: feder. law d.d. July 20, 2020 No. 215-FL (last ed.). Access from reference legal system «ConsultantPlus» (date of access: 10.06.2022).

3. Gongalo B.M. Maintenance obligation // Family and housing law. 2018. No. 5.

4. Ministry of Education of Russia [Electronic resource]. URL: https://edu.gov.ru/ (date of access: 10.06.2022).

5. List of instructions for the implementation of the Address of the President to the Federal Assembly [Electronic resource]. URL: kremlin.ru/

80

[Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/acts/ assignments/orders/65524 (дата обращения: 10.06.2022).

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.05.2022). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 10.06.2022).

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 25 марта 2022 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).

acts/assignments/orders/65524 (date of access: 10.06.2022).

6. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30 December. 2001 No. 195-FL (as amended on May 28,2022). Access from reference legal system «ConsultantPlus» (date of access: 10.06.2022).

7. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FL (as amended on March 25, 2022). Access from reference legal system «ConsultantPlus» (date of access: 10.06.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Процевский Виктор Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Севастопольского государственного университета; e-mail: VAProtsevskiy@sevsu.ru;

Осьминина Нина Валерьевна, аспирант кафедры гражданского права и процесса Севастопольского государственного университета; e-mail: tes_urist@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

V.A. Protsevsky, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Sevastopol State University; e-mail: VAProtsevskiy@sevsu.ru

N.V. Osminina, Postgraduate of the Department of Civil Law and Procedure of the Sevastopol State University; e-mail: tes_urist@mail.ru

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.