временных условиях без глубокого осмысления и решения рассматриваемой проблемы, без строгого соблюдения и дальнейшей всесторонней конкретизации гарантий конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь укрепление российской государственности, обеспечение национальной безопасности России, ее возрождение как великой державы невозможно.
1. Конституция Российской Федерации / Российская Федерация // Российская газета. — 1993.
— 25 декабря.
2. Гражданский кодекс РФ (ч.1): ФЗ РФ от 30.11.94 г. №51-ФЗ: [прин. ГД РФ 21.11.94 г.] / Российская Федерация // от 30.11.94 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №32.
- Ст.3301.
3. Гражданский кодекс РФ (ч.2): ФЗ РФ от 26.01.96 г. №14-ФЗ: [прин. ГД РФ 22.12.95 г.] / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.
4. Налоговый кодекс РФ (ч.2): ФЗ РФ от 05.08.00 г. №117-ФЗ: [прин. ГД РФ 19.07.00 г.] / Рос-
сийская Федерация // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст.3340.
5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: ФЗ РФ от 22.08.04 г. №122-ФЗ: [прин. ГД РФ 05.08.04 г.: одобр. СФ РФ 08.08.04 г.] / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №35. — Ст.3607.
6. Александрова О.Ю. Права граждан в области здоровья / О.Ю. Александрова // Здравоохранение. - 2004. - №12. - С.135-176.
7. Артамонов Р. Дожили: нас скоро назовут оборотнями / Р. Артамонов // Медицинская газета. — 2003. — 01 октября.
8. Итоговый документ конференции «Гражданское общество и власть» [электронный ресурс] // Права человека в России. Хроника московской Хельсинской группы. — 2002. — №3. — Режим доступа: www.hro.org
УДК 61:342.7
А.Ф. Антоненко
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Кафедра государственного и административного права Юридического института ДВГУ, г. Владивосток ГУЗ Краевой клинический центр охраны материнства и детства, Г. Владивосток
Здоровье человека имеет огромную значимость для государства. Принципы охраны здоровья закреплены во многих международных соглашениях и национальных законах, как нашей страны, так и иностранных государств. В период становления российского конституционализма положения об охране здоровья динамично развивались. В настоящее время Конституция 1993 г. содержит общепризнанные нормы по охране здоровья, соответствующие международным соглашениям в этой сфере. Однако возникающие юридические коллизии открывают проблему устаревания и недостаточного урегулирования законодательством России быстро развивающихся отношений в сфере охраны здоровья и, в частности, в сфере оказания медицинской помощи населению.
Ключевые слова: конституция, охрана здоровья, медицинская помощь
CONSTITUTIONAL-JURIDICAL ASPECTS OF HUMAN HEALTH
A.F. Antonenko
Chair of state and administrative law of Law Institute of FESU, Vladivostok SEHP Regional clinical center of protection of motherhood and childhood, Vladivostok
A human health has great importance for a state. Health care principals are fixed in numerous international pacts and national laws as in Russia as in foreign countries. In period of Russian constitutional formation health care provisions were dynamically developing. In nowadays Constitution 1993 includes universally recognized standards of human health care conforming to international agreements in this sphere. However appearing juridical collisions open problem of being out of date and not regulating of relationships by legislation in health and medical care sphere.
Key words: constitution, health care, medical care
Здоровье каждого человека является конституционно-правовой и общественной ценностью, гарантируется и защищается государством и отражается во многих иных правах граждан, как в Рос-
сии, так и по всему миру. Этот принцип нашел закрепление в ст. 2 и ст. 17 Конституции России 1993 г., предполагающий ориентацию всех государственных органов на обеспечение, охрану и защи-
ту прав человека, а общество — на осуществление контроля за тем, как эти права соблюдаются.
Само понятие «здоровье человека» понимается по-разному: одни авторы определяют его как правильно функционирующую систему — как состояние человеческого организма, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием, каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью; как состояние животного тела, когда все жизненные отправления. идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни; как нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка; Толковый словарь Д.Н. Ушакова и др.). Другие выражают смысл здоровья в полном физическом и психическом благополучии организма, полноте жизненных проявлений (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Краткий словарь по социологии; Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка и др.).
В приведенных определениях здоровья можно выделить общие характеристики — это, во-пер-вых, нормальное функционирование организма в единой системе, т.е. его нормальное физическое состояние, и, во-вторых, психологический комфорт. Однако в них не отражена еще одна важная характеристика здоровья, которая подчеркивается другими авторами — это социальное благополучие.
