Научная статья на тему 'Конституционно-правовая характеристика статуса Омбудсмена Кыргызской Республики'

Конституционно-правовая характеристика статуса Омбудсмена Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / ПАРЛАМЕНТ / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / АКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ / OMBUDSMAN / PARLIAMENT / PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS / IMMUNITY / ACTS OF REACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саидов Фархад Зирофович

В статье рассматриваются особенности конституционноправового статуса Омбудсмена Кыргызской Республики, порядок назначения на должность, требования, предъявляемые для кандидата на должность Омбудсмена. Основные функциональные обязанности и полномочия Омбудсмена. Сущность обращений граждан Омбудсмену. Акты реагирования по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность Омбудсмена основана на принципах независимости и гласности. Совершенствование конституционно-правового статуса Омбудсмена Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF THE STATUS OF THE OMBUDSMAN OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The article discusses the features of the constitutional legal status of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic, the procedure for appointment, requirements for a candidate for the post of Ombudsman. Principal functional duties and powers of the Ombudsman. The essence of the appeals of citizens to the Ombudsman. Acts of response to facts of violation of human and civil rights and freedoms. The activities of the Ombudsman are based on the principles of independence and publicity. Improving the constitutional legal status of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая характеристика статуса Омбудсмена Кыргызской Республики»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Конституционно- правовая характеристика статуса Омбудсмена Кыргызской Республики

Саидов Фархад Зирофович,

адъюнкт, кафедра государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса Омбудсмена Кыргызской Республики, порядок назначения на должность, требования, предъявляемые для кандидата на должность Омбудсмена. Основные функциональные обязанности и полномочия Омбудсмена. Сущность обращений граждан Омбудсмену. Акты реагирования по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность Омбудсмена основана на принципах независимости и гласности. Совершенствование конституционно-правового статуса Омбудсмена Кыргызской Республики.

Ключевые слова: омбудсмен, парламент, защита прав и свобод человека и гражданина, конституционно-правовой статус, неприкосновенность, акты реагирования.

Актуальность темы исследования заключается в том, что Кыргызская Республика на современном этапе переживает один из самых болезненных процессов, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Необходимо отметить, что Кыргызская Республика признает права и свободы человека высшей ценностью, стремится к созданию правового, социального и демократического государства. Вопрос обеспечения прав и свобод человека и гражданина в настоящее время является значимым для развития государства. В связи с чем Омбудсмен занимает важное место в системе учреждений и органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина.

1 ноября 2018 г. Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков утвердил национальную стратегию развития государства на 20182040 годы. Особенность этой стратегии, в отличии от предыдущих, состоит в том, что она направлена, в первую очередь, на развитие человеческого потенциала каждого, кто живет в стране, обеспечение его благополучия. Качество и уровень жизни, права и обязанности человека находятся в центре внимания государственной политики. Таким образом, настоящий документ направлен на защиту прав и свобод человека. В ходе реализации данной концепции в Кыргызской Республике должны быть созданы четкие механизмы взаимодействия всех государственных структур для защиты прав человека.

Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина, обуславливается несколькими причинами: во-первых, большим количеством нормативно-правовых актов, затрагивающих права человека, во-вторых, отсутствием взаимодействия между органами публичной власти, призванными защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, вопросы, возникающие в правоприменительной практике, свидетельствуют о несовершенстве нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Отсутствие четкой систематизации и существующие законодательные пробелы в регулировании прав и законных интересов человека позволяют сделать вывод, что рассматриваемая проблема является одной из главных, как для юридической науки, так и практической деятельности государственных органов, в том числе для органов внутренних дел.

5 -о

сз

<

Омбудсмен является наиболее востребованным правозащитным аппаратом, осуществляющим функции посредника между обществом и должностным лицом. В настоящее время в мировой практике стало развитие данного института с учреждением специализированных омбудсме-нов (по правам ребенка, военнослужащих, предпринимателей, национальных меньшинств).

Цель заключается в выявлении проблем нормативного закрепления конституционно-правового статуса Омбудсмена Кыргызской Республики и выработке на основе полученных данных предложений по его совершенствованию.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания: диалектический, системно-структурный, формально-юридический.

С 2002 года существует должность омбудсмена в Кыргызской Республике. Процесс формирования нового института происходил в сложных условиях и под воздействием ряда факторов. С учреждением данного института в Кыргызской Республике граждане получили дополнительный механизм по защите своих прав, это свидетельствует о том, что население стало более активно отстаивать свои права.

