ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
УДК 34:002
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ В СЕТЕВОМ ИЗДАНИИ
Магдилова Л.В., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Статья посвящена реализации конституционных гарантий применения нормативно-правовых актов представительных органов федерального, регионального и муниципального уровней власти. Анализу подлежат особенности реализации конституционных норм, обеспечивающих доведение содержания нормативных актов до всеобщего ознакомления, а также обеспечения единства правового пространства РФ посредством создания и развития государственной системы правовой информации, являющейся сетевым изданием для официального опубликования нормативно-правовой информации. Определены законодательная база и виды нормативно-правовых актов, опубликование которых на Официальном интернет-портале правовой информации «Государственная система правовой информации» (www.pravo.gov.ru), Официальном портале Минюста России «Нормативные правовые акты в РФ» (http://pravo-minjust.ru, Ы1р://право-минюст.рф) признается официальным. Система официального опубликования правовых актов в сетевом издании может выполнять функции обеспечения мониторинга и систематизации законодательства. В результате предлагается принятие федерального закона «О системе официального опубликования нормативных правовых актов в Российской Федерации».
Ключевые слова: государственная система правовой информации, правотворчество, представительные органы, промульгация закона, язык официального опубликования, аутентификация текстов.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-28-4-180-186
UDC 34:002
CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF OFFICIAL PUBLICATION OF NORMATIVE LEGAL ACTS
IN THE NETWORK EDITION
Magdilova L.V., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federatuion, [email protected]
The article is devoted to the implementation of constitutional guarantees of the application of legal acts of representative bodies of the federal, regional and municipal levels of government. The peculiarities of the implementation of constitutional norms ensuring the content of regulatory acts are made publicly available, as well as ensuring the unity of the legal space of the Russian Federation through the creation and development of the state system of legal information, which is the network publication for the official publication of legal and regulatory information, are subject to analysis. The legal framework and types of regulatory acts, which are published on the Official Internet portal of legal information "The State System of Legal Information" (www.pravo.gov.ru), the Official Portal of the Ministry of Justice of Russia "Regulatory legal acts in the Russian Federation" (http: / /pravo-minjust.ru) is recognized as official. The system of official publication of legal acts in a network publication can perform the functions of ensuring monitoring and systematization of legislation. As a result, the adoption of a federal law "On the system of official publication of regulatory legal acts in the Russian Federation" is proposed.
Key words: state system of legal information, law-making, representative government departments, promulgation of the law, official publication language, text authentication.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-28-4-180-186
К конституционным гарантиям соблюдения Конституции РФ, относится обязательное опубли-прав и свобод человека, установленным в ч. 3 ст. 15 кование федеральных законов (законы РФ о по-
правках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), а также иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Необходимым условием применения нормативно-правовых актов является их официальное опубликование, являющиеся завещающей процедурой правотворческой деятельности, в результате которого обеспечивается доведение содержания нормативных актов до всеобщего ознакомления [1]. Такой подход к информированию граждан о принимаемых нормативно-правовых актах напрямую связан с правовой презумпцией знания гражданами правовых норм, затрагивающих их права, свободы и обязанности. Эта презумпция действует исключительно в отношении опубликованных законов [2]. Обязательным условием является опубликование нормативных актов в источниках массовой информации, признанных официальными. Официальное опубликование, под которым понимается размещение текста документа в официальном источнике опубликования в полном соответствии с подписанным подлинником, влечет юридически значимые последствия [3].
Конституционная обязанность по официальному опубликованию, составляющая важный аспект в системе основ конституционного строя, реализуется посредством достижения ряда формальных и содержательных критериев и не сводится лишь к размещению закона в установленном законом источнике. Данная обязанность имеет определённый потенциал развития правового регулирования с точки зрения механизмов её обеспечения [4, 5]. В развитие положений Конституции РФ был принят ряд законов, регламентирующих порядок вступления в силу нормативно-правовых актов, которыми определены правила опубликования нормативно-правовых актов.
В Федеральном законе от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» закреплено правило о том, что тексты законов и других актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации [6, 7]. Субъекты РФ, на территории которых тексты законов и других актов опубликовываются на двух языках: Башкортостан -башкирский, Марий Эл - марийский, Татарстан -татарский, Удмуртия - удмуртский, Хакасия - хакасский, Чукотский АО - чукотский [8].
К официальным источникам опубликования нормативных правовых актов федерального уровня, в том числе федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания РФ, относятся «Российская газета» или «Собрание законодательства РФ».
Современное развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на все сферы деятельности личности, общества и государ-
ства, в том числе на способы распространения правовой информации и формы ее официального опубликования. Особое значение приобретает обеспечение полноты, достоверности, актуальности и доступности нормативно-правовой информации в цифровом виде. В рамках совершенствования механизма официального опубликования нормативных правовых актов во многих странах мира развиваются цифровые системы обеспечения доступа к правовой информации, в том числе официальное опубликование в сетевом издании [9].