Наиболее подходящее, на наш взгляд, определение здоровью человека было дано Всемирной организации здравоохранения — объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта. В этом определение подчеркнута, помимо всего, и социальная роль здоровья граждан, его ценность для государства и общества.
В настоящее время все большее внимание со стороны государства уделяется охране здоровья. В частности, по данным Министерства финансов РФ за 2004 г. финансирование из федерального бюджета сферы здравоохранения было увеличено на 22,1% по сравнению с 2003 г. [5]
Поскольку здоровье населения является одним из основных показателей благополучия страны, то к факторам, определяющим уровень здоровья, также относят и величину реальной заработной платы, продолжительность рабочего дня, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональных вредностей, уровень и характер питания, жилищные условия, образ жизни, состояние здравоохранения и санитарного состояния страны.
В международной практике право человека на охрану здоровья было признано в 1948 г., после осмысления всеми мировыми державами итогов Второй мировой войны. Это право было закреплено во Всеобщей декларации прав человека [3]. С тех пор в мировой юриспруденции накоплен значительный опыт по законодательному обеспечению прав человека в сфере охраны здоровья, на межгосударственном и национальном уровнях различных конституционных систем.
В настоящее время современные государства,
исходя из провозглашенных ООН прав и свобод человека и гражданина и признавая жизнь человека высшей ценностью, руководствуются этим подходом при создании и изменении своих основных законов, конституций, особенно в области здоровья нации в целом и каждого гражданина в отдельности..Такая тенденция имеет, безусловно, позитивное содержание и связана с изменением самой природы современных демократических государств и превращение их в социальные правовые государства. Для успешного продвижения по пути демократических преобразований обязательна реализация конституционных принципов ценности человека, его жизни и здоровья, что требует четкого правового обеспечения этой сферы государственной, социальной и общественной деятельности.
Конституция РФ 1993 г. впервые в нашей стране так широко и многопланово включила охрану здоровья граждан в сферу конституционного регулирования. И современными задачами конституционного права в России стало формирование таких, форм и методов регулирования взаимосвязи (взаимодействия) личности, государства и общества, которые обеспечивали бы в полной мере права и свободы личности и, одновременно, закрепляли бы принципы общественной жизни, не убирая возможностей для саморегуляции общества и свободного развития человека [6].
Еще раз заметим, что ст. 41 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что здоровье человека как одно из важнейших социальных прав является высшим неотчуждаемым благом граждан, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности личности. Его социальный характер выражается в том, что не только каждый человек должен заботиться о своем здоровье, но и государство, и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. В этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов.
Учитывая современные реалии, соблюдение права на охрану здоровья и медицинскую помощь подразумевает как осознанное, так и неосознанное поведение субъектов данных правоотношений в сфере охраны здоровья. Право на охрану здоровья настолько стало неотъемлемой частью, а право на медицинскую помощь — осознанной необходимостью повседневной жизни, что не предполагает от субъектов данных правоотношений каких-либо активных действий, а лишь предусматривает соблюдение известных принципов и норм, усвоенных в начале социализации личности.
В нашей стране конституционное развитие норм, регулирующих охрану здоровья граждан, и вопросы организации здравоохранения проходило неоднозначно. Нельзя сказать, чтобы в СССР и в РСФСР отношения в сфере оказания гражданам медицинской помощи не регулировались на
конституционном уровне. Так, почти во всех Конституциях оговаривалось право на охрану здоровья и медицинскую помощь, содержится ряд других положений, касающихся вопросов здравоохранения.
Анализируя первую советскую Конституцию РСФСР 1918 г., можно констатировать ее преимущественный политический характер — закрепление нового строя, новых основ государственной власти, т.к. советская власть спешила с утверждением своих позиций. Но надо отметить, что за трудящимися впервые были закреплены некоторые политические и социально-экономические права, равенство в правах независимо от расы и национальности. [2]
Конституция 1918 г. не содержала Специальных норм, посвященных охране здоровья граждан, но в ней содержались положения об основах организации здравоохранения. Так, в состав Совета народных комиссаров, систему управления общими делами РСФСР, состоящую из 17 наркомов, был включен и специальный народный комиссариат здравоохранения (пп.«т» ст. 43 Конституции РСФСР 1918 г.).
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, закрепляющей основания и структуру органов власти. В предметах ведения Союза, в лице его верховных органов, было отмечено и «установление общих мер в области охраны народного здравия» (ст. 1 Конституции СССР 1924 г.). Однако отдельного народного комиссариата для данной сферы выделено не было, функцию охраны здоровья населения выполнял Народный комиссариат труда.
