Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ / ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / ЗАЩИТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казамиров Анатолий Иванович

В статье рассматриваются особенности правовой регламентации и закрепления права человека на свободу и личную неприкосновенность в конституциях современных государств, автор обращает внимание на то, что закрепление в основном законе государства правовых гарантий прав человека является одним из важнейших условий их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF THE HUMAN RIGHT TO FREEDOM AND PERSONAL INVIOLABILITY (EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES)

The article examines the peculiarities of legal regulation and consolidation of the human right to freedom and personal inviolability in the constitutions of modern states, the author draws attention to the fact that the consolidation of legal guarantees of human rights in the basic law of the state is one of the most important conditions for their implementation.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_48 УДК 342.7

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН) CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF THE HUMAN RIGHT TO FREEDOM AND PERSONAL INVIOLABILITY (EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES)

КАЗАМИРОВ Анатолий Иванович,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: kazamirov71@mail.ru;

KAZAMIROV Anatoly Ivanovich,

Candidate of Law, Associate Professor

Head of the Department of Constitutional Law

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2.

E-mail: kazamirov71@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности правовой регламентации и закрепления права человека на свободу и личную неприкосновенность в конституциях современных государств, автор обращает внимание на то, что закрепление в основном законе государства правовых гарантий прав человека является одним из важнейших условий их реализации.

Abstract: The article examines the peculiarities of legal regulation and consolidation of the human right to freedom and personal inviolability in the constitutions of modern states, the author draws attention to the fact that the consolidation of legal guarantees of human rights in the basic law of the state is one of the most important conditions for their implementation.

Ключевые слова: право человека на свободу, личная неприкосновенность правовые гарантии, защита, обеспечение, реализация прав человека.

Keywords: Human right to freedom, personal inviolability legal guarantees, protection, provision, realization of human rights.

Для цитирования: Казамиров А.И. Конституционные гарантии права человека на свободу и личную неприкосновенность (опыт зарубежных стран) // Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 48-50. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_48

For citation: Kazamirov A.I. Constitutional guarantees of the human right to freedom and personal inviolability (experience of foreign countries)// Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 48-50. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_48.

Статья поступила в редакцию: 17.09.2022

Конституция России в ст.2 провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства».

Одним из основных гражданских (личных) прав человека является право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное в ст.22 Конституции Российской Федерации:

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

Право на свободу есть не что иное, как свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь[1].

На наш взгляд, статья 22 Конституции РФ, закрепляя право на свободу и личную неприкосновенность, защищает именно личную свободу человека от любых физических посягательств. Слова «свобода» и «личная неприкосновенность» должны восприниматься вместе, как право, выражающееся в предоставлении человеку возможности распоряжаться собой по своему усмотрению, самостоятельно определять место пребывания. Часть первая ст.22 Конституции РФ гарантирует защиту

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

права от нарушения ее другими гражданами, (такие случаи, как похищение людей, незаконное лишение свободы и т.д.), а часть вторая гарантирует защиту от незаконных действий должностных лиц.

В этом случае мы солидарны с мнением члена Апелляционного суда Хельсинки (Финляндия) Райва Куусимяки, который, комментируя статью 5 пункт 1 Европейской конвенции по защите основных прав и свобод, отмечает: «Свобода в смысле этой статьи означает защиту против лишения свободы. Личная неприкосновенность видна в получении защиты против лишения свободы по произволу. Слова «свобода и личная неприкосновенность» должны читаться вместе, и они относятся к физической свободе и к свободе от ареста по произволу или угрозы такого ареста» [2].

По своей сущности, личная неприкосновенность означает определённый режим взаимодействия между государством и гражданами, исключающий необоснованное стеснение, ущемление свободы личности[3]. Этот режим обеспечивает для человека правовую защиту от произвола власти, гарантии судебной защиты его прав и свобод, право на юридическую помощь, а также право на обращение в международные универсальные и региональные органы защиты прав человека.

Конституция Российской Федерации содержит такую важную правовую гарантию права человека на свободу и личную неприкосновенность как ограничение срока до судебного ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Срок досудебного ограничения свободы человека равный 48 часам характерен для большинства конституционных актов современных государств.

В Конституциях стран участниц СНГ отражен разный подход к закреплению гарантий данного права, начиная от срока в течении которого лицо может быть арестовано, заключено под стражу и содержаться под стражей до судебного решения и заканчивая детальной регламентацией возможного ограничения данного права, а также указанием на права лица подвергнутого аресту либо задержанию и меры правовой ответственности за нарушение права.

