Список литературы:
1. ГалиевГ.Т. Основы социального аудита. - Уфа, 2007.
2. ГалиевГ.Т., ГалиеваН.Н., Дружинина Т.Г. Технологическое управление социальными процессами. - Уфа, 2008 .
3. ГалиевГ.Т., Патрушев В.И. Социальные технологии. Ресурсы. Аудит в 2-х томах. - Уфа, 2011.
4. ГалиевГ.Т., ГимаевИ.З., Галиева Т.Г., Патрушев В.И. Социальные технологии развития современных обществ. - Уфа, 2014.
List of literature:
1. Galiev G.T. Fundamentals of social audit. - Ufa, 2007.
2. Galiev G.T., Galieva N.N., Druzhinina T.G. Process management of social processes. - Ufa, 2008.
3. Galiev G.T., Patrushev V.I. Social technologies. Resources. Audit in two volumes. - Ufa, 2011.
4. Galiev G.T., Gimaev I.Z., Galiev T.G., Patrushev V.I. Social technologies of development of modern societies. - Ufa, 2014.
Тищенко Т.А.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Административное и финансовое право» ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет», Россия, г. Москва
Сабирова З.Э.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и социально-экономическая политика» ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа
УДК 330.13:364.07
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ
В статье рассматривается система здравоохранения Российской Федерации, представляющая собой сложную социально-экономическую сферу, которая призвана содействовать реализации важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание высококвалифицированной лечебно-профилактической медицинской помощи.
Государственное регулирование отрасли здравоохранения занимает важное место во всей политике государства, при этом основной целью развития отрасли является повышение эффективности системы и доступности оказания медицинской помощи населению, а главным результатом усилий и действий государственных органов исполнительной власти на всех уровнях является создание реальных условий, которые могли бы способствовать оказанию положительного эффекта на здоровье граждан, а также достижение основных целевых показателей в сфере охраны здоровья.
В Российской Федерации сформирована единая система управления, представляющая собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также представителей частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.
Ключевые слова: социальная сфера, система здравоохранения, доступность медицинской помощи, государственное регулирование отрасли здравоохранения.
ESPECIALLY GOVERNMENT SECTOR PUBLIC MANAGMENT CHARACTERISTICS OF HEALTH SERVICE AT THE PRESENT
STAGE IN RUSSIA
The article reviews the Russian Federation health service which is complicated social and economic sphere, aimed at facilitating the implementation of the most important social principle - maintenance and improvement of national health, rendering qualified medical and preventive aid.
The governmental regulation of healthcare takes an important place in the whole politics of the government, at the same time the basic aim of the development is the increasing of system efficiency and the availability of medical care service for the population, the main results of efforts and activities of governmental bodies of the executive power at all levels are the formation of real conditions which can make positive effects on citizens' health, and it will also promote the achievement of major rates in the field of healthcare.
The system of healthcare in the Russian Federation, being a very complicated social and economic sphere, is appealed for contributing to realization of the main social principal that is the saving and improving citizens' health and highly qualified medical and preventive medical help.
In the Russian Federation it was formed a united system of management that is the whole federal public health authorities, public health authorities of sub-federal units of the Russian Federation, local authorities, lower authorities, and also representatives of private medical practice and private pharmacology, functioning with the aim of preserving and strengthening citizens' health.
Key words: social services, health services, medical aid availability, government regulation of public health service.
В настоящее время решение задач социальной сферы имеет в Российской Федерации первостепенное значение. Особую роль приобрело правовое регулирование системы здравоохранения, включая повышение доступности и качества оказываемой медицинской помощи.
После распада Советского Союза система здравоохранения гарантировала гражданам широкий перечень медицинских услуг, которые не всегда могли быть реализованы в связи с отсутствием финансовых возможностей. Система здравоохранения Советского Союза включала «в себя до 30 % поликлиник и больниц, принадлежавших различным предприятиям, многие из которых в 90-е годы просто перестали существовать» [7]. Именно поэтому назрел вопрос о реструктуризации системы здравоохранения, способной реализовать требования Конституции Российской Федерации [6].
Охрана здоровья граждан является одной из приоритетных целей государства. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [5]. Права граждан в области охраны здоровья закреплены в статье 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государство обеспечивает охрану здоровья граждан независимо от пола, национальности, языка, социального и должностного положений, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств.
Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда и отдыха, воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи [3].