В 1919 г. Наркомтруд создал промышленный санитарный надзор. На предприятиях были организованы комитеты по охране труда, которые наблюдали за исполнением законов по охране труда.
В ст.ст. 37 и 47 принятой в 1925 г. Конституции РСФСР уже было включено положение о создании Народных комиссариатов здравоохранения как на республиканском уровне, так и на уровне автономных советских социалистических республик.
Конституция СССР 1936 г. продолжает включать в предметы ведения установление основных начал в области просвещения и здравоохранения (ст. 14). Но одной из самых ярких частей Основного закона явилась гл. X, где закреплялись основные права и свободы граждан СССР. Здесь прямо было указано на право граждан получать материальное обеспечение в случае болезни, которое в частности обеспечивалось бесплатной медицинской помощью (ст. 120). Эти же положения были отражены и в Конституции РСФСР 1937 г.
Далее, в Конституции СССР 1977 г., было провозглашено и уже обеспечено рядом гарантий право граждан на охрану здоровья, что значительно расширило рамки конституционного регулирования, связанного с охраной здоровья.
В систему этих гарантий вошла и гарантия предоставления бесплатной медицинской помощи. Однако право граждан на охрану здоровья, провозглашенное и даже в известной степени гарантированное Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г., носило лишь формальный характер, т.к. никаких сколько-нибудь эффективных средств защиты этого права не существовало.
Прежде всего, указанное конституционное право не было реализовано в гражданском законодательстве. И хотя вышеупомянутые Конституции предусматривали судебный порядок обжалования действий должностных лиц, в том числе в системе здравоохранения, реальные механизмы реализации этого права в соответствии с этими Конституциямй должны были предусматриваться в специальных законах. Такие законы, а в особенности подзаконные акты, прежде всего нормативные правовые акты министерств и ведомств, в том числе Министерства здравоохранения, разрабатывались самими этими ведомствами и преследовали узковедомственные интересы. В частности, в них устанавливался жесткий порядок обжалования действий должностных лиц — порядок подчиненности. Гражданское законодательство, во-первых, не было всеобъемлющим, не охватывало все сферы жизни общества, во вторых, и это главное, — отраслевое законодательство необязательно должно было соответствовать положениям общегражданского законодательства, каким является, прежде всего, Гражданский кодекс. Таким образом, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения в период с 1917 по 1993 гг. характеризовалось приоритетом специального, отраслевого законодательства и неформальным верховенством нормативных правовых актов при формальном верховенстве закона.
Действующая в настоящее время Конституция РФ 1993 г. закрепила четко сформулированные и отвечающие общей международной тенденции положения об охране здоровья и окружающей среды, положения о получении гражданами комплекса социальных услуг, в частности и гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Правовое регулирование общественных отношений является тем инструментом, с помощью которых российское государство стремится решать свои основные социальные задачи. Здесь центральное место, конечно же, принадлежит законодательству. А фундаментом современного законодательства стала современная Конституция РФ. Она служит основой для создания более эффективных рычагов управления общественными процессами, укрепления государственной и общественной жизни, общественного и государственного порядка. Конституция Российской Федерации создала базис для специального законодательства и дополнила его конституционными гарантиями.
При этом речь идет не только о дополнении,
корректировке или укрупнении принятых в прошлом нормативных актов, но и о разработке актов принципиально новых, неизвестных в ранее законодательной практике Российского государства — например, страховой медицине, трансплантации органов и тканей человека, донорстве и т.д. По-новому, более' остро, ставятся вопросы борьбы с наркоманией, профилактикой тобакокурения [4].
Сегодня вряд ли можно назвать такую область законодательства, которая не претерпела бы существенных изменений после принятия Конституции РФ. Законодательство о здравоохранении не только не стало исключением, но и во многом показательно.
1. Конституция Российской Федерации / Российская Федерация // Российская газета. — 1993.
— 25 декабря.
2. Лауэр Э.Ф. Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции / Э.Ф. Лауэр [электронный ресурс] / Все о праве — компас в мире юриспруденции. — 2003.
3. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Картошкин, Е.А. Лукашева. — М.: Изд-во НОРМА, 2002.
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года // Российская газета.
— 2005. — 26 апреля.
5. С бюджетом определились// Медицинская газета. — 2003. — 20 августа.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. — М., 1998.
ЧЕЛОВЕК И ЛЕКАРСТВО
27—28 сентября 2005 года во Владивостоке состоялся 2 Дальневосточный региональный Конгресс «Человек и лекарство» с международным участием. Научная программа Конгресса была посвящена важнейшим достижениям в лечении основных заболеваний человека, вопросам совершенствования формулярной системы и рационального использования лекарственных средств на основе принципов доказательной медицины, обсуждению вопросов лекарственного обеспечения и повышения качества жизни населения. Ниже публикуются тезисы докладов, поступивших в оргкомитет Конгресса.
