Научная статья на тему 'Юридические основы права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации'

Юридические основы права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / CONSTITUTION / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антоненко А. Ф.

Проведен анализ статей Конституции Российской Федерации, посвященных охране здоровья и оказанию медицинской помощи. Очерчена проблематика на настоящем этапе в сфере здравоохранения. Отмечено, что в рамках идущих реформ здравоохранения требуется дальнейшее законодательное оформление правоотношений в сфере оказания медицинской помощи, усиление контроля и гарантий как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JURIDICAL BASES OF HUMAN RIGHT FOR MEDICAL CARE IN RUSSIAN FEDERATION

Have made analysis of clauses of Russian Federation Constitution concerning a health protection and a medical care. Have defined the latest problem in health care sphere. Have noted it's necessary to continue subsequent improvement of legislation in medical care sphere, to increase control and guarantees not only of State but public organizations.

Текст научной работы на тему «Юридические основы права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВСНЦ СО РАМН, № 4 (42), 2005___________________________________ ________

УДК 61:342 (470)

А.Ф. Антоненко

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственного и административного права Юридического института ДВГУ, ГУЗ Краевой клинический центр охраны материнства и детства, г. Владивосток

Проведен анализ статей Конституции Российской Федерации, посвященных охране здоровья и оказанию медицинской помощи. Очерчена проблематика на настоящем этапе в сфере здравоохранения. Отмечено, что в рамках идущих реформ здравоохранения требуется дальнейшее законодательное оформление правоотношений в сфере оказания медицинской помощи, усиление контроля и гарантий как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций. ' '

Ключевые слова: конституция, охрана здоровья, медицинская помощь

JURIDICAL BASES OF HUMAN RIGHT FOR MEDICAL CARE IN RUSSIAN FEDERATION

A.F. Antonenko

Chair of state and administrative law of Law Institute of FESU, Vladivostok SBHP Regional clinical center

of protection of motherhood and childhood, Vladivostok

Have made analysis of clauses of Russian Federation Constitution concerning a health protection and a medical care. Have defined the latest problem in health care sphere. Have noted it's necessary to continue subsequent improvement of legislation in medical care sphere, to increase control and guarantees not only of State but public organizations.

Keywords: constitution, health care, me

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Это положение продолжает международную юридическую практику закрепления верховенства прав и свобод человека, в частности его жизни и здоровья. И эту высшую ценность наше государство в ст. 2 Конституции обязалось признавать, соблюдать и защищать.

Российская Федерация к числу особо охраняемых государством прав и свобод, в соответствии со ст. 41 Конституции, относит право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Отдельно выделены в этой статье и право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. А также закреплена деятельность государства по созданию и развитию эффективной государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые являются стабилизирующим фактором и гарантом успешного развития нашей страны.

Здоровье каждого гражданина охраняется государством, деятельностью различных государственных органов, устанавливается ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Согласно п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ

неотъемлемые права и свободы человека и другие нематериальные блага в развитии основных положений Конституции защищаются в Российской Федерации гражданским законодательством. И в соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, как и достоинство личности, и иные личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом.

В ст. 7 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация как социальное государство должна направлять свое внимание и деятельность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения достойного уровня жизни своих граждан государство, прежде всего, направляет свою деятельность по охране здоровья на такие цели, как продление жизни и улучшение ее качества для каждого отдельного человека и всего общества в целом, развитие систем санитарно-эпидемиологического благополучия и на этой основе — гарантирование каждому конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь фактически обуславливает гарантированную государством и обществом возможность человека и гражданина получать медицинскую помощь в виде диагностики, лечения и профилактики болезней, а также охраны окружающей среды. Однако, в последние 10-15 лет, в период демократических реформ, в процессе формирования рынка меди-

цинских услуг нередки случаи нарушения, несоблюдения, несоответствия и не предоставления всего объема бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях-здравоохранения, в основном связанной с недостаточным финансированием государственной системы здравоохранения.