Кроме того, в соответствии с международными договорами между Российской Федерацией и другими странами предусмотрено оказание медицинской помощи гражданам, находящимся за пределами территории государства. Таким образом, законодательством предусмотрено оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации, находящимся как на ее территории, так и за ее пределами.
Основным нормативным правовым актом в настоящее время, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № З23-Ф3). Целью данного федерального закона является обеспечение функционирования механизма четкого выполнения возложенных полномочий органами государственной власти всех уровней, ответственности медицинских организаций, гарантированности реализации прав граждан в сфере охраны здоровья.
При этом необходимо учитывать, что в сфере охраны здоровья граждан установлены различные виды ответственности, в том числе административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная [2].
В настоящее время некоторые нормы ответственности находятся в стадии разработки или согласования
их в установленном порядке с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. определены приоритетные направления в области охраны здоровья и развития системы здравоохранения: снижение смертности по основным заболеваниям, кадровое наполнение отрасли, повышение оплаты труда медицинских работников, развитие медицинской науки, усиление профилактического направления, формирование установок на здоровый образ жизни. Указанные приоритетные направления обеспечения доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг положены в основу государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 (далее - государственная программа «Развитие здравоохранения»).
Стоит отметить, что для оценки эффективности системы необходимо ориентироваться на измерительные показатели эффективности, так, в соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения выделено четыре основных показателя, характеризующих состояние системы здравоохранения в любом государстве:
- показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;
- показатели социально-экономического развития государства;
- показатели обеспеченности населения медико-социальной помощью;
- показатели состояния здоровья [9].
Кроме того, основным стратегическим документом в европейских странах являются «Основы политики «Здоровье-2020», включающие в себя четыре приоритетных направления:
- инвестирование в здоровье человека на всех этапах его жизни и расширение прав и возможностей граждан;
- решение наиболее актуальных проблем, связанных с неинфекционными и инфекционными болезнями;
- укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения и потенциала охраны общественного здоровья;
- готовность системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям и повышение ее прочности на «местном уровне» в целях создания так называемой поддерживающей среды [4].
В настоящее время Правительством Российской Федерации проводится государственная политика в рамках реализации конституционных прав граждан в социальной сфере, в том числе в области здравоохранения, включающая в себя реализацию указанных основных показателей.
Следовательно, организация системы охраны здоровья осуществляется путем государственного управления, включающего в себя: нормативное правовое регулирование, разработку и осуществление мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, формирование здорового образа жизни населения и основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения [8].
Государственную систему здравоохранения составляют федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, их территориальные органы, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья [1].
Элементы системы здравоохранения представлены на рисунке «Структура системы здравоохранения Российской Федерации».
Кроме того, проводится целенаправленная работа по формированию единых методологических подходов к финансовому обеспечению медицинской помощи, системе оплаты труда медицинских работников, стандартизации оказания медицинской помощи, оптимизации сети медицинских учреждений, усилению контрольно-надзорных функций.
Указанные мероприятия способствуют оптимизации инфраструктуры здравоохранения, связанной с увеличением объемов оказания амбулаторной помощи и помощи, оказываемой в дневных стационарах, уменьшением объемов помощи, оказываемой в круглосуточных стационарах, повышением эффективности работы коечного фонда и оптимизации технологий оказания медицинской помощи (штатного расписания), связанной с оптимизацией модели амбулаторной помощи, увеличением численности и расширением функций средних медицинских работников, а также перераспределением нагрузки врачей-специалистов.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система здравоохранения, регулируемая федеральными органами власти (законодательными и исполнительными),
Государственная система
Федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, мед ицинские организации, в том числе подведомственные Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России)
(в том числе, Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования)
Муниципальная система
Органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья
Медицинские организации, подведомственные органам местного самоуправления
Частная система здравоохранения
Медицинские и фармацевтические
организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения в соответствии с лицензией
Исполнительные органы
государственной власти
субъектов Российской
Федерации в сфере
здравоохранения, а также
подведомственные
медицинские и
фармацевтические
организации
Структура системы здравоохранения Российской Федерации
органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также представителями частных медицинских организаций.
Система здравоохранения, способна оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Таким образом, система здравоохранения Российской Федерации способствует повышению качества оказания медицинской помощи, охране и укреплению здоровья населения.
Список литературы:
1. Братановский С.Н., Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России. - Саратов, 2005. - С. 41.
2. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. - М., 2005. - С. 122.
3. Доктринальный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М., 2013 // Консультант плюс. Справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации.