Батищев Э.М., Волкова М.В., Калинин А.В., Кривелевич В .Я., Кривелевич Б.Б.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ВРАЧЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ О ЛЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ НЕЭПИДЕМИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Значимость сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в ин-валидизации и преждевременной смертности населения не вызывает сомнения. Сегодня в странах Западной Европы смертность от ССЗ равна примерно половине уровня соответствующего показателя в 1970 г. Этому способствовали как своевременно проводимые превентивные профилактические мероприятия, так и соответствующая терапия, основой которых являются тщательно спланированные, достоверные, доказательные исследования. Но, напротив, в Российской Федерации уровень заболеваемости и смертности от ССЗ остаётся высоким. Их частота прогрессивно увеличивается с возрастом. Ежегодно выявляется до 500 тыс. новых случаев заболевания, причём, до 40% пациентов не знают о своём заболеваний (Р.Г. Оганов, 2002 г.) и, соответственно не проводят профилактические мероприятия. Разумеется, что этому способствует и то, что россияне ведут нездоровый образ жизни, в отличие от «примерных» граждан экономически развитых стран. Ситуацию усугубляет не столь оперативное внедрение канонов доказательной медицины в практическое Российское здравоохранение [6, 2]. Информирование практических врачей об эффективности и безопасности лекарственных средств (АС), основанное на принципах доказательной медицины, является компонентом системы их рационального использования.
Цель: Изучить соответствие мнения специалистов, работающих в условиях первичного контакта с пациентами, международным рекомендациям, по поводу терапии ССЗ.
Материалы и методы: Исследование проводилось методом анкетирования в 2004 г. по 8 территориям и регионам Приморского края (ПК) в 29 лечебно-профилактических учреждениях. Проведён анализ 421 анкеты (при репрезентативности п = 340). Средний возраст респондентов — 46,39 + 5,3 лет; 91,25% составили терапевты, 8,75% - кардиологи. Окончившие ВУЗ в течение 1-5 лет назад — 6,38%, 6-10 — 10,64%, 11-15 — 13,0%, более 15 лет составили 69,98%. Специалистам было предложено сформулировать свои предпочтения при назначении лекарственной терапии пациенту, страдающему эссенциальной артериальной ги*
ДЗАПК, ГУЗ «ПК МИАЦ», Владивосток
пертензией (ЭАГ), стенокардией напряжения (СТ), а так же при их сочетании. Всего было представлено 20 фармакотерапевти-ческих групп и подгрупп препаратов, учитывая механизм и продолжительность действия. Группы препаратов были сформированы по результатам ABC-анализа персонифицированной базы льготных рецептов, отпущенных жителям ПК за 2003 г. [5]. Было предложено три варианта ответа: применяю всегда, применяю только по необходимости и не применяю вообще.
Результаты и обсуждение: Тиазидные дуретики (ТД) совершенно закономерно используют 90,78% врачей при ЭАГ и 79,76% совершенно правильно не применяют их при СТ. Однако, при сочетании 2-х нозологий одновременно, лишь 73,52% врачей назначат препараты этой группы. Напротив, ситуация с петлевыми диуретиками (ПД) выглядит менее ясно и предпочтения врачей примерно одинаково распределились между режимами «не применяю» и «ad hoc». Необходимо отметить, что показаниями к применению ПД в настоящее время является лишь ургентная несостоятельность левых отделов сердца, отёчно-асцитический синдром, почечная недостаточность, нарушение солевого баланса, проведение форсированного диуреза.
Десятки лет успешного использования ингибиторов фермента, конвентирующего ангиотензин (ИФКА), закономерно обеспечили высокую привязанность специалистов к препаратам этой фармакотерапевтической группы: при ЭАГ их используют 92,91% специалиста, а в сочетании со СТ в 89,60% случаев, при изолированной СТ лишь 21,51% пациентам назначат ИФКА.
В настоящее время основанием для использования сердечных гликозидов (СГ) остаётся небольшое число показаний: мерцательная аритмия и хроническая сердечная недостаточность высоких степеней (уменьшают частоту летальных осложнений). Здесь мнения практических врачей не расходятся с доказательными: не применяют при ЭАГ — 90,78%, СТ — 84,40%, а при их сочетании — 80,85%.
Вызывает недоумение высокая частота назначаемости периферических вазодилятаторов в амбулаторно-поликлиничес-кой практике. Следует учесть, что пациенты, обращающиеся за