По данным специальной литературы и СМИ в настоящее время граждане нередко вынуждены оплачивать часть своего лечения из собственных средств. Так как вопрос о таких доплатах законодательно не до конца решен, больные вынуждены либо приобретать лекарства и расходные медицинские материалы за свои средства, либо неофициально оплачивать лечение медицинскому персоналу. Таким образом, платные медицинские услуги в этих лечебных учреждениях организуются и «развиваются» за счет недофинансирования бесплатной медицины. В настоящее время теневая медицина достигла размеров соизмеримых с годовым, бюджетом российского здравоохранения [6]. Эта пока не решенная проблема усугубляется сокращением лечебных коек в государственных учреждениях здравоохранения, повсеместным закрытием фельдшерско-окушерских пунктов, значительным сокращением подготовки числа врачей и медсестер в государственных медицинских университетах и медицинских училищах, все еще сохраняющейся низкой заработной платой медицинских работников, которая некоторыми авторами определяется как «недоплата за сделанное, как оскорбление и как малоценность труда врача» [7].

После распада Советского Союза состояние здравоохранения в России стало общенациональной проблемой и нуждается в разностороннем, в первую очередь, конституционно-правовом рассмотрении, исследовании и разрешении. Право на охрану здоровья, закрепленное в 1993 г. в Конституции РФ и, с небольшим отставанием, в Основных законах и остальных стран-участниц Союза независимых государств, сформировавшегося из состава бывших союзных республик, и получение гарантированного объема медицинской помощи впервые получило такую четкую юридическую констатацию и стало отвечать положениям основных международных актов в сфере охраны прав человека (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Воззванию Тегеранской конференции 1968 г., Хельсинскому соглашению о правах человека и др.).

В настоящее время в Российской Федерации проводятся реформы здравоохранения, одной из главных целей которых является усиление гарантий прав граждан в области их здоровья. Положительным моментом этих преобразований стало то, что пациент получил статус равноправного субъекта в отношениях, связанных с оказанием ему медицинской помощи. Однако в целом для правоотношений, складывающихся в сфере оказания медицинских услуг, пока еще характерен низкий уровень правовой культуры населения, недостаточное правовое обеспечение отдельных видов медицин-

ской помощи и влияние сложившихся в российском здравоохранении методов административного управления советского периода.

Также надо отметить, что сегодня отсутствуют комплексные исследования по проблемам обеспечения реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь, несмотря на то, что уже на уровне Российской Федераций и ее субъектов сформированы и фактически действуют организационно-правовые, финансовые и процессуальные механизмы реализации и защиты этого важного конституционного права. В частности, в качестве одного из примеров такого механизма, можно привести наличие социального налогового вычета, предоставляемого гражданам за лечение в лицензированных медицинских учреждениях РФ (ст. 219 Налогового кодекса РФ).

В течение последних двух-трех лет были внесены существенные изменения почти во все основные нормативные акты, действующие в области здравоохранения, приняты новые редакции, подготовлены предложения и уже обсуждаются законопроекты законов о здравоохранении и об обязательном медицинском страховании. Так, например, вступивший в силу в 2005 г. Федеральный закон № 122-ФЗ, внес изменения в 196 законодательных актов, в том числе в 10 федеральных законов в сфере охраны здоровья граждан.

Становиться очевидным, что появилась необходимость выработки особых организационно-правовых подходов к формированию нового типа отношений между участниками процесса оказания медицинских услуг и медицинской помощи. В этот круг, прежде всего, входят органы, учреждения и организации, в чью компетенцию входят вопросы обеспечения прав граждан при оказании медицинской помощи, и, конечно, сами граждане. Должно обеспечиваться взаимодействие органов государственной власти и управления, различных государственных, общественных и иных организаций, контролирующих соблюдение прав граждан при оказании медицинской помощи и их защиты в современной социально-экономической обстановке.