Образование института омбудсмена является необходимым для государства, так как в деятельности отмечается, что основная тенденция направлена на усиление роли исполнительной власти, все распорядительные функции практически находится у органов публичной власти. Исходя из этого следует отметить, что именно в деятельности органов государственной власти допускаются нарушения прав и свобод человека и гражданина. Из вышеуказанного обратить внимание следует необходимость повышения парламентского контроля. Результатом усиления парламентского контроля в области защиты прав и свобод человека стало принятие Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» от 31 июля 2002 года.

Согласно Закону Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» от 31 июля 2002 года во второй главе предусмотрена процедура назначения на должность, в статье 4 отражено, что Омбудсмен избирается на должность Жогорку Кенешем тайным голосованием с использованием бюллетеней. [3]

Законом установлено, что Омбудсменом может стать гражданин не моложе 30 и не старше 65 лет, избирается сроком на 5 лет, одно и тоже лицо не может избираться более двух сроков подряд. В Законе КР нет требования к кандидату на должность Омбудсмена, чтобы он имел опыт защиты и познания в области прав человека и гражданина, современные реалии требует, чтобы он был — компетентен, так как на него возложена обязан-

ш

2 ность обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Данное требование необходимо ° закрепить отдельной нормой в Законе КР. Такав же отдельно принять поправку, чтобы кандидат

на должность Омбудсмене не имел иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Кыргызской Республики на территории иностранного государства. Данная норма, по нашему мнению, необходимо включить так, как Омбудсмен с иностранным гражданством будет представлять угрозу для безопасности госу-дарства.[1]

Омбудсмен имеет двух заместителей, которые избираются с учетом требований гендерного представительства. [3] С 2019 года на одного из заместителей Омбудсмена возложена обязанность по обеспечению прав ребенка. Эту обязанность на заместителя возложил Омбудсмен Кыргызской Республики издав приказ. По нашему мнению, это решение принято с поспешно, просто Президенту КР целесообразно инициировать Закон «Об уполномоченном по защите прав семьи ребенка в Кыргызской Республике. Что позволит более качественно закрепить и преумножить национальные ценности. Такие как:

• семья оплот и основа национальной ценности

Кыргызстана;

• ребёнок - гражданин КР будущий защитник

и гордость Кыргызстана;

• семья и дети Кыргызстана основная ячейка государства.

В своей деятельности Омбудсмен является полностью самостоятельным. Во время исполнения обязанностей и по окончании он не может подвергаться преследованиям и быть привлечен к уголовной и административной ответственности во время исполнения обязанностей. Таким образом, Омбудсмен обладает неприкосновенностью в течение всего срока трудовой деятельности. Омбудсмен имеет высокий статус в системе государственной власти. Уголовное преследование в отношении Омбудсмена осуществляется только на основании решении Жогорку Кенеша. Такая процедура закрепления показывает высокое положение Омбудсмена.

Деятельность Омбудсмена Кыргызской Республики в области контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является гласной и освещается в средствах массовой информации, за исключением конфиденциальной информации. Омбудсмен вправе публиковать в печатных изданиях информацию о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, методах и формах защиты, иметь собственные печатные издания о правах человека. Для распространения такой информации он учреждает официальное периодическое печатное издание. Ежегодные и специальные доклады подлежат опубликованию.

Анализ обращений Омбудсмену показывает, что большинство граждан обращаются с жалобами на действие (бездействие) правоохранительных органов. В диаграмме 1 изображена динамика обращений граждан на действие (бездействие) правоохранительных органов и судебных органов, в период с 2015 г. по 2018 г. [2]

2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

■ количество жалоб на судебные органы количество жалобна правоохранительные органы

Диаграмма 1

В настоящее время институт омбудсмена основывается на принципе гласности, который закреплен в статье 11-1, деятельность его осуществляется гласно и освещается в средствах массовой информации.

В своей деятельности он вправе использовать только упреждающие механизмы, то есть призывать должностных лиц не нарушать законы. Рекомендации по результатам расследования не содержат властных предписаний, указанные предписания должностные лица могут и не выполнить. На сегодняшний день Омбудсмен осуществляет свою практическую деятельность в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, предавая гласности правонарушения, совершенные должностными лицами. Соответственно использовании этого метода очень хорошо воздействую на должностных лиц позволяет добиться исполнения рекомендаций Омбудсмена.