В.Б. Исаков полагает, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 опубликование в электронной форме впервые было признано равнозначным официальному опубликованию на бумаге. С принятием данного указа, по мнению исследователя, «в Российской Федерации начался новый период официального электронного опубликования правовых актов» [10].
К электронному опубликованию правовых актов можно отнести их размещение на официальном сайте или интернет-портале электронной версии источника официального опубликования нормативных правовых актов. Например, нормативных правовые акты в электронной форме размещаются на официальных сайтах таких официальных источников опубликования, как «Российская газета» (http://www.rg.ru), «Парламентская газета» (http://www.pnp.ru).
В 2011 г. законодателем были внесены изменения в ряд законов, в результате чего под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), соответственно в которых могут быть опубликованы нормативные правовые акты. В свою очередь, работа по официальному опубликованию нормативных правовых актов, кодификации и систематизации законодательства не должна перекладываться на коммерческие структуры.
Для реализации конституционных прав и свобод граждан на доступ к нормативно-правовой информации, а также обеспечения единства правового пространства РФ на основе систематизации и кодификации законодательства возникла необходимость создания государственной системы правовой информации, представляющей собой сетевое издание для официального опубликования нормативных правовых актов.
Под официальным опубликованием в сетевом издании понимается первое размещение акта в электронной форме на специализированном портале в сети интернет (в отличие от традиционного официального опубликования в печатном периодическом издании). Электронное опубликование обладает рядом преимуществ, в числе которых: высокая скорость передачи информации; относительная
(по сравнению с бумагой) дешевизна; удобство хранения документов в электронном виде; простота и легкость доступа к информационным ресурсам; удобство поиска информации; возможность неограниченного копирования и тиражирования правовой информации [11].
Среди недостатков официального опубликования в сетевом издании необходимо отметить:
• отсутствие либо затруднительный доступ к сети Интернет некоторых категорий субъектов, особенно проживающих в сельской местности;
• невозможность получить официальный текст нормативного правового акта на бумажном носителе (любая распечатка будет копией, но не оригиналом);
• невозможность подтвердить тождество текста нормативного правового акта после его опубликования (с которым гражданин ознакомился) с текстом этого акта через определенный период времени, хотя они могут различаться вследствие неправомерного воздействия на текст акта как организацией, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание интернет-ресурса, так и третьими лицами;
• отсутствие доступа к официальному тексту нормативного правового акта вследствие блокировки доступа в Интернет, доступа к сайту со стороны третьих лиц, либо отключения электричества, сбоя в локальной сети и других подобных случаях (фактически суды и другие правоприменительные органы будут лишены возможности выносить решения на основании официальных источников);
• возможность искажения официальных текстов нормативных правовых актов через заражение компьютеров вредоносными программами, вирусами;
• неудобство в восприятии и использовании текста акта в электронной форме и другие.
Большим преимуществом обладает «Официальный интернет-портал правовой информации» www.pravo.gov.ru. Он зарегистрирован 10 ноября 2011 года в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве средства массовой информации за номером Эл № ФС77-47467 и зарегистрирован 22 июля 2011 года как федеральная государственная информационная система № ФС-7110096. «Официальный интернет-портал правовой информации» является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. Статус портала как официального публикатора правовых актов определен Федеральным законом от 21 октября 2011 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"», Федеральным законом от 25.12.2012 № 254-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и статью 9-1 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"», указом Президента Российской Федерации от 02.02.2013 г. № 88 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2014 г. № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (таблица 1).
Таблица 1
Официальное опубликование на официальном интернет-портале правовой информации
Основание и дата начала публикации определенных видов нормативных правовых актов Виды нормативно-правовых актов, подлежащих официальному опубликованию в сетевом издании
10 ноября 2011 года (в соответствии с Федеральным законом от 21.10.2011 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"») • федеральные конституционные законы; • федеральные законы; • акты палат Федерального Собрания, принятых по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации; • указы Президента Российской Федерации; • распоряжения Президента Российской Федерации.
9 января 2013 года (в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Феде- • международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации; • временно применяемые международные договоры Российской Федерации (за исключением договоров межведомственного характера); • постановления Конституционного Суда Российской Фе-
рации» и статью 9.1 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».) дерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, иные решения Конституционного Суда Российской Федерации.
7 марта 2013 года (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2013 г. № 88) • акты Правительства Российской Федерации.
1 сентября 2014 года (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 198) • законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.
