3. Ильенко И.А. Признание результатов выборов недействительными: конституционно-правовая природа и основания применения: монография. Иркутск: Избирательная комиссия Иркутской области; Иркутский институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского, 2013. 232 с.
4. Боровикова И.А. Признание результатов выборов недействительными: конституционно-правовая природа и основания применения: автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2012. 22 с. С. 20.
5. Синцов Г.В. Особенности деятельности корпуса наблюдателей «За чистые выборы» в регионах России // Юридический мир, 2013. № 8. С. 62-65.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Сафарова Х.Н.
Сафарова Хулкар Норбек кизи - самостоятельный соискатель, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются конституционные гарантии прав граждан на квалифицированную медицинскую помощь, основные принципы охраны здоровья граждан, главные задачи оказания медицинской помощи населению. Раскрываются основные идеи и нормы, содержащиеся в международных документах, Конституции и законах Республики Узбекистан. В целях дальнейшего совершенствования оказания квалифицированной медицинской помощи рассмотрены вопросы широкого применения информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: соблюдение прав человека, охрана здоровья, медицинская помощь, доступность медицинской помощи, профилактика, социальная защищенность, потеря здоровья, медицинская наука и практика.
Суть и значение проводимых в нашей стране реформ основаны на приоритетных принципах «реформы не ради реформ - реформы ради человека». В этой связи, со времен независимости, основываясь на принципах приоритета прав человека, была образована национальная правовая система, предусматривающая приоритеты интересов человека основы стратегии реформ.
Наше государство при обеспечении прав и свобод граждан не ограничивается только внутригосударственными действиями, но и осуществляют ряд действий по применению международных норм, регулирующих права и свободы личности. Этому свидетельствует присоединение до сегодняшнего дня Узбекистана к более 60 международно-правовым документам. Также, важно отметить, принятую ООН в 1948 году 10 декабря «Всеобщую декларацию прав человека», которая является одним из основных документов обеспечивающая гарантию прав и свобод, а также право на информацию. Данная Декларация является самой ведущей из всех нормативно-правовых актов, регулирующая и обеспечивающая гарантии прав и свобод человека. Несмотря на то, что она не имеет общеобязательного характера, её нормы были отражены в конституциях различных стран. Следовательно, на сегодняшний день, нормы «Всеобщей декларации прав человека» широко используются при разработке и организации национального законодательства по обеспечению гарантий на квалификационную медицинскую помощь. к примеру согласно статьи 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи» [2, с. 14].
11
Следует отметить, что нормативно-правовая база в нашей стране, обеспечивающая гарантию прав на квалификационное медицинское обслуживание с каждым годом улучшается с использование опыта зарубежных стран и норм вышеуказанной Декларации. В нашей Республике человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство, его интересы, социально-экономические, политические, а также право на информацию и другие неотъемлемые права определены на уровне Конституции Республики Узбекистан.
Также, в статье 40 Конституции Республики Узбекистан отмечено, что каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание [1]. В целях реализации данной нормы, со стороны компетентных государственных органов были приняты ряд нормативно-правовых документов. В том числе, 29 августа 1996 года был принят Закон Республики Узбекистан «О защите здоровья граждан». С принятием данного закона гарантия прав граждан на квалифицированную медицинскую помощь еще больше укрепилась. К примеру, в статье 13 вышеуказанного Закона отмечено, что граждане Республики Узбекистан обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от возраста, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Также государство гарантирует гражданам защиту от дискриминации, независимо от наличия у них любых форм заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в порядке, установленном законом.
В статье 3 этого же Закона определены основные принципы охраны здоровья граждан, которыми являются: соблюдение прав человека в области охраны здоровья; доступность медицинской помощи для всех слоев населения; приоритет профилактических мер; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; единство медицинской науки и практики.
Но самое главное, что в статье 24 данного Закона определены основные права пациентов и именно в рамках реализации этих норм гарантируется права граждан на медицинскую помощь [3].