Омбудсмен по фактам выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина, в целях устранении нарушения направляет в государственные органы власти акты реагирования. Актами реагирования Омбудсмена являются представление омбу-дсмена в органы публичной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам для принятия в месячный срок мер по устранению выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина. В 2018 году в различные организации, ведомства были направлены 79 актов реагирования. [2]

По нашему мнению, акты реагирования должны иметь юридическую силу и должны быть обязательны для исполнения.

По результатам обзора нормативно-правовых актов Кыргызской Республики следует сделать вывод о том, что совершенствование конституционно-правового статуса Омбудсмена Кыргызской Республики необходимо повысить финансовую независимость; наделить правом законодательной инициативы Омбудсмена. Повышение финансовой независимости необходимо внесение изменений в Бюджетный Кодекс Кыргызской Республики, предусмотрев в ней норму, порядок формирования проекта бюджета Омбудсмена: И Омбудсмен ежегодно формирует проект бюджета для финансирования деятельности и направляет в Правительство.

Ш Омбудсмен, с заключением Правительства, направляет проект бюджета на согласование в профильный комитет Жогорку Кенеша для включения его в состав проекта республиканского бюджета. Ш Если есть претензии к проекту Омбудсмена профильный комитет Жогорку Кенеша рассматривает представленные претензии совместно с членами Правительства и с Омбудсменом. Согласованный проект Омбудсмена направляется в уполномоченный орган для включения в проект.

Ш Омбудсмен вправе внести на согласование комитету Жогорку Кенеша предложения о дополнительном финансировании, необходимые для обеспечения функционирования. Закон Кыргызской Республики «Об Омбу-дсмене (Акыйкатчы)» не содержит гарантий материального обеспечения Омбудсмена и сотрудников аппарата. В связи с этим на наш взгляд, положения о материальных и социальных гарантиях для Омбудсмена и сотрудников аппарата должны быть детально отражены в Законе Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы)».

В настоящее время в целях повышения эффективной деятельности Омбудсмена необходимо наделить полномочием законодательной инициативы. В Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года в статье 79 отражено, что право законодательной инициативы принадлежит 10 000 избирателям, депутатам Жогорку Кенеша и Правительству. По нашему мнению надо, внести поправки в основной закон государство, что Омбу-дсмен также имеет право законодательной инициативы в области прав и свобод человека и гражданина потому что, именно Омбудсмен в своей деятельности имеет непосредственное отношение к существующим проблемам нормативной реализации прав и свобод человека и гражданина.

Литература

1. Васильев Ф.П. Особенность и необходимость развития уголовно-правовых норм в отношении граждан, имеющих двойное гражданство (Ныне слабые уголовно-правовые механизмы в отношении коррупционных факторов) // ISSN2619-0591. Economies. Law. State. УДК 340 2020. № 1 (9). С. 38-51.

2. Ежегодный отчет Омбудсмена Кыргызской Республики за 2018 год.

3. Закон Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» от 31 июля 2002 года.

4. Закон Кыргызской Республики «О государственной службе» от 11 августа 2004 г. № 114. 3

р s И

CONSTITUTIONAL AND LEGAL CHARACTERISTICS Е OF THE STATUS OF THE OMBUDSMAN OF THE К

KYRGYZ REPUBLIC g

Н

Saidov F.Z. У

Academy of Management Ministry of Internai Affairs of Russia А

The article discusses the features of the constitutional legal status of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic, the procedure for appointment, requirements for a candidate for the post of Ombudsman. Principal functional duties and powers of the Ombudsman. The essence of the appeals of citizens to the Ombudsman. Acts of response to facts of violation of human and civil rights and freedoms. The activities of the Ombudsman are based on the principles of independence and publicity. Improving the constitutional legal status of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic

Keywords: ombudsman, parliament, protection of human and civil rights and freedoms, constitutional and legal status, immunity, acts of reaction.

References

1. Vasiliev F.P. The peculiarity and the need to develop criminal law in relation to citizens with dual citizenship (Nowadays weak criminal law mechanisms in relation to corruption factors) // ISSN2619-0591. Economics. Law. State. UDC340 2020. No. 1 (9). P. 38-51.

2. The annual report of the Ombudsman of the Kyrgyz Republic for 2018.

3. The Law of the Kyrgyz Republic "On the Ombudsman (Aky-ikatchy) of the Kyrgyz Republic" dated July 31, 2002.

4. The Law of the Kyrgyz Republic "On Public Service" dated August 11, 2004 No. 114.

OJ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.