1 января 2015 года (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2014 г. № 668) • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Таким образом, в настоящее время опубликование на портале www.pravo.gov.ru признается официальным в отношении следующих документов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палаты Федерального Собрания; международные договоры, вступившие в силу для России, а также международные договоры, которые временно применяются РФ (за исключением договоров межведомственного характера); постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок опубликования; акты Президента РФ; акты Правительства Российской Федерации; законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Система официального опубликования правовых актов, помимо размещения аутентичного текста нормативного правового акта, в источнике официального опубликования может выполнять функции обеспечения мониторинга и систематизации законодательства.
С 14 июля 2018 года реализована возможность официального опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений на портале Минюста России, в соответствии с приказом Минюста России от 26.06.2018 г. № 132, который вносит изменения в приказ Минюста России от 04.07.2017 г. № 122 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и
обеспечение доступности сведений, включенных в него».
Федеральным законом от 18.04.2018 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» уточняется порядок официального опубликования и обнародования муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления.
Согласно дополнениям, внесенным в статью 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или части»). Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления теперь вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
Право органов местного самоуправления выступать учредителем сетевого издания закреплено в части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет счи-
таться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании. Из представленного следует, что федеральный законодатель отводит сетевому изданию не основную, а вспомогательную роль в официальном опубликовании муниципальных правовых актов.
С учетом изложенного в уставе муниципального образования, в котором предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов, не может быть определено альтернативное использование печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Выбор в пользу сетевого издания в качестве единственного способа обнародования муниципальных правовых актов возможен при условии высокого уровня проникновения сети «Интернет» в местное сообщество и (или) обеспечения доступности его использования для большинства жителей муниципального образования, в том числе посредством создания достаточного количества пунктов подключения к сети «Интернет» в местах, доступных неограниченному кругу лиц (в помещениях органов местного самоуправления, муниципальных библиотек и прочих доступных для посещения местах) (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 г. № 43-АПГ16-14, статья 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
Для сетевого издания, помимо его наименования, во всех случаях в уставе муниципального образования следует также указывать доменное имя соответствующего сайта в сети «Интернет», регистрационный номер и дату регистрации средства массовой информации, указанные в свидетельстве о регистрации средства массовой информации (до 01.01.2018) или в выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации (с 01.01.2018).
В рамках государственной регистрации устава муниципального образования будет проверяться соблюдение вышеуказанных требований к закреплению сетевого издания в уставе муниципального образования, а также наличие сетевого издания в перечне наименований зарегистрированных средств массовой информации на официальном сайте Роскомнадзора (https://rkn.gov.ru).
Использование в абзаце третьем части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ) слов «использовать сетевое издание» и «официальное сетевое издание» предполагает, что органы местного самоуправления вправе как учредить собственное сетевое издание, так и воспользоваться сетевыми изданиями, учрежденными иными органами публичной
власти, а также подведомственными им организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед указанными органами.
Официальный портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, httр://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2018 г. № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» определен в качестве официального источника текстов муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов.
Таким образом, Федеральным законом № 83-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации № 327 и приказом Минюста № 132 сформированы необходимые правовые условия, позволяющие осуществлять официальное опубликование (обнародование) уставов, муниципальных правовых актов на портале Минюста России с учетом ограничений на использование сетевых изданий, изложенных выше [12].
К основным проблемам опубликования нормативно-правовых актов в сетевом издании можно отнести вопросы полномочий в механизме контроля субъектов указанной деятельности. Так, законодательно не закреплены нормы, регулирующие право учреждения сетевого издания государственными органами РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления. Также остаются неурегулированными вопросы установления ответственности за отсутствие публикации нормативных правовых актов в сетевом издании и нарушение сроков опубликования.
Другой проблемой является соответствие текста акта в сетевом издании тексту оригинала, то есть его аутентификации. В решении этого вопроса существенное значение приобретают программно-технические средства обработки информации.
В Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» к настоящему времени был внесен ряд поправок, связанных с размещением нормативно-правовой информации в электронном виде. Однако он не отвечает в полной мере сегодняшним требованиям. Необходимо подготовить и принять федеральный закон «О системе официального опубликования нормативных правовых актов в Российской Федерации», который закрепил бы структуру системы официального опубликования в электронном и печатном виде, права и обязанности её участников, определил бы их функции и пределы ответственности [13].
Таким образом, использование сетевых изданий для обнародования нормативно-правовых актов упрощают процедуру опубликования и вступления в силу правовой информации. Также необходимо отметить, что применение современных сетевых изданий позволяет предоставить доступ к информации о деятельности органов госу-
дарственной власти и местного самоуправления неограниченному кругу лиц более удобными средствами, повысить оперативность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Литература
1. Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование доступа к сведениям о деятельности органов власти // Юридический вестник ДГУ. 2018. Т. 25. № 1. С. 62-71.
2. Луценко Е.С., Склифус С.В. Развитие законодательства об официальном электронном опубликовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Информационное общество. 2015. № 2-3. С. 86-90.