Так например, в Конституциях Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Республики Туркменистан и Республики Армения не указан срок, в течении которого может быть ограничено право на свободу и личную неприкосновенность досудебного решения об аресте и содержании лица под стражей, как правило конституции отсылают к отраслевому законодательству.

В некоторых государствах в частности в Республике Казахстан (часть 2 статьи 16 Конституции Республики Казахстан) указано, что «Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов».

На наш взгляд, интересным представляется опыт Кыргызской Республики, где в конституции предусмотрена отдельная глава посвященная гарантиям прав и свобод человека (глава VI «Гарантии прав и свобод человека и гражданина»).

Статья 59 Конституции Кыргызской Республики:

1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Никто не может быть лишен свободы только на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо гражданско-правовое обязательство.

3. Никто не может быть задержан, заключен под стражу, лишен свободы иначе как по решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.

4. Никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов без судебного решения.

Каждое задержанное лицо незамедлительно до истечения 48 часов с момента задержания должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности и обоснованности его задержания. Если отпадает основание, по которому лицо было задержано, оно должно быть немедленно освобождено.

Законом в отдельных случаях могут быть установлены более короткие сроки задержания.

5. Каждому задержанному лицу должно быть безотлагательно сообщено о мотивах задержания и разъяснены его

права.

С момента задержания лицу обеспечивается безопасность, предоставляется возможность защищать себя лично, пользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката, а также право на медицинский осмотр и помощь врача.

6. Каждое лицо, задержанное или заключенное под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на возмещение ущерба за счет государства, с выплатой компенсации в порядке и размерах, установленных законом. В случае выявления заведомо незаконного и необоснованного задержания и заключения под стражу должностные лица несут уголовную

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 10(214)

ответственность^].

На наш взгляд, такая правовая конструкция позволяет не только закрепить само право человека, но и предусмотреть правовые гарантии в Основном законе государства.

Если обратится к опыту современных государств, то мы можем увидеть тенденцию к уменьшение временного промежутка ограничения права человека на свободу и личную неприкосновенность, то есть ограничение данного права без судебного решения. Так например в конституции Бельгии предусмотрено, что никто не может быть арестован иначе как в силу мотивированного постановления судьи, предъявленного в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов (статья 12 Конституции), аналогичный срок досудебного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей предусмотрен конституциями таких государств как Болгария, Индии, Исландии, Кипра и др.

На наш взгляд, 24 часа наиболее оптимальный срок, для судебного решения вопроса о задержании, заключении под стражу или содержания под стражей лица и органы государственной власти должны создать все условия, для доставления задержанного к судье в наиболее короткий срок и является важной правовой гарантией обеспечения данного права.

Не смотря на то, что конституции правовые акты высокого нормативного уровня, тем не менее в некоторых случаях, на наш взгляд, есть смысл детальнее прописывать отдельные вопросы, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина и их защите.

На наш взгляд, детальная регламентация в Основном законе государства оправдана, данная правовая конструкция не только четко определяет права и обязанности участников правоотношений, предусматривает механизм обеспечения данного права и меры ответственности лиц, виновных в его нарушении, но и позволяет обеспечить прямое действие конституции на общественные отношения.

Библиография:

1. Петрухин И.А. Научно-практический комментарий Конституции РФ. М., 1997. С.127.

2. Куусимяки Р. О статьях пятой и шестой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Московский журнал международного права. 1997. № 4. С.72.

3. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 352 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07620-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452586 (дата обращения: 07.09.2022).

4. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: https://online.zakon.kz

References:

1. Petrukhin I.A. Scientific and practical commentary on the Constitution of the Russian Federation. M., 1997. p.127.

2. Kuusimyaki R. On articles five and six of the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms // Moscow Journal of International Law. 1997. No. 4. p.72.

3. Korkunov, N. M. Lectures on the general theory of law / N. M. Korkunov. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 352 p. — (Anthology of thought). — ISBN 978-5-534-07620-2. — Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. — URL: https://urait.ru/bcode/452586 (accessed: 07.09.2022).

4. The Constitution of the Kyrgyz Republic (adopted by referendum (popular vote) on April 11, 2021 - Text: electronic // Official Internet portal of legal information: [website]. - URL: https://online.zakon.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.