В 2002 г. участниками конференции «Гражданское общество и власть», проведенной Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, Московской Хельсинкской группой и Федерацией мира и согласия, была обсуждена ситуация с обеспечением конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. По мнению конференции, обсуждаемые проблемы являются сегодня особенно важными, которые общество и власть могут решить только совместными усилиями. В итоговом документе было рекомендовано Правительству РФ принять ряд постановлений о дальнейшем развитии медицинских услуг, а также было решено обратиться в Верховный Суд РФ с просьбой обобщить судебную практику по медицинским делам. [8]

Таким образом, можно заключить, что в со-

5 Заказ 6663

временных условиях без глубокого осмысления и решения рассматриваемой проблемы, без строгого соблюдения и дальнейшей всесторонней конкретизации гарантий конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь укрепление российской государственности, обеспечение национальной безопасности России, ее возрождение как великой державы невозможно.

1. Конституция Российской Федерации / Российская Федерация // Российская газета. — 1993.

— 25 декабря.

2. Гражданский кодекс РФ (ч. 1): ФЗ РФ от 30.11.94 г. №51-ФЗ: [прин. ГД РФ 21.11.94 г.] / Российская Федерация // от 30.11.94 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №32.

- Ст.3301.

3. Гражданский кодекс РФ (ч.2): ФЗ РФ от 26.01.96 г. №14-ФЗ: [прин. ГД РФ 22.12.95 г.] / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.

4. Налоговый кодекс РФ (ч.2): ФЗ РФ от 05.08.00 г. №117-ФЗ: [прин. ГД РФ 19.07.00 г.] / Рос-

сийская Федерация // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст.3340.

5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: ФЗ РФ от 22.08.04 г. №122-ФЗ: [прин. ГД РФ 05.08.04 г.: одобр. СФ РФ 08.08.04 г.] / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №35. — Ст.3607.

6. Александрова О.Ю. Права граждан в области здоровья / О.Ю. Александрова // Здравоохранение. - 2004. - №12. - С.135-176.

7. Артамонов Р. Дожили: нас скоро назовут оборотнями / Р. Артамонов // Медицинская газета. — 2003. — 01 октября.

8. Итоговый документ конференции «Гражданское общество и власть» [электронный ресурс] // Права человека в России. Хроника московской Хельсинской группы. — 2002. — №3. — Режим доступа: www.hro.org

УДК 61:342.7

А.Ф. Антоненко

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Кафедра государственного и административного права Юридического института ДВГУ, г. Владивосток ГУЗ Краевой клинический центр охраны материнства и детства, Г. Владивосток

Здоровье человека имеет огромную значимость для государства. Принципы охраны здоровья закреплены во многих международных соглашениях и национальных законах, как нашей страны, так и иностранных государств. В период становления российского конституционализма положения об охране здоровья динамично развивались. В настоящее время Конституция 1993 г. содержит общепризнанные нормы по охране здоровья, соответствующие международным соглашениям в этой сфере. Однако возникающие юридические коллизии открывают проблему устаревания и недостаточного урегулирования законодательством России быстро развивающихся отношений в сфере охраны здоровья и, в частности, в сфере оказания медицинской помощи населению.

Ключевые слова: конституция, охрана здоровья, медицинская помощь

CONSTITUTIONAL-JURIDICAL ASPECTS OF HUMAN HEALTH

A.F. Antonenko

Chair of state and administrative law of Law Institute of FESU, Vladivostok SEHP Regional clinical center of protection of motherhood and childhood, Vladivostok

A human health has great importance for a state. Health care principals are fixed in numerous international pacts and national laws as in Russia as in foreign countries. In period of Russian constitutional formation health care provisions were dynamically developing. In nowadays Constitution 1993 includes universally recognized standards of human health care conforming to international agreements in this sphere. However appearing juridical collisions open problem of being out of date and not regulating of relationships by legislation in health and medical care sphere.

Key words: constitution, health care, medical care

Здоровье каждого человека является конституционно-правовой и общественной ценностью, гарантируется и защищается государством и отражается во многих иных правах граждан, как в Рос-

сии, так и по всему миру. Этот принцип нашел закрепление в ст. 2 и ст. 17 Конституции России 1993 г., предполагающий ориентацию всех государственных органов на обеспечение, охрану и защи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.