3. Коваленко Е.И. Государственная система правовой информации Республики Беларусь в условиях цифровой трансформации общества // Информационное право. 2018. № 3. С. 8-13.
4. Анциферов Н.В. Конституционная обязанность по официальному опубликованию законов // Право и политика. 2017. № 5. С. 1-16.
5. Червяковский А.В. Промульгация и официальное опубликование законов // Современное право. 2017. № 9. С. 12-15.
6. Шайдулина Р.М. Проблемы реализации конституционных прав граждан на ознакомление с нормативными правовыми актами на национальных языках // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 35-38.
7. Червяковский А.В. Вопросы официального опубликования нормативных правовых актов на нескольких языках (юридико-культурологический аспект) // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 471-478.
8. Корепанова Т.Л. Использование удмуртского языка при опубликовании законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Удмуртской Республики // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2015. Т. 25. № 1. С. 170-173.
9. Шельменков В.Н. Роль информационных правовых систем в информационном обществе // Мониторинг правоприменения. 2016. № 1 (18). С. 59-66.
10. Исаков В.Б. Формирование правовой основы системы официального электронного опубликования // Получение, хранение и использование информации в электронной среде: публично-правовое и частноправовое регулирование: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М., 2013. С. 22.
11. Штыкова Н.Н. Электронный правовой акт: история и правовая природа // Информационное право. 2015. № 1. С. 17-21.
12. Шайдулина Р. М. Конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в электронных источниках // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 (34). С. 197-203.
13. Червяковский А.В. Нормативное регулирование вопросов официального опубликования законов в конституции российской федерации и конституциях государств ближнего зарубежья // Современное право. 2016. № 10. С. 17-20.
References
1. Kovaleva N.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie dostupa k svedeniyam o deyatel'nosti or-ganov vlasti // Yuridicheskii vestnik DGU. 2018. T. 25. № 1. S. 62-71.
2. Lutsenko E.S., Sklifus S. V. Razvitie zakonodatel'stva ob ofitsial'nom elektronnom opublikovanii nor-mativnykh pravovykh aktov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii // Informatsionnoe obshchestvo. 2015. № 2-3. S. 86-90.
3. Kovalenko E.I. Gosudarstvennaya sistema pravovoi informatsii Respubliki Belarus' v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obshchestva // Informatsionnoe pravo. 2018. № 3. S. 8-13.
4. Antsiferov N.V. Konstitutsionnaya obyazannost' po ofitsial'nomu opublikovaniyu zakonov // Pravo i politika. 2017. № 5. S. 1-16.
5. Chervyakovskii A.V. Promul'gatsiya i ofitsial'noe opublikovanie zakonov // Sovremennoe pravo. 2017. № 9. S. 12-15.
6. Shaidulina R.M. Problemy realizatsii konstitutsionnykh prav grazhdan na oznakomlenie s norma-tivnymi pravovymi aktami na natsional'nykh yazykakh // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2017. № 8. S. 35-38.
7. Chervyakovskii A.V. Voprosy ofitsial'nogo opublikovaniya normativnykh pravovykh aktov na neskol'kikh yazykakh (yuridiko-kul'turologicheskii aspekt) // Yuridicheskaya tekhnika. 2016. № 10. S. 471-478.
8. Korepanova T.L. Ispol'zovanie udmurtskogo yazyka pri opublikovanii zakonov i inykh normativnykh pravovykh aktov organov gosudarstvennoi vlasti Udmurtskoi Respubliki // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 2015. T. 25. № 1. S. 170-173.
9. Shel'menkov V.N. Rol' informatsionnykh pravovykh sistem v informatsionnom obshchestve // Monitoring pravoprimeneniya. 2016. № 1 (18). S. 59-66.
10. Isakov V. B. Formirovanie pravovoi osnovy sistemy ofitsial'nogo elektronnogo opublikovaniya // Poluchenie, khranenie i ispol'zovanie informatsii v elektronnoi srede: publichno-pravovoe i chastnopravovoe regulirovanie: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2013. S. 22.
11. Shtykova N.N. Elektronnyi pravovoi akt: istoriya i pravovaya priroda // Informatsionnoe pravo. 2015. № 1. S. 17-21.
12. Shaidulina R.M. Konstitutsionno-pravovye osnovy ofitsial'nogo opublikovaniya normativnykh pravovykh aktov munitsipal'nykh obrazovanii v elektronnykh istochnikakh // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2015. № 2 (34). S. 197-203.
13. Chervyakovskii A.V. Normativnoe regulirovanie voprosov ofitsial'nogo opublikovaniya zakonov v konstitutsii rossiiskoi federatsii i konstitutsiyakh gosudarstv blizhnego zarubezh'ya // Sovremennoe pravo. 2016. № 10. S. 17-20.
Поступила в редакцию 3 ноября 2018 г.
Received 3 November, 2018