Также 2 октября 2007 года был принят Указ Президента «О мерах по совершенствованию деятельности медицинских организаций Республики». Основным отличием данного Указа явилось то, что в нем было уделено огромное внимание, направленное на улучшение качества оказания медицинской помощи со стороны частных медицинских учреждений. Важно также отметить, что в Основном законе нашей страны её содержание, начиная с преамбулы и заканчивая последней статьёй, определяет независимость, демократию, права человека и идеи национальной независимости страны в качестве главных задач общества и государства. Это говорит и о том, что в нашей стране ведение молодежной политики, а также перспективы развития будущего нашей страны находится в правильном направлении.
В результате реализации мер по осуществлению реформ в системе здравоохранения в республике были образованы структуры оказания медицинской помощи населению. Туда входят начиная с сельских медицинских пунктов, оказывающих медико-санитарную помощь, районных, городских медицинских объединений, областных многопрофильных медицинских центров, заканчивая республиканскими высокотехнологическими специализированными медицинскими центрами.
В мире есть такие государства, где без страхования не оказывают медицинскую помощь даже женщинам в беременном состоянии. Как известно любая помощь медицинская или же юридическая оказывается за определенную плату. В нашем государстве, где действует сильная социальная политика, медицинская помощь гарантирована Конституцией страны. Бесплатная медицинская помощь со стороны государства оказывается не только детям и беременным женщинам, но и всем, кто нуждается в первой необходимой медицинской помощи, по всей республике, включая отдаленные посёлки сельского типа. Говоря о реформах в этой сфере, следует
12
отметить, что в последние годы 60 процентов бюджета страны было потрачено на развитие и совершенствование социальной сферы.
Вместе с этим важно отметить, что на сегодняшний день одной из главных задач считается развитие оказания медицинской помощи населению, в том числе скорой медицинской помощи, службы патронажа оказывающаяся со стороны семейных поликлиник, укрепление здоровья женщин, материнства и детства, а также деятельности медицинских учреждений в целом, а также профилактика правонарушений служебными полномочиями, равнодушие к пациентам и другие вопросы, касающиеся обеспечения квалифицированной медицинской помощи.
В целях профилактики и предотвращения такого рода проблем, изучив зарубежный опыт ведущих стран, для нас важным является разработать с использованием последних информационно-коммуникационных технологий, единую централизованную электронную базу медицинских карт, которая будет содержать сведения медицинских карт всех граждан страны.
Вместе с этим уже можно разработать систему «Электронная медицина». Но для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан», принять необходимые нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование «электронной медицины». Эти действия дадут нам следующие результаты:
Во-первых, «Электронная медицина» сэкономит время, как и пациентов так и врачей;
Во-вторых, «Электронная медицина» улучшит качество медицинского обслуживания;
В-третьих, эта система предотвратит многие правонарушения такие как злоупотребление должностными полномочиями со стороны врачей, а также коррупцию и т.д.;
В-четвертых, в связи с уменьшением объёма работы в медицинских учреждениях в значительной мере уменьшится государственный финансовый расход.
В заключение хотелось бы отметить, что в процессе улучшения медицинского обслуживания и развития медицинской системы в целом, внедрение информационно-коммуникационных технологий является важным этапом устойчивого развития.
Список литературы
1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: Узбекистан, 2016. 76 с.
2. Международные Конвенции по защите прав человека и борьбе с преступностью: (Сб. Междунар. документов) / Сост. Ю.С. Пулатов. Т.: Шарк, 1995. С. 14.
3. Вестник Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г, № 9. 128 ст, 2016 г, № 52. 597 ст.
4. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В. Мораль и право в медицине: Учебное пособие. Благовещенск, 2007. 150 с.
5. Тиббий хизматда малакали кадрларнинг урни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/oz/society/tibbiy-khizmatda-malakali-kadrlarning-rni-05-07-2017/ (дата обращения: 13.10.2017).
6. Узбекистонда тиббий хукук: уни ривожлантириш истикболлари [Электронный ресурс]./ Режим доступа: http://huquqburch.uz/uz/view/4169/ (дата обращения: 13.10.2017).