4. Здоровье-2020. Основы европейской политики и стратегия для XXI века. - М., 2013. - С. 17.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
6. Маркес П.В., Лебедева Н. Реструктуризация региональных систем здравоохранения в России // Информационный бюллетень. - 2010. - Вып. 32 [Электрон-
ный ресурс]. - Режим доступа: http:web.worldbank. org/WBSITE/EXTERNAL.html.
7. Скворцова В.И. Интервью Министра здравоохранения Российской Федерации // Российская газета. - 2014. - 5 сент.
8. Тельнова Е.А. Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения // Вестник Росздравнадзора. - 2010. - № 5.
9. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, Нью-Йорк, 22 июля 1946 г. // Консультант плюс. Справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации.
List of literature:
1. Bratanovskyi S.N., Kizilov V.V. The governmental regulation of arrangement and activities of healthcare establishments in Russia. - Saratov, 2005. - P. 41.
2. Gerasimenko N.F., Alexandrova O.Yu., Gregoryev I.Yu. The legislation in the field of citizen healthcare. - Moscow, 2005. - P. 122.
3. The doctoral comment to the Constitution of the Russian Federation / edited by Yu.A. Dmitrieva. - Moscow, 2013 // Consultant plus. The reference-jurisdiction system of the legislation of the Russian Federation.
4. Health-2020. The basics of european politics and the strategy for the 21st century. - Moscow, 2013. - P. 17.
5. The Constitution of the Russian Federation (accepted by nation wide voting on the 12 of December in 1993).
6. Markes P.V, Lebedeva N. The restructure of the regional systems in Russia // Information bulletin. - 2010. - Issue 32 [Electronic resource]. - URL: http:web.world-bank.org//WBSITE/EXTERNAL.html.
7. Skvorcova V.I. The interview with the Minister of Russian Healthcare // Russkaya gazeta. - 5th September 2014.
8. Telnova E.A. The Quality of medical service as the basic aim of healthcare system // Vestnik Roszdravnadzora. 2010. - № 5.
9. The Constitution of the World Health Organization. New York, 22nd July 1946 // Consultant plus. The refrence-juris-diction system of the legislation of the Russian Federation.
Муллахметов Х.Ш.
кандидат экономических наук, доцент, MBA, доцент кафедры «Производственный менеджмент», ФГБОУ ВО «Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета», Россия, г. Набережные Челны
УДК 336.143: 65.01
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
В теории и практике менеджмента контроль остается наименее изученной функцией управления. Российская практика рассматривает контроль преимущественно как нормативно-карательную деятельность, направленную на обеспечение дисциплины. Исторически сложившийся в советский период подход к контролю как к подсистеме учета, отчетности и статистики, игнорирование управленческих аспектов продолжает культивироваться и сегодня, и в первую очередь в региональном бизнесе. Кризисы конца ХХ - начала XXI века наиболее выпукло показали необоснованность такого подхода; при кризисах проявились новые функции, задачи и потенциал эффективной системы управленческого контроля.
Внедряя новые подходы, концепции, системы и технологии управления в российскую практику, мы часто забываем о новых возможностях контроля в них, пытаемся работать по старым линейным алгоритмам.
В данной статье на основании изучения теории и практики управления и контроля, обобщения личного опыта автора по разработке и внедрению систем внутреннего контроля в организациях изложены подходы к созданию систем контроля, показана взаимосвязь систем управления и контроля на практической плоскости, что позволяет использовать предложенный материал в реальной управленческой деятельности.
Ключевые слова: управленческий контроль, система внутреннего контроля, этапы создания системы контроля, риск-ориентированный подход к организации внутреннего аудита, тенденции развития внутреннего аудита.
MANAGEMENT CONTROL IN MODERN CONDITIONS: APPROACHES TO FORMATION OF THE CONTROL SYSTEM
In theory and practice of management control remains the least understood management functions. Russian control of the practice of considering primarily as a punitive regulatory activities aimed at ensuring discipline. Historically developed during the Soviet era approach to the control subsystem as accounting, reporting and statistics, ignoring the management aspects still cultivated today, and especially in the regional business. The crises of the late XX - early XXI century, most vividly demonstrated the invalidity of such an approach; when crises emerged new features, challenges and potential of an effective system of management control.
Introducing new approaches, concepts, systems and technology management in the Russian practice, we often forget about the new possibilities of controlling them, we try to work on the old linear algorithms.
This article based on the study of the theory and practice of management and control, compilation of personal experience of the author in the development and implementation of internal control systems in the organizations set